NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



8 класс односоставные предложения и их употребление в речи (на материале творчества Н. В. Гоголя)


8 КЛАСС

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

(на материале творчества Н. В. Гоголя)
Цели:

- закрепить умения определять роль односоставных предложений в речи;

- проверить умения различать одно- и двусоставные предложения;

- повторить орфографические и пунктуационные правила

написания;

- формировать умение самопроверки.

Оборудование: Презентация (демонстрация с использованием проектора)
Ход урока
Урок начинается с высказывания Н. В. Гоголя: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России», Разбираются все особенности орфографии и пунктуации этого предложения.
Для закрепления сведений о сфере употребления определён­но-личных предложений записываем такой текст: А. С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас прочёл «Вечера... ». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальней­ших успехов». Предложения с прямой речью разбираются по схеме разбора; выясняется, почему здесь уместны определённо­-личные предложения (такие предложения используются преимущественно в разговорной речи, в лирических стихах, днев­никовых записях, письмах). Учащиеся приводят свои примеры определённо-личными предложениями.

Записывается текст: «И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под

деревом костёр».
Сделать переход к следующему этапу урока помогут вопросы:

- Как отличить определённо-личные предложения от неопределённо-личных, безличных?

- Откуда отрывок, который мы будем записывать?

- Почему Н. В. Гоголь использует неопределённо-личные предложения? Проверка домашнего задания (анализ описания светлицы из повести «Тарас Бульба» ) даёт возможность говорить о роли назывных предложений. Здесь уместно сказать о необходимости умеренного употребления назывных предложений.
- Итак, выяснены признаки всех типов односоставных пред­ложений, роль их в речи, определён порядок рассуждений при распознавании типов односоставных предложений. Положение о том, что односоставные предложения могут входить в состав сложных, доказываем на примерах из произведений Н. В. Го­голя:

1) Тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг ос­вещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу. 2) По смуглым ли­цам видно было, что все они были закалены в битвах. 3) Мо­роз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что чёрт пе­репрыгивал с одного копытца на другое.
Заключительный этап урока строится с учётом дифференци­рованного подхода к учащимся: одна группа находит в тексте, предложенном учителем, односоставное предложение и опреде­ляет его тип:

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.
Вторая группа пишет миниатюру по картине А. Куинджи «Украинская ночь» или «Лунная ночь на Днепре», взяв эпигра­фом слова Н. В. Гоголя из «Майской ночи», выученные к этому уроку и прочитанные учащимися:

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украин­ской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит ме­сяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном све­те; и чудный воздух прохладно-душен. И полон неги, и дви­жет океан благоуханий. Божественная ночь! Очарователь­ная ночь!
Домашнее задание. Из стихотворений А. Блока, М. Лермон­това, А. Пушкина, И. Бунина выбрать строки с односоставными предложениями.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: