NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Анкета для родителей Вопросы анкеты Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?


Родительское собрание в начальной школе. 1-й класс

Подготовила Козленко Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов , 1класс
Как помочь детям стать внимательнее

Объект исследования: ученический коллектив первоклассников.

Предмет исследования: “Как помочь детям стать внимательнее”.

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

выяснить причины неадекватного поведения;

проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

Задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить их с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Познакомить родителей с понятием “внимание” и его основными свойствами.

Изучить в ходе собрания примеры упражнений и игр по развитию внимания.

Ход проведения собрания.

На доске плакаты: а) “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. б) “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. в) “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.
г) Тема: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
1. Открывает родительское собрание классный руководитель.
Кл. рук. (читаю цитату) “Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так”. Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать более внимательным”

2. До проведения собрания мы запустили анкету, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая нами тема?

Анкета для родителей

Вопросы анкеты

Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?

Да.

Трудно сказать.

Нет.
Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

Да.

Трудно сказать

Нет.
Хотелось бы вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным?

Да.

Трудно сказать.

Нет.
Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?
Считаете ли Вы, что иногда, если тема актуальна и важна, собрания можно посещать всей семьёй?

Кл. рук. Итак: по результатам анализа анкет мы сделали вывод, что 8 человек из ответивших на вопросы анкеты не знают своих детей, готовя ребёнка в школу, не развивали у них произвольность или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая тема сегодня, очень актуальна, и к вам мы обращаем первый вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку?

( ответы родителей в быстром темпе)
Кл. рук. “Спасибо!”

Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).

Проверка задания.

(После проверки задания слайды).

(На слайдах) - Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и после произвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
Кл. рук. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. Прошу вас обсудить в группах следующие вопросы:
Как вы понимаете выражения :

концентрировать внимание – это…..

переключать внимание - это …

распределять внимание – это…

устойчивость внимания – это…
(Показ слайдов во время каждого выступления).
Кл. рук. Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте.

При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой.

Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания.

В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет разносторонних интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

Как видите, проблемы у нас существуют. И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, учить принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.

Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

(показ слайдов)

Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.

Легко отвлекаемое внимание.

Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Наша главная задача помочь нашим детишкам. Поэтому мы предлагаем Вам сейчас поработать в группах с тем, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.
Практическая работа.
Примеры упражнений и игр для развития внимания.

(игры и задания печатаются в приложении).
Упражнение 1.Например, упражнение 1. акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.
Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.
Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот.
Упражнение 4.

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.
Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!
Игра. Исправь ошибки. (Что не так? В Азбуке) Цель игры научить следовать инструкции, сосредоточивать и удерживать внимание на учебном объекте.
Инструкция: предупредить сначала о возможных ошибках, которые не заметил сказочный герой в своей работе, и просит следить за его работой на доске.
В процессе работы сознательно допускаются сначала грубые. Потом всё более мелкие ошибки.
Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма

Игра “Летает – не летает” Любая игра на внимание


Заключение.
Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.
1.Развитие концентрации внимания.
Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”
2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)
3.Тренировка распределения внимания:
Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
4.Развитие навыка переключения внимания:
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Поведения детей с гиперактивным синдромом. (СДВ – синдром дефицита внимания)

Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.
Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (показать на слайдах)
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. 2. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)

14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

Импульсивности (4,5,11,14)
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. Гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.
Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.

Совет:

В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:

Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.


Рекомендации для родителей.

  1. Помогите вашим детям стать внимательными.

  2. Приобретайте, читайте и используйте книги , в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

  3. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.

  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания».

  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.

  6. Учите детей быть наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.

  7. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

  8. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей.

  9. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

  10. Наберитесь терпения и не ждите немедленных , успешных результатов.

Успехов, Вам ,уважаемые родители!

страница 1


скачать

Другие похожие работы: