NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Автор учебника: С. В. Иванов Тема занятия: Правописание безударных окончаний имён существительных. Цели


Учитель начальных классов

Гордо Светлана Алексеевна

Класс: 3 «Б»

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учебный предмет: русский язык

Автор учебника: С.В.Иванов

Тема занятия: Правописание безударных окончаний имён существительных.

Цели:

Предметные: организовать деятельность учащихся по овладению учащимися знаний правописания безударных окончаний имён существительных.

Метапредметные:

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип занятия: учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности

Оборудование:

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация,;

2) для работы в паре – карточки с заданием.

3) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки с дифференцированными заданиями, сигнальные карточки, ступеньки самооценки;

Технологическая карта учебного занятия

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный

Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

2.Подготовка к работе на основном этапе

1.Каллиграфическая минутка

 Дети читают запись на доске:

Грамоте учиться- вперед пригодится.

 - Объясните смысл пословицы.

Дети выбирают буквы и буквосочетания, написание которых  требует отработки.

 – Но чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнение «Скалочка»

1. Покатать ручку между ладонями.

2. Покатать ручку между большим и указательным пальцами.

- Подпишите число, классная работа и пропишите правильно буквы и буквосочетания те, которые вы выбрали для отработки написания.

- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.

2. Словарная работа.

Задание по выбору

1. Вставь пропущенные буквы

С.ловьи, к.рабль, М.сква, к.ртоф.ль, .десь, м.г.зин, б.бл..тека, к.стюм, х.роший, п.льто.

 2.  Распредели данные слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы

Словарные слова

Проверяемые гласные

Непроизносимая согласная


Быстр., б.гут, звез.ный, яг.да,  г.рой, чес.ный, л.нивый, зв.риный, грус.ный, ст.лица, праз.ник.       

3. Составь и запиши из слов предложения.

Травка, под, на, с.сной, ул.це, по.вилась, з.лёная.

Подчеркни в словах «опасные» места.

Составь схему предложения.

Разбери слова ТРАВКА по составу.

На доске записано стихотворение Б.Заходера:

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

-Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.

- Чему мы учились на предыдущих уроках? (Писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.)

- Какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж)

- Как нужно действовать при написании окончания?

На доске появляется алгоритм действия: (алгоритм записан на отдельных скрепленных между собой листах, постепенно разворачиваем листы – карточки)

Имя существительное



Ставлю существительное

 в начальную форму: ед.ч., И.п.



Определяю тип склонения

1, 2, 3 скл.



Определяю падеж

 - Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж)

- Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

- Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием)

- Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

- Сформулируйте учебные задачи:

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени  существительного;

- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) 

Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Подведение к озвучиванию темы урока.

Выполнение задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.


Самооценка

Самопроверка. Самооценка.


Определение темы и целей урока

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

(подбираются вопросы для постановки цели урока и путей ее решения)


Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Этап закрепления знаний и способов действий.

(Работа по алгоритму)

1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.

- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании)

На партах детей карточка со словами:

Дождиком, словечку, к крылечку, за домом, над кроватью, при дочери, в лесу, над облаками, с новостью, на линейке, дружку, до дороги, у входа.

Дается эталон выполненного задания на слайде.

- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?

- Выполнили задание без ошибок?

- Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение)

- Чем можно дополнить нашу схему? (сводная таблица окончаний имен существительных в разных падежах разного типа склонения)

2. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных (разноуровневое задание).

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.

О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.


Организация учащихся на закрепление материала; построение проекта выхода из затруднений.

Создание проблемной ситуации.


Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.


Работа в парах

Дети по очереди называют имена существительные, ставя их в начальную форму, определяют тип склонения. Слова, вызывающие затруднение, дети отмечают. На всю работу отводится 5 минут.

Проверка:

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.

Проверка задания проводится в группах, ошибки анализируются и исправляются

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Физкультминутка

– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.

За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….

Организация отдыха детей




Регулятивные:

саморегуляция

Этап закрепления знаний и способов действий

Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения» (учебник с.109)

Таблица окончаний появляется на слайде 5.

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я



Д.п.



-у, -ю



В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем



П.п







- Рассмотрите таблицу. Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.

- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п, Д.п, П.п? (в 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание - -и; в П.п 1 и 2 склонения пишется окончание - -е)

- От чего зависит правописание безударного падежного окончания? (от типа склонения и падежа имени существительного)

Правило с.110

Организация учащихся на закрепление материала; построение проекта выхода из затруднений.

Работа по учебнику. Фронтальная работа.

Проверка в парах. Взаимооценка.

Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Разминка для глаз.

Электронная физминутка «Составь слово»




Отгадывание букв. Составление слова.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

Упражнение №84

-Из группы данных имен существительных выбрать по одному существительному 1, 2, и 3 склонения и письменно просклонять их.

Слова- ключи для правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Слово ключ вам знакомо. А какое значение оно имеет? (ключ от двери; ключ – родник; ключ – шифр, расшифровка)

- Вручаю вам слова-ключи для каждого типа склонений (раздаются карточки со словами-ключами: земля, вода, конь, окно, печь, степь)

Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами-ключами? (ударные окончания)

- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении)

- Как же пользоваться этими словами-ключами? (надо установить порядок, т.е. алгоритм пользования)

На слайде появляется алгоритм пользования словом-ключом.

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.

2 шаг. Подбираю слово-ключ – земля – и ставлю его в ту же форму: с землей.

3 шаг. Если у слова-ключа окончание И значит, в данном слове будет такое же окончание.

На слайде : (без) насмешки (е)

1 шаг. (без) насмешки (и/ е ) (что?) насмешка

2 шаг.( 1-е скл.) насмешка → вода (земля)

3 шаг. без воды, без насмешки (ы/и), без земли

Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквами е или и:

Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.

- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (научиться безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше запомнить окончания существительных в разных падежах 1, 2. 3 склонений)

Организация деятельности по применению полученных знаний.

Учитель оказывает индивидуальную помощь

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки по образцу (в качестве образца как опора служит таблица окончаний на слайде).


Практическая работа по отработке действия по алгоритму


Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание (дифференцированное)

- Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:

1. №85 (списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице)

2. №88 (просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)

3. Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Весна», используя имена существительные: природа, день, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.

Организация деятельности по применению знаний.




Регулятивные:

умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Возвращаемся к поставленным в начале урока задачам.

- Со всеми поставленными задачами вы справились?

- На такой же «шкале успеха» отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?


Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: