NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



78. Влияние глобальных соц и культ процессов на развитие матер и дух культуры


78. Влияние глобальных соц. и культ. процессов на развитие матер. и дух. культуры. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая: 
- физические объекты, созданные человеком; и природные объекты, используемые человеком. Одними из важнейших глобальных процессов, влияющих на человеческую цивилизацию, являются: информатизация человечества (инет); интеграция (ЕС, НАТО); унификации (размывание традиций; английский язык; унификация вкусов); миграция.

Государства все более зависимы друг от друга (столкновение цивилизаций в конфликтных ситуациях). Странам СЕ удается сохранять свою культурную идентичность (кинематограф, музыка, дизайн, преобладающую религию-лютеранство). Соц.процессы (миграция и институт брака) подвержены общемировой тенденции. Проблема нац. Меньшинств (саамы, гренландцы).

75. Этногенез – процесс формирования народности. Этногенез любого народа- это сложный и длительный историко-культурный процесс, охватывающий многие века и тысячелетия. Этот процесс неразрывно связан с различными перемещениями племен, смешением их культуры и языка. Серьезную роль играют в этом вопросе материальные памятники, оставленные древними племенами; фольклор. Пассионрная теория Гумилева. В Скандинавии человек появился в Mz. Современный этнич.состав в странах СЕ относительно однороден. Большинство народов CЕ говорят на языках германской группы Индоевропейской семьи, финны и саамы – на языках финно-угорской группы Уральской (Урало-Юкагирской) семьи. Этнический состав Дании. 96% — датчане, 2%— немцы, фарерцы, шв еды. Норвегия - Мононациональная страна: норвежцы составляют 95 %. Финляндия: финны 97,3 % (5 183 058), русские 0,51 % (26 909), эстонцы 0,42 % (22 604), шведы 0,16 % (8 439). Исландия - свыше 90 % составляют исландцы. Все народы Северной Европы исповедуют лютеранство. На востоке Финляндии проживает незначительное число православных финнов. Православными являются также саамы, живущие на территории России. у саамов, кроме того, сохранились и языческие верования.

77. Народные традиции. Народы СЕ практически не испытывали влияния Римской Империи и поэтому смогли долгое время сохранять свой родовой строй и языческие традиции. Более того, Скандинавский полуостров являлся природной крепостью благодаря изрезанной береговой линии и фиордам. Страны во многом похожи и по культуре и по образу жизни их народов, сближает их и история, и экономика. + входили в состав друг друга (Исландия - в состав Дании и Норвегии, Швеция и Дания не раз были в едином государстве, Норвегия входила в состав и Швеции и Дании, Финляндия в течение многих столетий входила в состав Швеции, и шведский язык этой стране до сих пор является государственным). Но, несмотря на близость и кажущуюся схожесть культуры и традиций этих стран - они разные, и по своему интересные. 

Календарная обрядность и обрядность жизненного цикла. Сезонные: имеющие календарную дату и оказиальные. Год разбивается на три периода: зимний, весенне-летний и летне-осенний. Обряды: общесельские, семейно-родовые. Календарная обрядность связана с церковным и гражданским календарем. Рождение, инициационный обряд (конфирмация в Европе – первое причастие, монашеский постриг, принятие священного сана, посвящение в рыцари), брак, смерть.

13 декабря в Скандинавии отмечается День св. Люции. Рано утром девушка (обычно старшая дочь в семье или служанка в более зажиточном хозяйстве) изображала Люцию, нарядившись в белую одежду с красным поясом и корону из веток со свечами. Она будила домашних, угощая их кофе и печеньем, а затем шла в хлев и кормила печеньем домашних животных. В ХХ в. праздник вышел за рамки семейного и приобрел общественное значение. Выбирают самую красивую девушку, которую называют Люцией. Люция возглавляет шествие, ее отличает корона с электрическими свечами. В Финляндии день св. Люции отмечают с 1930 г. (по инициативе шведской газеты «Blatt Allas Krönika»). В Норвегии праздник возрожден в начале 1950-х годов. К Рождеству готовились заранее: в конце ноября забивали скот, готовили кровяные колбасы, коптили и засаливали мясо, варили пиво. В Скандинавии украшали комнату соломенными фигурами козла (в языческую эпоху это был атрибут бога Тора), свиньи (символ бога Фрея), птиц (петуха или голубя). Финны вешали в доме сооружение из соломы и лучинок в форме пирамиды (химмели). Образ козла проник и в финскую культуру. По сей день рождественского деда, приносящего подарки (известного в других традициях как Санта Клаус или дед Мороз), финны называют joulupukki, что означает буквально «рождественский козел». У всех народов существует традиция убирать дом перед праздниками, но у норвежцев и датчан уборка жилого помещения и двора накануне Рождества сохраняла магическое объяснение. Плуги и бороны обязательно убирали под навес, предварительно нарисовав на них кресты. По распространенному в прошлом поверью, по земле скитается бродячий сапожник. Легенда о бродячем сапожнике имеет христианское происхождение и схожа с легендой о вечном жиде, известной в письменных источниках начиная с XIII в. Согласно датской устной традиции, Христос, несший свой крест, остановился у дверей сапожника, который его прогнал. За это сапожник обречен бродить по земле до дня Страшного Суда. Если сапожник в праздник Рождества найдет неосвященный плуг, проклятье перейдет на его владельца. В Северной Европе рождественские гуляния продолжались до 13 января – Дня св. Кнута. В домах открывали окна и двери и метлой «выметали рождество». В последний раз ходили ряженые (в Финляндии их называли кнутовы козлы).

В Северной Европе важной датой календаря был День св. Мартина (11 ноября). Св. Мартина считали покровителем животноводства. К этому празднику завершали сельскохозяйственные работы, устраивались семейные трапезы. На стол подавали жареного гуся.

Обрядность жизненного цикла

В Северной Европе допускалось относительно свободное добрачное общение молодых людей. В городах Скандинавии уже в XIX в. был высок процент незаконнорожденных детей (максимальный был зафиксирован в Копенгагене в конце XIX в. – 22%). Рождение детей, с юридической точки зрения считавшихся незаконнорожденными, было связано с активностью различных протестантских сект, члены которых не проводили официального обряда венчания. В некоторых районах Финляндии сохранялся древний обычай, когда девушка, желавшая выйти замуж и не имевшая жениха, в праздник приходила к церкви в сопровождении старшей женщины. На поясе у девушки висели пустые ножны от финского ножа. Парень, готовый вступить в брак, вкладывал свой нож в ножны девушки. Старшая женщина вынимала этот нож, после чего следующий кандидат мог сделать предложение. Через несколько дней парень приходил в дом девушки за ответом. Нож, воткнутый снаружи во входную дверь, означал отказ; внутри избы или в задней стене – разрешение свататься. Свадебный обряд включал в себя сватовство, обручение, венчание. Обручение часто считалось важной церемонией. Так, в Норвегии обручение с участием пастора иногда заменяло свадьбу. Венчание с точки зрения лютеранской церкви не является таинством, это – обряд, который мог совершаться не только в церкви, но в доме невесты, или в доме пастора.

В Швеции в канун свадьбы дом невесты украшали гирляндами из елок. По обеим сторонам дома ставили «невестины елочки» – деревца, очищенные от нижних ветвей и коры. В Скандинавской традиции головным убором невесты была металлическая корона. Во многих областях Швеции во время свадебного пира проводили обряд «вытанцовывания короны». Невесте завязывали глаза, а подружки водили вокруг нее хоровод. Невеста снимала корону и надевала на голову одной из подружек. По поверью, эта подружка выйдет замуж раньше других. У шведов, норвежцев по прибытии в дом жениха невеста шла в хлев и садилась доить корову (по поверью, новобрачные обеспечивали хороший приплод и удой скота). Ритуальным блюдом свадебного стола в Швеции, Норвегии была каша из белой муки на молоке с сахаром, корицей, миндалем, на Фарерских островах – гречневая каша, сваренная на молоке и подслащенная сиропом. В Норвегии также пекли миндальный свадебный торт из колец, украшенных и скрепленных глазурью.

Крещение ребенка было обязательным в лютеранской церкви, без него не могут допускать к конфирмации (первому причастию) – обряду, который в прошлом совершался по достижении ребенком примерно 15-ти лет и символизировал его совершеннолетие. Крестных часто было больше двух человек.

У народов Скандинавии детей рано приучали к самостоятельной жизни: их часто оставляли без присмотра, поручали выполнение различных работ. В ХХ в. в Скандинавских странах широко распространилась идея воспитания в детском коллективе, начала развивается сеть яслей, детских садов, на лето детей отправляют погостить в семьи родственников и друзей.

Похоронная обрядность в основном представлена церковными ритуалами. Протестантизм негативно относился к похоронным плачам как пережиткам язычества, поэтому они в основном исчезли. Архаичные традиции дольше сохранялись на периферии региона – в отдельных районах Норвегии и Финляндии. Еще в ХIХ в. у норвежцев бытовали «похоронные игры»: молодежь собиралась на усадьбе умершего и плясала всю ночь, прерываясь на пение похоронных молитв. В день похорон гроб трижды обносили вокруг дома, а затем везли его на кладбище на лодке или в санях (в т.ч. и летом). Поминки устраивали в день погребения, а также на седьмой день (так называемое «погребальное пиво»). Похороны викингов (сжигали корабли, строили курганы).

50. Особенности культуры стран СЕ. Следует начать с того, что народы СЕ практически не испытывали влияния Римской Империи и поэтому смогли долгое время сохранять свой родовой строй и языческие традиции. Более того, Скандинавский полуостров являлся своеобразной природной крепостью благодаря изрезанной береговой линии и знаменитым фиордам. Места стали базой не только для сохранения самобытной культуры, но и для ее экспансии во многие другие районы Европы. Корни культур стран уходят к: Походы викингов. Мифология. Руны. Саги. Эдды. Сюжеты эддической мифологии неоднократно обыгрывались в литературе. К ним обращались Р. Хеббель (трилогия "Нибелунги"), поэт и драматург Ж. Жироду (пьеса "Зигфрид"), современный жанр "фэнтази" в значительной степени основан на скандинавских мотивах. Об этом говорит уже само название главного романа отца-основателя "фэнтази" Д. Толкиена - "Властелин колец" (образ проклятого кольца заимствован из героических песен Эдды). После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытесненылатиницей, но с XX века их стали использовать для гадания и в качестве символики. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем ru («тайна»). Всего было обнаружено около 5000 рунических надписей, большая часть из которых в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари.

53. Характерные черты и особенности культуры стран СЕ (20,21).

В Средние века большое значение имела культура Германии с лютеранством, вXVIII веке на смену Германии пришла Франция, затем в XIX веке лидирующие позиции вновь заняла Германия, а после Второй мировой войны стали ориентироваться на англоязычные страны. Несмотря на многолетний упадок, Скандинавская культура не умерла под влиянием зарубежной экспансии и в начале 20 века взяла реванш. Именно в это время на полуострове родилась философия дизайна, которая оказала огромное влияние на формирование представлений о современном интерьере (бук и дуб). Конструкция скандинавских предметов меблировки максимально проста, она нацелена на быструю сборку и хорошую функциональность в любых условиях. Использование натуральных материалов. Используются светлые, теплые тона: молочно-белый, терракотовый, желтый и т.п. Связано это с тем, что скандинавам, как и нам, не хватает солнечного света. Наиболее известные представители шведской культуры – писатели. Великий Август Стриндберг и всемирно известная детская писательница Астрид Линдгрен, автор «Пеппи Длинный чулок» и «Малыш и Карлсон», Карл Михаэль Белламан, мало известный за пределами Скандинавских стран, Вильгельм Моберг, писатель 20 века, который получил национальную премию за свой труд "Иммигранты и эмигранты". Карл фон Линней, ученый 18 века, был первым, кто каталогизировал растения, присваивая им латинские названия. Не менее известен и Альфред Нобель, первый покровитель Нобелевского института и учредитель международных премий. Произведения шведских писателей Августа Стриндберга (1849-1912) и Сельмы Лагерлёф (1858-1940) уже в начале века были известны за пределами их родины, и продолжают выходить на иностранных языках в конце ХХ в. Во II половине ХХ в. наиболее переводимой на иностранные языки стала детская писательница Астрид Линдгрен (род 1907г). Экспортным товаром стало шведское кино (кинематограф зародился в 1909 году с появлением в Стокгольме фирмы «Свенска», которую основал Карл Магнуссон). Благодаря таким мастерам как режиссёр Ингмар Бергман (род.1918г), актёры Грета Гарбо (1905-1990). Ингрид Бергман (1915-82), Макс фон Сюдов (род.1929) и др. В изобразительном искусстве мировую славу приобрели скульптор Карл Миллес (1875-1955), художники Карл Ларссон (1853-1919) и Андерс Цорн (1860-1920). Шведское хоровое пение можно отнести к народному движению, в котором участвуют независимо от возраста, а шведская поп-музыка стала широко известна благодаря ансамблям АББА. Высокий уровень шведской оперы олицетворяли Николай Гедда (род 1925), Биргит Нильссон (род 1918) и др. Среди известных шведских классических композиторов: Карл Микаэль Бельман, Бернхард Хенрик Круселль, Отто Линдблад, Вильгельм Стенхаммар, Хуго Альвен, Вильгельм Петерсон-Бергер, Франц Бервальд, Аллан Петтерссон.Оперные певцы: Эйнар Андерсон, Биргит Нильсон, Юсси Бьёрлинг. Наиболее известные музыкальные группы (в жанре популярной музыки) Швеции: ABBA, Europe, Roxette, Ace of Base, E-Type, Army of Lovers, The Cardigans, Covenant, Vacuum, Secret Service, September, Danny Saucedo, Yaki-Da, певец Bosson,Basshunter.

Всемирно известные шведские авторы включают Карла Линнея, Эмануэля Сведенборга, Августа Стриндберга, Сельму Лагерлёф, Вильхельма Муберга, Харри Мартинсона, Тумаса Транстремера и Астрид Линдгрен. А. Стриндберг (1849—1912) — писатель, чье реалистическое в своей основе творчество впитало художественные достижения модернизма (исторические драмы « Густав Ваза», «Эрик XIV», роман «Красная комната», сборники рассказов, психологические романы «На шперах», «Черные знамена» и др.); С.Лагерлеф (1858—1940), писательница, известная прежде всего благодаря своей книги для детей «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»; А. Лингрен (1907—2002) — автор повестей о Малыше и Карлсоне и многих других проникнутых гуманизмом книг для детей.

Как и в других скандинавских странах, до середины XIX века изобразительное искусство сильно отставало от центральной Европы. В России большую известность получил работавший некоторое время в Петербурге Александр Рослин. Затем, в основном под влиянием французской живописи, развивается и шведская, и к началу XX века достигает расцвета. Наиболее узнаваемым шведским художником и иллюстратором является Карл Ларсон, выработавший неповторимый стиль. Импрессионизм представлен живописью Андерса Цорна, знаменитого своими изображениям обнаженной натуры, Бруно Лильефорса и пейзажами принца Евгения. Как и вообще в Скандинавии, очень хорошо развит символизм, наиболее ярким представителем которого был Эуген Янсон, в начале своей творческой деятельности писавший характерные рассветные и закатные пейзажи в синих тонах. Ивар Аросениус изображал полутёмные интерьеры с человеческими фигурами.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.