NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Анализ педагогической деятельности учителя кубановедения сош №4 Пахомовой Ольги Александровны Учителем кубановедения я работаю с сентября 2006 год


Самоанализ педагогической деятельности

учителя кубановедения СОШ № 4

Пахомовой Ольги Александровны
Учителем кубановедения я работаю с сентября 2006 года. Конечно же, это совсем немного. В своей работе я сталкиваюсь с массой проблем: отсутствием учебников для учащихся, методических пособий для учителя, наглядного материала, карт, дополнительной литературы. По время подготовки к урокам мне самой приходится использовать большое количество книг, которые есть только в станичной детской библиотеке только в единственном экземпляре, да и то в читальном зале. При подготовке к урокам в 7-8 классах мне приходится обращаться к материалам учебника для Вузов «История Кубани с древнейших времен до 20 века», разработанного коллективом педагогов КубГУ.

Возникает много проблем у моих учащихся во время подготовки к уроку, т.к. отсутствуют учебники. Поэтому многие уроки мне приходится давать в форме лекций.

Весь процесс обучения стараюсь строить на интересе детей к учебе, гибко использую разнообразные виды деятельности. Интерес заставляет ученика размышлять, сосредотачиваться. То, что его увлекает, легче запоминается. Поэтому, готовясь к уроку, до мелочей продумываю каждый этап урока, стараюсь не потерять ни минуты времени на уроке и сохранить интерес учеников до конца урока.

В работе мне помогает накопленный опыт педагога дополнительного образования. Дело в том, что я более 8 лет занимаюсь организацией работы детских объединений «Экология и Мы» и «Краевед». Работа этих объединений ведется по эколого-краеведческому и краеведческому направлениям. Мною и моими воспитанниками накоплен богатый методический и наглядный материал по истории, природе, экологии, народным традициям, фольклоре, литературе, музыке, живописи нашего края. Нами разработано и проведено за эти годы очень много утренников, конкурсов, праздников эколого-краеведческого и краеведческого направления. Весь подобранный материал собран в методических папках. Фотоматериал, который был сделан во время проведения утренников, находится в фотоальбомах «Летопись школы». Оформлением фотоальбомов, описанием школьных праздников, сбором информации по истории школы занимаются также мои воспитанники д\о «Краевед».
Формы и методы работы с учащимися.
Опираясь на приобретенный опыт работы в детских объединениях, на своих уроках я стараюсь использовать следующие методы:

  • поисковые

  • словесные

  • наглядные

  • исследовательские

  • практические

  • методы опроса (анкетирование, тестирование, беседа)

  • изучение документов продукта деятельности (письменных работ, анализ работ)

  • метод моделирования

  • метод сравнительно- исторического анализа (знакомство с печатными источниками, сравнения, выводы)

  • метод оценки и самооценки.


В своей работе я использую следующие формы работы:
Коллективные творческие дела, праздники, игры, конкурсы познавательного характера, которые расширяют кругозор, формируют познавательную активность, обучают ребят работать с различными источниками информации. Такие дела приобщают детей к научным знаниям об окружающем мире:

  • проведение наблюдений за доступными объектами живой и неживой природы

  • литературно- художественная композиция

  • выпуск плакатов на различные темы

  • экскурсии в природу, историко- краеведческий музей, детскую библиотеку, музыкальную школу, дом культуры

  • просмотры художественных и документальных фильмов в кинотеатре

  • беседы

  • лекции

  • доклады

  • коллективное чтение научно- популярных краеведческих журналов, книг

  • просмотр видеофильмов на уроках природоведческого, экологического, исторического характера

  • знакомство с выставками книг на темы литературы, искусства, культуры, истории родного края.


Коллективные творческие дела, игры, утренники, мероприятия творческого характера, которые развивают у учащихся творческие способности.

  • выставки детских рисунков

  • изготовление оборудования и декораций

  • фотовыставки

  • выпуск стенгазет

  • оформление папок-раскладушек

  • эколого-краеведческие и краеведческие утренники

  • экологические сказки

  • акции


Коллективные творческие дела, мероприятия общественно- политического характера, которые воспитывают любовь к родине, уважение к историческому прошлому своей малой родины, патриотизм, общественное самосознание:

  • встречи с ветеранами войны и труда

  • смотры строя и песни

  • торжественные линейки, посвященные Дню Победы, освобождению Ленинградского р-на от оккупации

  • встречи с участниками локальных конфликтов

  • встречи с военнослужащими, выпускниками школы

  • переписка с военнослужащими

  • выпуск стенгазет

  • конкурс рисунков

  • викторины

  • предметные недели

  • экскурсии в историко - краеведческий музей


Коллективные мероприятия трудового характера, приобщающие детей к общественно-полезному труду, воспитывающие уважение к труду родителей:

  • изготовление наглядных пособий к урокам , занятиям кружка, утренникам

  • посадка и уход за деревьями и кустами роз

  • выращивание комнатных растений

  • сбор семян и плодов дикорастущих и культурных растений

  • подкормка птиц зимой

  • борьба с сорными растениями

Научно-исследовательская и проектная деятельность:

  • общешкольные и районные олимпиады по кубановедению

  • конкурсы творческих проектов (районные и краевые)

  • научно-исследовательская и поисковая деятельность на базе музея ст. Крыловской, детской, школьной и станичной библиотек

  • проектная деятельность по созданию комплекта учебно- методического и наглядного пособия по разделу «Искусство» курса «Кубановедение».


Я искренне считаю, что уроки кубановедения должны не только обучать, но и воспитывать. Залогом успеха в своей работе считаю то, что учебные занятия и внеклассные мероприятия должны быть пронизаны творческим началом, исследовательским духом, инициативой учащихся, эмоциональным началом. На уроках дети учатся участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки, делать выводы из событий истории родного края, участвовать в возрождении культурных традиций края.
У меня и моих воспитанников, которые занимаются в д\о «Краевед» и «Экология и Мы» , есть неплохие результаты работы и победы в различных районных и краевых конкурсах эколого-краеведческого и краеведческого направления.
Достигнутые результаты
Участие детских объединений «Краевед» и «Экология и Мы» в районных, краевых и всероссийских конкурсах за период 2002-2007гг
Ежегодно воспитанники моих объединений и я лично, принимаем участие во многих районных, краевых и всероссийских конкурсах .
1. Районный экологический конкурс. (2002г.)

2. Районный этап краевого конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам «Подрост». (2002-2003 уч.г; 2003-2004 уч. н; 2004-2005уч. г; 2005-2006 уч.г.)

3. Районный смотр-конкурс на лучшее проведение месячника Краеведения в ОУ.

4. Ежегодные акции «Каждой пичужке - наша кормушка»

5. Районный этап краевого смотра-конкурса на лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся в муниципальных образовательных учреждениях всех типов. (2003-2004 уч. г)

6. Краевая военно-спортивная игра «Зарница» (2004г)

8. Районный этап краевого смотра- конкурса «Моя малая Родина» (2003-2004 уч.г; 2004-2005 уч. г; 2005-2006 уч. г; 2006-2007уч. г)

9. Районный конкурс детского творчества «Зеркало природы». (2004-2005 уч. г)

10. Всероссийский экологический марафон «Зеленая планета» (2004-2005уч.г).

11. Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета-2005».

12. Районный конкурс кроссвордов на тему: « Природа Кубани». (2006г)

13. Краевой этап конкурса научно- исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников-2006г; 2007г).

14. Участие учащихся 5, 6, 7, 9,10, 11 классов в районной олимпиаде по кубановедению. (2006г) (5, 6, 7 места)

15. Краевая научно-практическая конференция по истории Кубани среди учащихся классов казачьей направленности в номинации «Культура и традиции кубанского казачества» (1 место в районе)
Личные достижения и победы.
Я неоднократно принимала участие в районных и краевых экологических и краеведческих конкурсах учителей и занимала призовые места:
1. Районный этап смотра- конкурса «На лучшую постановку экологического образования и воспитания учащихся Кубани» в номинации «Авторские программы по дополнительному экологическому образованию и воспитанию» (2 место). (2006г).

2. Районный конкурс на лучший урок и внеклассное мероприятие по курсу «Кубановедения» в номинации «Внеклассное мероприятие эколого-краеведческая «Сказка о реке Челбас» (1 место) (2005г)

3. Разработка комплекта учебно-методического и наглядного пособия по разделу «Искусство» курса «Кубановедения» как средства развития современных педагогических технологий сельских школ Кубани» (1 место). Школа получила за этот конкурс Сертификат «Экспериментальной площадки». (2006г)

4. В марте 2007г я выступала с отчетом о работе «Экспериментальной площадки». (1 место)

5. Районный этап краевого конкурса исследовательских работ учащихся «К тайнам природы».

Тема: «Формы, методы и результаты работы с учащимися по охране и изучению природной среды» (1 место) (2006г).

6. Краевая конференция (очный этап) конкурса исследовательских работ учащихся «К тайнам природы» среди педагогов по теме: «Формы, методы и результаты работы с учащимися по охране и изучению природной среды» (2 место) (2006г).

7. Участие в районном конкурсе уроков с применением передовых инновационных технологий. (2006г)

8. Участие в районном этапе конкурса «Учитель кубановедения -2007» (2007г)
Весь накопленный материал, который готовился для таких конкурсов, используется мною при подготовке к урокам. Учащиеся могут воспользоваться ими при подготовке домашнего задания, написании рефератов и докладов.

С начала учебного года мною разработаны тесты, карточки, викторины по разделу «История Кубани» для 5-11 классов, которые я применяю на уроках для индивидуальной работы с учащимися.

Кроме этого я использую викторины для 5-7 классов, разработанные Департаментом образования и науки Краснодарского края Краснодарским институтом дополнительного профессионального образования для проверки знаний учащихся и подготовки к районным олимпиадам по кубановедению.

В ноябре 2006 года я разработала подобные тесты по кубановедению для 9-11 классов, которые использовала при проведении общешкольной олимпиады по кубановедению. Победители общешкольной олимпиады приняли участие в районной олимпиаде по кубановедению среди 5, 6, 7, 9, 10, 11 классов.

В подготовке уроков мне оказывают большую помощь учащиеся. Ребята учатся писать рефераты на заданные темы, выступать с докладами и короткими сообщениями. Им нравится поисковая работа. С начала учебного года ими были подготовлены рефераты на различные темы, которые собраны в 4 папки.
Внедрение передовых образовательных технологий и методов обучения.

Работа в рамках Муниципальной экспериментальной площадки.
Особенно мне хочется поделиться новинками в своей работе.

В 2005-2006 году я участвовала в работе над инновационным проектом «Разработка комплекта учебно - методических и учебно- наглядных пособий по разделам «Искусство» курса «Кубановедение». В подборе наглядного и учебного материала мне помогали воспитанники д\о «Краевед».

С 2006 -2007 учебного года я являюсь руководителем Муниципальной экспериментальной площадки.

Созданный комплект учебно-методических пособий проходит успешную адаптацию на моих уроках кубановедения. Материал можно использовать на уроках не только во время изучения темы «Искусство Кубани», но и во время изучения тем раздела «история Кубани» в 5-11 классах.

Дети восторженно воспринимают уроки с использованием мультимедийного сопровождения. Их интересует не только учебный материал, но и то как был создан этот комплект, на каком оборудовании. У них возникает желание самостоятельно собирать учебный и наглядный материал.

Весь собранный материал не смог уместиться на одном диске. Из-за ограниченности времени, отведенного на разработку этого проекта, мы успели создать только один диск. С начала учебного года мною ведется подбор иллюстрированного и научного материала по темам : история, география, природа, религия края. Собранный в домашнем компьютере материал я также использую для создания презентаций по любой теме урока. Хочется отметить работу своих учащихся, которые помогают мне в подборе иллюстрированного материала.
За 2006-2007 учебный год мною собрано:

* 9 DWD дисков с видеоматериалом,

* 2 диска CD RW с рабочим материалом для презентаций,

* 6 дисков с готовыми презентациями по темам: «Искусство Кубани», «История Кубани», «Литература», «Биология» в 5-11 классах;

* 3 DVD диска с видеоматериалом к урокам музыки,

* 1 диск с материалом по экологии края,

* 1 диск с материалом по изобразительному искусству Кубани.

* 2 аудиокасеты с аудиозаписями народной музыки Кубани.
При проведении уроков с применением мультимедийного оборудования и компакт-диска «Искусство Кубани» я заметила улучшение качества знаний учащихся. Повысился интерес к уроку, активизировались внимание детей, участие в дискуссии по теме урока.

При проведении анкетирования, 96 % учащихся отметили, что уроки с применением компьютера стали гораздо интереснее, 83 % заявили, что учились бы лучше, если бы на уроках применялись компьютеры. На вопрос: « Хотели бы сами участвовать в проектной деятельности по созданию компакт- дисков»- 85% ответили положительно.

При моем опросе детей: « Какие темы для разработки новых компакт-дисков вы бы могли предложить?» дети ответили так: «История школы», «История станицы Крыловской», « Наш класс», « Животный и растительный мир нашего края», «География родного края» , «Литература Кубани» и другие.

В настоящее время мною ведется работа по привлечению учащихся к такой работе. Опыт работы с детскими объединениями «Краевед» и «Экология и Мы» позволили мне найти творческих, активных детей, желающих работать в научном обществе учащихся «Краевед».

Я увидела возможность роста продуктивности своей работы, повышения мотивации учебной деятельности школьников. Многие учителя задумались над тем, как ввести метод проектов в практику своей работы. Произошло осознание необходимости освоения и внедрения современных методик и образовательных технологий.
Перспективы развития опыта
Созданный комплект облегчил мне подготовку к урокам, подбор материала к ним. Я могу использовать наглядный материал не только на уроках по предмету «Кубановедение», но и на КТД детских объединений .

В своей работе я планирую совместно с детьми пополнять собранный материал в ходе поисковой работы, поездок, научных конференций, экскурсий, чтобы использовать его для создания новых компакт-дисков по разделам « Искусство Кубани», « История Кубани», « Литература Кубани», « Природа Кубани», «География Кубани» и др.
В своей дальнейшей деятельности я ставлю перед собой и детьми следующие задачи по направлениям:

* развитие инновационной деятельности школьников по разработке проектов с использованием информационных технологий;

* развитие поисковой, краеведческой и эколого- краеведческой работы школьников, как важного элемента при разработке мультимедийных проектов по региональным курсам;

* создание учебно- наглядных пособий по разделам «Искусство», «История», «Природа», «Литература», «География» курса «Кубановедения»;

* обновление Интернет - сайта школы.
Научно - исследовательская деятельность.

Работа научного общества учащихся «Краевед».
С 2006 года я являюсь руководителем НОУ «Краевед».
Одним из направлений методической работы МОУ СОШ № 4 в 2006-2007 учебном году стала организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Было создано школьное научное общество учащихся «Краевед», состоящее из пяти секций:

  • школьное объединение «Казачата» -куратор Голушко А.А;

  • факультатив «Основы православной культуры» - куратор Дубина А.Г.;

  • детское объединение «Краевед» - куратор Пахомова О.А.;

  • детское объединение «Экология и Мы - куратор Пахомова О.А.;

  • «Литература Кубани» - куратор Назаренко Г.М.


В течение всего учебного года участники НОУ «Краевед» посещали библиотеки, музеи, выставки. При этом проводился сбор материала об истории школы, историко-краеведческого, эколого-краеведческого направления к исследовательским работам. На учебных занятиях секции дети выступали с докладами: «Водные ресурсы Ленинградского района. Река Челбас»; «Родословие моей земли. Станица Крыловская»; «Народные традиции в кубанской семье» и т.д. На практических занятиях участники НОУ «Краевед» знакомились и методикой работы с архивными документами и переиодической печатью, составлением библиографии, требованиями к оформлению исследовательских работ, методикой защиты своих работ. В ходе поисковой работы ребята встречались с очевидцами и свидетелями исторических событий. В течение года НОУ было выпущено две газеты «История нашей школы», « Экологические проблемы Ленинградского района». В ноябре 2006года была проведена общешкольная олимпиада по кубановедению среди учащихся 9-11 классов. Победители приняли участие в районной олимпиаде по кубановедению. Среди участников районной олимпиады были члены НОУ «Краевед»: Якубова Олеся – 10 класси Андрюхов Артур- 9 «Б» класс.

В марте 2007 года в школе проведена конференция по защите исследовательских работ учащихся. Лучшие работы приняли участие в муниципальных и краевых конкурсах.

Участие воспитанников НОУ в муниципальных и региональных конкурсах

за 2006-2007 учебный год




Дата

Наименование конкурса

ФИО руководителя секции

ФИО учащихся

Результаты

1.

ноябрь

Краевой конкурс исследовательских работ учащихся «К тайнам природы» туристско-краеведческого движения учащихся Краснодарского края Региональной программы «Кубанский край-земля родная»

В номинации «Формы, методы и результаты работы с учащимися по охране и изучению природной среды»

Пахомова О.А




Районный этап - 1 место; краевой этап- 2 место

2.

Ноябрь

Конкурс, посвященный истории жизни и деятельности кошевого атамана Кубанского казачьего войска З.А. Чепеги»

Дубина А.Г.






3.

15 декабря

Краевая олимпиада

«Природа Кубани» (кроссворд)

Пахомова О.А.

Якубова Олеся- 10 класс




4.

25 февраля

Всероссийский конкурс работ учащихся «Права человека - глазами детей»

Дубина А.Г.

Фирса Олег - 9 «Б» класс



5.

1 февраля

Краевой смотр-конкурс «Моя малая Родина»

В номинации «Родословие моей земли»

Пахомова О.А.

д\о «Краевед»




6.

1 февраля

Краевой этап заочного конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников)

В номинации «Водные ресурсы края и Ленинградского района»

Пахомова О.А.

д\о «Экология и Мы» Андрюхов Артур,

Качура Юлия, Фирса Олег- 9 «Б» класс




7.

4 апреля

Районный конкурс «Пасха в кубанской семье»

Назаренко Г.М.

Назаренко Ярослав -8 «А» класс

Районный этап- 3 место

8.

25 мая

Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности

Статья «Опыт взаимодействия образовательного учреждения с казачьими обществами

Совместная социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения и казачьих обществ (взаимодействие в учебно-воспитательном процессе)»


Голушко А.А.

Пахомова О.А.

Школьное объединение «Казачата»




9.

25 мая

Краевая научно-практическая конференция по истории Кубани среди учащихся классов казачьей направленности

в номинации «Культура и традиции кубанского казачества»

Пахомова О.А.

Жарина Олег-9 «Б» класс

Районный этап- 1 место


С 2007-2008 учебного года изменена структура научного общества «Краевед». Секции «Детское объединение «Краевед» и «Детское объединение «Экология и Мы», которыми я руководила, реорганизованы в секцию « Моя Кубань». В новом учебном году НОУ планирует участие различных районных и краевых конкурсах.
В своей работе я стремлюсь поделиться опытом с коллегами. Разработки моих мероприятий печатались в научно-методических газетах и журналах таких как « Последний звонок», « Педсовет», «Учительская газета», «Педагогический вестник Кубани». Они отмечены премиями и призами.





страница 1


скачать

Другие похожие работы: