Архитектурные достижения Древнего Рима
Аннотация урока
Предмет: мировая художественная культура
Класс: 10
Учитель: Калина Наталья Геннадьевна
Школа: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: Архитектурные достижения Древнего Рима
Дата проведения: 21.11.2012 г.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала
Форма урока: урок-обсуждение
Тема урока «Архитектурные достижения Древнего Рима» изучается в разделе «Художественная культура Античности», на изучение которого спланировано 6 часов, данная тема 4-я в этом разделе. По программе на изучение данной темы отводится 2 часа. По тематическому планированию - 1 час.
Учебно-методический комплект включает в себя:
1.Учебник для 10 класса образовательных учреждений. Под редакцией Даниловой Г.И. Москва: «Просвещение», 2011г.
2. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Технологии:
ИКТ;
личностно-ориентированное обучение с реализацией системно-деятельностного подхода с учётом особенностей и возможностей класса. В классе 7 учащихся. Двое учащихся имеют высокий уровень обученности по предмету: умеют сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определённой культурно-исторической эпохой, анализируют произведения искусства, осуществляют поиск информации из различных источников, выполняют творческие задания. 5 учащихся имеют средний уровень художественных способностей.
Все учащиеся владеют навыками создания мультимедийных презентаций. С удовольствием изучают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения по определенным темам.
Методы обучения:
эвристическая беседа, в ходе которой формулируются задачи урока, выдвигается гипотеза; усвоение знаний и умений происходит путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости;
показа, который помогает учащимся наглядно увидеть шедевры архитектуры;
метод стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, создание ситуации успеха;
метод стимулирования долга и ответственности – убеждение, поощрение;
методы самостоятельной работы;
методы контроля и самоконтроля.
Виды преподавания:
Словесный
Наглядный
Практический
Визуальный
Принципы, на которых строился урок:
Индивидуальности
Самоактуализации
Выбора
Творчества и успеха
Доверия и поддержки
Субъективности
Принципы здоровьесбережения:
учет в обучении индивидуально-типологических и возрастных особенностей учащихся;
формирование положительной учебной мотивации;
активное включение ребёнка в учебный процесс;
предоставление возможности ребёнку проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него;
диалогическое взаимодействие с ребёнком с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности.
Организационные формы учебной деятельности учащихся:
работа в паре, в ходе которой учащиеся получают новые знания;
индивидуальная, когда ученик выполняет общее для всего класса задание без контакта с другими учениками, каждый школьник работает в индивидуальном темпе;
фронтальная, когда педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей;
коллективная, когда учащиеся работают над единой задачей, но каждый ученик выполняет часть задания.
Формы общения:
диалог;
полилог.
Виды учебной деятельности:
обсуждение
слушание
ответы на вопросы
выполнение заданий
Создаются ситуации:
выбора (задания, формы работы)
успеха (учащиеся отвечают по желанию, учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в работу, организует взаимопомощь, проявляет внимание к деятельности ученика, что подчеркивает её значимость, создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции.
поддержки участников образовательного процесса.
На уроке создаются условия для развития субъектной позиции учащихся, а именно;
актуализируется и обобщается субъектный опыт учеников по теме «Архитектура Античности»;
поддерживается и развивается активность учащихся в учебной деятельности (создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке, поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе);
создание условия для развития готовности к самоопределению (побуждение учеников к самоконтролю, самоанализу деятельности, создание ситуации самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий, обучение целеполаганию)
Отношения на уроке между участниками образовательного процесса:
Субъект- субъектные
Партнерства
Сотрудничества
Виды работ:
Работа в тетради;
Работа с учебником;
Работа с энциклопедией;
Работа с литературным источником.
Санитарно-гигиенические условия:
Урок проведен в БИЦ, атмосфера которого способствует эмоциональному настрою и восприятию темы урока. Температура воздуха соответствует норме.
Цель урока: формирование представлений учащихся о разновидностях и назначении строений Древнего Рима на примере памятников архитектуры.
Задачи урока:
Дидактические: организовать учебную деятельность учащихся, в результате чего они должны познакомиться с шедеврами архитектуры древнего Рима, знать назначение архитектурных сооружений.
Задачи развития: развивать критичность ума, коммуникативные умения, самостоятельность учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, уверенность в себе, умение делать выводы.
Воспитательные: обеспечить гуманистический характер обучения, воспитание личностных качеств, воспитание интереса к предмету путем использования различных методов и форм обучения.
Задачи здоровьесбережения: поддержка благоприятного эмоционального фона урока, чередование видов деятельности на уроке, поддержка оптимального темпа урока.
Оборудование урока:
Для учителя: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, энциклопедия «Аванта+», Искусство.
Структура урока:
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; создание условий для эффективной работы на уроке; обеспечение мотивации для понимания и определения учащимися темы и цели урока | ||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | ||
1.Эмоциональный настрой на урок Примерные ответы: Тема урока будет связана с этим фактом. Мы будем знакомится с культурой Древнего Рима. Ответ: Красоте архитектурных сооружений. Ответ: Афинский Акрополь: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос и др. | Рассказ учителя отрывка об историческом событии: «…После захвата в 146 г до н.э. римлянами Греции, греки взялись за оружие. Они мужественно сражались, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими:…часть эллинского искусства была вывезена в Рим. …непреклонный, гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. В Древнем Риме существовало изречение: «Пленённая Греция пленила своих врагов» Вопрос: Почему я начала урок с этого исторического сюжета? Вопрос: Обратите внимание на изречение «Плененная Греция пленила своих врагов». Чему были поражены римляне? Какие архитектурные сооружения Греции относят к мировой сокровищнице? Учитель: С архитектурой Древней Греции мы знакомились на прошлом уроке. Тема нашего урока будет звучать так: «Архитектура древнего Рима» | На фоне музыки Слайд №1 | ||
Запись даты, темы урока | Организация работы в тетрадях | | ||
Ответ: Мы познакомимся с разновидностями архитектурных сооружений Древнего Рима, их назначением. Узнаем, толкование новых терминов и слов. | Учитель предлагает сформулировать цель урока, исходя из возникшей проблемы. «Я иду по виадуку к Форуму, на котором высится колонна Траяна, любуюсь Пантеоном – далее мой путь лежит по Аппиевой дороге к Колизею с колоннами тосканского ордера, побывав на его арене, я отправляюсь в термы Каракаллы». Вопрос: Ребята, исходя из моего короткого рассказа, чем мы будем заниматься на уроке? | | ||
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: актуализация необходимых опорных знаний и умений, необходимых для «открытия нового знания»; развитие эстетического кругозора | ||||
Ответ: периптер- Парфенон. Дорические и ионические колонны. Ответ: дорического | Слово учителя: «В развитии художественной культуры Др.Рима различают два основных периода. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям. Опираясь на строительный опыт завоёванных стран, римляне создали свою самобытную культуру. У этрусков они заимствовали тосканскую колонну, у греков – Пантеон богов» Вопрос: назовите распространенный вид греческого храма? Какой ордер использовался в колоннах Парфенона? На основе греческих образцов римлянами был разработан тип храма, стоящего на подиуме (высоком пьедестале) Вопрос: Разновидностью какого ордера является тосканский ордер? | Слайд №2 Слайд №3 | ||
III. Изучение нового учебного материала Цель: включение учащихся в учебно-познавательную деятельность для информационно- практического освоения знаний об архитектурных сооружениях Древнего Рима их особенностями и назначением | ||||
Выполнение поисковой работы. (Предлагается выбрать карточку с заданием). | Организация самостоятельной работы в парах. Ребята готовят ответы на вопросы, представленные на слайде, по выбранным текстам. | На фоне музыки Слайд №4 Приложение №1 | ||
Выступления учащихся - римский Форум и колонна Траяна. - Аппиева дорога -Пантеон - термы Каракаллы | | Слайды № 5- 10 Учебник с 94-96 Энциклопедия «Аванта+» Искусство. Учебник с. 98-100 - текст напечатанный | ||
Выступления учащихся | Опережающее домашнее задание было дано двум учащимся. - Подготовить сообщение о Колизее. - подготовить сообщение об античном Риме на основе очерка Гоголя Н.В. «Рим» | Слайды № 11-14 | ||
IV.Закрепление учебного материала Цель: практическое освоение знаний по изученной теме | ||||
Учащиеся дают толкование терминов и слов по изученной теме. | Возвращаемся к цели урока. Повторение учителем короткого рассказа « Я иду по виадуку к Форуму …». Вопрос: Объясните, что обозначают слова и термины, которые употреблены учителем? | | ||
Выполнение задания на карточке. Ответить на вопросы. | Организация индивидуальной работы | Карточка №1 Приложение №1 | ||
V. Задание на дом Цель: закрепление теоретического материала | ||||
Подготовить сообщения по выбору: (Купол, Оружие, Полы с подогревом, канализация,Акведук, Гидроэнергия,Сегментная арка, Понтонные мосты) | Подготовить печатные тексты | Интернет-ресурсы, Энциклопедия «Аванта+» Приложение №2 |
Приложение №1
- римский Форум и колонна Траяна.
---------------------------------------------------
- Аппиева дорога
---------------------------------------------------
-Пантеон
------------------------------------------------------
- термы Каракаллы
------------------------------------------------------
Карточка №1
Центр деловой и общественной жизни римлян? – (Римский Форум)
Назначение римской архитектуры? -( Стремление к удовлетворению практических нужд человека)
Причины ассимитричности Форума по сравнению с Афинским Акрополем? –(Каждый новый император стремился превзойти в пышности и богатстве предыдущего императора)
Сюжеты рельефов на колонне Траяна.
Что вам стало известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: термах, акведуках?
В чём роль Аппиевой дороги?- ( стратегическое назначение)
В каком архитектурном сооружении использованы колонны тосканского , ионического и коринфского ордеров?- (Колизей).
Главная достопримечательность Пантеона? – (купольное перекрытие)
страница 1
скачать
Другие похожие работы: