NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологи путём использования разнообразных игр. Учитель биологии Якунина Е. В


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологи путём использования разнообразных игр.

Учитель биологии

Якунина Е.В.


«Значительная часть игр ребенка рассчитана
на то, чтобы освежать и возбуждать
в уме процессы воспроизведения, чтобы
неугасимо поддерживать искры мысли …»
И.А. Сикорский

Формирование мировоззрения человека – одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.
Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Учителю часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».
С точки зрения психологов игра - это особая форма активности, вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой выражается отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации; игровое употребление предметов; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В руках педагога игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике.
В современной школе, в основе которой лежат процессы активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих формах:
- в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятий, темы, и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширных технологий;
- в качестве урока или его чести;
- как технология внеклассной работы.
В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная группа методов и приемов педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.


Классификация педагогических игр.

По области деятельности:
- Физические;
- Интеллектуальные;
- Трудовые;
- Социальные;
- Психологические.

По характеру педагогического процесса:
- Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие.
- Познавательные, воспитательные, развивающие;
- Репродуктивные, продуктивные, творческие;
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике:
- Предметные (лото, крестики – нолики, сигнальные карточки);
- Сюжетные (сказка, фантастический рассказ);
- Ролевые (аукцион, ролевая игра);
- Деловые (конференция);
- Имитационные (подражание телевизионным передачам);
- Драматические (спектакль, инсценировка).

По предметной области:
- Биологические, химические, экологические и др.;
- Музыкальные, театральные, литературные;
- Трудовые, технические, производственные;
- Спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;
- Экономические, коммерческие.

По игровой среде:
- С предметами и без предметов;
- Комнатные, настольные, на местности;
- Компьютерные, телевизионные;
- Технические.

Педагогические обучающие, контролирующие, обобщающие игры имеют большие потенциальные возможности для биологического образования школьников. Для этого используются отдельные игровые элементы, приемы и развернутые игровые формы разной игровой методики.
Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового.Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.
Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний.

СЮЖЕТНАЯ ИГРА


Так при изучении нового материала можно использовать сюжетную игру.
Урок – сказка по теме «Строение корня»
В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.
Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ну-ка думай, вспоминай,
Корню быстро помогай!»

Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.
В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.
Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).
1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)
2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)
3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)
4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)
5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)
6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)
7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.


ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

Другой формой проведения урока изучения нового материала может быть игра – путешествие. Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.
Урок на тему «Семейство розоцветные»
Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!
Станция первая «Загадкино»
Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, Царицей цветов я зовусь,
А в мороз – сладка. На вид я прекрасна, нежна.
Что за ягода? Но тронешь меня невзначай
(Рябина) Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела, Вкус у ягоды хорош,
Нежный запах источала. Но сорви ее поди-ка :
А когда пора настала, Куст в колючках будто еж,-
Разом сделалась она Вот и назван …
Вся от ягоды черна. (Ежевика)
(Черемуха)

Стоит дерево древанское: Кто любит меня,
На нем платье шемаханское, Тот и рад поклониться.
Когти дьявольские, А имя дола мне
Крылья ангельские. Родная землица.
(Шиповник) (Земляника)

Станция вторая «Исследовательская»
На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.
Станция третья «Внимание! Розыск»
Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:
1. жизненная форма;
2. характер стебля;
3. листорасположение и особенности листьев;
4. особенности расположения цветков;
5. плод.
Составить общую характеристику для розоцветных.
Станция четвертая «Знайкино»
Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.
Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: