8 класс односоставные предложения и их употребление в речи (на материале творчества Н. В. Гоголя)
8 КЛАСС
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ
(на материале творчества Н. В. Гоголя)
Цели:
- закрепить умения определять роль односоставных предложений в речи;
- проверить умения различать одно- и двусоставные предложения;
- повторить орфографические и пунктуационные правила
написания;
- формировать умение самопроверки.
Оборудование: Презентация (демонстрация с использованием проектора)
Ход урока
Урок начинается с высказывания Н. В. Гоголя: «Мысли мои, мои труды будут принадлежать России», Разбираются все особенности орфографии и пунктуации этого предложения.
Для закрепления сведений о сфере употребления определённо-личных предложений записываем такой текст: А. С. Пушкин в одном из писем о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал: «Сейчас прочёл «Вечера... ». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». Предложения с прямой речью разбираются по схеме разбора; выясняется, почему здесь уместны определённо-личные предложения (такие предложения используются преимущественно в разговорной речи, в лирических стихах, дневниковых записях, письмах). Учащиеся приводят свои примеры определённо-личными предложениями.
Записывается текст: «И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под
деревом костёр».
Сделать переход к следующему этапу урока помогут вопросы:
- Как отличить определённо-личные предложения от неопределённо-личных, безличных?
- Откуда отрывок, который мы будем записывать?
- Почему Н. В. Гоголь использует неопределённо-личные предложения? Проверка домашнего задания (анализ описания светлицы из повести «Тарас Бульба» ) даёт возможность говорить о роли назывных предложений. Здесь уместно сказать о необходимости умеренного употребления назывных предложений.
- Итак, выяснены признаки всех типов односоставных предложений, роль их в речи, определён порядок рассуждений при распознавании типов односоставных предложений. Положение о том, что односоставные предложения могут входить в состав сложных, доказываем на примерах из произведений Н. В. Гоголя:
1) Тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу. 2) По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах. 3) Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что чёрт перепрыгивал с одного копытца на другое.
Заключительный этап урока строится с учётом дифференцированного подхода к учащимся: одна группа находит в тексте, предложенном учителем, односоставное предложение и определяет его тип:
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.
Вторая группа пишет миниатюру по картине А. Куинджи «Украинская ночь» или «Лунная ночь на Днепре», взяв эпиграфом слова Н. В. Гоголя из «Майской ночи», выученные к этому уроку и прочитанные учащимися:
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно-душен. И полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Домашнее задание. Из стихотворений А. Блока, М. Лермонтова, А. Пушкина, И. Бунина выбрать строки с односоставными предложениями.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: