NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка


МАУК «Полысаевская ЦБС», 2013


Муниципальное автономное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система г. Полысаево»


Утверждаю:

Директор ЦБС

__________ Л.А. Карманова

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о деятельности детской библиотеки – филиала №1

МАУК «Централизованная библиотечная система

г. Полысаево»

в 2013 году

Полысаево 2013

СОДЕРЖАНИЕ


3

3

4

5

6

9

21

22

24

26

26

27

27

28

29



Контактная информация ………………………………………………………

  1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе в городе в 2012 году……………………

  2. Работа с читателями-детьми.………………………………………............................

    1. Статистические данные………………………………………………………….

    2. Программно – целевая и проектная деятельность библиотеки………………..

2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно -

досуговой деятельности библиотеки……………………………………………

2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми…………………………………

3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения

5. Документные фонды. Формирование. Изучение.

6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание………………….

7. Организационно-методическая работа………………………………………………..

8. Библиотечные кадры……………………………………………………………………

9. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность……

10. Перечень информационных продуктов и услуг…………………………………….

11. Автоматизация библиотечных процессов………………………………………….

13. Карты инноваций………………………………………………………………….....

Сведения о ЦБС


Название ЦБС (точно по Уставу)

Муниципальное автономное учреждение культуры «Полысаевская ЦБС»

Адрес:

почтовый индекс

652560

район




населенный пункт

г. Полысаево

улица, дом

Космонавтов, 53

сайт библиотеки




электронная почта (e-mail)




скайп




Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс)

Карманова Людмила Афанасьевна (838456) 4-40-97

Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс)




Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс)

Дубограева Галия Закировна (838456) 4-30-11

Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом)

Иус Ирина Анатольевна

(838456) 4-40-58

Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом)




Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом)




Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом)

Евсеева Наталья Валериевна

( 384-56)4-46-88


1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.

1.1. Какие изменения произошли в 2013 году:

За отчетный период никаких изменений не произошло.

1.2. Материально-техническая база детских библиотек.

- сведения о состоянии зданий и помещений

Требуется ремонт пола, потолков и стен на абонементе и в читальном зале, замена межкомнатных дверей.

- сведения о проведенных ремонтных работах, затраты, бюджет (областной, местный, собственные средства, спонсорская помощь)

В текущем году ремонтных работ не было.

1.3. Приобретено (за счёт каких средств):

  • мебели;

  • техники ;

  • оборудования;

  • другое.

В текущем году ничего не приобретено. Из ЦГБ передали 4 компьютера.

Продолжает оставаться проблема обеспечения детской библиотеки мебелью и оборудованием, которые соответствовали бы современным санитарным и эстетическим нормам. Остро стоит проблема обеспечения техническими средствами - нет технических средств для проведения массовых мероприятий. Все мероприятия в стенах библиотеки проходят без музыкального сопровождения.
2. Работа с читателями-детьми.

В 2013 году изменений в структуре и количественном составе детской библиотеки не произошло.

Координация работы библиотек с социальными партнерами.

Сотрудничество детской библиотеки с различными организациями и учреждениями подтверждает её востребованность в городе, повышает престиж в общественной жизни города.

В числе партнеров детской библиотеки:

- Дом детского творчества;

- отдел по делам несовершеннолетних;

- учреждения культуры;

- детские сады;

- школы;

- средства массовой информации

2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные




Кол-во детских библиотек в городе

Кол-во жителей

Кол-во детей до 15 лет

Кол-во читателей

(всего)

% охвата детского населения

Количество читателей по ЕРК

11.


1


30500


2617


2234


85,4


1392


Мы учитываем только то количество детей, которое проживает в зоне обслуживания нашей библиотеки (центральная часть города).

Кроме детской библиотеки, обслуживанием детей занимаются все библиотеки – филиалы ЦБС и центральная городская библиотека.
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2012 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.

Цифровые показатели на протяжении последних лет остаются стабильными. Плановые показатели 2013 года перевыполнены (+9).

Для привлечения новых читателей разработали план мероприятий, куда входит работа с дошкольными и школьными учреждениями. В настоящее время в детских садах действуют 6 пунктов выдачи детской литературы.

С детскими дошкольными учреждениями работаем по программе «Вместе с книгой мы растём». Для ребят запланированы различные экскурсии, библиотечные часы в группах, громкое чтение книг.

Для привлечения читателей - школьников запланированы экскурсии, библиотечные уроки, организация выставок и обзоров новой литературы. С учащимися первых и вторых классов работаем по программе «Мы читаем и растём».

Для того, чтобы удержать читателей и сохранить их желание читать и посещать библиотеку, стараемся больше проводить интересных, содержательных и познавательных мероприятий, покупаем те книги, которые пользуются большим спросом у детей. Акциями, праздниками и презентациями намерена привлечь новых читателей детская библиотека.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя 10,0

книгообеспеченность одного читателя 11,7

2.1.3. Средняя дневная посещаемость. 66,9

2.1.4. Обращаемость фонда. 1,9
2.2. Читательский портрет современного ребенка

Состав читателей по возрастам




Всего

Дошкольники

573

По классам:







1

217

2

284

3

256

4

328

5

132

6

119

7

104

8

83

9

27

10

14

11

8

Студенты




Работающая молодежь




РДЧ

63

Прочие

26

ИТОГО

2234


Читателями библиотеки являются дети и подростки до 15 лет, а также их родители и специалисты, связанные с воспитанием и обучением подрастающего поколения.

Анализ состава пользователей свидетельствует о стабильности в работе детской библиотеки по привлечению к чтению детского населения города. Более всего записано и больше всего читают дошкольники, дети начальных классов и ребята 5-7 классов, менее всего - 9-11- классники. Объясняется это тем, что в одном здании с нами находится центральная городская библиотека, юношескую кафедру которой старшеклассники и посещают.

2.2.1. Наиболее популярные среди читателей новинки (не более 5)

Шевченко, А.А. Сказки кота Гаврилы

Синичкин, А. Приключения Дельфинчика и его друзей

Кэбот, М. Дневники принцессы

Неволина, Е.А. Владыка времени

Риордан, Р. Перси Джексон и лабиринт
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу

Фонды библиотеки давно не соответствуют читательскому спросу. Сейчас у нас преобладает литература 60-80-х годов выпуска. Книги советского периода, которые читают подростки (беря их из фондов библиотеки), не могут готовить сегодняшнее поколение к жизни в современном мире. Остро не хватает рассказов, повестей современных российских писателей о сегодняшней школе, о нынешних школьниках, их проблемах, увлечениях, их отношении друг к другу, к взрослым, к природе. Младшие школьники не знают произведений современных лучших детских писателей - А. Лиханова, М. Яснова, В. Лунина, М. Москвиной, А. Усачева, С. Седова, О. Кургузова, Е. Мурашовой, А. Гиваргизова и др.

С целью поддержки и активизации детского чтения мы проводим мероприятия, которые нацеливают на размышления о прочитанном: громкие чтения, обсуждения прочитанного, а также регулярно организуем викторины, обсуждения по творчеству отечественных и зарубежных писателей. Рекомендуя читателям лучшую детскую литературу, организовываем выставки как новинок детской литературы, так и незаслуженно забытых книг, составляем рекомендательные списки лучшей детской литературы для читателей библиотеки и руководителей детского чтения.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).

2.3.1. Проекты.

В 2013 году разработали проект «Создание библиотечно – информационного центра в детской библиотеке г. Полысаево». Настоящий проект был разработан с целью внедрения новейших информационных технологий в практику библиотечного обслуживания детского населения. В ходе реализации проекта создали Блог детской библиотеки «Библиотечный домовёнок».

С этой работой приняли участие в городском конкурсе «Лучший социальный проект развития учреждений культуры» на Грант главы города. Получили Благодарственное письмо Отдела культуры города Полысаево.

2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентировано на детей?

Библиотеки ЦБС уже несколько лет работают по постоянно действующим программам:

- «Чувство Родины - больше, чем любовь» (по историко-патриотическому и краеведческому направлению);

- «Сохрани мир, в котором живешь» (по экологическому направлению);

- « Не окажись на краю пропасти» (пропаганда позитивного отношения к жизни);

- «Полысаево – территория чтения».

Сотрудники детской библиотеки охотно включаются в проекты ЦБС по продвижению чтения в среду детей и подростков, разрабатывая свои программы литературно-творческого развития детей разных возрастных групп.

Собственные программы:

Вместе с книгой мы растём. Программа по приобщению дошкольников к книге.

Срок реализации 2013 – 2015 год.

Краткое содержание программы:

На протяжении последних лет анализ цифровых показателей детской библиотеки выявляет ситуацию уменьшения количества читателей среди детей дошкольного возраста. В то же время статистические данные говорят о том, что рождаемость в городе увеличилась. В настоящее время ситуация такова, что количество детей, проживающих в зоне обслуживания детской библиотеки, хотя и незначительно, но растёт. В результате мы будем иметь потенциал читателей для детской библиотеки и наша задача организовать работу по привлечению этих детей, а также их родителей, в детскую библиотеку. Заинтересовав в раннем возрасте ребёнка книгой, приобщив его к чтению, мы в большинстве случаев можем быть уверены в том, что он станет постоянным читателем не только на дошкольный или школьный период, но и на всю жизнь. Поэтому было решено создать программу, направленную на привлечение детей дошкольного возраста в библиотеку.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду. Сотрудничество библиотеки и детского сада - очень важное направление деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.

С детскими дошкольными учреждениями №26, 27, 57, 50 заключили двусторонний договор, провели анкетирование родителей и составили план совместной деятельности детского сада и библиотеки.

Цель - формирование у детей устойчивого интереса к чтению книг, воспитание отношения к книге как к величайшей ценности, привлечение детей дошкольного возраста в библиотеку.

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к чтению;

  • знакомить детей с лучшими произведениями детской литературы;

  • расширение кругозора детей через беседы и чтение; 

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через активное участие в игровом процессе.

Формы и методы реализации программы:

Программа предполагает использование разных форм и методов занятий: беседы, громкое чтение, викторины, конкурсы, творческие задания. На каждом занятии обязательно присутствуют элементы игры и инсценирования, иллюстрирование и обсуждение прочитанного. Экскурсии в библиотеку организуются для детей как старшего, так и подготовительного возрастов. Во время экскурсии дети познакомятся с правилами поведения в библиотеке, понаблюдают за работой библиотекарей. Для них пройдут праздники, викторины.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение охвата детского населения чтением.

  • Формирование у детей дошкольного возраста потребности общаться с книгами.

  • Дети должны знать и выполнять правила обращения с книгами, внимательно слушать чтение и обсуждать прочитанное.

  • Улучшение комплектования библиотеки новой литературой и периодическими изданиями для дошкольников и родителей.

Мы читаем и растём. Программа по формированию культуры чтения учащихся 1-х классов.

Срок реализации 2013 - 2014 год.

Краткое содержание программы:

Ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.

На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Практика показывает, что возможности детской библиотеки в этом смысле чрезвычайно велики. Библиотечные уроки по программе «Мы читаем и растём» включены в школьное расписание.

Цель - формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного.

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

  • формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой.

Формы и методы реализации программы:

Замысел программы реализуется через художественно - эстетический и литературоведческий подходы. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.

Всё это реализуется через беседы, обсуждения прочитанного, громкое чтение произведений, викторины, конкурсы, творческие задания.

Ожидаемые результаты:

• Изменение отношения к чтению

• Рост читательской активности

• Развитие мотивации к чтению.
По этим программам работаем без финансовой поддержки.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: