Анализ работы по дошкольному воспитанию Краснокутского района за 2011-2012уч г. В краснокутском районе функционирует 26 дошкольных учреждений. В течение 2011-2012 учебного год
Анализ работы
по дошкольному воспитанию Краснокутского района
за 2011-2012уч г.
В Краснокутском районе функционирует 26 дошкольных учреждений. В течение 2011-2012 учебного года в них велась работ по сохранению и укреплению здоровья детей, по интеллектуальному и личностному развитию каждого ребенка с учетом его индивидуальностей; оказание помощи родителям в воспитании детей.
В детских садах района работает 168 педагога, из них 160 имеют педагогическое образование, 42 воспитателя имеют высшее образование, 8 обучаются заочно в учебных заведениях. Проведенная в этом учебном году аттестация показала следующие результаты:
По категориям:
| 2010 | 2011 | 2012 |
высшая | 6 | 2 | 5 |
первая | 56 | 110 | 106 |
вторая | 52 | 47 | 53 |
Увеличилось число категорированных педагогов, что свидетельствует о профессионально-личностном развитии педагогов. В осуществлении целевой подготовки и повышение квалификации кадров за 2011год 97%% педагогов повысили свой профессиональный уровень, что обеспечивает их готовность к работе по новым программам и технологиям;
Динамика развития дошкольного образования в районе:
| 2010 | 2011 | 2012 |
Численность ДОУ | 26 | 26 | 26 |
Численность детей | 1379+27 | 1324+40 | 1386+35 |
Групп кратковременного пребывания – 4; 2 группы в ДОУ в селе, 2 группы в ДДТ.
Всего детей в районе 2061, в возрасте от 1,5 до 6 лет 1636. В 2011-2012г дошкольные учреждения посещало 1386 детей, т.е. - 85% от общего контингента детей дошкольного возраста в районе.
По результатам проведенного мониторинга по социальной защите детей следующие данные:
семьи | 2010/детей в д/с | 2011/детей в д/с | 2012/детей в д/с |
многодетных сем | 150 – 100% | 169 – 100% | 180 – 100% |
малообеспеченных | 671 – 100% | 671 – 100% | 671 – 100% |
В соц опас полож | 99% | 99% | 99 % |
В дошкольных учреждениях детей в возрасте от 1 года до 3-х лет 379 детей.
Вся работа по дошкольному воспитанию велась согласно годового плана. План строился на основе анализа работы за прошедший год, на основе современных требований и результатов диагностики. При планировании работы использовались документы МО РФ, рекомендации Сар ИПК и ПРО, инновационная методическая литература, учитывалась специфика детских садов и методическая подготовленность педагогов.
На 2011/12 год были поставлены задачи:
Способствовать психическому и личностному развитию ребенка; обеспечить психологический комфорт, преобладание положительных эмоций на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Продолжать совершенствование и обновление форм и методов воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Вести работу по повышению квалификации педагогов через использование активных методов обучения и по выявлению и распространению передового педагогического опыта.
Обеспечивать постоянную взаимосвязь детского сада с родителями и школой.
Для выполнения поставленных задач в 2011/12 учебном году работали три методических объединения:
Для заведующих ДОУ;
Для воспитателей младших групп;
Для воспитателей старших групп.
Руководители объединений Судакова О.И., Каширская Т.В., Бахтеева З.Х. организовывали работу МО, делали анализ, осуществляли контроль. Процент посещаемость заседаний объединений составил 94,4%.На заседаниях использовали разные формы работ с педагогами ДОУ и информировали их об основных, современных подходах к воспитанию и обучению детей при реализации разных программ. Руководители объединений стремились создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала педагога, провели серию методических мероприятий с учетом запросов воспитателей, в течение года были организованы круглые столы, дискуссии, тренинги. Например, прошли круглые столы на темы: «Разработка образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы», «Проведение мониторинга с детьми младшего дошкольного возраста».
Главной задачей определились разные направления работы по оздоровлению детей. Медицинское обслуживание в 20 детских садах осуществляют старшие медицинские сестры, детей 6 ДОУ обслуживают работники ФАП. Оздоровительная деятельность в детских садах осуществляется средствами физической культуры (оздоровительный бег, физические упражнения, дыхательная гимнастика, массаж стоп и др). Анализ заболеваемости в 2011/2012 году показал, что число дней пропущенных одним ребенком по болезни составило 9,5 дней. Для физического развития детей в дошкольных учреждениях имеются физкультурные залы, спортивные и групповые площадки на территории детских садов, оборудованные необходимым оборудованием для двигательной деятельности воспитанников. Медицинские работники проводят пропаганду медицинских знаний среди родителей воспитанников ДОУ. Принимают активное участие в жизни детских садов. В дошкольных учреждениях района сложилась система по охране и укреплению здоровья детей, где главной задачей является сохранение здоровья детей.
Обеспечение детей из семей разного социального положения местами в дошкольных учреждениях района позволило в образовательный процесс включить задачи не только по преодолению трудностей в обучении детей, но и по обеспечению их успешной социализации, созданию условий, способствующих своевременному и полноценному психическому развитию, эмоциональному благополучию каждого ребенка.
В дошкольных учреждениях района определилась система работы с родителями воспитанников, которая позволяет вести пропаганду педагогических знаний среди родителей и успешно готовить детей к школе. Проводятся родительские собрания, совместные мероприятия в форме утренников, конкурсов. Воспитатели готовят книжки-раскладки и разнообразные буклеты для родительских уголков разнообразной тематики. Определенный опыт работы в этом направлении накопился в коллективах МДОУ «Малыш», «Золотой ключик», «Журавлик», «Лужок».
С целью своевременной коррекции личностного и психического развития педагоги в течении года осуществляли диагностическое обследование детей, разрабатывали индивидуально-ориентированные занятия по развитию детей с определенными трудностями, предлагали рекомендации родителям по взаимодействию с “особыми” детьми, по осуществлению дифференцированного подхода педагога к детям в соответствии с определенным типом ситуации. Результаты проведенной работы педагоги ДОУ «Звездочка» продемонстрировали на семинаре: « Развитие логического мышления старших дошкольников – одно из важных условий для успешной подготовки к обучению в школе».
Педагоги детских садов продолжали проводить целенаправленную работу по художественно-эстетическому, познавательно-речевому и социально-личностному развитию. Художественно-эстетическое развитие детей осуществлялось через музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность. В дошкольных учреждениях района определилась система работы, созданы условия для реализации художественно-эстетического направления: музыкальные залы, мини - изостудии, театральные зоны. В групповых помещениях оформлены центры детской активности, позволяющие детям в самостоятельной деятельности использовать различные изобразительные материалы и средства, музыкальные инструменты и различные виды театров. Интересный материал собран в ДОУ «Радуга», «Флажок», «Лужок», «Белочка». Организован и проведен районный конкурс детской аппликации среди воспитанников детских садов на тему: «Веселые придумки». Воспитатели приобщают воспитанников к истокам русской народной культуры. В работе используют программу Л.Князевой « Приобщение к истокам русской культуры». Как итог проделанной работы в детских садах проводились тематические занятия, праздники и развлечения: “Осенины”, “Рождество”, “Проводы русской зимы”, “Встреча весны”, фольклорные праздники.
Для расширения возможностей эффективной реализации художественно-эстетической линии развития детей педагогами детских садов осуществлялось сотрудничество с сельскими Домами культуры, Детской школой искусств, библиотеками.
Свои умения и достижения воспитанники детских садов демонстрируют в культурном пространстве района, принимая участие в различных праздниках и конкурсах. Дети ежегодно становятся дипломантами и лауреатами районных конкурсов рисунков “Огонь – друг, огонь – враг”, «Сияние звезд». Победителям конкурсов были вручены Дипломы, почетные грамоты и сертификаты участия.
Отличительной особенностью детских садах является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д.
Созданная в детских садах игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям авторов методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Для поддержки детской игры с мелкими игрушками педагоги вместе с детьми создают макеты, что способствует моделированию реалистических и вымышленных событий, активизации сюжетосложения. Наряду с сюжетными игрушками в распоряжение детям предоставлен неоформленный материал, который используется в сюжетно-ролевых играх как предметы-заместители. Опыт и организацию такого вида пропагандируют ДОУ «Ручеек», «Колокольчик», «Теремок», «Елочка».
В дошкольных учреждениях проводятся занятия познавательного цикла, направленные на развитие познавательной инициативы и освоение культурных средств упорядочения опыта (проведение опытов, коллекционирование, путешествие по карте, создание тематических панно и др.). В группах старшего дошкольного возраста есть исследовательские лаборатории, в которых дети могут экспериментировать как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Педагогами созданы условия для освоения детьми информации о многообразии природного мира: в каждой группе организованы природные уголки, имеются игрушки и иллюстративные материалы, детская природоведческая литература, фотографии и т.п. В детских садах ведется эффективная работа по воспитанию основ экологической культуры. Опыт работы по данной теме демонстрировали воспитатели МДОУ «Ромашка», «Огонек», «Лужок», «Аленушка», «Теремок», «Удыбка».
В старшем дошкольном возрасте педагоги формируют представления детей о правах и обязанностях ребенка, об основах безопасности жизни через практические упражнения, чтение детской литературы, театрализованную деятельность. Семинар с такой тематикой прошел на базе МДОУ «Золотой ключик».
В дошкольных учреждениях отмечается результативная работа по речевому развитию детей, что обусловлено использованием эффективных форм работы с детьми по данному направлению, заданных комплексными образовательными программами: артикуляционная гимнастика, работа по развитию мелкой моторики рук. Для развития речевого общения детей в образовательном пространстве групп выделены логоуголки, оснащенные дидактическими играми и пособиями; имеются мини-библиотеки. Интересная работа в этом направлении проводится в ДОУ «Радуга», «Журавлик», «Колокольчик», «Солнышко», «Звездочка», «Флажок».
В детских садах, начиная со второй младшей группы, педагогами проводятся занятия по программе социально-эмоционального развития. В основном во всех группах детских садов района имеются уголки эмоциональной разгрузки, дидактические игры, альбомы.
Педагоги школ показывают, что выпускники дошкольных учреждений самостоятельны, эмоционально уравновешены, легко адаптируются в условиях нового коллектива сверстников.
Качественными результатами образовательной деятельности педагогов детского сада являются успехи воспитанников: в усвоении комплексных образовательных программ «От рождения до школы» и “Детский сад 2100” детьми 2–7 л.:
в уровне школьной зрелости;
в высоком уровне развития коммуникативных и регуляторных способностей старших дошкольников, что подтверждается результатами диагностики по методике, разработанной авторским коллективом под руководством Н.Е. Веракса.
В течение года были проведены тематические и фронтальные проверки по следующим вопросам: « Выполнение приказов Министерства образования РФ от 30.08.92 г. № 186/262 и от 14.03.00 г, № 65/23-16», по темам «Работа по региональной программе «Основы здорового образа жизни», «Организация работы в детском саду по познавательно-речевому развитию детей» и др. Тематические проверки прошли в ДОУ «Василек», «Одуванчик», «Зоренька», «Огонек» и др.
Фронтальные проверки провели в ДОУ «Белочка», и «Елочка», которые высветили проблемы речевого развития детей, трудового и патриотического воспитания.
Организовывались проверки трудового воспитания дошкольников, по экологическому воспитанию, по организации преемственности между ДОУ и начальной школой, по познавательно-речевому развитию детей в ДОУ «Малыш», «Лужок», «Аленушка».
Фронтальные проверки в детских садах показали, что сотрудники дошкольных учреждений стремятся сохранить материальную базу, помещения и участки отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, в основном соблюдается охрана труда. Регулярно ведется воспитательно-образовательный процесс, педагоги большое внимание уделяют игровой деятельности детей.
Однако проверки показали, что воспитатели владеют знаниями по методикам, но не в полной мере их используют. Заведующие ДОУ не в системе ведут контроль за воспитательно-образовательным процессом, не на должном уровне проводится диагностическая работа в ДОУ,
Анализируя деятельность ДОУ, отмечается, что педагоги района рассматривают процесс воспитания и обучения как продуманную смену видов деятельности, с положительным эмоциональным настроем. В своей работе стремятся использовать все разнообразие методов и приемов, для обеспечения надежности и стабильности образовательного процесса.
На 2012/13 год поставлены задачи:
Способствовать психическому и личностному развитию ребенка; обеспечить психологический комфорт, преобладание положительных эмоций на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Продолжать совершенствование и обновление форм и методов воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Дошкольным работникам повышать педагогическое мастерство и деловую квалификацию, поощрять проявления их познавательной и творческой активности в работе.
Обеспечивать постоянную взаимосвязь детского сада с родителями и школой.
Систематически проводить работу с родителями. Активизировать работу родительского комитета.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: