Анализ профориентационной работы за 2012-2013 учебный год
Анализ
профориентационной работы
за 2012-2013 учебный год
На 2012 - 2013 учебный год по профориентационной работе стояли следующие цели и задачи:
Цели:
Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
Выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности.
Задачи:
Формирование у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной
деятельности;
Познакомить обучающихся с разнообразием профессий;
Оказание дополнительной помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей обучающихся. Большое внимание уделяется целенаправленной профориентационной работе среди школьников, которая опирается на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Работа с обучающимися по профессиональному самоопределению ведется по трем ступеням:
I. начальные классы - знакомство с профессиями родителей; изучение способностей обучающихся; привитие элементарных трудовых навыков; формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
II. среднее звено - знакомство с востребованными профессиями в обществе; формирование информационной основы выбора профессии;
формирование установки на самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах; воспитание готовности к трудовой деятельности.
III. старшие классы - активизация интереса к выбору профессии; расширение знаний о мире профессионального труда; формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей при выборе профессии;
информирование школьников о специальных учебных заведениях.
При проведении профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов.
оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.
связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Для решения целей и задач был разработан план работы по данному направлению, в реализации которого участвует весь педагогический коллектив школы-интерната совместно с родителями.
1. Формирование у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной деятельности.
Для реализации этой задачи в школе-интернате работают мастерские, проводятся уроки по общественно-полезному производительному труду, работает 12 кружков, направленных на развитие интереса у обучающихся к различным видам труда. Трудовое обучение осуществляется по двум направлениям – столярное и швейное дело, выбор которых обусловлен психофизическими возможностями и ограниченным выбором профессий, по которым могли продолжить обучения инвалиды по слуху. На протяжении многих лет изучается предмет «Основы животноводства и растениеводства», на котором обучающиеся приобретают знания, умения и навыки необходимые в дальнейшей жизни, формируется положительное отношение к труду. За прошедший учебный год в классах проводились беседы «Профессии моих родственников», «Мой папа - водитель»; конкурс рисунков «Мама на работе», «Моя будущая профессия». С подготовительного класса детей приучают дежурить в столовой, в группе, в классе, нести ответственность за порученное дело.
2. Познакомить учащихся с разнообразием профессий.
Большое значение в реализации данной задачи имеют встречи с обучающимися различных учебных заведений (выпускниками школы-интерната), обучающих неслышащих. Стали традиционными Вечера встречи выпускников, круглые столы совместно с родителями.
Классные руководители и воспитатели оформляют уголки, проводят классные часы «О профессиях разных, нужных и важных», «В мире профессий», «Хочу, могу, надо» «Дорог на свете много - выбирать тебе». Ежегодно в марте проходит традиционная неделя выбора профессии, в рамках которой в выпускных классах проведены беседы: «На ступенях взрослой жизни»; прошла «Ярмарка профессий», где обучающиеся представляли ту или иную профессию, знакомили с новыми профессиями, которые ежегодно появляются на рынке труда. Ведется совместная работа по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников с областным и городским ВОГом. В апреле прошло собрание с родителями по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников. Все обучающиеся получили на руки списки различных специальных (коррекционных) учебных заведений и материалы о них.
3. Оказание дополнительной помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
Для решения данной задачи используются: групповые и индивидуальные беседы, анкетирования, экскурсии на предприятия, в учебные заведения с привлечением педагога-психолога, социального педагога, специалистов Центра занятости населения.
Традиционно в марте в 11 классе было проведено анкетирование по предварительному дальнейшему обучению выпускников. В ходе анкетирования выявлено, что из 7 выпускников 2013 года, все собираются продолжить обучение и приобрести профессии: токаря, слесаря, швеи.
В течение года все вопросы по обучению и поступлению в специальные (коррекционные) учебные заведения решались непосредственно с директорами учебных заведений г. Челябинска, г. Новосибирска, Санкт-Петербургского реабилитационного центра для инвалидов по слуху, Пензенского медицинского колледжа. Из всех вышеперечисленных учебных заведений получены буклеты и видеоматериалы, которые доведены до сведения каждого родителя и выпускника.
Исходя из анализа профориентационной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи можно считать выполненными.
Задачи на 2013-2014 учебный год:
1. Оказание помощи и поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.
2. Формирование у обучающихся сознательного отношения к труду.
3. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, возможностями и способностями личности неслышащего человека.
Социальный педагог О. В. Кабанова
Утверждаю
Директор МАСКОУ СКОШ-интернат
__________Г. А. Калугина
«____»________2013г.
План работы
по профориентации МАСКОУ СКОШ-интерната
№ | Содержание деятельности | Дата | Ответственный | |
Организационная работа в школе | ||||
| Составление и утверждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Анализ планов воспитательной работы по профориентации. «Организация профориентационной работы в классе». | август | зам. директора по УВР | |
| Оформление уголков по профориентации в классах: «В помощь выпускнику», «В мире профессий» «Слагаемые выбора профессии» Оформление стенда «Профессии и человек». | сентябрь | зам. директора по УВР классные руководители | |
| Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников) | сентябрь | социальный педагог | |
| Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | сентябрь-октябрь | зам. директора по УВР | |
| Организация работы кружков. | сентябрь-октябрь | зам. директора по УВР | |
| Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. | в течение учебного года | классные руководители, воспитатели | |
| Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | в течение учебного года | зам. директора по УВР | |
| Оформление и обновление стенда «Профессии и человек». | сентябрь-октябрь | социальный педагог | |
Работа с педагогами | ||||
| Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. | сентябрь-октябрь | педагог-психолог | |
| Организовать для классных руководителей и воспитателей методические семинары и групповые консультации по теме «Теория и практика профориентационной работы». | ноябрь-декабрь | педагог-психолог | |
| Проведение методических советов и методических объединений педагогов с рассмотрением вопросов профориентационной работы, обменом опыта ее проведения.
| в течение учебного года по плану ШМО | зам. директора по УВР педагог-психолог | |
| Организовать проведение конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по профориентационной работе (беседы, классные часы, родительские собрания). | март | зам. директора по УВР | |
| Отчет классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе. | апрель | зам. директора по УВР | |
Работа с родителями | ||||
1. | Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении». | февраль | зам. директора по ВР | |
2. | Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. | в течение учебного года | педагог-психолог классные руководители | |
3. | Организовать встречи обучающихся с их родителями - представителями различных профессий. | февраль-март | классные руководители, воспитатели | |
4. | Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и в учебные заведения. | в течение учебного года | классные руководители | |
5. | Провести родительские собрания «Анализ рынка труда и востребованности профессий» «Медицинские аспекты при выборе профессии» | март, апрель | зам. директора по УВР классные руководители педагог-психолог | |
6. | Встреча со специалистами. Круглый стол «Выбираем свой путь» для обучающихся 9-11 классов и их родителей с участием представителей ВОГа. | март | зам. директора по УВР классные руководители педагог-психолог | |
Работа с обучающимися | ||||
| Проведение экскурсий на предприятия: ДОК, Дом быта «Ясень», отделение связи, швейная мастерская «Каприз», парикмахерская. | в течение учебного года | классные руководители | |
| Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности. | октябрь | педагог-психолог | |
| Проведение классных часов, бесед по данному направлению: «Путь в профессию начинается в школе», «Хочу, могу, надо», «Чтобы не ошибиться», «Проблемы в выборе профессии для неслышащего человека», «Первые шаги в выборе профессии», «Успехи в учебе – путь к успеху». | в течение учебного года | классные руководители, воспитатели | |
| Осуществление индивидуальных и групповых консультаций обучающихся. | в течение учебного года | социальный педагог | |
| Неделя выбора профессии | март | воспитатели | |
| Организация предметных недель: неделя математики, неделя русского языка, неделя технологии. | в течение учебного года | учителя-предметники | |
| Организация и проведение встреч с представителями различных профессий: швея, парикмахер, токарь, слесарь, сборщик мебели, программист. | в течение учебного года | воспитатели | |
| Вечер встречи выпускников | февраль | воспитатели | |
| Конкурс рисунков «Моя мечта о будущей профессии» | февраль | воспитатели | |
| Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости» | март | социальный педагог классные руководители | |
| Обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. | март | библиотекарь | |
| Участие обучающихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
| май | зам. директора по УВР классные руководители |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: