NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аннотации рабочих программ учебных дисциплин подготовки аспиранта по специальности 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


Аннотации рабочих программ учебных дисциплин подготовки аспиранта

по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

Индекс


Наименование

дисциплины


Содержание дисциплины

Трудоѐмкость

ЗЕТ/час

П.1. Блок 1. «Дисциплины(модули)»

П.1.Б. Базовая часть

П.1.Б.01

Дисциплина (модуль) «Иностранный язык»

Правила чтения. Транскрипция. Интонация.

Порядок слов в английском предложении. Случаи от-

ступления от прямого порядка слов (инверсия, усили-

тельные конструкции).

Существительное. Функции существительного в пред-

ложении. Образование форм множественного числа.

Способы перевода существительных, характерных для

научного текста.

Правило ряда.

Артикли. Отсутствие артикля. Способы перевода слов

Местоимения. Функции местоимения в предложении.

Объектный падеж личных местоимений. Притяжатель-

ные, указательные, возвратные местоимения.

Неопределенные местоимения и их производные.

Слова-заместители существительных и глаголов-

сказуемых. Перевод сочетаний с глаголом

Прилагательные и наречия. Их роль в предложении.

Степени сравнения. Нестандартное образование степе-

ней сравнения. Наречия

Числительные. Количественные и порядковые числи-

тельные.

Глагол. Времена глагола.

Страдательный залог. Различные способы перевода ска-

зуемого в страдательном залоге.

Согласование времен.

Модальные глаголы и их эквиваленты.

Неличные формы глагола. Причастие 1. Образование

сложных форм.

Причастие 2. Функции Причастия 2 в предложении.

Причастные обороты - зависимые и независимые.

Инфинитив. Функции.

Инфинитивные обороты. Перевод сочетаний в роли

вводных членов предложений.

Сослагательное наклонение. Условные предложения.

Типы придаточных предложений. Способы перевода

союзных слов.

Предлоги.

Беседа о своей научной деятельности.

Иностранный язык в его использовании. Особенности и

трудности перевода (Ложные друзья переводчика)

Аудирование научных текстов по специальности

Развитие коммуникативных навыков подготовленной и

неподготовленной речи.

5/180

П.1.Б.02

Дисциплина (модуль) «История и философия науки »

Предмет и основные концепции современной философии науки.

Многообразие когнитивных практик. Бытие науки в различных измерениях. Современная философия науки как исследовательская сфера и способ

осмысления науки в ее динамической целостности.

Позитивистская традиция в философии науки. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И.Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический, культурологический и креатологический подходы к исследованию науки.

Наука как познавательная система и социокультурный феномен.

Специфические черты научного познания. Роль методологии в системе научного познания. Основные ценности (презумпции) науки. Наука и искусство

как два способа постижения мира. Наука и религия: формы отношений и возможности диалога.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова как две стратегии порождения знаний. Наука как итог эволюции культуры. Социокультурный контекст становления научно-рационалистической парадигмы в античности. Наука и философия: основные направления взаимодействия. Прогностическая роль

философского знания. Философия как генерация категориальных структур, выступающих предпосылками освоения новых типов системной организации

объектов. Античная логика и математика и процесс формирования норм и идеалов науки. Наука в горизонте средневековой культуры: человек как творец;

идея экспериментирования с природными объектами. Алхимия, астрология, магия как формы явленности средневековой науки. Формирование традиции

опытного исследования природы (оксфордская школа: Р. Бэкон, У. Оккам). Цивилизационный сдвиг и становление опытной науки в культуре Нового времени. Идея экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Социокультурные

предпосылки возникновения экспериментального метода. Мировоззренческая

роль науки: мир как грандиозная механическая система; человек как сила,

способная усовершенствовать природу.

Формирование науки как системы профессиональной деятельности.

Дисциплинарно организованная наука как форма осуществления научных исследований. Технологические применения науки. Отношение науки и материального производства. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Функции науки в жизни общества: наука как способ объяснения, понимания и предвидения явлений и процессов; как основа мировоззрения; как производительная сила общества;

как социальный фактор развития общества.

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Главные характеристики современной науки: соотношение дифференциации и интеграции наук; связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований; освоение саморазвивающихся

«синергетических» систем; глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов; сближение естествознания и социально-гуманитарного познания и свойственных им идеалов; включение

социальных факторов и ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности; расширение границ этики науки.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок

техногенной цивилизации. Сциентизм, антисциентизм и технофобия. Поиск нового типа цивилизационного развития и статус науки в культуре. Роль науки

в преодолении современных глобальных проблем. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение

В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как ценностно-этическая основа стратегии отношений общества и природы.

Структура научного знания. Эпистемологический подход к исследованию науки. Многообразие когнитивных образований в науке. Научное знание и

критерии его определения. Природа структурированности знания.

Иерархизированные структуры научного знания: уровни, области, сферы, направления. Эмпирико-теоретическая и феноменолого-презентативная модели организации знания. Иерархия как форма организации научного познания.

Научная картина мира и ее функции в научно-познавательных процессах.

Основания науки: онтологические схемы, идеалы и нормы научного исследования, методы научно-исследовательской деятельности, операционно-

процедурная атрибутика научного исследования.

Философские идеи и принципы в динамической структуре знания и их роль в институтционализации научных знаний в культуре. Логика и методология

науки. Взаимодействие философских и научных знаний.

Динамика науки как состояние и процесс порождения нового знания. Креатологический подход к пониманию и трактовке природы научного знания и его динамики. Содержание и характер взаимодействия когнитивных образований в научном познании. Объективация и актуализация содержания

когниций как процесс научного поиска. Теоретическая деятельность как способ актуализации идеальных схем организуемой интеллектуальной активности.

Симбиотический характер взаимодействия мыследеятельности с контекстом ее осуществимости. Возникновение нового знания как акт качественного

изменения архитектоник и связей когниций в пространстве возможного.

Формирование, становление, институционализация когнитивных образований в качестве нового в науке.

Проблематизация как процедура научного поиска, созидания пространства возможного и форма инициации креативных явлений в нем.

Креативность как состояние порождения нового (иного) в научном познании. Попытки модельного представления креативности.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Традиции в науке. Виды научных традиций. Традиции и возникновение нового знания. Научные революции как форма развития науки.

Куновская модель научной революции. Научные революции как перестройка оснований науки. Внутридисциплинарные механизмы научных революций.

«Парадигмальные прививки» как форма революционных преобразований в науке. Глобальные научные революции и трансформации в культуре.

Глобальные научные революции как механизм смены типов научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классический,

неклассический, постнеклассический.

Наука как социальный институт. Понятие «социальный институт». Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Научные школы в системе науки. Новое время и процесс оформления науки как социального института. Идея автономии науки. Современная наука как

социальный институт: особенности функционирования. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Проблема государственного регулирования науки.

4/144

П.1.В. Вариативная часть

П.1.В.01

«Методология педагогических исследований»

Понятие методология, метод, методика: общность и специфика понятий: методология, метод, методика; содержание методологического знания; функции методологического знания; уровни методологического знания; задачи методологии педагогики; место методологии педагогике в структуре педагогической науке; условность понятия метод научного исследования.

Структура педагогического исследования, вариативность его построения: основные виды педагогических исследований; структурные компоненты педагогического исследования и их характеристика, принципы построения педагогического исследования, логика исследования.

Организация исследования: основные принципы организации исследования; организация эмпирического уровня исследования; организация теоретического уровня исследования; моделирование организации исследования.

Понятийный аппарат педагогического исследования: базовые и периферийные понятия; взаимосвязь базовых понятий и гипотезы исследования; технология работы с понятиями.

Классификация и характеристика методов педагогического исследования: основание классификации методов исследования, характеристика основных групп методов исследования; выбор метода на разных этапах исследования.

Исследовательские возможности различных методов: теоретические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование); эмпирические методы научного исследования (эксперимент, наблюдение, тестирование, методы опроса, анализ продуктов детского творчества).

Взаимосвязь предмета исследования и метода: понятие о предмете исследования; концепция исследования; адекватность предмета и метода исследования.

Выбор, модификация и разработка методики: принципы выбора методов научного исследования; обоснование выбора методов научного исследования; разработка методики исследования. Комплексность исследования.

Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ: взаимосвязь критериев оценки полученных данных с предметом и гипотезой исследования; смысл и процедура обработки результатов исследования; характеристика качественного и количественного анализа.

Использование методов математической статистики в педагогическом исследовании: вычисление среднего арифметического, моды, медианы; корреляционный анализ.

Личность ученого как субъекта науки. Этика научного исследования. Идеальная модель методологической культуры педагога-исследователя. Научная добросовестность и этика, дискуссионная культура педагога –исследователя.

Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования

Исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской

антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов).

6/216

П.1.В.02

Дисциплина (модуль) «История педагогики и образования»

Введение в историю педагогической мысли и образования. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Понятие мирового историко-педагогического процесса. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность на ранних этапах развития человечества. Феномен “учительство-ученичество”.

Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Домашнее воспитание и его традиции. Возникновение письменности и школы. Дворцовые и храмовые школы. Обучение ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока.

Воспитание и школа в античном мире. Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в. до н.э.). Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах: воспитание в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебия), воспитание в Спарте (доминирующая роль военно-физического воспитания). Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и усложнение ремесленного обучения.

Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания (Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции; Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем Риме). Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека.

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья

Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.

Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.

Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания.

Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Зарождение школ нового типа (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини); цели воспитания как элемент социальных воззрений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня и др.

Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон.)

Контрреформация и практика воспитания в иезуитских школах. Изменения отношения к детям с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии.

Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Крещение Киевской Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение в них вопросов физического воспитания. Отношение к людям с различными физическими и умственными недостатками.

Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

Развитие школы в русском централизованном государстве XVII в.: элементарное обучение и школа повышенного типа. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве.

Педагогические взгляды С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы физического воспитания в их трудах.

Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)

Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII – XVIII вв.). Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Отражение в ней вопросов физического развития человека.

Ступени возрастного развития человека в школьной системе по Я.А. Коменскому. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя.

Последующее развитие теории и практики воспитания в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Джона Локка. Содержание и методы воспитания и образования. Идея рабочих школ и ремесленного обучения.

Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Забота о физическом развитии. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания».

Школа и педагогическая мысль в России XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления методики профессионального образования.

Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И. Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства.

М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета с гимназией при нем.

Учреждение Петербургской комиссии народных училищ и деятельность Ф.И. Янковича. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ.

Педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.). Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к практической деятельности как элемент общего образования.

Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт).

Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая педагогическая деятельность. Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю.

Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей.

Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования.

Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в.). Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах.

Школьные реформы 60-х гг. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического образования.

Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский). Их отношение к физическому воспитанию.

Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Подготовка к трудовой деятельности. Влияние К.Д. Ушинского на развитие методики обучения в народной школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, и др.).

Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной Поляне.

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX – начале XX вв. Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А. Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на развитие всех отраслей педагогики и школы.

Создание новых школ педагогами-реформаторами (С. Редди, У.Бегли, Г.Литц, Г. Шаррельман, М. Монтессори, О. Декроли, Г.Винекен и др.). Место в них физического воспитания и трудовой леятельности.

Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв. (до 1917г.). Общественная и частная инициатива в области начального, среднего и высшего образования. Проблемы специальной педагогики.

Открытие начальных училищ повышенного типа. Введение ручного труда в общеобразовательную школу. Проекты реформы средней школы (комиссии Н.П. Боголепова и П.С. Ванновского, план школьной реформы П.Н. Игнатьева). Съезды по профессиональному и техническому образованию.

Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX вв.: «педагогическая антропология» как база теории физического воспитания (П.Ф. Лесгафт), «экспериментальная педагогика» (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский), «свободное воспитание» (К.Н. Вентцель, И.И.Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий). Синтез достижений русской педагогики XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.Х. Вессель и др.)

Школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.)

Зарубежная школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.). Изменения в организации воспитания и школьного образования в странах Западной Европы и США. Распространение нетрадиционных подходов к организации обучения и реализация их в школьной практике: метод проектов, Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры интересов», Йена-план и др.

Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны. Изменения в работе школ ведущих стран Западной Европы и США. Поиски новых образовательных средств: программированное обучение, компьютеризация обучения. Разработка стандартов образования. Дискуссии о возможности обучения некоторых категорий аномальных детей в массовой школе. Опыт такой работы.

Учение о коммунистическом воспитании и культурной революции в свете современных аксиологических концепций.

Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 года и в 20-е годы.

Школа и педагогика 20-х-30-х годов. Сущность комплексных программ. Лабораторно-бригадный метод обучения. Постановления партии и правительствао школе в этот период и их современная оценка.

Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, и др.).

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Советская школа и педагогика в послевоенный период (1945-1958).Советская школа и педагогика в 60-80 годы. Движение педагогов-новаторов.

Личность воспитанника и воспитателя в советской педагогике.

Персоналии: А.Бубнов, А.Пинкевич, В.Ленин, Н.Крупская, А.Луначарский, П.Блонский, С.Шацкий, А.Макаренко, В.Сорока-Росинский, В.Сухомлинский, М.Покровский.

4/144

П.1.В.03

Дисциплина (модуль) «Теоретическая педагогика»

Педагогика как наука об образовании человека.

Концепции научного статуса педагогики: педагогика как междисциплинарная область знания, как прикладная дисциплина, как относительно самостоятельная наука, сочетающая фундаментальный и прикладной аспекты. Объект педагогической науки и ее предмет. Традиционное и современное определение объекта и предмета педагогики. Вопросы, на которые отвечает педагогика. Источники педагогики. Функции и задачи педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.

Возникновение педагогической теории и краткая история ее становления. Этапы развития педагогики. Общекультурное значение педагогики. Педагогика в системе наук о человеке: проблемы взаимосвязи педагогики с другими науками. Структура педагогической науки. Многообразие видов педагогики.

Общемировые тенденции развития педагогической науки и практики: усиление демократических и гуманистических тенденций в развитии педагогики в современном мире; творческое содружество педагогов мира в решении актуальных проблем образования, изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире.

Основные категории педагогики.

Язык педагогики. Основные категории педагогики, их взаимообусловленность и специфика. Содержание основных педагогических понятий: образование, воспитание, обучение, образовательный процесс, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, социализация, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, самовоспитание, самообразование.

Образование как многоаспектный феномен.

Аспектный подход к понятию «образование». Образование как общественное явление. Образование как ценность (государственная, общественная, личностная). Образование как общечеловеческая ценность. Образование как система. Образование как педагогический процесс. Образование как результат.

Парадигмальный подход к образованию. Общие парадигмы образования: традиционалистская, рационалистическая, гуманистическая. Специфика парадигм современного образования: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической). Модели образования.

Образование как социальный институт. Система образования и ее характеристика.

Роль образования в современную эпоху. Мировое образовательное пространство. Тенденции развития и направления реформирования образования в России. Понятие системы образования. Типы образовательных учреждений. Общеобразовательные программы и их уровни. Профессиональные программы и их уровни.

Основные звенья системы образования и их характеристика. Дошкольное образование. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Дополнительное образование.

Нормативно-правовые основы образования. Законодательная база образования. Нормативная основа образования: государственный образовательный стандарт, базисный учебный план,

учебный план, учебная и рабочая программа, типовое положение и устав ОУ.

Государственная политика в области образования: ФЗ «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования РФ до 2025 г., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Модель образования 2020.

Основные тенденции развития систем образования за рубежом. Международные образовательные программы и проекты. Нестандартные типы школ.

Образование как педагогический процесс. Проблема целостности учебно - воспитательного процесса.

Понятие целостного педагогического процесса. Сущность, структура, функции, движущие силы, логика функционирования и развития учебно-воспитательного процесса. Целостность педагогического процесса как его ведущая характеристика. Основные аспекты целостного педагогического процесса: Целостность учебно- воспитательного процесса в содержательном плане. Целостность учебно-воспитательного процесса в организационном плане. Модель педагогического процесса.

Закономерности и принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности. Закономерности, обусловленные социальными условиями; закономерности, обусловленные природой человека; закономерности, обусловленные сущностью педагогического процесса. Принципы образовательного процесса как проявление должного и основной ориентир в преподавательской деятельности.
Процесс обучения как часть целостного педагогического процесса.

Теории обучения. Особенности дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Сущность, структура и функции процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Обучение, преподавание, научение, учение. Познание и учение. Содержательные компоненты обучения. Специфические закономерности обучения. Виды и стили обучения.

Психологические основы учебного процесса: мотивы учения школьников, их развитие и формирование; познавательный интерес и его место в обучении; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; учебная деятельность и ее формирование.

Обучение как двусторонний процесс.

Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. Типы социально-дидактических отношений: учитель — ученик, преподаватель — аудитория, учитель

— группа, учитель — срелства обучения — ученик. Личностный характер обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Научные основы определения содержания образования. Определение и структура содержания образования. Исторический характер содержания образования. Критерии отбора и построения содержания образования. Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания целостного педагогического процесса. Принципы формирования содержания общего среднего образования. Фундаментализация образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Возрастосообразность педагогического процесса.

Возрастная периодизация школьников, основные противоречия развития. Своеобразие построения педагогического процесса в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Цели и содержание образования, вариативность и личностная направленность целей и содержания образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Развивающий характер и адекватность содержания образования. Носители содержания. Государственный стандарт образования, его содержание и структура. Учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия, учебно- методические комплекты. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Предпрофильное и профильное обучение.

Многообразие образовательных программ. Сущность образовательных программ общеобразовательной школы, их структура и назначение. Виды (типовая, рабочая, авторская и др.) и характеристики образовательных программ. Способы построения программ.

Компетентностный подход к построению педагогического процесса.

Понятие компетентности. Особенности компетентности как ресурса качественного образования. Сущность компетентностного подхода. Традиционный и компетентностный подходы в обучении.

Структура и содержательное наполнение компетентности в образовании. Ключевые компетентности учащихся и условия их развития. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Основные подходы к трактовке понятия «воспитание». Черты воспитания как общественного явления. Социокультурные модели воспитания: традиционная модель воспитания, социально- адаптирующие модели воспитания, педоцентрическая модель воспитания, диалоговая модель воспитания. Сущность воспитания как педагогического явления. Воспитание как средство трансляции культуры и социального опыта, как компонент социализации человека, как управление развитием личности, как развитие отношений воспитанников к окружающему миру. Назначение воспитания, его основные признаки, характерные особенности: целенаправленность, многофакторность, непрерывность, отдаленность результатов воспитания, значимость личностных качеств и особенностей педагога в воспитании. Функции воспитания. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание и обучение.

Воспитательный процесс: сущность, структура. Взаимосвязь компонентов педагогической деятельности, целей и содержания, методов и средств достижения результатов, объектов и субъектов воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.

Базовые теории и концепции воспитания личности.

Человек как субъект саморазвития и самосовершенствования. Личность как объект и субъект воспитания. Факторы развития личности и их характеристика. Модели воспитания и теории развития: прагматическая, антропологическая, социетарная, гуманистическая, свободного воспитания, технократическая. Поликультурное воспитание.

Современные концепции воспитания: системно-ролевая концепция воспитания личности ребенка (концепция неопедагогики) (Н.М.Таланчук), концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В.Бондаревская), концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С.Газман), концепция воспитания И.М.Ильинского, концепция самовоспитания школьника (Г.К.Селевко).

Воспитательная система . Сущность, структура воспитательной системы, принципы деятельности в воспитательной системе школы. Этапы становления, критерии определения уровня сформированности воспитательной системы школы. Организационно- методические основы построения воспитательной системы школы. Примеры воспитательных систем (воспитательная система В.А.Караковского, В.А.Сухомлинского, А.А.Захаренко, Е.А.Ямбурга и др.).

Управление образовательными системами

Понятие управления и менеджмента. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.

Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления.

Государственно-общественная система управления образованием.

Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.

Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений. Управленческое общение.

Правовые основы деятельности образовательных учреждений.

Мониторинг качества образования: цель, задачи, виды и содержание.

Новые информационные технологии в управлении образованием.

4/144

П.1.В.04

Дисциплина (модуль) «Практическая педагогика»

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Педагогическая практика. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятия «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация». Виды педагогической деятельности.

Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

Специфика педагогической деятельности. Оценка преподавателем степени своего соответствия профессиональным требованием. Комплекс умений: операционно-методические, психолого-педагогические, диагностические, оценочные, экспертные, научно-исследовательские. Процесс становления профессионально-педагогической культуры преподавателя. Педагогические ценности как относительно устойчивые ориентиры. Субъективное восприятие и присвоение преподавателем общечеловеческих ценностей. Подходы к классификации профессиональных ценностей педагога. Личностная система ценностных ориентаций педагога.

Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование как предварительная обработка основных компонентов деятельности учащихся и педагогов. Объекты и этапы педагогического проектирования. Педагогическая система, ее основные признаки. Педагогический процесс. Структура педагогического процесса. Педагогическая ситуация как объект проектирования. Этапы проектирования: педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогическое конструирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.

Тема 4. Технология решения педагогических задач и оценка выбора решения


Педагогическая проблема. Сущность и специфика педагогической задачи. Этапы и схема решения педагогических задач. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования, оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности, проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Образовательные технологии. Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач. Технология конструирования педагогического процесса. Оценка выбора решения педагогических задач. Педагогическая ситуация. Технология решения педагогической ситуации.

Проектирование возрастосообразного образовательного процесса


Возрастная динамика развития человека в процессе образования. Технология педагогической деятельности при работе с дошкольниками. Технология педагогической деятельности при работе с младшими школьниками. Технология педагогической деятельности при работе с подростками. Технология педагогической деятельности при работе со старшими школьниками. Возрастносообразные технологии оценки достижений учащихся. Модульно-рейтинговая технология, ее особенности. Портфолио, его функции. Портфолио внешних достижений (портфолио документов, портфолио творческих работ, рейтинговое портфолио), особенности их использования применительно к школьникам разных возрастных категорий. Портфолио личностного развития старшеклассника.

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов


Педагогическая деятельность как процесс постоянного творчества. Сущность понятия «творчество», «индивидуальное творчество», коллективное творчество». Формы творческой деятельности. Признаки творческой личности. Педагог как субъект творческой деятельности. Педагогический опыт и творчество педагогов. Педагогическая эвристика. Креативность учителя. Идеи педагогики сотрудничества. Создание авторских учебных программ. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Условия развития коллектива.

Позиция педагога в инновационных процессах


Инновации как результат научно – исследовательского анализа и обобщения передового педагогического опыта. Структура инновационного процесса. Критерии педагогических инноваций. Классификация педагогических инноваций. Инновационные учебные заведения. Инновационная среда как определенная морально-психологическая обстановка, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательном процессе школы.

Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах


Личностный подход как основа построения отношений в системе

«учитель-ученик». Педагогическая деятельность как деятельность, совместная с учащимися. Стиль педагогических отношений с учащимися. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании личности школьников. Формы взаимодействия школьников, родителей и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса


Понятие здоровьесбережения в обучении. Поисковая активность ребенка на уроке как предпосылка здоровья. Позитивный эмоциональный фон урока как необходимое условие реализации здоровьесберегающих технологий. Школьные факторы риска. Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии в воспитательной деятельности классного руководителя.

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса


Информационная компетентность учителя. Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий. Автоматизированные обучающие системы. Интеллектуальные обучающие системы. Интерактивные программы. Технология мультимедиа. Виртуальная реальность. Гипертекстовая технология. Электронные издания. Сеть Интернет: образовательные, вещательные, интерактивные, поисковые услуги. Информационные средства обучения, их виды. Электронная доска. Электронные учебники. Электронная почта. Обучающие компьютерные игры. Электронные журналы.


3/108

П.1.В.04

Дисциплина (модуль) «Сравнительная педагогика»

Сравнительная педагогика как наука, ее предмет, задачи и назначение

Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Методология и методы сравнительной педагогики.

Закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики.

Политические и демографические факторы развития образования.

Экономическая эффективность образования в развитых и развивающихся странах.

Интеграция в сфере образования. Способы и формы взаимообогащения национальных образовательных систем.

Тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века. Исследования зарубежных компаративистов Н.Хэнса, М.Жюльена, А.Векслиара. Вклад отечественных педагогов в развитие идей компаративистики.

Идеи Болонского процесса. Права учащихся на образование: международный опыт. Ориентация на непрерывность образования

Образование в высокоразвитых странах мира

Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств.

Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония, Китай и другие Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA.)

Подготовка учителей за рубежом. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России.

Деятельность международных культурных и образовательных центров в России. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

4/144

П.2. Блок 2. «Практика»

П.2.В. Вариативная часть

П.2.В.01

Научно-педагогическая практика




20/720

П.2.В.02

Научно-исследовательская практика

Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследования, выполняемого аспирантом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы диссертации. Работа аспирантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над кандидатской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме (патентные материалы, научные отчеты, техническую документацию и др.); составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Аспиранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем.


20/720

П.2.В.01

Научно-педагогическая практика

Содержание научно-педагогической практики аспирантов состоит из:

  • из непосредственной педагогической деятельности (самостоятельное проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, курсового проектирования, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.);

  • совместной работы аспиранта с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно- методических вопросов;

  • знакомства с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Аспиранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:

  • проектирование и проведение лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;

  • разработка мультимедийных комплексов по учебным дисциплинам;

  • проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

  • технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;

  • конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

  • разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;

  • проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессиональных, деловых и личностных компетенций студента и анализ его результатов;

  • разработка процедур оценки личностных и деловых компетенций студентов;

  • анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим техническим образованием.

20/720

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.