«Береза в литературе, искусстве и науке»
Тема урока: «Образ березы в произведениях литературы XX века»
Метапредметная тема: «Береза в литературе, искусстве и науке »
Участие в проекте - - возможность приобретения обучающимися навыков работы в Internet, используя социальные образовательные среды и сервисы, умения работать в команде и жизненного опыта обучающихся.
Постановка проблемы: Что мы знаем о березе? Чем она интересна?
Основополагающий вопрос: Как образ русской березы имеет применение в литературе, искусстве и науке?
Идея проекта:
Провести вводный урок по творчеству русских поэтов, использующих образ березы в своих произведениях, глубже изучить творчество С. Есенина. Создать творческие презентации, информационные буклеты.
Творческие группы проекта - вопросы для исследования:
Биологи – За что медицина уважает березу
Литераторы - Слово »береза» в творчестве С.Есенина .
Искусствоведы – Русская береза в названиях картин известных художников.
Фольклористы - Береза - один из главных образов устного народного творчества
Подготовительный этап:
Формирование творческой группы педагогов для проведения проекта
Подбор материалов к проекту
Изучение интернет-ресурсов
Создание предстартовой презентации для выявления интересов учащихся
Выпуск буклета для родителей
Разработка и подготовка дидактических материалов
Разработка системы оценивания
Организационный этап
Проведение родительского собрания с использованием буклета для родителей
Вводный урок. Презентация проекта (предстартовая презентация учителя)
Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм)
Творческие группы проекта - вопросы для исследования:
Литераторы - Как часто слово »береза» используется в художественных текстах.
Фольклористы - Береза - один из главных образов устного народного творчества.
Биологи – За что медицина уважает березу?
Искусствоведы – Русская береза в названиях картин известных художников.
Работа в группах
Совместное планирование работы в группе
Обсуждение и согласование системы оценивания с детьми
Работа инициативных групп (по индивидуальным планам)
Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся
Контроль за пониманием изучаемого материала. Оценивание работы в группе
Этапы проведения проекта:
1.Формулируются темы работы учащихся, определятся форма, в которой желательно провести вводный урок.
После обсуждения принимается решение, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций, представления буклетов.
Формируются творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, (их 4).
Выдвигаются гипотеза, определяются творческое название проекта «Береза в нашей жизни». Принимается решение исследовать березу в литературе, искусстве, в УНТ и в медицине.
2. В каждой группе отбираются и обсуждаются источники информации, обсуждается план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.
3. Проходит исследовательская работа в группах (самостоятельно и под руководством педагога), отбирается, систематизируется, анализируется полученная информация..
4. В группах обучающиеся готовятся защитить свои проекты, работают над презентациями, бюллетенями.
5. Вводный урок по творчеству русских поэтов, использующих образ березы в своих произведениях, глубже изучить творчество С. Есенина ).
После него проходит рефлексивный анализ: ученики получают опросные листы, выставляют оценку себе и своим одноклассникам, пишут творческие работы «Что я узнал о березе, участвуя в проекте? » в виде эссе или синквейна.
Итоговый этап: защита мини-проектов.
Вступительное слово учителя:
а) задачи, цели урока (небольшая презентация);
б) работа с ассоциациями: какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «Береза». Фломастерами покажите это на схеме:
Проблемный вопрос, на который ответят учащиеся:
Какие чувства вызывает у вас этот музыкальный фрагмент?
Учитель:
Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.
Проблема: «Почему образ берёзы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи?»
Учитель: Нам предстоит ответить на многие интересные вопросы.
Учебные вопросы:
- Почему именно береза стала символом России?
- Почему в творчестве Есенина чаще всего встречается образ русской березы?
- Береза от слова белый?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово береза?
- В творчестве каких русских поэтов встречается образ русской березы?
- Почему береза называется березой?
- Какие художники запечатлели на своих полотнах образ белоствольной красавицы?
- Как вы понимаете слово "символ"?
- Как в УНТ используется образ березы?
-Какие виды берез вы знаете?
- Как применяется в медицине лекарственные свойства березы?
- Что можно получить из березы?
- Изучить произведения С.А. Есенина, в которых встречается образ русской березы.
- Определить значение художественных образов березы.
- Подсчитать, сколько раз встречается береза в сравнении с другими деревьями.
- Провести опрос среди взрослых: Какие ассоциации вызывает у вас слово береза?
- Провести исследовательскую работу с разными видами словарей и другими источниками.
Учитель
- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»…
Сегодня будут представлены разные проекты, над ними трудились литераторы, биологи, фольклористы и искусствоведы. Но все проекты подчинены трем ключевым словам: Береза- значение- вдохновение.
Представленные проекты будете оценивать сами. Перед вами оценочные листы с критериями оценки. В течение 3 недель вы наблюдали за работой друг друга, поэтому степень самостоятельности в решении проектных задач вам будет решить легко. А теперь слово авторам первого проекта. Слово литераторам.
Итоговый этап: защита мини-проектов.
Защита проекта - Как часто слово »береза» используется в художественных текстах.
Защита проекта - Береза - один из главных образов устного народного творчества.
Защита проекта - За что медицина уважает березу?
4. Защита проекта - Русская береза в названиях картин известных художников.
Возвращение к основополагающему вопросу: Как образ русской березы имеет применение в литературе, искусстве и науке?
После представления проектов идет обсуждение результатов учащимися.
Заключительный этап: рефлексивный
УЧИТЕЛЬ: представьте, что мы на минуту оказались вами в берёзовой роще, и продолжите
предложение: « Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..», ответы запишите на
листочках.
Ответы учащихся: - красоту русской природы;
- аромат трав, цветов;
-лёгкий холодок, -шорох листочков;
- живительную прохладу;
- вдохновение, красоту природы и любовь к Родине.
- свежий аромат деревьев;
- красоту родной земли.
- свободу и что всё в этом мире прекрасно..
Напишите по желанию эссе »Мое впечатление о проекте», составьте синквейн о березе
УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, Вы совершили огромную работу в ходе проекта, стали настоящими исследователями!
Пусть же и ваши сердца научатся чувствовать природу и любить свою Родину. Спасибо за работу!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: