NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



2011-12уч год Вяткина Т. В




2011-12уч.год

Вяткина Т.В.

Сш №16


Занимательная

грамматика

3 класс

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других недель?

(Эта неделя в нашей школе объявлена неделей русского языка)

2.Чтение стихов учащимися

  1. Щедрое народное наследство-
    Я люблю красивый наш язык,
    Ведь на русском говорю я с детства,
    Словно к матери, к нему привык.

  2. Жизнь идет, словарь опережая.
    Сколько новых дел, событий, чувств!
    Мысль свою на русском выражая,
    Я у предков многому учусь.

Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке!

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:

«Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

-Чему мы учимся на уроках русского языка? Об этом хорошо говорится в песни «Чему учат в школе?»

Конечно же, рассказать обо всем чему мы учимся на уроках русского языка, в песне не получится. И сегодня на нашем занятии мы постараемся рассказать о том чему можно научиться в школе
Занятие у нас необычное: это турнир знатоков русского языка.

- А что такое турнир?

В нашем турнире примут участие три команды.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ
1. Разминка.

Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ

во множественном числе.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)
Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Работаем в команде. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.
2. «Переводчик» Догадайтесь…?

  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)

  2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)

  3. Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)

  4. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)

  5. Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)

  6. На чем приносит новости сорока? (на хвосте)

  7. Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)

  8. От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)

  9. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (с малиной)


3. «Новые слова»

Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах?
Сосна, камыш, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

насос мышка весна терка наши банка чайка рано койка
4. «Шарады»

1) С буквой М - сладкая

С буквой К - горькая (малина-калина)
2) С П -это дерево, цвет его лечит

С З -это девушка, косы по плечи

С буквой Р – инструмент музыкальный

Звук то веселый, а то вдруг печальный. (липа- Лиза-лира)

3) Хоть мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени –

Я по болоту зашагаю. (капля-цапля)

4) С Л я слёзы вызываю,

С Ж по воздуху летаю. (лук – жук)
5) Задачу ты решишь свободно,

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь, что угодно. (нос- сон)

6) В ранце я всегда лежал,

Букву как- то потерял.

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (Пенал – пена)
5. «Фразеологизмы»

Учитель: В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Мчаться на всех парах (стремительно)

Орать во все горло (громко)

Спать мертвым сном (крепко)

Работать, не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (медленно)

Сделать на скорую руку (наспех)

Вылететь из головы (забыть)

В двух шагах (рядом, близко)

Без году неделя (недавно)

Втирать очки (обманывать)

6. «Замени пословицей»

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память

Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
1) Обсуждать надо часто – решать однажды. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
2)Трудно схватить двух угрей двумя руками. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3)Кто не хочет работать, будет голодным. Кто не работает, тот не ест.
4)Тот, кто не учится, ходит в потёмках. Ученье- свет, а не ученье – тьма.
7.Отгадай клички животных.

жучка пушок зверь ужин деревья урал

Жучка Пушок зверь ужин деревья Урал

(Жучка, Пушок, Урал – имена собственные, ост. – нарицат.)
8. «Сказки антонимы»

Задание: на карточке зашифрованы название хорошо известных вам сказок. Вы должны заменить каждое слово антонимом. Например: «жарища – сказка – морозко и т.д.
1 команда: Домашние утки «Дикие лебеди»

Девочка с ручку «Дюймовочка»

Железный замочек «Золотой ключик»
2 команда: Крестьянка на бобах (принцесса на горошине)

Прекрасный лебедь (гадкий утенок)

Хитрая и глупый (лиса волк)
3 команда: Тигр без туфель (кот в сапогах)

Чернушка и несколько великанов (Белоснежка и семь гномов)

Водяная служанка (снежная королева)
9. «Части речи»

- Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

  • Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

  • Снежное покрывало покрывало все поле.

  • Ведро дало течь и вода стала течь.


10.«Грамматика + математика»

Выполнить арифметические действия и прочитайте слово.

Пример: нота до + рожки у улитки= ? ( дорожки)
1 команда : до + зарытые в земле ценности = ? (доклад)

Ба + большой деревянный сосуд = ? (бабочка)

2 команда: до + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + А = ? (досада)

Ба + пресноводное животное с клещами = ? (барак)
3 команда: до + термин игры в шашки, шахматы = ? (доход)

Ба + приятный полезный напиток = ? (басок)
11. Подведение итогов. Награждение команд.

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
Учитель: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.