NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка участника конкурса


Аналитическая справка участника конкурса
Первушина

Елена

Николаевна

Учитель истории и

обществознания

Муниципального

общеобразовательного учреждения

Балахтонской средней

общеобразовательной

школы.

Козульского района.

Красноярского края.

Педагогический стаж – 15лет

Должность- учитель истории и обществознания

Категория – I квалификационная категория по должности «учитель»


15 лет преподаю в Балахтонской школе историю и обществознание, 6 лет являюсь руководителем краеведческого обьединения «Истоки». Последние три года преподаю ряд спецкурсов: «Моя профессиональная карьера», «Социология», «Основы права», в старших классах. Спецкурс «Моя малая Родина» 5-6 класс. «Основы регионального развития»10 класс.

Считаю, что положительными моментами современного обучения сегодня является активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность учащихся, их высокий познавательный уровень, субьект – субьектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Считаю, что обучать ребенка, это не значит передать ему истину, а развивать его собственную, помогать ему, перерабатывать мыслью очевидный, чувственный мир.

У меня сложилась своя система контрольно-оценочной деятельности на основе выработанных совместно с детьми четких и однозначных критериев, в основе которой лежит главный принцип:

  • В процессе оценки фиксируется личностный рост ребенка, оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнения учащихся друг с другом

Основными видами контрольно – оценочной деятельности в моей системе являются: стартовый контроль в начале учебного года; прогностическая оценка перед контрольными видами деятельности; пооперационный контроль; контроль по результату; тематический контроль; итоговый контроль. Динамика развития учащихся диагностируется по следующим параметрам:

  • Сформированность действий самоконтроля и самооценки;

  • учебная мотивация;

  • умение самостоятельно учиться;

  • способность к рефлексии;

  • способность к аналитическим действиям;

Эти параметры фиксируются мною в «диагностической карте». Для отслеживания динамики учения и обучения учащиеся имеют специальные тетради – «Мои достижения по истории». В этих тетрадях отражаются результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам.

Результатом нашей с учащимися работы наблюдается положительная динамика качества знаний по предмету «история», «обществознание».



В этом учебном году впервые учащиеся нашей школы будут сдавать экзамены по выбору в форме ЕГЭ. 60% учащихся 11 класса выбрали сдачу экзамена в форме ЕГЭ по таким учебным дисциплинам как, история и обществознание. В 2008 учебном году, учащаяся 10 класса, Старикова Катя, приняла участие в дистанционной олимпиаде по праву, заняла третье место по району. Учащиеся с 5-11 класс участвуют в школьных олимпиадах по истории, обществознанию. Десятки выпускников успешно обучаются в различных вузах РФ, в том числе и на историческом факультете КГПУ им. В. П. Астафьева, где профилирующим предметом является история.

Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является овладение и применение исследовательского метода обучения. С этой целью, в период с 2003-2006 год проходила курсы повышения квалификации при ИПК РО:

2003- по теме «НРК исторического образования»

2004- по теме «Методическое обеспечение краеведения, музейной работы»

В процессе прохождения курсов участвовала в краевом эксперименте по апробации НРК в учебном процессе, в разработке программы, модульного курса, методического сопровождения по НРК.

2006-по теме «Содержание и способы деятельности учебного процесса НРК».

По результатам эксперимента создала пакет материалов по исследовательскому методу обучения. Веду дневник учителя экспериментатора.


Считаю, что исследовательская деятельность позволила мне создать условия для совершенствования ученика, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Инновационная творческая работа, проведенная мною, явилась благодатной почвой для творческого развития личности учащегося. Уроки направлены на развитие личности и включенность каждого учащегося в учебный процесс, в исследовательскую деятельность в познании своей местной истории. Исследовательский проект используется мной, как важнейшая органичная составная часть современных педагогических технологий, как инициатор творчества учащегося. На основе метода проекта ориентирую учащихся, как на интеграцию фактических знаний, так и на их приобретение и применение новых знаний, для активного усвоения новых способов познавательной деятельности. Возросло качество знаний на 15-18%. Причина кроется в том, что учащиеся не просто усваивают знания и умения, а учатся творчески их применять (проводят наблюдения, фиксируют факты, доказывают, делают выводы). В процессе исследовательской деятельности в своей практике стала все больше применять активные методы обучения, деловые игры. Провожу практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа). В рамках учебно-исследовательской работы, на протяжении нескольких лет представляем свои исследования на научно-практических конференциях «Шаг в будущее», проводимых в школе, районе, крае. Где учащиеся показывают высокую степень творческой активности, научный потенциал, а главное, свое неравнодушие к будущему своей малой Родины, своей страны.

В период с 2003-2008 год были представлены следующие работы:

2003-2004г. «Адаптация ветеранов Великой Отечественной войны» (на примере местного материала) - I место в районе, учащиеся получили дипломы лауреатов на краевой научно-практической конференции «Шаг в будущее»

2004-2005г. «Исчезающее ремесло» I место в районной научно-проактической конференции «Шаг в будущее»

2005-2006г. «По дорогам гражданской войны» I место в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

2007- 2008г. «Земля обетованная» II место в районе, в конкурсе краеведческих работ «Мое Красноярье», работа рекомендована и отправлена на участие в краевом конкурсе «Мое Красноярье»

2008 год исследовательская работа «Подвиг - тыла» I место в районе, работа рекомендована и отправлена для участия в краевом конкурсе исследовательских работ в рамках проведения научно-практической конференции.

По материалам представленных работ, созданы документальные видео, учебные диски, которые используются учащимися не только Балахтонской школы, но и других школ района в процессе написания рефератов, творческих работ, мини-исследований в процессе изучения предметов НРК. В перспективе стоит задача - вместе с учащимися, охваченными исследовательской деятельностью, издать сборник творческих исследовательских работ «Истоки».

Одним из актуальных направлений в работе, считаю свое участие в НОУ школы. Совместно с учащимися и другими педагогами школы накапливаем материал научно-практической деятельности учащихся и педагогов, обобщаем и распространяем опыт, по итогам которой проводим конкурсы, викторины, олимпиады по предметам. Исследовательской деятельностью охвачено 60% учащихся. Основной задачей ставлю, оказание теоретической и практической помощи начинающим исследователям. Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах по краеведению, за что были отмечены благодарностями, почетными грамотами. В 2003г., в районном конкурсе по краеведению «История Сибири» учащиеся 7-8 классов заняли I место, отмечены дипломом за представленную исследовательскую работу «Труд сибиряков» проходившем в районном доме детского творчества.

Одновременно являюсь руководителем школьного музея, востребованного не только в школе, в селе, но и в районе. Музей имеет богатый материал по истории села Балахтон, близлежащих деревень Козульского района. Местный, локальный материал стал неотьемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. Краеведческая работа проводится мной на уроках факультативных курсах, во внеклассной и внешкольной работе. В рамках деятельности детского краеведческого обьединения «Истоки» реализую образовательная программа «Сибирское краеведение». Основные формы - это беседы, викторины, экскурсии, встречи, уроки мастер-класса, читательские конференции, литературные гостиные.

Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующих формированию у учащихся научного мировоззрения. Материал постоянно пополняется и перепроверяется архивными документами, личными архивами жителей. В музее собрана большая теоретическая база для проведения уроков НРК по географии, истории, биологии, литературе, благодаря сотрудничеству с другими музеями, организациями и заинтересованными лицами. Среди них: доцент кафедры истории КГПУ Андюсев Б. Е., директор зоологического музея в городе Санкт – Петербурге Потапов Р. Л., сотрудник Красноярского института геологии Калинин Н. В., директор музея п. Железногорск Аннинский Е. С., заслуженный учитель РСФСР, Квашнин Иван Григорьевич, жители сел. В 2007-2008 учебном году музей создал свой сайт, благодаря которому мы находим все больше желающих сотрудничать с нами. Исторические материалы, работы, созданные учащимися на базе музея востребованы. Исследования, проведенные в 2007-2008 году, опубликованные на сайте, заинтересовали сотрудника СЮТУР, Грудинову Л. А., Калинина В. В., по их рекомендации, материалы данной работы публикуются в газете «Красноярский рабочий» Ряд материалов по проведенным исследованиям обобщены и выставлены на сайте НРК. Занятие краеведением позволяет мне обобщать и распространять свой опыт поисково-исследовательской деятельности. На базе музея проводятся экскурсии, уроки мастер-класса, встречи с жителями села, района, круглые столы, семинары.



Что дает учащимся вырабатывать определенные навыки выступления перед большой аудиторией, видеокамерой, научиться быстро и правильно отвечать на вопросы, проверить свои знания. Работа музея была представлена на районном уровне:

2003г – районный конкурс детских краеведческих организаций, I место

2005г - на районном конкурсе «Бьеннале музеев» в 2005 году, где заняла II место (был представлен видеофильм о школьном музее)

2007г – районный конкурс «Каравай на столе, радость в доме» II место (были представлены работы учащихся, выполненных на мастер-классе)

2008 год - создано виртуальное путешествие по музею, исследовательская работа «Замечательные люди Красноярья» (на примере местного материала), экспозиция «Учителя военных лет» (на примере местного материала) для участия в краевом форуме музеев. Оформлены документы, рассмотренные в Краевом центре детско-юношеского краеведения и туризма, отправленные в Москву на присвоения музею статуса школьного музея.

Традиционным стало участие детей краеведческого обьединения в проектной деятельности, как на школьном, так и на районном уровне. Учащиеся успешно представляли в районе проекты: «Мы этой памяти верны», «Забытые ремесла», оба проекта заняли II место. В этом учебном году учащиеся 5-10 классов проходят музейный всеобуч на базе Краеведческого музея, по окончанию которого, получат сертификаты. Хочется отметить неподдельное желание учащихся к исследовательской деятельности, их творческую конкуренцию между собой.

По мере освоения и внедрения проектно – исследовательского подхода в обучение моя педагогическая деятельность, как классного руководителя (10 класса), приобретает системный характер. Традиционный общепринятый набор таких мероприятий как: День учителя, 8 марта, Новый год, День Победы, органически соединенный с образовательным процессом, получил осмысленный и целесообразный характер, что существенно обогащает педагогический процесс в целом. Как классный руководитель способствую формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе. В данном случае не обойтись без личностного – ориентирования подхода. С помощью методов программирования, моделирования, проектирования создала модель развития классного коллектива «Планы и события на 2005-2008 учебный год» Модель работы реализуется через диагностику интересов, усиление контактов с родителями, индивидуальную работу с учащимися.

Приоритетным направлением воспитательной работы становиться профориентационная работа в классе через активное включение старшеклассников в проводимые в школе мероприятия, работу организационных структур школы (НОУ, совет старшеклассников, обьединения «Юный журналист», «Истоки»). В классе 100% занятости учащихся в школьных кружках, факультативах, спецкурсах. 100% обучаются по программам дополнительного образования «Сибирское краеведение», «Ученическое самоуправление». Наблюдается рост интересов учащихся в классном ученическом коллективе к проектной и исследовательской деятельности. За период с 2003-208 учебные годы:

Число занимающихся проектной деятельностью во внеурочное время возросло от 40% до70%. Ребята принимали участие в конкурсе медиапроектов «Социальнзначимый плакат», где представляли свои рисунки. По результатам конкурса заняли 2-е место на уровне района. Проект «Права подростка» был предложен самими учащимися, который на сегодняшней момент реализуется.

Из идей проектов и исследований рождаются идеи проведения вечеров встреч с ветеранами войны, учителями, людьми разных профессий, которые стали уже традиционными в нашем классном коллективе. Учащиеся не только стремятся сохранять все лучшие традиции, но и развивать их в соответствии с динамично меняющейся действительностью. Особый уклад жизни класса основывается на принципах творчества, преобразования общественной жизни. В классе успешно культивируется атмосфера доброжелательности, между всеми членами коллектива, создаются условия для самопрезентации и формирования коммуникативных компетентностей каждого учащегося. Главный механизм, через который осуществляется формирование активной жизненной позиции, это ученическое самоуправление, которое координируется активом класса.

Актив класса, по принятому классным коллективом Положению, участвует в осуществление ключевых направлений работы класса:

  • Повышение качества образования через постоянно действующую «Скорую помощь» - одноклассник - однокласснику

  • Формирование ученических компетентностей через организацию всех видов исследовательской и проектной деятельности, участие в НОУ школы, организацию встреч с известными и почетными людьми села, района

  • Привитие навыков жизнипроживания в условиях становления гражданского общества, через формирование таких структур как: одноименный печатный орган, кратковременные творческие группы.

Актив класса принимает участие в формирование критериального подхода к поощрению своих товарищей.

По результатам 2007-2008 года класс занял II место в районных соревнованиях «Школа безопасности» I место в районных соревнованиях по лыжам, III место в зональных соревнованиях «Быстрая лыжня»

Обобщение опыта работы как классного руководителя представляла в своем докладе на районной августовской конференции работников образования в 2006 году.

Важной задачей в своей педагогической деятельности считаю использование форм и методов обучения, создающих благоприятные условия для проявления творческого потенциала личности. Используя технологию модульного и блочно – модульного обучения, в 10 -11 классах позволяет мне развивать у учащихся ассоциативность памяти, учащиеся составляют опорные конспекты таким образом, чтобы при их воспроизведении происходит припоминание всего программного материала, что способствует последующей их адаптации в вузе и колледже. Применения данной технологии позволяет мне, как учителю дать учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум, научить их учиться мыслить, максимально эффективно использовать наглядные материалы, схемы опорных сигналов, опорные конспекты, органично вплетая их в технологию обучения.



Учащиеся учатся учиться по формуле: Прочитал – Проанализировал – Осмыслил. Проанализировать уроки с применением данной технологии мне удалось при помощи:

  • сводной ведомости контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

  1. Ф. И. О. учащегося

  2. работа со словарем, основными понятиями

  3. работа с книгой, опорным конспектом

  4. работа с таблицами, схемами

  5. повторное обучение

  6. развивающий тренинг

  7. тестирование

  8. реферат, доклад

  9. итоговая оценка за блок

  • карты самоконтроля учащегося

  1. тема урока

  2. момент урока, вызвавший интерес

  3. что не понравилось на уроке

  4. моя активность

  5. самооценка

  6. предложения

Данные документы, позволяют мне, как учителю возможность понять «молчащего ученика», проанализировать урок с его позиций, определить уровень его притязаний. Применение новых технологий позволяет мне утвердиться в роли учителя – наставника, тьютора, что позволяет выработать у ученика привычку мыслить и утвердить в его сознание это как приятный процесс, научить культуре мыслительной деятельности. Результаты данной работы были представлены мной на открытых уроках на уровне школы, района.

Осознаю, что современный педагог и ученик сегодня не могут обойтись без овладения информационными технологиями. Используя технические средства компьютерного класса, провожу уроки-семинары, зачеты, конференции для старшеклассников. Учащиеся готовят доклады, рефераты в виде презентаций. Данная работа уже имеет свои положительные результаты, учащийся 11 класса, Мошкин Александр, с проведенным им исследованием по теме «Гражданская война» участвовал в краевом Интернет конкурсе, где занял I место.

Совершенствование своих знаний в области информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществлять постоянный поиск способов решения своих задач, накапливать собственный опыт. Мне есть чем поделиться с коллегами в своем педагогическом коллективе, а также других учебных заведений. Разработки ряда моих уроков по НРК, помещены на сайте НРК. С 2008 года имею возможность пользоваться переносной мультимедийной системой, что позволяет проводить уроки с использованием компьютера и Интернета в собственном кабинете. Программное обеспечение компьютера позволяет мне более эффективно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг над методической темой. Используя компьютер разработала тестовые материалы по всем классам 5-11 класс в электронном виде, стандартное поурочное планирование 5-11 классы, комплект дидактики по предмету(самостоятельные, практические и контрольные работы), комплект раздаточного материала по предмету, пакет олимпиадных материалов для подготовки учащихся, комплект контрольных работ по ЕГЭ в нескольких вариантах индивидуально каждому учащемуся 9 -11 классов.

Немаловажным направлением в повышение своего педагогического мастерства является самообразование: работа над методической темой: «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» На основании выбранной темы разработала личный план работы над поставленной перед собой проблемой .

Личный план самообразования:

  • тема «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса»

  • цель: формирование профессиональной компетентности, интеллектуальных и творческих способностей, личностных качеств обучающихся

  • задачи:

  1. реализовать потребность к собственному развитию и саморазвитию

  2. овладеть способами самопознания и самоанализа педагогического опыта

  3. повысить качество преподаваемого предмета

  4. возможность исследовательской и поисковой деятельности




  • Этапы работы:

1.приобретение теоретических знаний об особенностях новых технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса

2.отработка отдельных элементов технологии

3.разработка необходимых дидактических средств обучения в соответствии с технологией

4. целостное внедрение технологии

5. анализ влияния применяемой технологии на уровень развития личности ученика в целом или отдельных качеств

  • Презентация результата работы перед педагогическим коллективом


Работа в выбранном мной направление позволяет мне осуществлять постоянный поиск способов решения своих задач, накапливать собственный опыт. Периодически провожу самоанализ своей профессиональной деятельности, совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики, событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Подписываюсь на периодические издания: «Преподавание истории и обществознания в школе », научно методический журнал «Классный руководитель», «Вестник образования», «Учительская газета» Часто просматриваю информацию в Интернете по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий. Решаю задачи, упражнения тесты. Кроссворды и другие задания по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы. Посещаю семинары, тренинги, конференции, уроки коллег. Даю открытые уроки для анализа со стороны коллег, на уровне школы, уровне района 2004 год «Культурная жизнь края в первой половине XIX века» 9 класс, на уровне края «Общественные движения в Красноярском крае» 9 класс, «Откуда пошло название Сибирь» 6 класс, разработка урока помещена на сайте НРК, «Развитие ремесла» 6 класс 2005 год в рамках аттестации школы.

Посещаю и провожу предметные выставки по предмету. 2007 – 2008 год в рамках музейного всеобуча учащиеся 5-10 класс проходят обучение на базе Краеведческого музея, по окончанию которого получат сертификаты. Организовала поездку учащихся 5-10 классов в КИЦ. Изучила и ознакомилась с выставкой картин художников Красноярского края на базе ИПК РО, 2005 год экскурсия в доме музее имени Сурикова. Предметные выставки провожу на базе школьного музея, руководителем которого являюсь. Увлекаюсь народными танцами, до 2002 года вела кружок народного танца в школе, ребята, занимающиеся в кружке, выступали со своей программой в школе, районе на творческих отчетах, где дважды на уровне района занимали I место. В личном плане самообразования уже достигла некоторых результатов. К уже имеющимся современным УМК, мною созданы собственные разработки: задания для контроля и самоконтроля по истории Красноярского края (5-6 классы), раздаточные материалы (аппликации, таблицы), тестовые задания, альбом для дополнительного чтения по истории края. В перспективе поставила перед собой задачу по данным УМК создать электронные учебники, виртуальные практические работы по обществознанию.
_______________ Первушина Елена Николаевна

роспись

Дата работы: 6 марта 2008 года.
Заявитель: председатель Управляющего совета _________ С.А. Форналь

Подпись заверяю: директор школы ____________ А. С. Лобос





страница 1


скачать

Другие похожие работы: