NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1. Задачи, стоящие перед автомобильным транспортом. Техническая эксплуатация автомобилей, ее роль в обеспечении работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта и экономии трудовых и материальных ресурсов


1. Задачи, стоящие перед автомобильным транспортом. Техническая эксплуатация автомобилей, ее роль в обеспечении работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта и экономии трудовых и материальных ресурсов.

Задачи, стоящие перед автомобильным транспортом в условиях

рыночного хозяйственного механизма: повышение производительности

автомобилей, снижение себестоимости перевозок, экономия топливно-

энергетических ресурсов, проблема безопасности и экологии, уменьшение

трудовых затрат.Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн. предприятий и

организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и

предпринимателей, а также население страны.

При этом 85% парка РФ имеет срок службы более 10 лет.

Эксплуатация бывает коммерческая (для прибыли) и технич (для поддержания)

При этом, если надежность конструкции автомобилей закладывается на

этапах проектирования и производства, то наиболее полное использование

потенциальных возможностей обеспечивается этапом технической

эксплуатации, а, следовательно, работоспособность автомобилей и парков

обеспечивается подсистемой технической эксплуатации автомобилей.

ТЭА представляет собой науку, опр пути и методы наиб эффективного упр техн сост подв.с. с целью обесп регулярности перевозок, безоп движ при наиб полном использ эксплуат сво-в ТС с учетом обесп заданного ур надежности и оптимизации трудовых, матеральных и эксплуат затрат, сведения к минимуму отриц возд на окр.ср.

Задачи: технич обесп процесса перевозок и обесп безоп движ ТС

Осн принцип: повыш надеж и пониж эксплуат затрат.

Тех экспл.- состоит из

1)тех исп.- это реализация экспл. Свойств автомобиля путем выбора и обеспечения оптимальных режимов его работы(тепловые, скоростные, нагрузочные)соотв уст нормам, назначению, усл. экспл.

2)тех обслужив и ремонт, тех обслужив-напр. на поддерживание его в тех. испр сост., ремонт-направлен на выст тех сост.

3)хранение-подразумевает обеспечение тех сохр и экспл свойств в межсменное время.

Орг-я технич эсплуат:

-закономерности и нормативы ТЭА

-производственно-техническая база (обесп возм-ти выполн ТО и Р)

ТЭА непосредственно влияет не только на работоспособность подв.с., но и на экономию трудовых и материальных ресурсов (чем лучше и тщательнее проводится технич эсплуат, тем реже нужен ремонт, соотв меньше материальных и трудовых ресурсов будет необх; чем хуже проводится ТЭА и чем хуже эксплуатируют автомобиль (режим работы), тем чаще нужен ремонт)

2. основные элементы технической эксплуатации автомобилей, направления их развития и совершенствования. Техническое состояние и работоспособность автомобиля, понятия и определения.

Тех экспл.- состоит из

1)тех исп.- это реализация экспл. Свойств автомобиля путем выбора и обеспечения оптимальных режимов его работы(тепловые, скоростные, нагрузочные)соотв уст нормам, назначению, усл. экспл.

2)тех обслужив и ремонт, тех обслужив-напр. на поддерживание его в тех. испр сост., ремонт-направлен на выст тех сост.

3)хранение-подразумевает обеспечение тех сохр и экспл свойств в межсменное время.

Основные направл ТЭА:

1)система и орг то и ремонта (принятие решения о методах и путях поддерж техн сост, знания закономерности ТЭА)

2)соверш птб(здания, сооруж),

3)структура пс (ку, кол-во а/м, з/п сотрудников)

4)система снабжения запосными запчастями, оптимизация запасов(складское хоз-во)

5)повышение эфф персонала,

6)усл экпл пс. (температура, интенс движ)

Для этого можно:

Внедрение прогрессивных технологических процессов, средств механизации и автоматизации, контроля и диагностирования технического состояния подвижного состава

Учет нормативов местных условий эксплуатации, а также развитие социалистического соревнования в повышении качества, надежности и эффективности работы автомобильного транспорта.

Корректирование нормативов; принципов организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава, использование новых деталей

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЯ – состояние, характеризуемое совокупностью его эксплуатационных свойств, изменяющихся в процессе эксплуатации, измеренных и оцененных количественно, характеризуемая на опр момент нормами технич документации.

К основным эксплуатационным свойствам автомобиля свойствам автомобиля относятся: надежность, топливная экономичность, динамичность, безопасность движения, влияние на окр среду, производительность, комфортабельность, грузоподъемность (пассажировместимость).

Работоспособность (авт) является техническим состоянием автомобиля, при котором в данный момент времени он соответствует всем требованиям, установленным лишь для основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций. К примеру, если на автомобиле при включении сигнала поворотов указатели поворотов не мигают, он является работоспособным, так как может выполнять свои функции, однако в данный момент считается неисправным. В течение эксплуатации автомобиля его работоспособность не остается постоянной и зависит от времени работы. Своевременное и регулярное проведение технического обслуживания и текущих ремонтов в процессе эксплуатации автомобиля обеспечивают в течение длительного времени нормальную работоспособность в соответствии с паспортными режимами.

Тем не менее из-за технических, химических, электрических и электрохимических воздействий происходит потеря работоспособности, а ее восстановление за счет технического обслуживания и мелкого ремонта становится невозможным. Чаще всего работоспособность автомобилей снижается из-за увеличения зазоров, изменения размеров деталей, качества и свойств металла трущихся поверхностей деталей.

Изнашивание – пр-с постепенного измен р-в дет, возникн вследствии трения по сопряженным деталям (взаимное трение) или в рез-те деформ.

Отказ – нарушение работоспосбности объекта (не поехал), прияводящие к наруш трнасп процесса

Параметры техн сост:



где у – пар-р, например зазор торм колодок

у н – нач состояние

у пр – предельное сост

эль – пробег

s – торм путь

если у нах-ся между у н и у пр то работоспособен, при у больше у пр – неисправен, неработоспособен
3. причины изменения технического состояния и работоспособности автомобиля. Виды трения и их характеристики.

Работоспособность (авт) является техническим состоянием автомобиля, при котором в данный момент времени он соответствует всем требованиям, установленным лишь для основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

Осн причины:

1 категория – случайные события:

  • случайные события

  • скрытые дефекты

  • низкое кач-во топлив

  • неоднородность произ-ва (кач-во работы каждого рабочего)

  • категория и усл эксплуатации

2 категеория – пост действующие ф-ры:

  • износ шин

  • коррозия

  • старение

  • накопление отложений (накипь)


Виды трения: сухое, полужидкое(граничное), жидкостное.

Сухое трение - трение между поверхностями, не разделенными слоем жидкой смазки. В этом случае действие пленки сводится только к разделению трущихся поверхностей и ослаблению силы сцепления между ними. (шины о дорогу)

При большой толщине смазочного слоя, когда поверхности контртел касаются друг друга лишь выступами шероховатости, трение называется полужидкостным. (шестерни)

Жидкостное (вязкое), при взаимодействии тел, разделённых слоем жидкости или газа (смазки) различной толщины — как правило, встречается при трении качения, когда твёрдые тела погружены в жидкость (шейки коленвала)

4. классификация видов изнашивания. Коррозия деталей автомобилей

Изнашивание – пр-с постепенного измен р-в дет, возникн вследствии трения по сопряженным деталям (взаимное трение) или в рез-те деформ.

Изнашивание бывает:

      1. механическое (из-за возд 2х сопряженных деталей и не затрагивает химич пр-сы, происх между дет):

  • абразивное (шины)

  • эрозионное (эрозия – выветривание, система выпуска)

  • излом (хрупкое разруш, рессоры)

  • пластич деформ

  • питтинг (зубч колеса, выдалбливается)

  • усталостное напряжение (болты)

  • кавитация (эрозия в жидкой среде)

      1. моллекулярно-механическое

(происходит схватывание, глубинное поникновение 2х сопряж дет за счет температур, нагрузок, давл и происходит выров мат-ла, вырывает)

      1. коррозионное (происходит гл образом из-за наличия сернистых соед)

Коррозия появляется на поверхностях деталей в результате химического или электрохимического взаимодействия материала детали и агрессивной окружающей среды, приводящего к окислению — ржавлению металла, уменьшению прочности и ухудшения внешнего вида автомобиля. Коррозии способствуют сохранение влаги на металлических поверхностях, соль, которую используют в зимнее время на дорогах и отработавшие газы.

Коррозией называют разрушение поверхности металла в результате химического или электрохимического воздействия среды. Чистая металлическая поверхность легко подвергается химическому воздействию среды. Однако, если в процессе начавшейся коррозии продукты ее образуют прочно связанную с металлом пленку, изолирующую поверхность от коррозионной среды, то металл приобретает пассивность по отношению к ней. Процесс искусственного образования тонких окисных пленок на поверхности металла для защиты его от коррозии и придания изделию лучшего вида называют пассивированием.
Химическая коррозия протекает при взаимодействии металлов с сухими газами, парами и жидкими неэлектролитами.

Газовой коррозии подвержены цилиндры двигателей внутреннего сгорания, выпускные клапаны, элементы паровых котлов и т.д.

Электрохимическая коррозия. Обусловлена неоднородностью металла в контакте с электролитом.

5. виды коррозии. Закономерности изнашивания, методы оценки износа. Общая характеристика факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобиля.

Коррозия появляется на поверхностях деталей в результате химического или электрохимического взаимодействия материала детали и агрессивной окружающей среды, приводящего к окислению — ржавлению металла, уменьшению прочности и ухудшения внешнего вида автомобиля. Коррозии способствуют сохранение влаги на металлических поверхностях, соль, которую используют в зимнее время на дорогах и отработавшие газы.
Коррозией называют разрушение поверхности металла в результате химического или электрохимического воздействия среды. Чистая металлическая поверхность легко подвергается химическому воздействию среды. Однако, если в процессе начавшейся коррозии продукты ее образуют прочно связанную с металлом пленку, изолирующую поверхность от коррозионной среды, то металл приобретает пассивность по отношению к ней. Процесс искусственного образования тонких окисных пленок на поверхности металла для защиты его от коррозии и придания изделию лучшего вида называют пассивированием.

Химическая коррозия протекает при взаимодействии металлов с сухими газами, парами и жидкими неэлектролитами.

Газовой коррозии подвержены цилиндры двигателей внутреннего сгорания, выпускные клапаны, элементы паровых котлов и т.д.

Электрохимическая коррозия. Обусловлена неоднородностью металла в контакте с электролитом.

Изнашивание – пр-с постепенного измен р-в дет, возникн вследствии трения по сопряженным деталям (взаимное трение) или в рез-те деформ.

График – интерпритация закон-ти изнашивания и позволяет наглядно опр ресурс изделия и оценить хар-р затрат на поддержание работоспособности:



где эль – пробег, тут же работа, затраты

у – например торм колодки (зазор)

1 – этап приработки

2- раб зона (норм эсплуат)

3 – зона интенсивного изнашивания

альфа – показатель изнашив-я

альфа три больше альфа один

альфа один больше альфа два

Методы оценки износа.

1)микрометраж( измен размера)

2)метод искусственных баз (Определив расстояние от поверхности до дна углубления (служащего искусственной базой) до и после испытаний, по разнице глубины определяют износ, на цилиндр двигателя)

3)взвешивание ( по массе, до и после)

4)спектральный анализ масла (%-содержание, чистое, грязное)

коррозия до 40-60% массы дет

старение - физико-хим или температурное измерение деталей приводящее к потере физ и хим свойств.

Факторы влияющее на тех состояние авт.

1)конструктивно технологич факторы:

-Соверш конст авт,опр показ надежности(долговечность, ремонтопригодность), к-рый закладывается в конструкции а/м при его проектировании и реализуется при его эксплуатации.

-качество материалов (опр высококач-ю мат-в)

-совершенство технологий (опр прогрес-ми техноло-ми процессами качественой термообр, механич абработкой, сваркой и сборкой)

2)качество и сортность экспл. материалов(топлива, масла, смазки, жидкости)

3)усл эксплуатации

-дорожные усл (хар-ся техн категорией дороги, видом и качеством лор покрыти, сопротивлением движ-ю, шириной дороги и т.д.)

-усл движения (влияние вн ф-в на режим движ ( вид местности, высота над ур моря, работа авто и агрегатов)

-транспортные условия (бетта, гамма)

-природно-климатич усл ( темп возд, влажность, ветровая нагрузк, запыленность, сущ-т районы с высокой агрессиностью окр среды, оптим темп от 0 до +10 примерно, ниже и выше повышается значение пар-в потока отказа_

-сезонные условия (топлива, шины)

4)качество вождения

мастерство проявл в обесп наиб рационо режима движ ( минимум переключение передач, нет резких торможений, поворотов)

5)качество то и ремонта

-опр выполн установл объемов работ

-соблюд периодичности работ

-уровнем развития ПТБ

-квалификация рабочих

6)бензин(состав, вязкость)

6. влияние совершенства конструкции и качества производства на технического состояние автомобилей. Влияние качества эксплуатационных материалов на технич сост автомобилей и его экономичность. Влияние качества технич обслужив и ремонта на технич сост автомобиля и его экономичность.

1)конструктивно технологич факторы:

-Соверш конст авт,опр показ надежности(долговечность, ремонтопригодность), к-рый закладывается в конструкции а/м при его проектировании и реализуется при его эксплуатации.

-качество материалов (опр высококач-ю мат-в)

-совершенство технологий (опр прогрес-ми техноло-ми процессами качественой термообр, механич абработкой, сваркой и сборкой)

2)качество и сортность экспл. материалов(топлива, масла, смазки, жидкости)

3) усл эксплуат

4) качество вождения

5)качество то и ремонта

-опр выполн установл объемов работ

-соблюд периодичности работ

-уровнем развития ПТБ

-квалификация рабочих

Качество произ-ва:

Цель улучш - снизить количество дефектов комплектующих изделий и улучшить качество конечного продукта, что в результате должно привести к снижению издержек по гарантийным случаям и повышению лояльности потребителей.

Эскплуат мат-лы:

Для обеспечения эффективной эксплуатации автомобилей в каждых конкретных условиях нужно применять определенные топлива и смазочные материалы, обладающие эксплуатационными качествами, отвечающими этим условиям. Эксплуатационные качества топлив, масел и смазок зависят от особенностей сырья и технологического процесса его переработки.

7.влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобиля и его экономичность. Категории условий эксплуатации и их классификации. Влияние режимов работы автомобиля и качества вождения на его технич сост и экономичность.

Факторы влияющее на тех состояние авт.

1)конструктивно технологич факторы:

2)качество и сортность экспл. материалов(топлива, масла, смазки, жидкости)

3)усл эксплуатации

-дорожные усл (хар-ся техн категорией дороги, видом и качеством лор покрыти, сопротивлением движ-ю, шириной дороги и т.д.)

-усл движения (влияние вн ф-в на режим движ ( вид местности, высота над ур моря, работа авто и агрегатов)

-транспортные условия (бетта, гамма)

-природно-климатич усл ( темп возд, влажность, ветровая нагрузк, запыленность, сущ-т районы с высокой агрессиностью окр среды, оптим темп от 0 до +10 примерно, ниже и выше повышается значение пар-в потока отказа_

-сезонные условия (топлива, шины)

4)качество вождения

мастерство проявл в обесп наиб рационо режима движ ( минимум переключение передач, нет резких торможений, поворотов)

Содержание автомобиля в исправном состоянии в значительной степени зависит от его владельца, водителя, его квалификации, знания им материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации, мастерства и от бережного к нему отношения.

5)качество то и ремонта

8.качество автомобиля, понятие, определение, основные эксплуатационные свойства автомобиля и их влияния на эффективность. Безопасность движения автомобиля, основные требования к автомобилю по условиям безопасности движения.

Качество автомобиля- это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, агрегата, материала к выполнению заданных функций при использовании по назначению.

Сво-во – составная часть кач-ва

Параметры – хар-ки сво-в

Показатели – количеств зная-я параметров

Эффективность а/м опр совокупн-ю его реализуемых качеств

К основным эксплуатационным свойствам автомобиля свойствам автомобиля относятся:

        1. надежность (хар-ся средней наработкой на отказ)

        2. топливная экономичность (мин р-д топлива)

        3. динамичность (сила тяги, мощность)

        4. безопасность движения (торм сила и путь)

        5. влияние на окр среду (токсичность ОГ)

        6. производительность (ткм)

        7. комфортабельность (Пр: кондиционер)

        8. грузоподъемность (пассажировместимость).

Без-ть движ – спос-ть а/м выполнять тр. работу без ДТП или с их минимизацией

Осн требования:

1)система тормозного управления

-метод дорожного испытания

опр тормозной путь, с учетом коэф-та сцепления (К сц) и скорости начала торможения

при торможении а/м не должен ни одной точкой выйти за пределы коридора 3м шириной

при коэф-те около 0,8, скорости 40, для легковых путь меньше или равен 15,8 м, груз – 19,6

деселерометр на лобовое стекло, опр установившееся замедление (для легк более или равно– 5,2 м/с2, для груз – 4,6

эффектор опр время срабатывания (для гидропривода менее 0,6 с, пневм – 0,8

-метод стендового исптытания



схема роликового торм стенда

Ф-и следящего ролика – фиксирование:

-начало проверки

-оконч проверки

торм сила на стенде, на колесе (в месте контакта), и на торм барабане (внутри колеса)

фи = сумма торм сил (правое переднее, левое переднее, правое заднее, левое заднее) делить на m*g. Фи – удельная торм сила. Фи больше или равно 0,53 для л/а, больше или равно 0,46 для г/а

Торм сила на колесе ( Р тк) = фи * G к (вес на колесо приходящийся, причем вес передних и задних колес не одинаков, но переднее левое и переднее право допускается что равномерно вес распределяется)

Коэф-т неравномерности для каждого моста отдельно:

Кн = (Ртл – Ртпр) / Рт max

0,2 – дисковые торм мех-мы

0,25 – барабаные

  1. 2)стояночная торм система

дорожные и стендовые испытания, загоняют на горку, 16 промиль – а/м полной массой, 23 промили для л/а и автообуса снаряженной массы (пустая, с конвейера), 31 промиль – г/а, а/м повыш проходимости (снаряж масса)

  1. 3)рулевое управление

люфт – от начала пов рул колеса до поворота управляемого колеса (контролируется кольцевым датчиком, как правило на левое колесо, оно ближе к рулю)

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

Например:

Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений: 

     - легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов

       грузовые автомобили и автобусы................................10°

     - автобусы......................................................20°

грузовые автомобили...........................................25°.

4)внешние световые приборы

оцениваются по: форме светового пучка (реглоскопы), направленности и силе света.

Силы света: Ближний свет: ниже светотен-й границы не менее 1600 Кд, выше светотеневой границы не более 750Кд


Дальний свет: не менее 10000Кд ( одна фара),

Все фары дальнего света не более 225000 Кд



5) колеса и шины

аквапланирование – колесо теряет контакт с пов-ю – неуправляемый мост

поворот колсе зав от: скорости, вязкости, мин остаточной высоты рисунка протектора (h min), давл в шине, хар-ка шин (универс шина – удовл сцепл с дорогой, но плохая устойчивость в попер направ и большое трение – нагрев и уменьш ресурса шин; дорожная шина – хор сцепл с дор, устойч, малое трение, большой ресурс, но не работает в плохих дор усл; сухая шина (с каналом для воды, но сущ-т только летняя и на плохой дор не работает)

h min не менее 1 мм (г/а), 1,6 (л/а), 2 (автобусы). На больших скоростях эти нормативы не обесп без-ть

6) экологич треб-я

ОГ: CO, CO2, CnHn, Nox, Pb2O5, сажа

выбросы при движ (ГОСТ Р 52033 – 2003) : СО, СН (для бенз двиг, причем на хол ходу и на повышеных оборотах), для дизельного - дымность
бенз – газоанализатор, дизель - дымомер

Другие выбросы, загрязнения (в т.ч. при мойке): осадочные породы, нефтепродукты, чистящее вещ-ва = ПАВ, растворители из окрашиваемых участков, шины, торм колодки, аккум батареи, отработ масла.

страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.