NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



16. 10. 09г. Открытый урок по мхк в 10 классе тема: Эгейское искусство цели: познакомить с важнейшими достижениями эгейской культуры


МОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель МХК: Калина Наталья Геннадьевна
16.10.09г. Открытый урок по МХК в 10 классе
ТЕМА: Эгейское искусство
ЦЕЛИ: познакомить с важнейшими достижениями эгейской культуры;

уметь определять основные черты вазописи и фресковых росписей

Кносского дворца; развивать эстетический вкус
ОБОРУДОВАНИЕ: МП; музыкальное оформление

Учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс.- 2008г.

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. МХК. – М.:Дрофа, 2008г.
ХОД УРОКА

I Орг. момент.
II Слово учителя.

Античность. Множество нитей тянется от нее через века в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем источником, из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, худ. культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. Термин «античный» возник позднее, в XV в. , означает с лат. «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Др.Греции и Др. Рима. В своем развитии античное ис-во прошло несколько периодов.
СЛАЙД №1 (периодизация художественной культуры)

III Сообщения уч-ся (Мураева Я. –легенда о Минотавре

Фишер А. –подвиг Геракла)
IV Беседа по вопросам.

1. Что объединяет эти мифы? (действия происходят на о.Крит)

2. Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь сегодня на уроке?

3. Давайте попробуем определить цель нашего урока.
Учитель корректирует ответы уч-ся.

СЛАЙД №2 (карта о. Крит)
V Сообщение уч-ся о острове. (Учаев С.)
VI Работа в тетрадях. СЛАЙД №3 (Запись даты, темы урока)
VII. Новая тема.

Около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря стала складываться самобытная культура, которую по названию моря называют эгейской или по названию главных центров крито-микенской. Центр этой культуры обнаружил немецкий коммерсант, археолог-любитель Шлиман и английский археолог Эванс. Используя поэмы Гомера они искали следы мифологического прошлого. В 1870г. Шлиман открыл Трою, а Эванс начал раскопки о.Крит и обнаружил самый известный архитектурный памятник – покои Кносса.
СЛАЙД № 4 (Кносский дворец)

Самый большой дворец - Кносский сохранился лишь частично. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Была канализация, имелись стеклянные двери, лифты, ровно отделанные лестницы и ванны такой же формы, как и современные. Стены ванных комнат украшают росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские:
(Давайте вспомним, как изображались люди в Египте?)
лицо и ноги - сбоку, а плечи и глаза- спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.

Главное архитектурное украшение дворца –деревянные колонны необычной формы красного цвета. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Таким образом, массивные балки перекрытий они несут на своих «плечах», как бы балансируя при этом.
СЛАЙД 5 «Львиные ворота» в городе Микены

Не меньшую известность среди памятников получили и Львиные ворота. Они служили центральным входом в крепость Микен, а по бокам застыли фигуры львов. Помимо гробниц, Шлиман открыл и город - Микены. Это был настоящий город-крепость. На скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря в тринадцатом веке до нашей эры греками-ахейцами была возведена неприступная крепость площадью 30 000 квадратных метров. С севера она была защищена горой, со всех сторон окружена мощной каменной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота - более 8 метров. Возможно, что в древности каменная часть стены была еще выше надстроена из сырцового кирпича, но от него, даже если он и был, не осталось и следа. Но больше всего в этой стене поражает не высота или толщина, а каменные блоки, из которых она построена. Трудно поверить, что люди могли сдвинуть с места эти огромные камни. Кажется, что не люди, а циклопы ворочали эти глыбы. Не случайно такая кладка из огромных необработанных камней называется «циклопической». Главный вход в крепость был через Львиные ворота. Проем ворот - это квадрат со стороной 3,1 метра. В свое время он закрывался мощными деревянными створками, но сейчас без них ворота выглядят, быть может, даже внушительней. Два огромных вертикальных камня перекрыты громадным блоком, сверху немного скругленным, а над ним, в кладке стены, оставлен треугольник, заполненный каменной плитой с высоким рельефом, на котором два могучих льва, поставив передние лапы на ступени, фланкируют колонну. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды. Все население города могло укрыться за неприступными стенами крепости. Там был и дворец, от которого, правда, мало что сохранилось.

СЛАЙД № 6, 7

Блистательного расцвета достигло и искусство живописи, дошедшее до нас во фресковых росписях Кносского дворца. На них изображали сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, игры и развлечения детей… Использовали лишь 5 красок (белую, черную, голубую, желтую и красную). Муж. Фигуры –красная краска, жен. – светлая. Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими талиями. Взгляните на «Парижанку», огромный глаз изображен в фас, капризно вздернутый носик, ниспадающий локон. В этой критской красавице есть что-то от парижанок- законодательниц мод.

А вот знаменитая фреска «Игра с быком» -гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.

СЛАЙД 8.

Здесь же, на Крите, были обнаружены замечательные произведения вазовой керамики.

Узор орнамента –растительные мотивы с закругленными контурами лепестков, преобладает морской стиль с изображением медуз, спрутов, раковин…

2 цвета –желтая охра и гранат.

Формы – чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки, кувшины с тончайшими стенками.

Ваза «Осьминог» (осьминог охватил своими щупальцами поверхность ассимитричной вазы. Кажется, что сама ваза пульсирует, то расширяясь, то сокращаясь. Мы как будто видим осьминог сквозь глубину теплого моря.
VIII Подведение итогов урока.

- какие традиции изобразительного ис-ва Др.Египта использовало эгейское ис-во? (орнамент, расположение фигур человека)

- чем прославились Шлиман и Эванс?
IX Рефлексия. (На листе бумаги обводят свою кисть и делают записи)

-большой палец – что понравилось

-указательный – дать совет

-средний –самое плохое

-безымянный –атмосфера в классе

-мизинец – мне не хватило…
X Запись д/з
XI Выставление оценок

страница 1


скачать

Другие похожие работы: