Анализ работы школьной библиотеки мбоу «сош №7» за 2013- 2014 учебный год
Анализ работы школьной библиотеки
МБОУ «СОШ №7»
за 2013– 2014 учебный год.
В течение 2013– 2014 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы.
Цель: Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.
Задачи школьной библиотеки на 2012-2013уч. год:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса школы и самообразования учащихся, педагогов путем библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;
Обеспечение альтернативного обучения, многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечного фонда, эффективного ведения справочно-поискового аппарата библиотеки;
Всемерное содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей, воспитателей школы с использованием пропаганды педагогической литературы и информации о ней;
Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности;
Обеспечение учащимся и учителям условий и возможностей для свободного выбора методов, форм и средств развития личности;
Расширение сферы услуговой деятельности библиотеки.
Основные функции библиотеки
- Образовательная.
- Информационная.
- Культурная.
Разделы:
Работа с читателями;
Пропаганда литературы в помощь учебно-воспитательному процессу.
Трудовое и профессиональное воспитание;
Военно-патриотическое воспитание;
Эстетическое и нравственное воспитание;
Правовое воспитание;
Экологическое воспитание;
Краеведение;
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Воспитание культуры чтения и пропаганда библиотечно-библиографических знаний;
Формирование библиотечных фондов;
Повышение квалификации.
Общий фонд библиотеки составляет – 40981 экз.
Из них:
- художественная литература - 33305 экз.;
- учебники – 7676 экз.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
дошкольного возраста (4-6 лет)
младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 - 11 классы);
• педагогической и методической литературой для педагогических работников;
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Новинки», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
Фонд учебников расположен на отдельных стеллажах. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
Сделан заказ на новые учебники на 2014-2015 учебный год, покупаемые в фонд школы за счет областного бюджета.
Обеспеченность учебниками на новый учебный год должна составить 100%.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически (1 раз в четверть) проводились рейды по сохранности учебников.
В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.
Содержание и организация работы с читателями.
В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
В 2013-2014 учебном году средние показатели читательской активности значительно увеличились. Если в прошлом году, активных читателей было 87% , то в этом году выросло до 90 %, а количество пассивных читателей сократилось. Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет.
Класс | Количество учащихся | Количество читателей | %читателей |
1кл. | 39 | 24 | 61,5% |
2кл. | 37 | 25 | 67,5% |
3кл. | 43 | 40 | 93% |
4кл. | 37 | 35 | 94,5% |
5кл. | 38 | 38 | 100% |
6кл. | 31 | 31 | 100% |
7кл. | 43 | 40 | 93% |
8кл. | 22 | 18 | 82% |
9кл. | 31 | 30 | 97% |
10кл. | 9 | 9 | 100% |
11кл. | 13 | 13 | 100% |
Прочие (учителя, тех. служащие) | 43 | 43 | 100% |
Итого: | 343+ 43 = 386 | 303+43=346 | 90% |
Увеличение читательской активности произошло за счет пополнения фонда художественной литературы.
Одними из самых активных читателей являются учащиеся 5-х классов, посетившие библиотеку 297 раз.
В октябре традиционно происходит знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов. А в конце декабря для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок «Дом, в котором живут книги». Учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “читальный зал”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями: рекомендательные беседы при выдаче книг, информирование о новинках литературы, книжные выставки. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.
Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями. Из периодических изданий особой популярностью пользуются предметные журналы и газеты: «Учительская газета», «Начальная школа», «Классный руководитель», «Последний звонок», «Химия», «Физика», «Педсовет», «Вестник образования».
Частыми посетителями библиотеки являются: Кашаева В.П., Мазюкова Н.П., Негода Г.И., Прохорова Т.И., Тюрина Ю.Н., Данилова М.Ю., Паранькина Н.В. Они регулярно обращаются в библиотеку за материалом для проведения внеклассных мероприятий, классных часов.
Пропаганда чтения как форма культурного досуга.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Было оформлено 132 выставки. Сохранение традиций чтения – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это, утренники, викторины, праздники, предметные недели.
Огромное значение в работе библиотеки имеет трудовое и профессиональное воспитание. С учащимися 9-го и 11-го классов проводились библиотечные уроки на тему профориентации «Калейдоскоп профессий», «Основы реферирования», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Критика – наука».
Методическая и инновационная деятельность.
Семинары, выступления.
Объединение библиотекарей
Выступление на родительском собрании по обеспечению учебной литературы школьной библиотеки.
В текущем году были попытки привлечь как можно больше учащихся и учителей к работе с библиотекой, но так как в наличие только один компьютер в помещении библиотеки, это является проблемой. Но тем не менее многие учащиеся и педагоги в течение года пользовались ресурсами Интернет и мультимедиа в библиотеке.
Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
Общие выводы и предложения:
1. Школьная библиотека выполняет требуемый объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
2. Взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися находится на достаточном уровне.
3. Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.
4. Необходимо активизировать читательскую активность в среднем звене.
5. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, привлечением к использованию ресурсов библиотеки.
Задачи на 2014-2015 учебный год:
Формирование творческой личности школьника, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства.
2. Развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.
3. Предоставление возможности для создания и использования информационной базы: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.
4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
5. Обеспечение учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей, учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности.
6. Содействие реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению.
7. Предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.
8. Оказание содействия и принятие участия в мероприятиях, проводимых как в урочное, так и во внеурочное время.
9. Формирование комфортной библиотечной среды.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: