NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Анализ деятельности библиотек общеобразовательных учреждений Краснокутского района за 2013-2014 учебный год


Анализ деятельности библиотек общеобразовательных учреждений

Краснокутского района за 2013-2014 учебный год.

В течение 2013/2014 учебного года РМО школьных библиотекарей работало по теме: «Библиотека как необходимое звено в школьной инфраструктуре для осуществления инноваций в образовательной и воспитательной деятельности».
Цель: предоставление и обобщение опыта работы над проблемами приобщения к чтению, формирование читательской культуры и читательской компетенции.
Задачи:

1.Совершенствовать механизмы продвижения чтения и грамотности, дающие хороший результат в совместной работе с педагогическим коллективом.

2. Добиваться роста читательской компетентности, учебной самостоятельности, как основы учебной успешности и личностного роста.

3.Совершенствовать информационную работу среди школьников, используя новые современные технологии.
Краткая справка о библиотеках.

Библиотеки школ района занимают отдельные изолированные помещения. Общая площадь помещений – 698,18 м2.

Число посадочных мест – 169

Число персональных компьютеров – 16(Кроме МОУ – сошс.Первомайское, с.Ямское–стоят в компьютерном классе)

Наличия доступа в интернет – 3 (МОУ – сош №1г.Красный Кут, МОУ – сош №3 г. Красный Кут – локальная сеть, МОУ –сош с. Логиновка (WIFI)
Кадровый состав.

Организует работу библиотек 18 работников. Из 18 библиотечных работников с высшим образованием 4 человека, со средним специальным – 13, среднее образование 1 человек. Педагогический стаж работы:

до 5 лет – 2 человека

от 5-10 лет -1 человек

от 10-20 лет -2 человека

свыше 20 лет – 13человек

Стаж работы библиотекарем:

до 5 -9 человек

от 10-20 – 5 человек

свыше 20 – 4 человека

Руководитель секции – Решетова В.И ( МОУ – сош №1 г. Красный Кут)
Библиотеки работает по плану, утвержденному директорами школ

Основные контрольные показатели:

     № 

     Основные показатели

  2012-2013

 2013-2014

1

Число читателей всего:

3491

3530




1-4 классы

1241

1363




5-9 классы

1402

1383




10-11 классы

346

312




Учителя, родители, прочие

502

472

2

Книжный фонд всего:

133916

128083




Художественная литература

57149

52533




Методическая литература

7107

7205




Учебники

60293

58968




Прочее

9367

9377

3

Выдано произведений печати всего:

80174

75561





Художественная литература

37804

33802




Методическая литература

7805

1859




Учебники

28798

34520




Прочее

5767

5380


Средняя дневная посещаемость школьных библиотек – 13 человек.
По анализу цифровых данных можно сказать, что число читателей возросло за счет увеличения учащихся.

Общий фонд школьных библиотек составил 128083 экз., что на 5833экз меньше, чем в 2012- 2013 учебном году.

Основной фонд библиотек составил 59738экз. (художественной литературы –52533экз., методической –7205 экз.). Это меньше на 4518 экз, чем в прошлом году.

Фонд иной литературы составил 9377 экземпляров. Это на 10 экземпляров больше, чем в прошлом году (дарение)

Фонд учебной литературы насчитывает 58968 экземпляров учебников (на 1325 экз. меньше, чем в прошлом году) для обеспечения учебного процесса с 1-го по 11-й классы.

( Снижение общего фонда произошло из-за списания ветхой и морально устаревшей литературы .)

(Таблица основных показателей по ОУ прилагается)
Комплектование фонда периодики.  Регулярно осуществляется подписка на периодическую печать для учителей (за счет средств учителей)  — «Добрая дорога Детства», «Учительская газета», «Саратовская областная газета», «Краснокутские вести» и для детей – «Пионерская правда».

 

Массовая и индивидуальная работа с читателями

Все мероприятия школьных библиотек за 2013-2014 учебный год способствовали развитию интереса к чтению.

Традиционной формой пропаганды книги являются книжные выставки, которые приурочены к юбилейным датам, знаменательным событиям в общественной жизни, к предметным неделям и т. д.

Библиотечные плакаты, которые привлекают внимание к одной и нескольким книгам

Библиотечные уроки для читателей различных возрастных групп. На этих мероприятиях ребята знакомятся с новинками периодических изданий, предназначенных для их возраста, узнают о справочном аппарате энциклопедий, знакомятся с новинками художественной литературы.

Обзоры книг по разным темам, заочные встречи с писателями, устные журналы, акции, экскурсии, литературные- музыкальные вечера, литературные ,сказочные, экологические викторины.

Библиотекари при проведении мероприятий используют презентации, наглядные материалы. Освоение новых информационных технологий позволяет работать не только с печатными, но и с электронными носителями.

Постоянно ведется  индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся  беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора  читателя. Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Работа школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Работа с педагогическим коллективом

Школьные библиотекари информируют учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналов и газет. Выступают на совещаниях и педагогических советах, о посещении школьной библиотеки учащимися .Оказывают методическую помощь к урокам. Подбирают литературы и периодические издания по заданной тематике. Подбирают материал к предметным неделям и классным часам. Участвуютв подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок и т. д.
Актив библиотеки.

Большую помощь школьным библиотекам оказывает актив библиотеки, состоящих из учащихся разных возрастов. Ребята ремонтируют книги и учебники, работают с задолжниками, проводят рейды – проверки по сохранности школьных учебников, участвуют в подготовке мероприятий, оформлению книжных выставок

Странички в сети Интернет.
У районного объединения школьных библиотекарей есть своя страничка в сети Интернет – http://uo-kr- kut.moy.su/index/rmo_shkolnykh_bibliotekarej/0-118 , которая призвана быть методической копилкой передового опыта наших школьных библиотекарей, и оказывать методическую помощь коллегам.

Свою страничку на школьном сайте имеет библиотекарь МОУ – сош №3 Широцкая Татьяна Ивановна
Повышение профессионального уровня.
В текущем учебном году для обучения и повышения профессионального уровня библиотекарей проводились следующие мероприятия.

Прошло заседаниеработы РМО школьных библиотекарей, где изучались нормативные документы, которыми следует руководствоваться в своей работе.

19 ноября 2013 года на базе МОУ – сошс.Кирово Краснокутского района состоялся районный семинар библиотекарей по теме: «Работа школьного библиотекаря по развитию у учащихся читательской компетентности».

В рамках семинара проведено внеклассное мероприятие по литературному чтению темой которого было « Путешествие в Книгоград( по произведениям Н.Н.Носова). Подготовила мероприятие библиотекарь школы Пищухина Н.И.

На мероприятии использовались новые информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером, заранее подготовленная презентация, где находился весь иллюстративный материал. А также использовались: портрет писателя, высказывания, выставка книг Н.Н.Носова, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек малышек (сделанные руками учащихся), мини – сочинений, раздаточный материал для конкурсов, костюмы, набор предметов для конкурса.

Во внеклассном мероприятии участвовали учащиеся начальных классов. Интерес детей поддерживался на протяжении всего путешествия в Книгоград различными конкурсами (юные таланты, объяснялки, бюро находок, стоп – кадр, театральные подмостки ). Учащиеся рассказывали о жизни и творчестве Н.Н.Носова, отвечали на «Спринт-вопросы»,проверяли артистические способности, приготовив чтение эпизода по ролям. Использовалась сценка «Как Незнайка стихи сочинял», инсценировка стихотворений Ильина «Две книжки».

Учащиеся показали хорошие знания, талант. В заключении мероприятия подведены итоги, вручены грамоты.

Вывод: подобранный Надеждой Ивановной материал доступен, интересен и посилен для этого возраста. Мероприятие получилось интересное, занимающее, эмоциональное. Все задачи выполнены. Построено методически верно.

21 марта 2014 на базе МОУ – сош с. Карпенка Краснокутского района состоялся районный семинар библиотекарей по теме: «Проектная деятельность в работе школьной библиотеки».

В рамках семинара прошла защита проекта «Мы любим и знаем детских писателей», который подготовила библиотекарь школы Еловенко Н.И.

Главная цель проекта – привлечение к чтению школьников.

Защита проекта проходила в форме массового мероприятия, театрализованного представления, которое сопровождалось чтением стихов и исполнением песен. Учащиеся, участвующие в проекте артистичны, непосредственны, умеют держаться перед зрителем.

Мероприятие имело хорошую подготовку и соблюдение всех методических рекомендаций читателей библиотеки Карпенской школы при работе с проектом.

Проведен конкурс на « Лучший плакат в поддержку чтения и рекламу библиотечной деятельности».

В конкурсе приняли участие 16 школьных библиотекарей района - МОУ – сош №1 г. Красный Кут, МОУ – сош №2 г. Красный Кут, МОУ –сош №3 г. Красный Кут, МОУ – сош с. Комсомольское, МОУ – сошс.Лебедевка, МОУ – оошс. Усатово, МОУ – сош с. Логиновка, МОУ – сошс.Карпенка, МОУ – сошс.Дьяковка, МОУ – оош с. Чкалово, МОУ – сош с. Лепехинка, МОУ – сош с. Журавлевка, МОУ – сошс.Первомайское, МОУ – оош п. Семенной, МОУ – сош с. Ямское, МОУ – сош с. Кирово.

Победителями районного конкурса стали:

1 место - библиотекрь МОУ – сош с. Логиновка - Горочкина Татьяна Анатольевна

2 место- библиотекарь МОУ – сош с. Кирово - Пищухина Надежда Ивановна

3 место- библиотекарь МОУ – сош с. Лебедевская – Лапина Тамара Николаевна

3 место - библиотекарь МОУ – оош с. Усатово – Дрозденко Татьяна Ивановна

25 апреля 2014 года на базе Областной детской библиотеке для детей и юношества им. А.С.Пушкина прошелсеминардля работников школьных библиотек по теме: « Библиотекарь – педагог: новый взгляд на профессию». От нашего района принимала участие методист МОУ ДПО «ИМЦ» ГоряеваН.Н.В программе семинара рассматривались вопросы: сообщении по вопросам специфики библиотечного обслуживания в современной школьной библиотеке и информационно – методическому обеспечению педагогической деятельности библиотекарей– педагогов, рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки, обмен опытом интересных форм работы по обучению учащихся основам информационной культуры
Работа по формированию заказа на учебную литературу .
Ежегодно на приобретение учебников Федерального перечня, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ в рамках субвенций выделяются финансовые средства. На 2014/2015 учебный год было выделено 1мил 906тыс 400 рублей, приобретено 4 тыс.658 экземпляра учебников.
Это позволило с учетом имеющих фондов школьных библиотек обеспечить бесплатными учебниками учащихся.

Обеспеченность учащихся бесплатными учебниками во всех школах района такова:

с.Лепехинка – 100 %

с.Журавлевка – 100 %

с. Кирово – 100 %

с. Рекорд – 100%

с.Комсомольское – 99 %

с.Лебедевка –– 99,2 %

с.Логиновка - 95,7 %

с.Дьяковка–98 %

школа 2- 96,5 %

с.Усатово – 96,9 %

п.Семенной- 96,1 %

с.Карпенка – 98,1 %

с.Ямское- 96,1 %

школа № 1- 95%

с.Интернациоенальное – 94,8 %

с.Первомайское - 94,5%

школа № 3- 91,7%

с.Чкалово – 93,7%

Полностью обеспечены учебниками из школьного фонда учащиеся начальных классов, менее всего учащиеся - 11 классов.

Обеспеченность учебниками в первых классах – 100%, во вторых классах – 100%, в третьих классах – 100%, в четвертых – 100%, в пятых классах –99%, в шестых –98%, в седьмых классах – 98 %, в восьмых – 97%, в девятых – 96%, в 10 классах - 90%, в одиннадцатых – 87%.

Обеспеченность учащихся: начальное звено – 100%; основное звено – 97,6%;

старшее звено – 89%

ГОРОД - 94%

СЕЛО – 97%

Обеспеченность по району – 96%

Учитывается тот факт, что ОУ обмениваются между собой учебниками. Этот способ пополнения бесплатного фонда учебников весьма распространен. В начале каждого учебного года проводиться мониторинг обеспеченности школ учебниками. Это помогает наиболее эффективно использовать имеющиеся фонды.
Проблемы и затруднения:


  • Неудовлетворительное состояние библиотечных фондов(фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания.Библиотекари ощущают острую нехваткусправочной,научно-познавательной, методической литературы, что сводит на нет возможности удовлетворения читательских потребностей).




  • Недостаточность оснащения библиотек типовым библиотечным оборудованием

(стеллажей для размещения имеющихся книжных фондов, оборудованием для

читального зала и др.).


  • Недостаточность оснащения компьютерной техникой(Компьютеры, которые

стоят в библиотеках, устаревшие, и не все могут работать в новых программах

(программа 1С – школьная библиотека, АИБС МАРК- SQL). Библиотеки не оборудованы копировальной техникой, средствами связи (копировальная техника есть только в МОУ – сош №2 г. Красный Кут, МОУ – сошс.Карпенка и Лебедевка). К сожалению , нет компьютеров для пользователей (читателей), нет финансирования на ремонт техники.


  • Отсутствие выхода в Интернет в библиотеках.

Этот факт является серьезным препятствием для предоставления пользователям библиотек доступа к информации посредством использования Интернет-ресурсов. Доступ в Интернет есть только в школе №3 ,№1 г. Красный Кут, с. Логиновка. В остальных школах учителя и учащиеся не имеют возможность поработать в Интернете, найти необходимую информацию.


  • Низкая заработная плата сотрудников библиотек.

Острейшей проблемой является хронически низкая заработная плата сотрудников библиотек, следствием чего, в том числе, являются падение престижа профессии, нехватка и старение кадров, недостаточно квалифицированные кадры сотрудников библиотек (в том числе, небольшой процент специалистов со средним и высшим специальным образованием).
Все вышеперечисленные проблемы, безусловно, отражаются на качестве библиотечного обслуживания.

Выводы

Работа РМО в течение года носила целенаправленный и творческий характер. План работы выполнен. Повышается профессиональный уровень библиотекарей, раскрывается их творческий потенциал. Обмен опытом, устные консультации, пакет методических материалов способствует дальнейшей успешной и плодотворной деятельности библиотек. Но есть над чем работать и стремиться в дальнейшем к:

-повышению престижа библиотеки и библиотекаря;

-созданию страниц библиотек на сайтах школ или самостоятельных сайтов;

-созданию электронных ящиков;

-работе в автоматизированной программе (программа 1С – школьная библиотека,

АИБС МАРК- SQL ).

-повышению профессиональных знаний.
Исходя из сказанного, задачами на следующий год являются:
1.Совершенствовать механизмы продвижения чтения и грамотности, дающие хороший результат в совместной работе с педагогическим коллективом.

2. Добиваться роста читательской компетентности, учебной самостоятельности, как основы учебной успешности и личностного роста.

3.Совершенствовать информационную работу среди школьников, используя новые современные технологии.

  

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.