NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Береза в литературе, искусстве и науке»



Тема урока: «Образ березы в произведениях литературы XX века»
Метапредметная тема: «Береза в литературе, искусстве и науке »
Участие в проекте - - возможность приобретения обучающимися навыков работы в Internet, используя социальные образовательные среды и сервисы, умения работать в команде и жизненного опыта обучающихся.

Постановка проблемы: Что мы знаем о березе? Чем она интересна?

Основополагающий вопрос: Как образ русской березы имеет применение в литературе, искусстве и науке?

Идея проекта:

Провести вводный урок по творчеству русских поэтов, использующих образ березы в своих произведениях, глубже изучить творчество С. Есенина. Создать творческие презентации, информационные буклеты.

Творческие группы проекта - вопросы для исследования:

Биологи – За что медицина уважает березу

Литераторы - Слово »береза» в творчестве С.Есенина .

Искусствоведы – Русская береза в названиях картин известных художников.

Фольклористы - Береза - один из главных образов устного народного творчества
Подготовительный этап:

  1. Формирование творческой группы педагогов для проведения проекта

  2. Подбор материалов к проекту

  3. Изучение интернет-ресурсов

  4. Создание предстартовой презентации для выявления интересов учащихся

  5. Выпуск буклета для родителей

  6. Разработка и подготовка дидактических материалов

Разработка системы оценивания

Организационный этап

  1. Проведение родительского собрания с использованием буклета для родителей

  2. Вводный урок. Презентация проекта (предстартовая презентация учителя)

  3. Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм)

Творческие группы проекта - вопросы для исследования:

    1. Литераторы - Как часто слово »береза» используется в художественных текстах.

    2. Фольклористы - Береза - один из главных образов устного народного творчества.

    3. Биологи – За что медицина уважает березу?

    4. Искусствоведы – Русская береза в названиях картин известных художников.

Работа в группах

  1. Совместное планирование работы в группе

  2. Обсуждение и согласование системы оценивания с детьми

  3. Работа инициативных групп (по индивидуальным планам)

  4. Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся

  5. Контроль за пониманием изучаемого материала. Оценивание работы в группе

Этапы проведения проекта:

1.Формулируются темы работы учащихся, определятся форма, в которой желательно провести вводный урок.

После обсуждения принимается решение, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций, представления буклетов.

Формируются творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, (их 4).

Выдвигаются гипотеза, определяются творческое название проекта «Береза в нашей жизни». Принимается решение исследовать березу в литературе, искусстве, в УНТ и в медицине.

2. В каждой группе отбираются и обсуждаются источники информации, обсуждается план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.

3. Проходит исследовательская работа в группах (самостоятельно и под руководством педагога), отбирается, систематизируется, анализируется полученная информация..

4. В группах обучающиеся готовятся защитить свои проекты, работают над презентациями, бюллетенями.

5. Вводный урок по творчеству русских поэтов, использующих образ березы в своих произведениях, глубже изучить творчество С. Есенина ).

После него проходит рефлексивный анализ: ученики получают опросные листы, выставляют оценку себе и своим одноклассникам, пишут творческие работы «Что я узнал о березе, участвуя в проекте? » в виде эссе или синквейна.

Итоговый этап: защита мини-проектов.

  1. Вступительное слово учителя:

а) задачи, цели урока (небольшая презентация);

б) работа с ассоциациями: какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «Береза». Фломастерами покажите это на схеме:
Проблемный вопрос, на который ответят учащиеся:

Какие чувства вызывает у вас этот музыкальный фрагмент?

Учитель:
Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа.

Проблема: «Почему образ берёзы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в устном народном творчестве, в русской поэзии и живописи?»

Учитель: Нам предстоит ответить на многие интересные вопросы.

Учебные вопросы:

- Почему именно береза стала символом России?

- Почему в творчестве Есенина чаще всего встречается образ русской березы?

- Береза от слова белый?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово береза?

- В творчестве каких русских поэтов встречается образ русской березы?

- Почему береза называется березой?

- Какие художники запечатлели на своих полотнах образ белоствольной красавицы?

- Как вы понимаете слово "символ"?

- Как в УНТ используется образ березы?

-Какие виды берез вы знаете?

- Как применяется в медицине лекарственные свойства березы?

- Что можно получить из березы?

- Изучить произведения С.А. Есенина, в которых встречается образ русской березы.

- Определить значение художественных образов березы.

- Подсчитать, сколько раз встречается береза в сравнении с другими деревьями.

- Провести опрос среди взрослых: Какие ассоциации вызывает у вас слово береза?

- Провести исследовательскую работу с разными видами словарей и другими источниками.

Учитель
- Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»…
Сегодня будут представлены разные проекты, над ними трудились литераторы, биологи, фольклористы и искусствоведы. Но все проекты подчинены трем ключевым словам: Береза- значение- вдохновение.

Представленные проекты будете оценивать сами. Перед вами оценочные листы с критериями оценки. В течение 3 недель вы наблюдали за работой друг друга, поэтому степень самостоятельности в решении проектных задач вам будет решить легко. А теперь слово авторам первого проекта. Слово литераторам.

Итоговый этап: защита мини-проектов.

  1. Защита проекта - Как часто слово »береза» используется в художественных текстах.

  2. Защита проекта - Береза - один из главных образов устного народного творчества.

  3. Защита проекта - За что медицина уважает березу?

4. Защита проекта - Русская береза в названиях картин известных художников.

Возвращение к основополагающему вопросу: Как образ русской березы имеет применение в литературе, искусстве и науке?

После представления проектов идет обсуждение результатов учащимися.

Заключительный этап: рефлексивный

УЧИТЕЛЬ: представьте, что мы на минуту оказались вами в берёзовой роще, и продолжите
предложение: « Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…..», ответы запишите на
листочках.
Ответы учащихся: - красоту русской природы;
- аромат трав, цветов;
-лёгкий холодок, -шорох листочков;
- живительную прохладу;
- вдохновение, красоту природы и любовь к Родине.
- свежий аромат деревьев;
- красоту родной земли.
- свободу и что всё в этом мире прекрасно..

Напишите по желанию эссе »Мое впечатление о проекте», составьте синквейн о березе

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, Вы совершили огромную работу в ходе проекта, стали настоящими исследователями!

Пусть же и ваши сердца научатся чувствовать природу и любить свою Родину. Спасибо за работу!

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.