NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Активизация знаний и деятельности учащихся на уроках мхк через метод исследования изучаемого материала

Активизация знаний и деятельности учащихся на уроках МХК через метод исследования изучаемого материала


Глотова Валентина Петровна,

учитель МХК

Сегодня будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий. В связи с этим создание условий для подготовки личности творческой, ориентированной на научный поиск, приобретает решающее значение. При большом объёме информации учебного курса «МХК», осуществляемой в условиях минимума времени, организация исследовательской деятельности учащихся становится весьма актуальной. В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится развитие навыков исследовательской деятельности.

Условия современного образовательного процесса диктуют новые требования к ведению урока. Предмет мировой художественной культуры широк и многообразен. Перед учителем МХК встает вопрос отбора учебного материала.

Учитель перестал быть единственным источником информации. Современный ученик достаточно легко обращается с Интернет-ресурсами; исторические фильмы, в меньшей степени книги, доступно и красочно пополняют представления ученика о культуре разных времен.

Учащиеся классов, в которых я преподаю МХК, не отличаются широким кругозором, знанием гуманитарных наук. Поэтому с самого начала преподавания курса МХК стараюсь включать их в исследовательскую деятельность. На уроках художественно-творческую исследовательскую деятельность строю на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Исследования имеют этап практической работы в музее, библиотеке, Интернет-ресурсах.

Изучение МХК, как и любого другого предмета, предполагает следующие формы исследовательской работы учащихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Учащиеся приобретают первый опыт исследовательской деятельности и публичных выступлений. Они готовят сообщения и доклады и выступают с ними перед одноклассниками. Творческие задания способствуют развитию их интереса к исследованию.

Проектная деятельность, Интернет-технологии и все виды образовательных ресурсов также являются необходимым условием реализации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя, выступающего при подготовке и проведении урока в роли координатора.

Суть методики в том, что подготовка и проведение урока-исследования требует особого алгоритма.

1. Учащимся предлагаю проблемно-нравственную тему, кото­рая выходит за рамки школьной программы и односторонне отражена в учебных пособиях.

2. В произведениях литературы, живописи учащиеся должны обнаружить соответствия, точки со­прикосновения и попытаться найти общую идею, объединяющее начало.

3. Учащиеся всего класса получают задания, требующие кропот­ливой индивидуальной исследовательской работы.

Ра­бота ведется в разных направлениях, а сами задания имеют ролевой характер. Распределение «ролей» про­исходит в соответствии с интересами и желанием са­мих учащихся.

4. Координирую эту работу, помогая отобрать из обилия материала наиболее существенное и выраба­тывая общую линию ведения урока, способ подачи ма­териала, помогая сформулировать вопросы, выводы, задания.
Коллективная реферативно-исследовательская работа и компьютерная презентация являются структурной основой урока.

Типичная процедура исследования предполагает:

  • Постановку задачи;

  • Предварительный анализ информации;

  • Формулировку исходных гипотез;

  • Сбор данных;

  • Анализ и обобщение полученных результатов;

  • Проверку гипотез;

  • Формулировку утверждений.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ. «ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРНЫХ ПОРТРЕТОВ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ».
ЦЕЛЬ: дать характеристику на основе плана и
раздаточного материала.

часто предлагаю домашнее задание в форме исследовательской работы, например:

д/з: исследовательская работа «колизей».

план:
1.история создания.

2.функции (для чего использовался)

3.архитектурные (художественные) особенности.

исследовательская работа «пантеон – «храм всех богов»».

План:

  1. История создания.

  2. Функции (для каких целей использовался).

  3. Архитектурные (художественные) особенности.

собрать как можно больше информации, выразить также и своё мнение.

    • ученик может выполнить обе работы – «Колизей» и «Пантеон» -

    • выбрать и выполнить одну из этих двух работ.

    • работы рассматриваются конкурсной комиссией.

На уроках применяю различные виды проектов.
1. Мини-проекты в формате анализа документальных источников и произведений искусства. Например, урок по теме «Виды и жанры изобразительного искусства» в 10-м классе. Работу организую по группам, итогом которой является представление своих проектов учащимися и их обсуждение. 
2. Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях использую во внеурочное время, а на уроках авторы представляют только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определенного народа в конкретный период. Например, при изучении темы «Советская культура 60-80-х годов ХХ века» в курсе истории России в 11-м классе предлагаются работы: «Советский кинематограф», «Авторская песня 60-х годов как портрет эпохи», «Музыка 60-80-х годов» и другие   и ставится проблемный вопрос для всех «А был ли застой в данной сфере культуры?», на который каждая группа отвечает своим содержанием.

Была подготовлена и апробирована в рамках муниципальной научной конференции школьников «Открытие» исследовательская работа на тему «Авторская песня 60-х годов как портрет эпохи»» (МХК и литература).

Перечисленные выше формы работы являются далеко не  единственными. Но, применяемые в совокупности с остальными, показывают на практике определённые результаты. Они помогают учащимся определиться с нравственными приоритетами, выработать правильную жизненную позицию, способствуют формированию творческой, неравнодушной и интересной личности.

Китайская пословица гласит: “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда.” Это позволяет говорить о том, что одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

Используемая литература

  1. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования. – М: «Учебная литература», 2006г.

  2. О.В.Брыкова, Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. – М: «Чистые пруды», 2006г.

  3. А.В.Копылова. Технология урока искусства. - М: «Тач маркетинг», 2004г.

4. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М: «Мысль», 1985.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: