NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка





Муниципальное бюджетное учреждение

«Централизованная библиотечная система

Тайгинского городского округа»





АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о деятельности Муниципального бюджетного учреждения

«Централизованная библиотечная система

Тайгинского городского округа»

по информационно-библиотечному обслуживанию юношества

в 2013 г.

Тайга, 2013
Содержание

1. Анализ деятельности библиотек по обслуживанию юношества с.4

2. Статистические данные с.6

3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки с.8

4. Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки с.9

5. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста с.18

6. Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством с.19

7. Библиотечные фонды для юношества с.20

8. Информационное обслуживание юношества с.21

9. Формирование основ информационной культуры с.22

10. Методическое обеспечение работы библиотек с юношеством с.23

11. Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность с.24

12. Исследовательская работа среди юношества с.27

13. Карты инноваций с.29

Контактная информация о МБУ «ЦБС ТГО» - 2013 г.


Название ЦБС

Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система

Тайгинского городского округа»

Адрес:

Почтовый индекс

652401

Населенный пункт

г. Тайга

Улица, дом

ул. 40 лет Октября, 36/2

Сайт библиотеки

http://www.library-taiga.ru

Электронная почта

taiga.library@mail.ru

ICQ, скайп

Скайп Имя: bibliotekataiga

Директор ЦБС

Белова Ольга Афанасьевна

(8-348-48) 2-24-42;

факс: (8-348-48) 2-24-42

Методист ЦБС

(8-348-48) 2-39-09

Методист по работе с юношеством

нет

Заведующая детско-юношеской библиотекой

Конченко Ольга Геннадьевна

(8-348-48) 2-44-65

Зав. отделом культуры

Кинева Нина Владимировна

(8-348-48) 2-17-47



  1. Анализ ситуации с молодежью в городе, муниципальном районе в 2013 году:

Демографическая ситуация по молодежи в городе следующая:


Возраст

Юноши (чел)

Девушки (чел)

14 - 17 лет

626

457

18 – 19 лет

260

379

20 - 25 лет

1556

1360

Показатель по численности молодежи в городе остался прежним.

Всего в городе молодежи по категории от 14-25 лет: 4638.

Зарегистрированные пользователи по ЦБС в возрасте от 14-25 лет: 2366.

Библиотечным обслуживанием охвачено - 51%.

Проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества

В 2013 г. библиотеки продолжили работу с юношеской аудиторией по различным направлениям. Задачей на 2013 год стала популяризация экологических знаний в связи с объявленным в России Годом охраны окружающей среды; истории, культуры, традиций родного края в связи с празднованием 70-летия образования Кемеровской области и объявленным в Кузбассе Годом мастера – годом трудового человека; пропаганда и освещение победы русского народа в Великой Отечественной войне, а также развитие у подрастающего поколения нравственной, гуманной, гражданской позиции, творческого потенциала, активного привлечения к чтению посредством организации культурного досуга.

В своей работе библиотеки тесно сотрудничают с различными организациями города: социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних при Комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН), детской школой искусств №10, Домом детского творчества, средними школами № 160, 34, 33, 32, Областной кадетской школой железнодорожников, городским Центром занятости населения, Историческим музеем, Дворцом культуры. Говоря о координационной работе библиотек, можно отметить совместную работу с другими организациями по работе с молодежью: Тайгинский молодежный парламент; отдел по делам молодежи, спорта и туризма Администрации города. Благодаря сотрудничеству с перечисленными учреждениями постоянно расширяется число учащихся, посетивших мероприятия библиотек.

В городской библиотеке установлена справочно-правовая система «КонсультантПлюс» и открыты Центры правовой информации.

На сегодняшний день продолжает существовать проблема финансирования комплектования фондов печатными изданиями, поэтому библиотеки испытывают большую потребность в широком использовании электронных изданий – дисков, аудиокниг, фильмов и пр. В условиях недостаточного комплектования фонда библиотеки возникают отказы.

Среди проблем библиотечного обслуживания юношества можно назвать редкое обновление библиотечного фонда, загруженность учебного процесса учащихся, что создает сложности в организации массовых мероприятий для школьников. Пользователи юношеского возраста предпочитают литературу легкого досугового чтения, любовные романы, а также периодическую печать для подростков: «Маруся», «Сооl», «Yes» и другие. Продолжается тенденция снижения читательского интереса среди подростков, они предпочитают пользоваться компьютерными технологиями в домашних условиях.

В качестве перспектив обслуживания юношества, можно отметить, что библиотеки совмещают традиционные методы и формы в библиотечном обслуживании юношества с инновационными: презентации, дискуссии, клубные объединения. Эти формы работы оказались наиболее успешными в отчетном году, мы планируем использовать их в дальнейшей работе с юношеством и внедрять новые.

В качестве новых подходов решения задачи повышения интереса к чтению предлагаем:

- расширение спектра носителей литературных произведений (аудиокниг) и электронных изданий (дисков, фильмов);

- использование современных форм популяризации чтения (видеопрезентации, виртуальные путешествия и экскурсии, уличные акции).
2. Статистические данные

обслуживание юношества в МБУ «ЦБС ТГО»

Таблица 1


Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

ЦГБ










В том числе по отдельным юношеским подразделениям:

- читальный зал ОО

- сектор по работе с юношеством

- ЦПИ


822
65

757
-


5269
750

4519
-


11539
2636

8903
-

ИМЦ филиал №1

896

4021

7708

Юношеская кафедра филиал №4

601

1481

4485

Другие библиотеки-филиалы (№5, №6)

47

1079

1276

Всего

2366

11850

25008


Динамика обслуживания юношества за период 2011 – 2013 г. г.

Таблица 2


Год

Зарегистрированные пользователи

посещения

книговыдача

2011

2866

12190

28779

2012

2673

12648

28715

2013

2366

11850

25008


Анализируя динамику изменения количественных показателей обслуживания юношества, мы найдем снижение цифровых показателей по сравнению с прошлым годом. Большая разница в цифрах по всем показателям, на то есть объективные причины:

- В 2013 году произошли изменения в системе общеобразовательных учреждений - состоялось закрытие ПУ-54 училища, поэтому снизился показатель по читателям в детско-юношеской библиотеке-филиале №1.

- Переезд в другое здание детско-юношеской библиотеки (в связи с этим по обслуживанию читателей выпал месяц декабрь и в связи с ремонтом системы водоснабжения – месяц июль).

- В связи с реконструкцией здания, в другое помещение переехала средняя школа №160. Центральная городская библиотека потеряла своих потенциальных пользователей и постоянных читателей.

- Доступ основной массы юношества города к ресурсам Интернет происходит в условиях домашнего пользования, что позволяет им находить нужную информацию, не выходя из дома.

- Молодые люди используют для чтения электронные книги.

- Редко обновляющийся фонд литературы для молодежи.
Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста

Таблица 3








Зарегистрированные

пользователи


Посещения

Книговы

дача

ЦГБ


Ф.№1

Ф.№4

Другие библиотеки-филиалы (№2, №3, №5, №6)







Старшеклассники

734

664

564

47







Студенты ПУ

11

110

-

-







Студенты ВУЗов

36

43

17










Рабочая молодежь

20

46

12


-







Б/раб. молодежь

21

33

8

-







Итого по ЦБС

822

896

601

47

11850

25008




2366









Таблица 4 Характеристика состава зарегистрированных

пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС




Всего

Старше

классников

учащихся ПУ

студентов

работающей молодежи

безработной

молодежи

Абс. числа

2366

2009

121

96

78

62

%

100%

85%


5%


4.1%

3.3%

2.6%

Основной категорией пользователей библиотек являются старшеклассники. В связи с закрытием Государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище №54» сократился цифровой показатель по учащимся ПУ. В связи с капитальным ремонтом МОУ СОШ №160, находящейся в зоне обслуживания городской библиотеки, ребята обучаются в МОУ ООШ №2, которая расположена в северной части города в зоне обслуживания библиотеки-филиала №4. Расписание занятий школьников и их транспортировка из школы после уроков в центр города практически исключает возможность их посещения городской библиотеки.
3. Программно-целевая и проектная деятельность по библиотечному обслуживанию юношества и молодежи

3.1. В 2013 году проекты не разрабатывались. В грантах не участвовали.

3.2. Всего в ЦБС 7 программ.

Три программы ориентированы на юношество.

- В Центральной библиотеке работает программа нравственно-эстетического воспитания юношества «Диалог с искусством». Деятельность клуба осуществляется по программе, составленной на срок с 2010 по 2013 гг. Программа включает в себя цикл мероприятий: литературно-музыкальные встречи, лирические композиции, беседы по искусству и др. – подготовленные отделом обслуживания в сотрудничестве с преподавателями школ города.

Цель работы клуба - приобщение читателей к лучшим образцам мировой культуры, которые воспитывают не только эстетические вкусы, но и нравственные чувства, учат сложному искусству человеческих взаимоотношений.

Ожидаемые конечные результаты: развитие у подрастающего поколения духовно-нравственных и социальных ценностей.

- Также детско-юношеская библиотека работает по программе «Центр «Профконсультант»».

Сроки реализации программы продлены: 2012-2015 г.г.

Цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

Задачи Консультационного центра по проблемам образования и профориентации: создание системы профориентации учащихся через внеурочную деятельность; обеспечение профпросвещения, профконсультации учащихся; формирование у школьников знаний об организации производства, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; создание библиотечного фонда, по проблемам профориентации.

Перечень программных и основных мероприятий отражается в перспективных планах, и является приоритетными направлениями работы.

Ожидаемые конечные результаты: формирование у молодежи профессионально значимых качеств; повышение уровня информированности молодежи по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройству и профадаптации.

4. Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности

  • Поддержка и популяризация чтения. Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии

Библиотека-филиал №4 провела презентацию книги «Семь чудес Кузбасса».

Регулярно сотрудниками библиотек подается информация на сайт библиотеки о работе библиотек-филиалов, печатаются статьи в газетах «Тайгинский рабочий» и «Информ - Тайга» под общим заглавием «Библиотека - читатель», а также прошли публикации в журнале «Тайгинские зори» (см. раздел «Работа по связям с общественностью, рекламная и издательская деятельность»).

В пользу поддержки и популяризации чтения сотрудниками библиотек был проведен библиотечный флэшмоб (см. карту инноваций).


  • Экологическое просвещение

Для учащихся школы №33 в городской библиотеке состоялась премьера книги Георгия Граубина «Моя страна Сибирь» - о природных богатствах Сибири.

Учащиеся 32-й школы были приглашены в городскую библиотеку на презентацию пейзажной живописи кузбасских художников «По родным таежным тропам». Совершая виртуальное путешествие с юга на север области, ребята побывали во всех растительных зонах. Познакомиться с красотой родной природы помогли им картины кузбасских художников, о которых рассказал библиотекарь.

Викторина «Наш дом - Кузбасс» была предложена учащимся ПУ-54 библиотекарем детско-юношеской библиотеки. Ребята показали хорошие знания о родном крае – об его историческом прошлом и трудовых буднях сегодняшнего дня, природных достопримечательностях и памятниках, созданных руками человека.


  • Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление

Для учащихся 9-а и 11 классов школы № 34 состоялась слайд – презентация «Тайгинские соколы», посвященная 80-летию со дня образования Тайгинского Краснознаменного аэроклуба ОСОАВИАХИМа. Заведующая сектором краеведения подготовила рассказ об истории аэроклуба, который действовал на территории города с 1933 по 1940 гг. Участникам встречи были предложены книги «Кузбасские соколы» и «Небо начинается с земли», материалы которых легли в основу данного мероприятия.

Городская библиотека для восьмиклассников школы № 160 провела вечер-портрет «Я вам жить завещаю», посвященный нашим землякам героям Великой Отечественной войны Вере Волошиной и Юрию Двужильному. Это рассказ о людях, героически сражавшихся и погибших за Родину. Повествование сопровождалось электронной презентацией.

Сектор по работе с юношеством совместно со взрослым абонементом ко Дню памяти воинов-интернационалистов провели в городской библиотеке акцию «Свеча памяти» для восьмиклассников школы №33. На мероприятие были приглашены участники боевых действий и иерей Храма Илии Пророка отец Михаил.

В библиотеке-филиале №4 прошла литературно-музыкальная композиция «Живое слово сердца моего» для учащихся старших классов. Ребята познакомились с творчеством советского поэта М.В.Исаковского, сами исполнили несколько песен автора под фонограмму. Мероприятие проходило в рамках акции «Чтим и помним».

Также для старшеклассников прошел виртуальный экскурс с писателем В.А.Чивилихиным «Дорогой мужества» по повести «Серебряные рельсы».

Детско-юношеской библиотекой-филиалом №1 был подготовлен и проведен час истории «Молодежные организации вчера и сегодня», посвященный 95-летнему юбилею ленинского комсомола. Десятиклассники школы №32 с интересом прослушали представленную информацию.

Сектор по работе с юношеством городской библиотеки провел урок толерантности «Мы разные, но мы вместе» с учащимися школы № 160. Предварительно было проведено исследование, с целью которого девятиклассникам была предложена анкета «Толерантны ли Вы?». Было интересно узнать, как подростки понимают значение слова «толерантность», каково их мнение о проблеме толерантности в их классе и в современном обществе (см. раздел «Исследования среди читателей и пользователей юношеского возраста»).


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: