NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. пояснительная записка





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

Программа обеспечивает:

  • формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

  • усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности; социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

  • участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

  • формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

  • развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

  • сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

  • осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

  • осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

  • формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

  • овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоро- вьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

  • осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.


Программа воспитания и социализации учащихся отвечает требованиям следующих документов: «ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования», «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в которых отмечается отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность; отсутствие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни; недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа, что в результате привело к отрицательному влиянию на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом к низкой общей культуре подрастающего поколения.

Программа базируется на личностных и общественных ценностях, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания учащихся, логически продолжает основные направления Программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Настоящая Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (11-15 лет), психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализации личности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.
Программа выделяет базовые направления развития социализации и культуры личности учащегося основной школы в преемственности с начальной школой.




Преемственность с направлениями начальной школы

Направления социализации в основной школе (ключевые ценности)

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Культура гражданская (Родина)

Культура самоидентификации (Мировоззрение. Солидарность. Социализация)

2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Культура духовно-нравственная и эстетическая (Добро)

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Культура учебной и трудовой деятельности (Образование, профориентация)




Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Культура здорового образа жизни (Здоровье)




Формирование ценностного отношения к семье

Культура поведения (Семья. Толерантность.)

5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Культура экологическая (Природа)

6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Культура эстетическая (Красота)




    1. Гражданская культура личности. (Родина — страна граждан)

Воспитание гражданской культуры предполагает развитие у подростка чувства патриотизма, преданности, долга, чести, гражданственности, толерантности, ответственности, оптимизма и веры, стремления к социальной солидарности и взаимопомощи, осознания общественных задач (коллектива, народа) и активности в их реализации, умения достойно и конструктивно решать вопросы проблемного характера. Об уровне развитости гражданской культуры свидетельствуют знания человека о правовых нормах, установленных государством, о многообразии культур и народов единой страны, осознанное понимание равенства народов России, участие в различных добрых коллективных делах, благотворительных акциях и организациях и т.д.

    1. Культура самоидентификации личности. (Мировоззрение личности и солидарность людей)

В настоящее время назрела необходимость говорить о проблеме самоидентичности человека, поэтому в ФГОС как одно из приоритетных направлений разработки программ для основной школы заявлена работа по обеспечению «социальной самоидентификации обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности». Развитие культуры самоидентификации личности в социуме основывается на нравственном сознании, гражданской позиции и духовном здоровье человека, которые в свою очередь определяются социокультурной ситуацией в семье, коллективе, обществе (в частности СМИ). Термин «самоидентификация» тесно связан с такими понятиями, как самоопределение и самовоспитание личности, и трактуется как отождествление личности с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д., реализующими свою речевую деятельность в соответствии с их социальными ролями. В зависимости от изменения своего идентификационного статуса и социальной роли (ученик - учитель, дети - родители, мальчик - девочка, юноша - девушка, старший - младший, знакомые - незнакомые, дилетант - профессионал и т.д.) в конкретных коммуникативных ситуациях меняется и речевая роль человека.

Важно формировать такие способности обучаемых, которые помогут противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды. Существенную роль в содействии социализации и самоидентификации учащихся играют их родители, педагогической компетентности которых необходимо уделять особое внимание.

Развитие культуры самоидентификации личности будет содействовать вырабатыванию чувства самоуважения, формированию позитивной самооценки; овладению учащимся знаниями и умениями, связанными с развитием представлений подростка о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; приобретению практического опыта, соответствующего его интересам и способностям, развитию конструктивных способов самореализации.

    1. Духовно-нравственная культура личности. (Доброта в чувствах, мыслях и поступках)

Успех социализации обучающегося будет зависеть прежде всего от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности.

Духовно-нравственная культура зиждется на таких основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях, как добро, истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и др.

Нравственная культура личности во многом определяет жизненную позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор в процессе усвоения культурно- исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит, совершать позитивные поступки (в том числе речевые).

Духовная культура имеет более высокий уровень сознания личности и свидетельствует об устойчивости нравственных качеств человека, который совершает добрые поступки бескорыстно, по велению души, сердца, не ожидая похвалы и наград.

    1. Культура учебной и трудовой деятельности личности. (Образование — труд для себя и для других)

Процесс социализации невозможен без развития у подростков активной учебно-познавательной деятельности, социальных компетенций, формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку, благодаря которому сохраняется социальный опыт, культура предшествующих поколений, наций, народов, народностей, поэтому крайне важно воспитывать культуру учебной деятельности подростков.

Культура учебной деятельности проявляется в развитии таких качеств обучающихся, как трудолюбие, стремление к познанию, целеустремлённость, воля, добросовестность, рассудительность, активность, креативность, взаимопомощь, терпение, аккуратность, скромность, ответственность за результат своего труда и др.

Культура учебной деятельности включает в себя приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям; участие в олимпиадах, конкурсах, школьных и внешкольных организациях (творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть), в ученическом самоуправлении, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных); участие школьников в деятельности производственных, творческих объединений и др., формирование мотивации к труду, к выбору будущей профессии, овладение способами и приёмами поиска необходимой информации для саморазвития и самореализации в будущем.

    1. Культура здорового образа жизни личности. (Здоровье тела и духа)

Культуру здорового образа жизни учащегося также необходимо воспитывать, так как здоровье человека на 50% зависит от его индивидуального образа жизни, от умения планировать свою деятельность в течение дня и на более длительный промежуток времени; уделять должное внимание занятиям физической культурой, цель которой сводится не только к развитию двигательно-координационных способностей, но и к формированию «задатков умственной деятельности, этических и эстетических представлений, а также способности к самонаблюдению, самосохранению, продолжению рода». Уровень культуры здорового образа жизни (высокий, средний, низкий) во многом определяется тем, насколько у ученика сформированы установки на систематические занятия физической культурой и спортом, насколько он готов к выбору индивидуального рациона питания, индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей, знает и понимает ли подросток, что существуют угрозы для жизни и здоровья людей, и готов ли им противостоять. Культура и убеждённость подростка в выборе здорового образа жизни (в частности, неупотребление наркотиков и других психоактивных веществ, алкоголя, отказ от курения) является основой безопасности жизнедеятельности человека. Упорство, воля, настойчивость, активность, усердие, выносливость, закалённость, уверенность, ответственность и др. качества личности являются надёжной платформой для формирования культуры здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.

    1. Культура поведения личности. (Доброта в отношениях людей: от любви в семье до толерантности в обществе)

Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения.

В процессе социализации личность приобретает социально важные опыт, знания, умения, необходимые для жизнедеятельности в обществе, в частности знание норм и правил поведения, коммуникативно- речевые умения, которые, в сущности, демонстрируют культуру поведения человека.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Культура поведения предполагает знание учеником национальных особенностей культуры поведения человека, сложившихся в результате нравственного развития многих поколений и являющихся непременным атрибутом общечеловеческой культуры, владение правилами поведения в коллективе, обществе (этикет и речевой этикет), умение адекватно соотносить социальные и речевые роли в устной и письменной формах коммуникации.

Культура поведения личности формируется с раннего детства, однако более осознанный характер она приобретает в подростковом возрасте человека, поэтому именно в этот период необходимо развивать и совершенствовать у учащегося доброжелательность и благодарность, деликатность и тактичность, скромность и порядочность, интеллигентность и достоинство, культуру речи и культуру общения, чувство меры и т.д.

    1. Экологическая культура личности. (Природа — наш хрупкий дом)

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором «общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле».

Развитие экологической культуры личности базируется на следующих принципах: единства и исторической взаимосвязи природы и общества; социальной обусловленности отношений человека к природе и их гармонизации; междисциплинарного подхода в формировании экологической культуры обучаемого; единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды с учётом взаимосвязи глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем.

Воспитание экологической культуры как неотъемлемого компонента общей культуры личности требует, во-первых, овладения учащимися научными основами взаимодействия природы и общества и, во-вторых, формирования системы взглядов и убеждений, направленных на осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды, моральной ответственности личности за состоянием окружающей среды и необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности, готовности к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и обеспечению личного и общественного здоровья и безопасности, предосторожности человека при выборе собственного варианта поведения.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 4 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.