NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Архитектурные достижения Древнего Рима


Аннотация урока

Предмет: мировая художественная культура

Класс: 10

Учитель: Калина Наталья Геннадьевна

Школа: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Архитектурные достижения Древнего Рима

Дата проведения: 21.11.2012 г.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Форма урока: урок-обсуждение

Тема урока «Архитектурные достижения Древнего Рима» изучается в разделе «Художественная культура Античности», на изучение которого спланировано 6 часов, данная тема 4-я в этом разделе. По программе на изучение данной темы отводится 2 часа. По тематическому планированию - 1 час.

Учебно-методический комплект включает в себя:

1.Учебник для 10 класса образовательных учреждений. Под редакцией Даниловой Г.И. Москва: «Просвещение», 2011г.

2. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Технологии:

  • ИКТ;

  • личностно-ориентированное обучение с реализацией системно-деятельностного подхода с учётом особенностей и возможностей класса. В классе 7 учащихся. Двое учащихся имеют высокий уровень обученности по предмету: умеют сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определённой культурно-исторической эпохой, анализируют произведения искусства, осуществляют поиск информации из различных источников, выполняют творческие задания. 5 учащихся имеют средний уровень художественных способностей.

Все учащиеся владеют навыками создания мультимедийных презентаций. С удовольствием изучают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения по определенным темам.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа, в ходе которой формулируются задачи урока, выдвигается гипотеза; усвоение знаний и умений происходит путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости;

  • показа, который помогает учащимся наглядно увидеть шедевры архитектуры;

  • метод стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, создание ситуации успеха;

  • метод стимулирования долга и ответственности – убеждение, поощрение;

  • методы самостоятельной работы;

  • методы контроля и самоконтроля.


Виды преподавания:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

  • Визуальный


Принципы, на которых строился урок:

  • Индивидуальности

  • Самоактуализации

  • Выбора

  • Творчества и успеха

  • Доверия и поддержки

  • Субъективности


Принципы здоровьесбережения:

  • учет в обучении индивидуально-типологических и возрастных особенностей учащихся;

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • активное включение ребёнка в учебный процесс;

  • предоставление возможности ребёнку проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него;

  • диалогическое взаимодействие с ребёнком с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности.

Организационные формы учебной деятельности учащихся:

  • работа в паре, в ходе которой учащиеся получают новые знания;

  • индивидуальная, когда ученик выполняет общее для всего класса задание без контакта с другими учениками, каждый школьник работает в индивидуальном темпе;

  • фронтальная, когда педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей;

  • коллективная, когда учащиеся работают над единой задачей, но каждый ученик выполняет часть задания.

Формы общения:

  • диалог;

  • полилог.

Виды учебной деятельности:

  • обсуждение

  • слушание

  • ответы на вопросы

  • выполнение заданий

Создаются ситуации:

  • выбора (задания, формы работы)

  • успеха (учащиеся отвечают по желанию, учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в работу, организует взаимопомощь, проявляет внимание к деятельности ученика, что подчеркивает её значимость, создаёт обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции.

  • поддержки участников образовательного процесса.

На уроке создаются условия для развития субъектной позиции учащихся, а именно;

  • актуализируется и обобщается субъектный опыт учеников по теме «Архитектура Античности»;

  • поддерживается и развивается активность учащихся в учебной деятельности (создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке, поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе);

  • создание условия для развития готовности к самоопределению (побуждение учеников к самоконтролю, самоанализу деятельности, создание ситуации самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий, обучение целеполаганию)

Отношения на уроке между участниками образовательного процесса:

  • Субъект- субъектные

  • Партнерства

  • Сотрудничества

Виды работ:

  • Работа в тетради;

  • Работа с учебником;

  • Работа с энциклопедией;

  • Работа с литературным источником.

Санитарно-гигиенические условия:

Урок проведен в БИЦ, атмосфера которого способствует эмоциональному настрою и восприятию темы урока. Температура воздуха соответствует норме.

Цель урока: формирование представлений учащихся о разновидностях и назначении строений Древнего Рима на примере памятников архитектуры.

Задачи урока:

  • Дидактические: организовать учебную деятельность учащихся, в результате чего они должны познакомиться с шедеврами архитектуры древнего Рима, знать назначение архитектурных сооружений.

  • Задачи развития: развивать критичность ума, коммуникативные умения, самостоятельность учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, уверенность в себе, умение делать выводы.

  • Воспитательные: обеспечить гуманистический характер обучения, воспитание личностных качеств, воспитание интереса к предмету путем использования различных методов и форм обучения.

  • Задачи здоровьесбережения: поддержка благоприятного эмоционального фона урока, чередование видов деятельности на уроке, поддержка оптимального темпа урока.

Оборудование урока:

Для учителя: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, энциклопедия «Аванта+», Искусство.

Структура урока:


  1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; создание условий для эффективной работы на уроке; обеспечение мотивации для понимания и определения учащимися темы и цели урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1.Эмоциональный настрой на урок

Примерные ответы: Тема урока будет связана с этим фактом. Мы будем знакомится с культурой Древнего Рима.

Ответ: Красоте архитектурных сооружений.

Ответ: Афинский Акрополь: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос и др.

Рассказ учителя отрывка об историческом событии: «…После захвата в 146 г до н.э. римлянами Греции, греки взялись за оружие. Они мужественно сражались, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими:…часть эллинского искусства была вывезена в Рим. …непреклонный, гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. В Древнем Риме существовало изречение: «Пленённая Греция пленила своих врагов»
Вопрос: Почему я начала урок с этого исторического сюжета?
Вопрос: Обратите внимание на изречение «Плененная Греция пленила своих врагов». Чему были поражены римляне?

Какие архитектурные сооружения Греции относят к мировой сокровищнице?

Учитель: С архитектурой Древней Греции мы знакомились на прошлом уроке. Тема нашего урока будет звучать так:

«Архитектура древнего Рима»

На фоне музыки

Слайд №1

Запись даты, темы урока

Организация работы в тетрадях





Ответ: Мы познакомимся с разновидностями архитектурных сооружений Древнего Рима, их назначением. Узнаем, толкование новых терминов и слов.

Учитель предлагает сформулировать цель урока, исходя из возникшей проблемы. «Я иду по виадуку к Форуму, на котором высится колонна Траяна, любуюсь Пантеоном – далее мой путь лежит по Аппиевой дороге к Колизею с колоннами тосканского ордера, побывав на его арене, я отправляюсь в термы Каракаллы».

Вопрос: Ребята, исходя из моего короткого рассказа, чем мы будем заниматься на уроке?





II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: актуализация необходимых опорных знаний и умений, необходимых для «открытия нового знания»; развитие эстетического кругозора


Ответ: периптер- Парфенон.

Дорические и ионические колонны.
Ответ: дорического

Слово учителя: «В развитии художественной культуры Др.Рима различают два основных периода. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям. Опираясь на строительный опыт завоёванных стран, римляне создали свою самобытную культуру. У этрусков они заимствовали тосканскую колонну, у греков – Пантеон богов»

Вопрос: назовите распространенный вид греческого храма? Какой ордер использовался в колоннах Парфенона?
На основе греческих образцов римлянами был разработан тип храма, стоящего на подиуме (высоком пьедестале)

Вопрос: Разновидностью какого ордера является тосканский ордер?



Слайд №2

Слайд №3


III. Изучение нового учебного материала

Цель: включение учащихся в учебно-познавательную деятельность для информационно- практического освоения знаний об архитектурных сооружениях Древнего Рима их особенностями и назначением

Выполнение поисковой работы. (Предлагается выбрать карточку с заданием).

Организация самостоятельной работы в парах. Ребята готовят ответы на вопросы, представленные на слайде, по выбранным текстам.

На фоне музыки

Слайд №4

Приложение №1

Выступления учащихся

- римский Форум и колонна Траяна.

- Аппиева дорога

-Пантеон

- термы Каракаллы






Слайды № 5- 10

Учебник с 94-96
Энциклопедия «Аванта+» Искусство.

Учебник с. 98-100

- текст напечатанный


Выступления учащихся

Опережающее домашнее задание было дано двум учащимся.

- Подготовить сообщение о Колизее.

- подготовить сообщение об античном Риме на основе очерка Гоголя Н.В. «Рим»

Слайды № 11-14


IV.Закрепление учебного материала

Цель: практическое освоение знаний по изученной теме

Учащиеся дают толкование терминов и слов по изученной теме.

Возвращаемся к цели урока.

Повторение учителем короткого рассказа « Я иду по виадуку к Форуму …».

Вопрос: Объясните, что обозначают слова и термины, которые употреблены учителем?



Выполнение задания на карточке. Ответить на вопросы.

Организация индивидуальной работы

Карточка №1

Приложение №1

V. Задание на дом

Цель: закрепление теоретического материала

Подготовить сообщения по выбору: (Купол, Оружие, Полы с подогревом, канализация,Акведук, Гидроэнергия,Сегментная арка, Понтонные мосты)

Подготовить печатные тексты

Интернет-ресурсы,

Энциклопедия «Аванта+»

Приложение №2


Приложение №1

- римский Форум и колонна Траяна.

---------------------------------------------------

- Аппиева дорога

---------------------------------------------------

-Пантеон

------------------------------------------------------

- термы Каракаллы

------------------------------------------------------


Карточка №1

  1. Центр деловой и общественной жизни римлян? – (Римский Форум)

  2. Назначение римской архитектуры? -( Стремление к удовлетворению практических нужд человека)

  3. Причины ассимитричности Форума по сравнению с Афинским Акрополем? –(Каждый новый император стремился превзойти в пышности и богатстве предыдущего императора)

  4. Сюжеты рельефов на колонне Траяна.

  5. Что вам стало известно об архитектурных сооружениях общественного назначения: термах, акведуках?

  6. В чём роль Аппиевой дороги?- ( стратегическое назначение)

  7. В каком архитектурном сооружении использованы колонны тосканского , ионического и коринфского ордеров?- (Колизей).

  8. Главная достопримечательность Пантеона? – (купольное перекрытие)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: