NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Анализ работы школьной библиотеки мбоу «сош №7» за 2013- 2014 учебный год


Анализ работы школьной библиотеки

МБОУ «СОШ №7»

за 2013– 2014 учебный год.

В течение 2013– 2014 учебного года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы.

Цель: Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.

Задачи школьной библиотеки на 2012-2013уч. год:

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса школы и самообразования учащихся, педагогов путем библиотечного и информационно – библиографического  обслуживания;

  • Обеспечение альтернативного обучения, многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечного фонда, эффективного ведения справочно-поискового аппарата библиотеки;

  • Всемерное содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей, воспитателей школы с использованием пропаганды педагогической литературы и информации о ней;

  • Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности;

  • Обеспечение учащимся и учителям условий и возможностей для свободного выбора методов, форм и средств развития личности;

  • Расширение сферы услуговой деятельности библиотеки.

Основные функции библиотеки

- Образовательная.

- Информационная.

- Культурная.

Разделы:

    • Работа с читателями;

    • Пропаганда литературы в помощь учебно-воспитательному процессу.

    • Трудовое и профессиональное воспитание;

    • Военно-патриотическое воспитание;

    • Эстетическое и нравственное воспитание;

    • Правовое воспитание;

    • Экологическое воспитание;

    • Краеведение;

    • Справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Воспитание культуры чтения и пропаганда библиотечно-библиографических знаний;

    • Формирование библиотечных фондов;

    • Повышение квалификации.

 

Общий фонд библиотеки составляет – 40981 экз.

Из них:

- художественная литература - 33305 экз.;

- учебники – 7676 экз.

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

  • дошкольного возраста (4-6 лет)

  • младшего школьного возраста (1-4 классы);
    • среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
    • старшего школьного возраста (9 - 11 классы);
    • педагогической и методической литературой для педагогических работников;
    • периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Новинки», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.

Фонд учебников расположен на отдельных стеллажах. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.

Сделан заказ на новые учебники на 2014-2015 учебный год, покупаемые в фонд школы за счет областного бюджета.

Обеспеченность учебниками на новый учебный год должна составить 100%.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически (1 раз в четверть) проводились рейды по сохранности учебников.

В конце учебного года  по графику проходит сдача учебников по классам.

Содержание и организация работы с читателями.

В конце года был проведен анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.

В 2013-2014 учебном году средние показатели читательской активности значительно увеличились. Если в прошлом году, активных читателей было 87% , то в этом году выросло до 90 %, а количество пассивных читателей сократилось. Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет.



Класс

Количество

учащихся

Количество читателей

%читателей

1кл.

39

24

61,5%

2кл.

37

25

67,5%

3кл.

43

40

93%

4кл.

37

35

94,5%

5кл.

38

38

100%

6кл.

31

31

100%

7кл.

43

40

93%

8кл.

22

18

82%

9кл.

31

30

97%

10кл.

9

9

100%

11кл.

13

13

100%

Прочие (учителя, тех. служащие)

43

43

100%

Итого:

343+ 43 = 386

303+43=346

90%

  

Увеличение читательской активности произошло за счет пополнения фонда художественной литературы.

Одними из самых активных читателей являются учащиеся 5-х классов, посетившие библиотеку 297 раз.

В октябре традиционно происходит знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов. А в конце декабря для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок «Дом, в котором живут книги». Учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”, “читальный зал”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями: рекомендательные беседы при выдаче книг, информирование о новинках литературы, книжные выставки. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями. Из периодических изданий особой популярностью пользуются предметные журналы и газеты: «Учительская газета», «Начальная школа», «Классный руководитель», «Последний звонок», «Химия», «Физика», «Педсовет», «Вестник образования».

Частыми посетителями библиотеки являются: Кашаева В.П., Мазюкова Н.П., Негода Г.И., Прохорова Т.И., Тюрина Ю.Н., Данилова М.Ю., Паранькина Н.В. Они регулярно обращаются в библиотеку за материалом для проведения внеклассных мероприятий, классных часов.

Пропаганда чтения как форма культурного досуга.

Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Было оформлено 132 выставки. Сохранение традиций чтения – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) я использовала разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это, утренники, викторины, праздники, предметные недели.

Огромное значение в работе библиотеки имеет трудовое и профессиональное воспитание. С учащимися 9-го и 11-го классов проводились библиотечные уроки на тему профориентации «Калейдоскоп профессий», «Основы реферирования», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Критика – наука».

Методическая и инновационная деятельность.

        Семинары, выступления.

  • Объединение библиотекарей

Выступление на родительском собрании по обеспечению учебной литературы школьной библиотеки.

В текущем году были попытки привлечь как можно больше учащихся и учителей к работе с библиотекой, но так как в наличие только один компьютер в помещении библиотеки, это является проблемой. Но тем не менее многие учащиеся и педагоги в течение года пользовались ресурсами Интернет и мультимедиа в библиотеке.

Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.

Общие выводы и предложения:

1. Школьная библиотека выполняет требуемый объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.

2. Взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися находится на достаточном уровне.

3. Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.

4. Необходимо активизировать читательскую активность в среднем звене.

5. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, привлечением к использованию ресурсов библиотеки.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

  1. Формирование творческой личности школьника, способной к самоопределению, посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства.

2. Развитие и поддержка в детях привычки и радости чтения и учения, а также потребности пользоваться библиотекой в течение всей жизни.

3. Предоставление возможности для создания и использования информационной базы: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.

5. Обеспечение учебной, научной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями, аудиовизуальными средствами и информационными материалами на всех видах носителей, учебно-воспитательного процесса и проектной деятельности.

6. Содействие реализации основных направлений школьного образования, являясь центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, приобщения к чтению.

7. Предоставление каждому читателю возможности дополнительно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения.

8. Оказание содействия и принятие участия в мероприятиях, проводимых как в урочное, так и во внеурочное время.

9. Формирование комфортной библиотечной среды.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: