Аналитическая справка
| Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа» |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о деятельности Муниципального бюджетного учреждения
«Централизованная библиотечная система
Тайгинского городского округа»
по информационно-библиотечному обслуживанию юношества
в 2013 г.
Тайга, 2013
Содержание
1. Анализ деятельности библиотек по обслуживанию юношества с.4
2. Статистические данные с.6
3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки с.8
4. Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки с.9
5. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста с.18
6. Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством с.19
7. Библиотечные фонды для юношества с.20
8. Информационное обслуживание юношества с.21
9. Формирование основ информационной культуры с.22
10. Методическое обеспечение работы библиотек с юношеством с.23
11. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность с.24
12. Исследовательская работа среди юношества с.27
13. Карты инноваций с.29
Контактная информация о МБУ «ЦБС ТГО» - 2013 г.
Название ЦБС | Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа» |
Адрес: | |
Почтовый индекс | 652401 |
Населенный пункт | г. Тайга |
Улица, дом | ул. 40 лет Октября, 36/2 |
Сайт библиотеки | http://www.library-taiga.ru |
Электронная почта | taiga.library@mail.ru |
ICQ, скайп | Скайп Имя: bibliotekataiga |
Директор ЦБС | Белова Ольга Афанасьевна (8-348-48) 2-24-42; факс: (8-348-48) 2-24-42 |
Методист ЦБС | (8-348-48) 2-39-09 |
Методист по работе с юношеством | нет |
Заведующая детско-юношеской библиотекой | Конченко Ольга Геннадьевна (8-348-48) 2-44-65 |
Зав. отделом культуры | Кинева Нина Владимировна (8-348-48) 2-17-47 |
Анализ ситуации с молодежью в городе, муниципальном районе в 2013 году:
Демографическая ситуация по молодежи в городе следующая:
Возраст | Юноши (чел) | Девушки (чел) |
14 - 17 лет | 626 | 457 |
18 – 19 лет | 260 | 379 |
20 - 25 лет | 1556 | 1360 |
Показатель по численности молодежи в городе остался прежним.
Всего в городе молодежи по категории от 14-25 лет: 4638.
Зарегистрированные пользователи по ЦБС в возрасте от 14-25 лет: 2366.
Библиотечным обслуживанием охвачено - 51%.
Проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества
В 2013 г. библиотеки продолжили работу с юношеской аудиторией по различным направлениям. Задачей на 2013 год стала популяризация экологических знаний в связи с объявленным в России Годом охраны окружающей среды; истории, культуры, традиций родного края в связи с празднованием 70-летия образования Кемеровской области и объявленным в Кузбассе Годом мастера – годом трудового человека; пропаганда и освещение победы русского народа в Великой Отечественной войне, а также развитие у подрастающего поколения нравственной, гуманной, гражданской позиции, творческого потенциала, активного привлечения к чтению посредством организации культурного досуга.
В своей работе библиотеки тесно сотрудничают с различными организациями города: социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних при Комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН), детской школой искусств №10, Домом детского творчества, средними школами № 160, 34, 33, 32, Областной кадетской школой железнодорожников, городским Центром занятости населения, Историческим музеем, Дворцом культуры. Говоря о координационной работе библиотек, можно отметить совместную работу с другими организациями по работе с молодежью: Тайгинский молодежный парламент; отдел по делам молодежи, спорта и туризма Администрации города. Благодаря сотрудничеству с перечисленными учреждениями постоянно расширяется число учащихся, посетивших мероприятия библиотек.
В городской библиотеке установлена справочно-правовая система «КонсультантПлюс» и открыты Центры правовой информации.
На сегодняшний день продолжает существовать проблема финансирования комплектования фондов печатными изданиями, поэтому библиотеки испытывают большую потребность в широком использовании электронных изданий – дисков, аудиокниг, фильмов и пр. В условиях недостаточного комплектования фонда библиотеки возникают отказы.
Среди проблем библиотечного обслуживания юношества можно назвать редкое обновление библиотечного фонда, загруженность учебного процесса учащихся, что создает сложности в организации массовых мероприятий для школьников. Пользователи юношеского возраста предпочитают литературу легкого досугового чтения, любовные романы, а также периодическую печать для подростков: «Маруся», «Сооl», «Yes» и другие. Продолжается тенденция снижения читательского интереса среди подростков, они предпочитают пользоваться компьютерными технологиями в домашних условиях.
В качестве перспектив обслуживания юношества, можно отметить, что библиотеки совмещают традиционные методы и формы в библиотечном обслуживании юношества с инновационными: презентации, дискуссии, клубные объединения. Эти формы работы оказались наиболее успешными в отчетном году, мы планируем использовать их в дальнейшей работе с юношеством и внедрять новые.
В качестве новых подходов решения задачи повышения интереса к чтению предлагаем:
- расширение спектра носителей литературных произведений (аудиокниг) и электронных изданий (дисков, фильмов);
- использование современных форм популяризации чтения (видеопрезентации, виртуальные путешествия и экскурсии, уличные акции).
2. Статистические данные
обслуживание юношества в МБУ «ЦБС ТГО»
Таблица 1
| Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
ЦГБ | | | |
В том числе по отдельным юношеским подразделениям: - читальный зал ОО - сектор по работе с юношеством - ЦПИ | 822 65 757 - | 5269 750 4519 - | 11539 2636 8903 - |
ИМЦ филиал №1 | 896 | 4021 | 7708 |
Юношеская кафедра филиал №4 | 601 | 1481 | 4485 |
Другие библиотеки-филиалы (№5, №6) | 47 | 1079 | 1276 |
Всего | 2366 | 11850 | 25008 |
Динамика обслуживания юношества за период 2011 – 2013 г. г.
Таблица 2
Год | Зарегистрированные пользователи | посещения | книговыдача |
2011 | 2866 | 12190 | 28779 |
2012 | 2673 | 12648 | 28715 |
2013 | 2366 | 11850 | 25008 |
Анализируя динамику изменения количественных показателей обслуживания юношества, мы найдем снижение цифровых показателей по сравнению с прошлым годом. Большая разница в цифрах по всем показателям, на то есть объективные причины:
- В 2013 году произошли изменения в системе общеобразовательных учреждений - состоялось закрытие ПУ-54 училища, поэтому снизился показатель по читателям в детско-юношеской библиотеке-филиале №1.
- Переезд в другое здание детско-юношеской библиотеки (в связи с этим по обслуживанию читателей выпал месяц декабрь и в связи с ремонтом системы водоснабжения – месяц июль).
- В связи с реконструкцией здания, в другое помещение переехала средняя школа №160. Центральная городская библиотека потеряла своих потенциальных пользователей и постоянных читателей.
- Доступ основной массы юношества города к ресурсам Интернет происходит в условиях домашнего пользования, что позволяет им находить нужную информацию, не выходя из дома.
- Молодые люди используют для чтения электронные книги.
- Редко обновляющийся фонд литературы для молодежи.
Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста
Таблица 3
| | Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговы дача | ||
ЦГБ | Ф.№1 | Ф.№4 | Другие библиотеки-филиалы (№2, №3, №5, №6) | | | |
Старшеклассники | 734 | 664 | 564 | 47 | | |
Студенты ПУ | 11 | 110 | - | - | | |
Студенты ВУЗов | 36 | 43 | 17 | | | |
Рабочая молодежь | 20 | 46 | 12 | - | | |
Б/раб. молодежь | 21 | 33 | 8 | - | | |
Итого по ЦБС | 822 | 896 | 601 | 47 | 11850 | 25008 |
| 2366 | | |
Таблица 4 Характеристика состава зарегистрированных
пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС
| Всего | Старше классников | учащихся ПУ | студентов | работающей молодежи | безработной молодежи |
Абс. числа | 2366 | 2009 | 121 | 96 | 78 | 62 |
% | 100% | 85% | 5% | 4.1% | 3.3% | 2.6% |
Основной категорией пользователей библиотек являются старшеклассники. В связи с закрытием Государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище №54» сократился цифровой показатель по учащимся ПУ. В связи с капитальным ремонтом МОУ СОШ №160, находящейся в зоне обслуживания городской библиотеки, ребята обучаются в МОУ ООШ №2, которая расположена в северной части города в зоне обслуживания библиотеки-филиала №4. Расписание занятий школьников и их транспортировка из школы после уроков в центр города практически исключает возможность их посещения городской библиотеки.
3. Программно-целевая и проектная деятельность по библиотечному обслуживанию юношества и молодежи
3.1. В 2013 году проекты не разрабатывались. В грантах не участвовали.
3.2. Всего в ЦБС 7 программ.
Три программы ориентированы на юношество.
- В Центральной библиотеке работает программа нравственно-эстетического воспитания юношества «Диалог с искусством». Деятельность клуба осуществляется по программе, составленной на срок с 2010 по 2013 гг. Программа включает в себя цикл мероприятий: литературно-музыкальные встречи, лирические композиции, беседы по искусству и др. – подготовленные отделом обслуживания в сотрудничестве с преподавателями школ города.
Цель работы клуба - приобщение читателей к лучшим образцам мировой культуры, которые воспитывают не только эстетические вкусы, но и нравственные чувства, учат сложному искусству человеческих взаимоотношений.
Ожидаемые конечные результаты: развитие у подрастающего поколения духовно-нравственных и социальных ценностей.
- Также детско-юношеская библиотека работает по программе «Центр «Профконсультант»».
Сроки реализации программы продлены: 2012-2015 г.г.
Цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Задачи Консультационного центра по проблемам образования и профориентации: создание системы профориентации учащихся через внеурочную деятельность; обеспечение профпросвещения, профконсультации учащихся; формирование у школьников знаний об организации производства, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; создание библиотечного фонда, по проблемам профориентации.
Перечень программных и основных мероприятий отражается в перспективных планах, и является приоритетными направлениями работы.
Ожидаемые конечные результаты: формирование у молодежи профессионально значимых качеств; повышение уровня информированности молодежи по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройству и профадаптации.
4. Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности
Поддержка и популяризация чтения. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
Библиотека-филиал №4 провела презентацию книги «Семь чудес Кузбасса».
Регулярно сотрудниками библиотек подается информация на сайт библиотеки о работе библиотек-филиалов, печатаются статьи в газетах «Тайгинский рабочий» и «Информ - Тайга» под общим заглавием «Библиотека - читатель», а также прошли публикации в журнале «Тайгинские зори» (см. раздел «Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность»).
В пользу поддержки и популяризации чтения сотрудниками библиотек был проведен библиотечный флэшмоб (см. карту инноваций).
Экологическое просвещение
Для учащихся школы №33 в городской библиотеке состоялась премьера книги Георгия Граубина «Моя страна Сибирь» - о природных богатствах Сибири.
Учащиеся 32-й школы были приглашены в городскую библиотеку на презентацию пейзажной живописи кузбасских художников «По родным таежным тропам». Совершая виртуальное путешествие с юга на север области, ребята побывали во всех растительных зонах. Познакомиться с красотой родной природы помогли им картины кузбасских художников, о которых рассказал библиотекарь.
Викторина «Наш дом - Кузбасс» была предложена учащимся ПУ-54 библиотекарем детско-юношеской библиотеки. Ребята показали хорошие знания о родном крае – об его историческом прошлом и трудовых буднях сегодняшнего дня, природных достопримечательностях и памятниках, созданных руками человека.
Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление
Для учащихся 9-а и 11 классов школы № 34 состоялась слайд – презентация «Тайгинские соколы», посвященная 80-летию со дня образования Тайгинского Краснознаменного аэроклуба ОСОАВИАХИМа. Заведующая сектором краеведения подготовила рассказ об истории аэроклуба, который действовал на территории города с 1933 по 1940 гг. Участникам встречи были предложены книги «Кузбасские соколы» и «Небо начинается с земли», материалы которых легли в основу данного мероприятия.
Городская библиотека для восьмиклассников школы № 160 провела вечер-портрет «Я вам жить завещаю», посвященный нашим землякам героям Великой Отечественной войны Вере Волошиной и Юрию Двужильному. Это рассказ о людях, героически сражавшихся и погибших за Родину. Повествование сопровождалось электронной презентацией.
Сектор по работе с юношеством совместно со взрослым абонементом ко Дню памяти воинов-интернационалистов провели в городской библиотеке акцию «Свеча памяти» для восьмиклассников школы №33. На мероприятие были приглашены участники боевых действий и иерей Храма Илии Пророка отец Михаил.
В библиотеке-филиале №4 прошла литературно-музыкальная композиция «Живое слово сердца моего» для учащихся старших классов. Ребята познакомились с творчеством советского поэта М.В.Исаковского, сами исполнили несколько песен автора под фонограмму. Мероприятие проходило в рамках акции «Чтим и помним».
Также для старшеклассников прошел виртуальный экскурс с писателем В.А.Чивилихиным «Дорогой мужества» по повести «Серебряные рельсы».
Детско-юношеской библиотекой-филиалом №1 был подготовлен и проведен час истории «Молодежные организации вчера и сегодня», посвященный 95-летнему юбилею ленинского комсомола. Десятиклассники школы №32 с интересом прослушали представленную информацию.
Сектор по работе с юношеством городской библиотеки провел урок толерантности «Мы разные, но мы вместе» с учащимися школы № 160. Предварительно было проведено исследование, с целью которого девятиклассникам была предложена анкета «Толерантны ли Вы?». Было интересно узнать, как подростки понимают значение слова «толерантность», каково их мнение о проблеме толерантности в их классе и в современном обществе (см. раздел «Исследования среди читателей и пользователей юношеского возраста»).
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: