NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Анализ профориентационной работы за 2012-2013 учебный год


Анализ

профориентационной работы

за 2012-2013 учебный год
На 2012 - 2013 учебный год по профориентационной работе стояли следующие цели и задачи:

Цели:

  • Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • Выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности.

Задачи:

  • Формирование у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной

деятельности;

  • Познакомить обучающихся с разнообразием профессий;

  • Оказание дополнительной помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей обучающихся. Большое внимание уделяется целенаправленной профориентационной работе среди школьников, которая опирается на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Работа с обучающимися по профессиональному самоопределению ведется по трем ступеням:

I. начальные классы - знакомство с профессиями родителей; изучение способностей обучающихся; привитие элементарных трудовых навыков; формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

II. среднее звено - знакомство с востребованными профессиями в обществе; формирование информационной основы выбора профессии;
формирование установки на самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах; воспитание готовности к трудовой деятельности.

III. старшие классы - активизация интереса к выбору профессии; расширение знаний о мире профессионального труда; формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей при выборе профессии;
информирование школьников о специальных учебных заведениях.

При проведении профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:

  • систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

  • дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов.

  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.

  • взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.

  • связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Для решения целей и задач был разработан план работы по данному направлению, в реализации которого участвует весь педагогический коллектив школы-интерната совместно с родителями.

1. Формирование у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной деятельности.

Для реализации этой задачи в школе-интернате работают мастерские, проводятся уроки по общественно-полезному производительному труду, работает 12 кружков, направленных на развитие интереса у обучающихся к различным видам труда. Трудовое обучение осуществляется по двум направлениям – столярное и швейное дело, выбор которых обусловлен психофизическими возможностями и ограниченным выбором профессий, по которым могли продолжить обучения инвалиды по слуху. На протяжении многих лет изучается предмет «Основы животноводства и растениеводства», на котором обучающиеся приобретают знания, умения и навыки необходимые в дальнейшей жизни, формируется положительное отношение к труду. За прошедший учебный год в классах проводились беседы «Профессии моих родственников», «Мой папа - водитель»; конкурс рисунков «Мама на работе», «Моя будущая профессия». С подготовительного класса детей приучают дежурить в столовой, в группе, в классе, нести ответственность за порученное дело.

2. Познакомить учащихся с разнообразием профессий.

Большое значение в реализации данной задачи имеют встречи с обучающимися различных учебных заведений (выпускниками школы-интерната), обучающих неслышащих. Стали традиционными Вечера встречи выпускников, круглые столы совместно с родителями.

Классные руководители и воспитатели оформляют уголки, проводят классные часы «О профессиях разных, нужных и важных», «В мире профессий», «Хочу, могу, надо» «Дорог на свете много - выбирать тебе». Ежегодно в марте проходит традиционная неделя выбора профессии, в рамках которой в выпускных классах проведены беседы: «На ступенях взрослой жизни»; прошла «Ярмарка профессий», где обучающиеся представляли ту или иную профессию, знакомили с новыми профессиями, которые ежегодно появляются на рынке труда. Ведется совместная работа по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников с областным и городским ВОГом. В апреле прошло собрание с родителями по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников. Все обучающиеся получили на руки списки различных специальных (коррекционных) учебных заведений и материалы о них.

3. Оказание дополнительной помощи обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

Для решения данной задачи используются: групповые и индивидуальные беседы, анкетирования, экскурсии на предприятия, в учебные заведения с привлечением педагога-психолога, социального педагога, специалистов Центра занятости населения.

Традиционно в марте в 11 классе было проведено анкетирование по предварительному дальнейшему обучению выпускников. В ходе анкетирования выявлено, что из 7 выпускников 2013 года, все собираются продолжить обучение и приобрести профессии: токаря, слесаря, швеи.

В течение года все вопросы по обучению и поступлению в специальные (коррекционные) учебные заведения решались непосредственно с директорами учебных заведений г. Челябинска, г. Новосибирска, Санкт-Петербургского реабилитационного центра для инвалидов по слуху, Пензенского медицинского колледжа. Из всех вышеперечисленных учебных заведений получены буклеты и видеоматериалы, которые доведены до сведения каждого родителя и выпускника.

Исходя из анализа профориентационной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи можно считать выполненными.

Задачи на 2013-2014 учебный год:

1. Оказание помощи и поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.

2. Формирование у обучающихся сознательного отношения к труду.

3. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, возможностями и способностями личности неслышащего человека.

Социальный педагог О. В. Кабанова

Утверждаю

Директор МАСКОУ СКОШ-интернат

__________Г. А. Калугина

«____»________2013г.
План работы

по профориентации МАСКОУ СКОШ-интерната




Содержание деятельности


Дата

Ответственный

Организационная работа в школе




Составление и утверждение плана профориентационной работы на новый учебный год.

Анализ планов воспитательной работы по профориентации.

«Организация профориентационной работы в классе».

август

зам. директора по УВР




Оформление уголков по профориентации в классах:

«В помощь выпускнику»,

«В мире профессий»

«Слагаемые выбора профессии»

Оформление стенда «Профессии и человек».

сентябрь

зам. директора по УВР

классные руководители




Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников)

сентябрь

социальный педагог




Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

сентябрь-октябрь

зам. директора по УВР




Организация работы кружков.

сентябрь-октябрь

зам. директора по УВР



Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

в течение учебного года

классные руководители, воспитатели




Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

в течение учебного года

зам. директора по УВР




Оформление и обновление стенда «Профессии и человек».

сентябрь-октябрь

социальный педагог


Работа с педагогами



Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

сентябрь-октябрь

педагог-психолог



Организовать для классных руководителей и воспитателей методические семинары и групповые консультации по теме

«Теория и практика профориентационной работы».

ноябрь-декабрь

педагог-психолог



Проведение методических советов и методических объединений педагогов с рассмотрением вопросов профориентационной работы, обменом опыта ее проведения.

  • «Подготовка обучающихся к компетентному выбору профессии»

  • «Система профориентационной в школе»

  • «Методика профориентационной работы по возрастным группам»

  • «Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками»

  • «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии»

в течение учебного года по плану ШМО

зам. директора по УВР

педагог-психолог



Организовать проведение конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по профориентационной работе (беседы, классные часы, родительские собрания).

март

зам. директора по УВР




Отчет классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.

апрель

зам. директора по УВР


Работа с родителями


1.

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении».

февраль

зам. директора по ВР


2.

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися.

в течение учебного года

педагог-психолог классные руководители

3.

Организовать встречи обучающихся с их родителями - представителями различных профессий.

февраль-март

классные руководители, воспитатели

4.

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и в учебные заведения.

в течение учебного года

классные руководители

5.

Провести родительские собрания

«Анализ рынка труда и востребованности профессий»

«Медицинские аспекты при выборе профессии»

март, апрель

зам. директора по УВР

классные руководители педагог-психолог

6.

Встреча со специалистами.

Круглый стол «Выбираем свой путь» для обучающихся 9-11 классов и их родителей с участием представителей ВОГа.

март

зам. директора по УВР

классные руководители педагог-психолог

Работа с обучающимися




Проведение экскурсий на предприятия: ДОК, Дом быта «Ясень», отделение связи, швейная мастерская «Каприз», парикмахерская.

в течение учебного года

классные руководители



Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности.

октябрь

педагог-психолог



Проведение классных часов, бесед по данному направлению: «Путь в профессию начинается в школе», «Хочу, могу, надо», «Чтобы не ошибиться», «Проблемы в выборе профессии для неслышащего человека», «Первые шаги в выборе профессии», «Успехи в учебе – путь к успеху».

в течение учебного года

классные руководители, воспитатели



Осуществление индивидуальных и групповых консультаций обучающихся.

в течение учебного года

социальный педагог



Неделя выбора профессии

март

воспитатели



Организация предметных недель:

неделя математики, неделя русского языка, неделя технологии.

в течение учебного года

учителя-предметники



Организация и проведение встреч с представителями различных профессий: швея, парикмахер, токарь, слесарь, сборщик мебели, программист.

в течение учебного года

воспитатели



Вечер встречи выпускников

февраль

воспитатели



Конкурс рисунков «Моя мечта о будущей профессии»

февраль

воспитатели



Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости»

март

социальный педагог классные руководители



Обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.

март

библиотекарь



Участие обучающихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:

  • знакомство с профессиями, связанными с растениеводством и животноводством;

  • знакомство со строительными профессиями

май

зам. директора по УВР

классные руководители

страница 1


скачать

Другие похожие работы: