2-е склонение имен существительных (единственное число) мужского рода
Предмет: русский язык
Уровень: 3 класс
Период: 23.03.06
Учитель: Одинцова Тамара Степановна
Тема: 2-е склонение имен существительных (единственное число) мужского рода.
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель: добиться осознания и осмысления нового учебного материала.
Цели:
Познакомить учащихся со 2-м склонением имен существительных (ед. ч.), установив отличительные признаки имен существительных 2-го склонения.
Научить детей определять склонение.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Создать условия для развития умений выражать свои чувства в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроке (осанка, жесты, отсутствие суетливости).
Способствовать формированию культуры межличностных отношений (слушать собеседника, понимать, помогать, не мешать).
Методы обучения: частично-поисковый, проблемной ситуации, стимулирование.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Средства обучения: А. В. Полякова «Русский язык» 3 класс. - М.: Просвещение, 2003.
I. Рефлексия.
Какой цвет выбрали? Покажите.
II. Вхождение в тему.
Прочитайте слова: учебник, учитель, парта, окно, дерево, лампа, пенал, солнце, мальчик, девочка.
На какие 2 группы можно разделить эти существительные? Докажите.
(одушевленные и неодушевленные, 1-е склонение и 2-е)
Догадались, какая тема урока?
III. Упражнение в чистописании.
В вв ВВ ввв
Продолжить сможете, определив закономерность?
IV. Раскрытие темы.
Запишите слова в 2 столбика по склонениям.
Работа с таблицей.
Что можете сказать об этом? (на доске – таблица со словами и рисунком):
л . са (рисунок леса)
л . са (рисунок лисы)
(Пропущена буква, обозначающая безударный гласный в корне)
Что обозначают эти слова? (леса – деревья, лиса - животное)
В какой столбик запишем существительные? Почему?
Прочитайте слова второго столбика. Существительные какого рода относятся ко 2 склонению? (отвечают правила)
Приведите примеры существительных 2-го склонения
Дифференцированное задание. Самостоятельная работа.
Выберите любой вариант. Запишите слова, определите склонение существительных в проверочных словах.
1 вар. 2 вар.
След – сл . ды . . . – хв . сты
Лес – л . сной . . . – св . тлячок
Объясните свой выбор варианта.
Взаимная проверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность определения склонения).
К какому склонению относится существительное «свет»? Докажите.
Задания – загадки.
Загадка1
В какое время года любите ходить в лес? Почему?
а) Прочитайте. Найдите лишнее слово. Спишите.
б) Назовите существительные 2-го склонения. Докажите.
Предложите задание (разобрать по составу: лесник, лесок).
(У доски работают 2 ученика). Проверим.
в) Составьте предложения со словом «лес». Запишите.
Лес – наше богатство. Лес даёт человеку кислород. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес – прекрасное место отдыха.
г) Найдите в предложении имена существительные и определите склонение.
Загадка2
Послушайте текст (читаю с доски):
Мы живем в л . сном краю. Л . са нужно охранять. Они сп . сают п . ля от засухи и оч . щают воздух.
Что заметили? (вставить пропущенные буквы - безударные гласные в корне).
Объясните орфограммы.
Назовите имена существительные в тексте. Как их можно сгруппировать?
(ед. ч.) (мн. ч.)
Край Леса
Засуха Поля
Воздух
1 скл. 2 скл. 3 скл.
засуха край леса
воздух поля
Запишите существительные 2-го склонения в тетрадь. (Пишут).
Какие существительные относятся ко 2-му склонению?
Спишите 1-е предложение самостоятельно с проговариванием. Разберите по членам предложения и частям речи.
2-е предложение напишите по памяти.
3-е предложение запишем под диктовку.
Загадка3
«Пятый лишний»
дерево лиса
солнце лисий
тропинка лисица
берегите лес
река лисёнок
Получилось предложение: Берегите лес!
Запишите самостоятельно это предложение, подчеркните орфограммы.
Что вы можете сделать для спасения природы? Как человеку помочь ей?
(не ломать ветки деревьев)
(не жечь костры в лесу и не мусорить)
(не разорять гнёзда птиц)
(не бросать мусор в водоёмы)
Человек многое может. От него, т.е. от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять «болеть душой» за нашу планету Земля.
Что значит «болеть душой»? (беспокоиться, переживать, тревожиться).
Да. Испытывать тревогу, страдать, беспокоиться. К этому я вас и призываю: «болеть душой» за все вокруг.
V. Физкультминутка.
Мы в лесу. Высокая трава… Деревья шелестят. Вот мишка идет. Лисичка пробежала, хвостиком махнула. Шагаем по лесу.
VI.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: