NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Анализ работы за 2010/2011 учебный год


Анализ работы за 2010/2011 учебный год

(начальные классы, математика)
В начальной школе на конец учебного года обучались 365 учеников. Успешно окончили учебный год 161 ученик. Из 274 учащихся на все пятерки окончили начальную школу 12 учеников, что составляет примерно 4,4 % от общего числа учащихся., на «4» и «5» -161учащийся, то есть примерно 60 % учащихся начальной школы. Успеваемость учащихся начальной школы на конец 2010-2011учебного года составила 97 %.
Сравнение успеваемости в начальной школе за 3 года



год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

успеваемость

Количество учащихся

% учащихся

Количество учащихся

% учащихся

Количество учащихся

% учащихся

отличники

15

6,8%


12

5%

12

4,4%

На »4» и »5»

130

59,1%


141

60%

161

60%

С одной «3»

30

13,6%


20

6%

37

13,5%

Не успевают

1

1


-

-

2

3%




Сравнительный анализ успеваемости 2-4 классы ( за 4 года)
2 классы



3 классы



4 классы


Из таблицы видно, что успеваемость учащихся в 2010-2011 г.понизилась. Число учащихся обучающихся на 4 и 5 осталось прежним и составляет 60%, есть неуспевающие, в 4в оставлен на повторное обучение Кунжин Коля, во 2г – Степанова Н. Число учащихся окончивших учебный год с одной тройкой повысилось с 6% до 13,5%. Такие результаты показывают на недостаточную индивидуальную работу с учащимися

Вопросу преемственности в обучении и воспитании в этом учебном году было уделено особое внимание.

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь

динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Подготовка будущих первоклассников и их родителей к успешному обучению в начальной школе является актуальной проблемой для современной школы, поскольку поступление в школу очень серьезный переломный момент в жизни дошкольников. Поэтому уже второй год школа проводит подготовительные занятия будущих первоклассников.

В прошлом году в подготовительных классах занималось детей.

Обследования психолога в начале учебного года показали, что в 1а класс пришли 17% учащихся с высокой готовностью к школьному обучению; 83% со средней готовностью

В 1б кл. 65% с высокой готовностью к школьному обучению;35%.- со средней готовностью.

В 1в-32% -высокая готовность, 68%- средняя, 13%-дополнительное обследование.

Выделена группа детей, которым необходимо было посещать занятия у психолога и логопеда. Адаптацию учащиеся первых классов прошли спокойно.
В этом учебном году обучалось 57 детей. Педагогами школы совместно с администрацией разработана программа предшкольной подготовки, которая в этом году получила лицензию.

В данной программе запланировано проведение педагогической диагностики, предусмотрено проведение педагогических консультаций для родителей на основе обработки результатов диагностики детей, запланированы проведение педагогического лектория, практического занятия и совместного занятия с детьми, как итога проведенных занятий.

Проведение подготовительных занятий с будущими первоклассниками дает возможности для успешной адаптации к последующему обучению в начальной школе, возможность проведения педагогической диагностики, возможность восполнения пробелов в развитии ребенка и получение учителем дополнительной информации о будущем ученике:
• Степень самостоятельности ребенка;
• Уровень активности, инициативы;
• Об умении общаться с детьми и взрослыми;
• О сформированности позиции школьника;
• Об интересах ребенка.
• Начальное представление об уровне творческого потенциала.
Подготовительные занятия, проводимые в период предшкольной поры были направлены на выполнение следующих целей:
• Диагностика уровня психологической и интеллектуальной
готовности ребенка к школе;
• Развитие интеллекта и навыков общения дошкольников;
• Речевое развитие будущих первоклассников;
• Развитие познавательных интересов;
• Развитие математических способностей;
• Развитие моторики руки;
• Организация педагогической и психологической помощи родителям будущих первоклассников.
Продолжительность каждого занятия не более 20-25 минут. Между занятиями проводятся динамические паузы продолжительностью до 15 минут. Проведение динамических пауз предусматривает подвижные игры, направленные на облегчение формирования у будущих первоклассников произвольного поведения на этапе подготовки к школе.
Для эффективности проведения данных занятий было организовано три группы по 19 человек. Занятия проводили Курилец Е.В. Харина С.Д. Соловьева О.А. На занятиях проводилась как групповая, так и индивидуальная работа с детьми.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет», изученным многими учеными (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Т. А. Нежнова, М. И. Лисина и др.). По их мнению, этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Психологом школы Хуотари С.В. было проведено психологическое обследование детей, поступивших школу «Малышок». В ходе обследования было выявлено, что общий уровень готовности обучающихся преимущественно средний. Есть дети с низким уровнем готовности (11%)

В начале учебного года психологом будет проведено вторичное обследование этих учащихся. Будет выявлено, как обучение в школе « Малышок» помогло более легко пройти адаптацию в 1 классе
Педагоги отмечают, что большинство детей с удовольствием занимались в этой школе.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений,

к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;

  • изменением роли учащегося;

  • увеличением учебной нагрузки;

  • изменением режима дня;

  • разностью систем и форм обучения;

  • нестыковкой программ начальной и основной школы;

  • различием требований со стороны учителей-предметников;

  • изменением стиля общения учителей с детьми.


Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.


Проблема перехода учащихся из начальной школы в школу второй ступени заключается:
Педагогический аспект:

  • снижают показатели обученности, организованности;

  • встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий;

  • снижается интерес к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровне.


Психологический аспект:

  • происходит процесс смены ведущей деятельности;

  • формируется новая социальная позиция;

  • снижается самооценка;

  • повышается ситуативная тревожность.


Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой.

Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько. Одной из особенностей обучения на данном этапе является переход учащихся из одного кабинета в другой.

В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов, т. к. хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников, сидящих в одном классе.

Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.
В нашей школе в течение последних лет обсуждается вопрос преемственности между начальной и основной школой.. В системе проводятся совместные заседания МО учителей начальных классов и учителей - предметников с целью обеспечения взаимодействия в прохождении программ, выборе форм и методов обучения, уровня изложения предметного материала, требований к его оформлению. Классные руководители 4х классов знакомят всех педагогов 5х классов со своими учащимися. Дают характеристику своему классу, советуют на кого надо обратить особое внимание, кому какую помощь нужно оказать. Но проблема остается в том, что педагоги из-за загруженности успевают посетить недостаточно уроков в 4х классах.

Результативность при обучении во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой является важным условием для успешности и развития школьников.

Сравнение успеваемости 4х и 5х классов 2010/2011 учебный год
По итогам 1 четверти

По таблице видно, что первую четверть учащиеся 5х классов закончили хуже. Особенно снизилось число хорошистов в 5а классе.

По итогам года


класс

Всего

На «4» и «5»

С одной»3»

успеваемость

Качество


4а Сидоренко В.К

30

21

-

100%

72%

5а (Трошина Н.П.)

31

18

3

100%

58%

4бКурлянчик С.П.)

30


13

2

100%

45%

5б (Беляцкая А.В.)

29

12

2

99% Васькова Н. (м)

41%


Надо отметить, что успеваемость в 5х классах снизилась и составляет 99%,

( неуспевающая Васькова Н – по причине пргулов)., а качество знаний снизилось ненамного.( в 5а на 3 чел меньше, а в5б на одного)

Проводится нулевой замер знаний учащихся 5х классов по русскому языку, математике, чтению с целью определения сохранности ЗУН учащихся за курс начальной школы.







По математике учащиеся в начале учебного года подтвердили свои знания, по русскому снизилось число хорошистов. Но в целом с входящими контрольными работами ребята справились неплохо. Это говорит о том, что педагоги начальных классов подготовили учащихся к обучению в среднем звене. Хотя учитель математики Тимофеева М.А. отмечает низкую подготовку учащихся 5б класса. Дети плохо знают таблицу умножения.

Уделяя все большее внимание вопросу преемственности, можно заметить, что выпускники начальной школы стали лучше адаптироваться в среднем звене и большинство подтверждают полученные знания.

Т.к для успешной адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе в системе проводятся:

общее знакомство будущих учителей – предметников с учащимися 4-х классов,

беседы с учителями начальных классов, диагностика сформированности основных учебных умений и навыков, совместные совещания учителей начальных классов и педагогов основной школы, на котором учителя знакомились с программой начальной школы и своим будущим классом, посещались уроки в начальном звене.

И еще одним важным этапом в жизни школьника является переход из основной школы в старшую

Подростковый, ранний юношеский возраст в педагогике и психологии считается «противоречивым» возрастом, кризисом личностного развития ребенка. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается найти свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.

Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образа «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.
В практике работы со старшеклассниками на первый план зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у обучающегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

Поэтому в школе давно организована предпрофильная подготовка, начиная с 8 класса. Приходя в 10 класс учащиеся самостоятельно выбирают профиль обучения .В этом учебном году два профильных класса ( оба информационно – технологические). Проблема возникает при организации таких классов. Чаще ребенок выбирает профиль неосознанно, а идет туда, куда идет весь класс ( не хотят менять учителей). А потом у многих возникают проблемы при обучении по предметам , которые им не нравятся или даются сложно.

Поэтому вопрос комплектования профильных классов остается одним из важных.

В сентябре месяце были проведены контрольные работы по основным предметам:

по русскому языку, математике, физике, информатике и получены следующие результаты:

10а

  • Алгебра – УО.-0, 65 кач.-46%, ср. б. – 3,2

  • Русский язык– УО. -0,73, кач. – 50, ср.б. – 3,6

  • Физика – УО – 0,51, кач. – 0%, ср. б. – 2,5

  • Информатика и ИКТ – УО. – 0,77, кач. – 85%, ср.б. – 3,8

10б

  • Алгебра – УО.-0, 71кач.-50%, ср. б. – 3,6

  • Русский язык– УО. -0,7, кач. – 53%, ср.б. – 3,6

  • Физика – УО. – 0,61, кач. – 15%, ср. б. – 2,6

  • Информатика и ИКТ – УО. – 0,89, кач. – 100%, ср.б. – 4,4


Низкий уровень обученности показали учащиеся 10а класса по математике, физике, 10б по физике. В течение года проводился мониторинг по профильным предметам. Прослеживался рост качества знаний по основным предметам.
Итоги 1 полугодия

10а класс

  • Русский язык

  • Успеваемость- 100% качество знаний-79%

  • Алгебра

  • Успеваемость-100%качество знаний-57%

  • Физика

  • успеваемость100%

  • Качество знаний – 14%

  • Информатика

  • Успеваемость – 100%

  • Качество знаний – 86%




10б класс



  • Русский язык

  • Успеваемость- 100% качество знаний-75%

  • Алгебра

  • Успеваемость-100%качество знаний-60%

  • Физика

  • успеваемость100%

  • Качество знаний – 5о%

  • Информатика

  • Успеваемость – 100%

  • Качество знаний – 100%



Первое полугодие более успешно закончили учащиеся 10б класса.

Итоги года:

10а класс

  • Русский язык

  • Успеваемость- 100% качество знаний-81%

  • Алгебра

  • Успеваемость-100%качество знаний-69%

  • Физика

  • успеваемость100%

  • Качество знаний – 50%

  • Информатика

  • Успеваемость – 100%

  • Качество знаний – 100%


10б класс:

  • Русский язык

  • Успеваемость- 100% качество знаний-79%

  • Алгебра

  • Успеваемость-100%качество знаний-55%

  • Физика

  • успеваемость100%

  • Качество знаний – 70%

  • Информатика

  • Успеваемость – 100%

  • Качество знаний – 100%



Можно сделать вывод, что учащиеся 10 х классов успешно прошли адаптацию., т.к. по всем предметам качество знаний повысилось к концу учебного года.
Итак, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. От взрослого необходимо бережное отношение к растущим возможностям ребенка и подростка; им требуется психологическая поддержка для укрепления веры в себя, принятия себя.

Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстраивать систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации учащихся. В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации приобретает особую значимость. Психолог школы в системе проводит диагностику адаптации учащихся, доводит результаты до педагогов и родителей.

В течение года проводился классно- обобщающий контроль5х , 1х, 10х классов с целью выявления организационно- психологических проблем классного коллектива, изучения индивидуальных особенностей учащихся, оценки их уровня обученности, коррекции деятельности педагогического коллектива с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся
В этом году был проведен педсовет по преемственности, решением педсовета было принято:

  • Педагогические консилиумы по 5-м классам проводить ежегодно.

  • Классным наставникам 4-х классов готовить учащихся к переходу в среднюю школу, привлекая всех учителей средней группы классов.

  • Начиная со 2-й четверти активизировать взаимопосещение уроков и мероприятий.

  • МО учителей математики проанализировать работу по новым учебникам и планированию.

  • Учителям начальных классов обратить внимание в своей работе на технику чтения и выработку вычислительных навыков учащихся (таблица умножения, деления, сложения и т.д.), учить правила осмысленно.

  • Приучить учащихся работать самостоятельно, нестандартно мыслить, решать, применять правила.

  • Учителям средней группы классов и начальной школы (4кл) провести совместные МО с целью консультации по проблеме обучения учащихся в 5-х классах.

  • Формировать профильные классы, согласно возможностям и интересам учащихся



В течение 2010-2011 учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования, анализ уровня знаний с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин. Контроль за качеством знаний осуществляю по следующей схеме:

    1. диагностика ЗУН на начало учебного года, выявление пробелов

    2. отслеживание результативности работы педагогов по ликвидации пробелов в ЗУН (индивидуальная работа с учащимися)

    3. посещение уроков, активный контроль за ЗУН

    4. проведение административных контрольных работ, тестов, срезов знаний в присутствии ассистентов или завуча

    5. мониторинг успеваемости по классам и предметам

    6. Анализ качества знаний на педсоветах, совещаниях, определение продуктивности работы учителя


В течение года проводился мониторинг сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку, математике, чтению в виде административных контрольных работ.

- стартовый контроль – цель которого определить степень устойчивости знаний учащихся

- промежуточный контроль - цель которого отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя.

- итоговый - цель которого определение уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживание динамики их обученности, выявление недостатков в работе, планирование на следующий учебный год.


страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


скачать

Другие похожие работы: