NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



2010 Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах



Муниципальное образовательное учреждение

Ново-томышёвская общеобразовательная школа

Новоспасского района Ульяновской области

Сотрудничество

классного руководителя

и родителей в начальных классах


Автор : Долгополова О.М.

учитель начальных классов
2010


Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах
Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании. Например, могут быть допущены следующие ошибки: дефицит общения родителей с детьми, что приводит к отделению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка; неумение организовывать трудовое воспитание детей; несогласованность действий со школой; наличие отрицательных примеров из жизни родителей; слабое знание родителями методов воспитания, неумение или нежелание изменять их по мере взросления детей. Это должен учитывать каждый классный руководитель.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:


  • Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

  • Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

  • Анкетирование родителей.

  • Посещение детей на дому.

  • Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

  • Организация родительского самоуправления.

  • Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

  • Обобщение опыта работы.


Начиная с апреля месяца, в школе проводится набор детей в первый класс.
При записи детей выявляется степень активности родителей. Так, самые активные родители записывают детей в будущий первый класс в апреле месяце. Интересуются, хорошо ли подготовлен их ребенок, кто из учителей будет вести первый класс, их волнует даже возраст и педагогический стаж учителя, кабинет, где будет учиться ребенок, спрашивают, надо ли с детьми заниматься в летний период. Родители средней активности записываются позже. Они интересуются тем, в какой класс попадет ребенок. Нельзя ли посадить в классе с другом или подругой. Незначительная часть родителей затягивает определение в школу своего ребенка до сентября.

У каждого учителя 1 класс - это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся беседы с заведующим, воспитателями детских садов. После подготовки проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе, при этом учитываются интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностно-социальная готовность. Тестирование проводится по методике Керна-Йирасека. После подведения итогов даются рекомендации родителям, заполняется протокол.
В конце учебного года после набора в будущий первый класс организуется праздник “Здравствуй, школа!”, проводятся 10-дневные подготовительные занятия, затем общее родительское собрание. На праздник приглашаются будущие первоклассники и их родители. Учащиеся 2, 3 классов готовят музыкальные номера, учителя проводят небольшие викторины об учебных принадлежностях, задают логические задачи, ребята отгадывают загадки, проговаривают скороговорки. На подготовительные занятия привлекаются, в основном, дети, не посещавшие дошкольное учреждение. Дети приходят в школу как на урок, рисуют, играют, учатся считать, составлять устный рассказ по картинке, а кто умеет читать - читают короткие рассказы для всех детей, разучивают стихи, ставят инсценировки по сказкам “Лиса и журавль”, “Колобок”, “Репка”, “Теремок” и др. Обычно, в день проводятся по 3 мини - урока. По окончании занятий проводится общее родительское собрание, на котором учителя рассказывают о требованиях к занятиям, о том, что должны знать и уметь будущие первоклассники

Раздается также список необходимых вещей для школы, список учителей, которые будут вести такие предметы, как рисование, музыка, физкультура, труд.

Итак, предварительное знакомство с детьми состоялось, предстоит еще изучить тех, кто доверил нам обучение и воспитание своих детей, тех, кто может и должен стать главным помощником классного руководителя. С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. На родительском собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, чтение детских сочинений о маме, каникулах, т.е. представление творческих работ учащихся. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать.

Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде игры “Семейные уроки ”, в которой приняли участие и дети, и родители. Заданиями игры были темы уроков по программе начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары - родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как родители занимались с детьми. В перерывах между турами ребята приветствовали родителей музыкальными номерами.

В начале учебного года, после знакомства с родителями, планируется работа по организации индивидуальных и групповых консультаций, посещение на дому. Перед посещением на дому семьи заранее оповещаются. Цель посещений - узнать как можно больше о ребенке, о взаимоотношениях в семье. В основном, обращается внимание на семьи, где ученик отстает в учебе, испытывает трудности в общении со сверстниками.

Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины,

требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.
Так, одна из первых консультаций - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Стало традицией следующее: если допускаются опоздания на первый урок, родители приходят вместе с ребенком, объясняют причину, тем самым подчеркивают важность выполнения школьных правил и для родителей. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в столовой. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется обеспечение детей индивидуальными полотенцами, а также привитие навыков культуры поведения за столом во время еды.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чем они затрудняются.

Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания. Создаются инициативные творческие группы. Отрадно, что в этих группах задействованы папы. Они отвечают за ремонт мебели кабинета, обеспечение транспортом экскурсий, организацию спортивных игр, походов.

Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье проводятся классно-родительские часы “День моей семьи”, на которых каждая семья представляет свою визитную карточку, заранее выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, хобби, организует выставку творчества, показывает музыкальный номер, проводит конкурсы или соревнования. В течение учебного года родители проводят кружки по прикладному творчеству, спортивные соревнования . Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству.

Следует заметить, что самыми активными формами


сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования “Мама, папа и я - спортивная семья”, “Веселые старты”, конкурсы “А ну-ка, мальчики!”, “Веселая игра”, “Хозяюшки”, “Отгадай ребусы”, выставки рисунков, поделок, участие в традиционном музыкальном конкурсах . Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Например, обобщение уроков национальной культуры, чтения. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Запомнился детям и родителям праздник “ Мы за чаем не скучаем”. Готовились к нему целый месяц: дети при активной помощи родителей собирали интересный материал о чае, различные рецепты чая; пословицы, поговорки; разучивали игры, хороводы, песни, стихи. На встречу с детьми с самоваром, горячим чаем и пирогами пришли наши бабушки и мамы исполняли частушки“ Стало также хорошей традицией то, что на всех праздниках стараемся подарить детям музыкальный номер.

Впервые в истории школы мы с родителями организовали праздник “Прощание с начальной школой” для всех параллельных выпускных классов. Каждый классный руководитель готовил буклеты для своих выпускников: собранные за три года рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии - все это было оформлено в красочный альбом и явилось неожиданным сюрпризом для детей. На праздник пришли все родители, был подведен итог за три года совместной работы.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также


большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.( Примерные разработки родительских собраний и мероприятий смотрите в приложении2)
Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и


т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Активизация и привлечение родителей в проведении родительских собраний
Целью работы с родителями является активизация и привлечение родителей в проведении родительских собраний.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
1. Психолого - педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
2. Организация совместное проведение свободного времени детей и родителей.
3. Защита интересов и прав ребенка в трудных семьях.
Предлагаю разработку родительского собрания на тему : «Тропинки любви и добра».
Цель: укреплять сотрудничество семьи и школы через игру-викторину «Познай друга или все о собаках».
Подготовительная работа.

Создание видеофильма-рекламы «Фрагменты с уроков»

Интервьюирование «Как вам помогали родители в подготовке к игре»

Подготовка кукольного спектакля «Бобик в гостях у Барбоса»

Поисковая деятельность (поиск ответов к викторине игры-викторины)

Подготовка детских выступлений для родителей.

Разработка оформления кабинета (высказывания, портреты собак)

Ход собрания
I. «Телепередача»
Двое ведущих представляют результаты интервью с ответом на вопрос «Как вам помогали родители в подготовке к игре?»
Отбираются те ответы учеников, которые отражают взаимопонимание, взаимопомощь, дружеские отношения родителей и других родственников в семье.
II. Слово учителя.
- Я рада, что многие дети находят поддержку в семье, эта помощь воспитывает в нас и в наших детях лучшие чувства и качества. Кто-то из мудрых сказал «Слава уйдет, работа уйдет. Останутся наши потомки».
Сообщение темы собрания.
III. Слово библиотекаря.
Сообщение сведений о читающих семьях.
Инсценировка членами библиотечного кружка мини-пьесы «Грустный щенок Кузя»
«ГРУСТНЫЙ ЩЕНОК КУЗЯ»
Кузя: Какое солнышко теплое! И утро чудесное! А мне грустно…А почему, сейчас поймете.
Жил – был на свете грустный щенок.

Добрые руки найти он не мог.

Добрые руки, чтоб взяли его

И не бросали, только всего.
А беда в том . что я не очень красивый… Вернее, совсем некрасивый. Какой-то разноцветный… Лохматый…Но мне так хочется кому-нибудь понравиться. Чтобы меня почесали за ушком, чтобы погладили. Чтобы ласково позвали «Кузя!»


Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень буду любить.
Появляется малыш. Кузя настораживается. Тянется к нему. Малыш хочет его погладить, но тут появляется его мама.
Мама: Осторожно! Посмотри, как щенок оскалился! Еще укусит! Пошли домой скорей!
Кузя: Вовсе я не оскалился! Это я улыбаюсь! Я никогда никого не кусал и не укушу! Возьмите меня!
Идет прохожий с палкой. Останавливается недалеко от Кузи.
Прохожий: Развели собак! В деревне их надо держать, в конуре и на цепи! А в городе я бы всех их…/замахивается на Кузю, а тот прячется за скамейку.
Автор: За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может рыбок любите?
Прохожий: /сердито/ Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? /уходит, стуча палкой/
Кузя вылезает из-за скамейки. Появляется мальчик с фотоаппаратом.
Мальчик: Ах! Какой смешной пес! Сейчас я его сфотографирую! Да не бойся, не бойся! Подойди сюда. Ты очень смешной, хороший получится снимок!
Мама мальчика: Нашел, кого снимать! Пса бродячего!
Мальчик: Мамочка! Он очень хороший. Ты посмотри, какие у него умные глазки! Он все понимает. Возьмем его?
Мама: Кого? Вот этого страшилу?
Мальчик: Он не страшила, а очень забавный. Таких в мультиках показывают. Одно ушко вверх, другое вниз.
Мама: Вот именно. Беспородная дворняга. Учись без троек и мы

купим тебе отличного породистого щенка, с медалью.
Мальчик: Не хочу с медалью! Хочу этого!
Мама: Мало ли чего ты хочешь! Говорю с медалью щенка купим!/тащит упирающегося мальчика/
Автор: Да, трудный случай. Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше. Не просит. Чтобы его взяли…
Кузя:/тяжело вздыхая/ А зачем? Все равно я никому не нужен. Никому…
Появляется слепой старик, которого ведет за руку внук.
Внук: Садись, дедушка, отдохни на скамейке. /Внук замечает Кузю/ Ой! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?
Кузя: Я ничей.
Внук: Дедушка! Слышишь, он ничей. Возьмем его? Ну пожалуйста!
Дедушка: А уроки когда будешь делать? Тебе и со мной хлопот хватает… Эх, и жалко-то ведь его…
Кузя: Возьмите меня! Я вырасту и буду сам вас водить на прогулку!
Дедушка: Ишь, какой заботливый! Добрый пес! Красивый и умный. Ну, раз ты ничей, будешь нашим. Вот ведь как получилось. Из дому вышли вдвоем. А вернемся втроем./гладит Кузю/ Ты будешь верным другом, я это чувствую.
Кузя заливается счастливым лаем.
Эпилог участников сценки:
Жил – был на свете грустный щенок.

Добрые руки найти он не мог.

Добрые руки, чтоб взяли его

И не бросали, только всего.

Однажды грустил он, по улице шел

И вдруг он хороших хозяев нашел.

Будет им долго и верно служить,

Дедушку сам на прогулку водить!
IV. Игра-викторина «Познай друга или все о собаках».
Правила игры.
Набираются 4 команды. Заранее были даны 32 вопроса викторины, на которые дети с родителями искали ответы.
Команды могут быть смешанными : дети + родители или разными – 2 команды родителей и 2 команды детей.
Заготавливаются карточки с номерами вопросов и карточки с примерами. Решение примера дает номер вопроса, на который предстоит ответить команде. Если команда не знает ответа, то право ответа передается следующей команде. За правильный ответ команда получает жетон в виде собачьей косточки. Выигрывает та команда, которая больше набрала косточек-жетонов. На некоторые вопросы нужно заготовить по нескольку косточек.
Примеры могут быть следующими:
200 : 200 = (1)
84 : 42 = (2)
78 : 26 = (3)
64 : 16 = (4) и т.д.
Если в примере ответом будет ноль, то в игре наступает музыкальная пауза или видео-реклама с уроков.
V. Подведение итогов игры. Определение победителя.

VI. Кукольный спектакль «Бобик в гостях у Барбоса». По этому произведению определяется тема следующего совместного родительского собрания – «Мы идем в гости», раскрывающего проблемы этического воспитания.
Вопросы викторины
1. Угадайте из какой сказки эти сточки: «Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку - настоящего друга. Но мама была почему-то против. И все-таки друг у меня появился, самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина, в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучшая в мире нянька, лучший в мире поедатель сладких пирожков»(«Малыш и Карлсон» )
2. В имени девочки поменяйте пару букв и получите вид дикой собаки.(Динка - динго)
3. Назовите фильмы с названием собак.(«Соленый пес», «Мухтар, ко мне!», «Белый Бим, черное ухо», «Белый клык» и т.п.)
4. Как звали собак:
Чеховскую (Каштанка)

Тургеневскую (Муму)

Купринского белого пуделя (Арто)

Пуделя А. Толстого (Артемон)
5. Красивая добрая собака с длинной шерстью, хорошо плавает и нянчится с детьми (Колли)
6. Самая распространенная порода служебных собак, обладательница хорошего чутья, при этом отличается злобностью (овчарка)
7. Любимая порода комнатных собак, очень подвижная, игрива и умная (пудель)
8. Крупная пастушья собака, с типичными вперед прогнутыми


ушами (водолаз)
9. Маленькая, с удлиненным туловищем собачка, с мягким, шелковистым, курчавым шерстным покровом (болонка)
10. Собака охотничьей породы (лайка)
11. Собака этой породы побывала в космосе (лайка)
12. Какая собака спасла 40 человек во время снежных заносов в Альпах? (сенбернар Барри)
13. Почему сенбернарам на шею прикрепляли небольшой бочонок рома? (такова традиция, собаки спасали людей, заваленных снегом в горах, ром согревал их)
14. Какова наибольшая толщина снежного покрова, под которой собаки породы сенбернар могут учуять людей? (3 метра)
15. От какого слова произошло название «легавые» («лежать» - в старину, до применения ружей. Такая собака должна была выследить птицу и лечь возле неё, а охотник подходил и накрывал дичь сетью )
16. Почему собака от природы «лекарь»? (собачья слюна обладает бактерицидными свойствами благодаря наличию в ней лизоцима. Этим обусловлено быстрое заживление у собак различных ран и ссадин, которые она лечит зализыванием. Жители Чукотки и Камчатки в прошлом использовали молодых и хорошо упитанных собак для лечения плохо заживающих ран и язв у больных людей. «Заживет как на собаке»)
17. Как называется наука о собаках? (кинология)
18. Собака обладает отличным нюхом. Сколько запахов в состоянии различить собака
(до полумиллиона)
19. Откуда пошло выражение «Собаку на этом деле съел»? (Бывали случаи, когда собачье мясо спасало людей от голодной

смерти. Пример тому – экспедиция к Южному полюсу в 1911г. Запасенная собачатина позволила экспедиции достичь цели и благополучно вернуться назад. Мясо собак остается лакомством у некоторых народов и в наши дни)
20. Какую мясную породу вы знаете? (китайская порода чау-чау)
21. Кто прародитель наших лаек и овчарок? (северный волк)
22. Какая причина послужила поводом вывести низкорослую породу гончих? Например – такса (в природе остается все меньше мест для охоты, где можно использовать высоконогих гончих)
23. Где и какой собаке поставлен памятник, за то, что она доставила сыворотку от дифтерии и спасла этим город? (Памятник собаке по кличке Болто был воздвигнут на средства, собранные школьниками в Нью-Йорке)
24. Год какой собаки наступит в 2006 году? (огненной)
25. Какая собака смеется и плачет? (той - пудель)
26. Какой породы была собака Баскервиллей? (бульдог)
27. Почему порода «боксер» получила такое название? (голова собаки этой породы похожа на лицо боксера – профессионала с разбитым приплюснутым носом)
28. Откуда произошло название породы «такса»? (эта порода была выведена специально для охоты на барсуков. Немецкое название этой породы «даксхунд» - барсучья собака, а отсюда и ласкательное «джаксель» - такса)
29. В большинстве европейских стран название этой собаки связано с водой. Эта собака вполне отличный пловец и оправдывает старинное латинское название «капис-акватикус», что означает «водная собака». Под именем какой породы она нам знакома? (пудель)
30. Данную собаку держала в своей шотландской резиденции английская королева Виктория. Кто она? (колли)
31. Какую роль у собаки играет нос?
(а) в жару животное вдыхает носом, а выдыхает через рот. Длинные носовые ходы создают хорошие условия для испаре6ния с их поверхности влаги. Изнутри собачий нос всегда влажный – его бесперебойно снабжает водой специальная железа. При вдохе и выдохе происходит испарение влаги, что сопровождается потерей тепла

б)нос-это особая метка животного. В последнее время в некоторых странах при страховке собак на страховом полисе делают отпечаток собачьего носа. Рисунок кожных линий столь неповторим, как и отпечатки пальцев человека)
32.Существуют ли приюты для бездомных собак? Что вы о них знаете? (материал можно найти в газете «Зов»)


Приложение 2

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: