NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Бессоюзное сложное предложение


Тема урока: Бессоюзное сложное предложение (9 класс0

Пояснительная записка

Предмет: русский язык

Тема: Бессоюзное сложное предложение

Класс: 9

Продолжительность: 40 минут

Технологии: технология встречных усилий учителя и учащегося;

информационно-коммуникационная технология

Данный урок проведён в 9 классе. Программа данного предмета разработана на основе учебника Бархударова С.Г. Урок первый в теме «Бессоюзное сложное предложение». При современных подходах к обучению я построила урок, выдержанный в технологии встречных усилий учителя и учащегося.

Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, “вызов”, “сотворчество” и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.

Компьютерная презентация способствует системному освоению темы, поэтому уместно применение ИКтехнологии на уроке. Презентация используется на всех этапах урока.

Цели:

  • Образовательные:

  • обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

  • совершенствование умения находить БСП в тексте

  • Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

  • правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

  • Воспитательные:

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

  • активизирование познавательной деятельности учащихся;

  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.

Используемая литература:

  1. Анненкова И. .Русский язык в тестах и упражнениях «Литера»2004

  2. Бархударов С.Г. Учебник. Русский язык. 9 класс

М. «Просвещение»2006

  1. Егораева Н.В. Интенсив.Русский язык. М.,»ВАКО» 2005

  2. Жагорина А.С. Нестандартные уроки русского языка «Корифей» 2008

  3. И.В.Миловидова. Тесты по русскому языку. «Экзамен» 2007

  4. Сорокина С. Русский язык. Тесты. «Педагогическое общество Россия» 2005


Ход урока

I этап. Начало урока. «Разминка».

Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.


Б


Е


С


С


О


Ю


З


Н


О


Е



  1. Приставка в слове беспокойный (бес-)

  2. Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

  3. Суффикс как в слове сонный (-Н-)

  4. Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

II этап. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

1. Приём «Цель и цели»

Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …

Учащиеся формулируют цели урока.

-Сообщение целей урока учителем.

III этап. Контрольно-подготовительный

  1. Приём «Знаю – не знаю»

Соединить стрелками соответствие, проверяем через слайд №3

Сложносочинённое предложение

Вы должны были, братья, устоять, как стена.

Простое предложение

Садков одинаково хорошо писал не только городские , но и сельские пейзажи.

Бессоюзное сложное предложение

Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..

Предложение с однородными членами

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

Сложноподчиненное предложение

Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

Предложение с обращением

Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

Учитель: что вы знаете по теме? (что я знаю?)

- Ответы учащихся.

2. Приём «Согласен – не согласен». Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять. Учитель: видите, в вашей памяти это хранится, значит вам это нужно.

IV этап. Сотворчество.

Цель: поддержка активности, интереса учащихся, совместное решение задачи урока.

  1. Изучение новой темы.

Учитель: обратимся к схеме:

Предложение

Сл Пр

С Б

ССП СПП БСП

Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком ? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях

( + материал слайда 4)

(приложение 1) Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:

1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:

Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).

Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:

а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):

Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.

б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):

Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.

в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):

Я удивился: в двери торчала записка.

Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:

а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:

Тише едешь — дальше будешь.

Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).

В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.

б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:

Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.

в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:

Молвит слово — соловей поет.

г) вторая часть содержит противопоставление:

Семь раз примерь — один раз отрежь.
Учитель:  

-Что в тексте показалось вам понятным?

-Что оказалось новым, совсем непонятным?

-Что требует дополнительных разъяснений?

А теперь всю полученную информацию попробуйте занести в кластер, систематизировать её. Для этого помещаем изучаемое понятие в центр листа.(слайд 5)

Игровая пауза. Встаньте, кто определил, где БСП. (слайд №6)

  1. Закрепление

1)Разберём отрывок из «Бежина луга» И.С.Тургенева (приложение2)

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кой-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розоватыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

-Для чего в этом отрывке так много БСП?

Ответ учащихся: для создания цельной картины природы

2) Групповая деятельность. КИМы задание В 13(слайд 7)

3) упр.214 (с последующей взаимопроверкой)

4) Работа в парах. Рабочая тетрадь стр.69 №73

(Учащиеся, быстро справившиеся с предыдущими заданиями, получают тесты по теме урока)

3) Выполнение теста с последующей проверкой (приложение 3)

V. Рефлексивный этап урока


  • Чему научились сегодня на уроке?

  • Какое задание было самым интересным для вас? Почему?

  • Какое задание показалось трудным и почему?

  • Чему вы учились, работая в паре?

Приём «Синквейн»

По итогам урока составьте синквейн о БСП. (Синквейн, пятистишие, по содержанию отвечающее теме). Поскольку синквейн –творческое задание, можно излишне не канонизировать его форму.

VI. Итог урока:

  • Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

  • Достигли ли вы их?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – розовые и голубые цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе розовый цветок, если не понравилось –голубой (приём «Букет настроения»)

VII. Определение домашнего задания.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Варьирую задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Всем: 1. Выучить правило на стр.94-95, упр. 72 р\т.

На выбор: 2. Написать сочинение по данному тексту (приложение 4) «Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении»

3.Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»
VIII. Выставление оценок.

Список слайдов

№1 – кроссворд

№2 – тема урока

№3 – найди соответствие

№4 – значения БСП

№5 – кластер

№6 – тренажёр

№7 – задания из варианта ГИА

№8 – ответы на тест

№9 – букет настроений

№10 – спасибо за работу

Технологическая карта урока

Этапы, цели

на каждом

этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Педагогические

приемы

Система

ожидаемых

умений

Этап урока

Разминка

1.Разминка. (Создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу)

Учитель задает вопросы, для определения темы урока

Отвечая на вопросы учителя, отгадывают кроссворд и формулируют тему урока

игровой

Умение формулировать тему урока по выполненным заданиям

Этап урока:

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

1.Вызов

(учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий)

Сообщение целей урока

Учащиеся формулируют цели урока для себя и товарищей

Приём «Цель и цели»

Умение ставить цели для работы на уроке

Этап урока

КОНТРОЛЬНО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Объяснение цели предстоящей работы

Установление соответствия

Приём «Знаю-не знаю»:Обобщение знаний;

Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

2. Активизация деятельности учащихся

Заслушивание ответов учащихся по теме Что я знаю о БСП»

Учащиеся дополняют ответы одноклассников

Фронтальный опрос

Развитие коммуникативных навыков.

3. Мотивация к дальнейшей деятельности.

Постановка новой познавательной задачи

Учащиеся обращаются друг к другу с тезисами

Приём «Согласен – не согласен»

Фронтальный опрос


Умение самостоятельно составлять вопросы и правильно их формулировать

Этап урока:

СОТВОРЧЕСТВО

1.Получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями

Учитель предлагает проанализировать схему

Учащиеся по схеме рассказывают о сложных предложениях

Составление алгоритма ответа

Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм

2. Пробуждение интереса к получению новой информации

Учитель предлагает обратиться к теоретическому материалу


Учащиеся отмечают знакомое +, незнакомое - и ? что изучить; стараются сделать вывод

Составление опорных записей

Приём «Кластер»

Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы

3. Закрепление полученных знаний

Учитель просит учащихся обратиться к приложению №1 и доказать, что

это текст, объяснить роль БСП в тексте

Учащиеся выполняют задание


Фронтальный опрос.

Умение доказательно аргументировать,

Игровая пауза

Учитель проводит игровую паузу на определение вида

предложений

Учащиеся работают с тренажерным заданием


Умение работать с компьютером

Активизация внимания

Закрепление умения работы с тестом

Учитель предлагает выполнить тестовые задания

Учащиеся работают с тестовыми заданиями

Самостоятельная работа

Умение работать с КИМами

Умение находить задания в ГИА


Работа с учебником

Учитель просит выполнить упражнение №214 (учебник «Русский язык» С.Г.Бархударов)

Выполняют задание, обмениваются с партнёром -взаимопроверка

Работа с учебником




Групповая работа

Учитель просит выполнить задание №73 в рабочей тетради (стр.69)

Учитель предлагает работать в парах

Учащиеся с соседом по парте сообща выполняют задание, за консультацией обращаются к учителю

Работа в парах

Развитие коммуникативных умений

*для сильных учащихся

Тест для учащихся , выполнивших общие задания

Учащиеся выполнившие обязательные задания, выполняют тест (приложение 2)







Этап урока:

РЕФЛЕКСИВНЫЙ
















1. Целостно обобщить полученную информацию

Учитель просит составить коллективный портрет

Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют составлением синквейна

Групповая работа

Взаимопроверка

Умение целостно обобщать и систематизировать информацию

Этап урока

ИТОГ УРОКА




Учитель предлагает обратиться к слайду –подвести итог своей работе на уроке

Учащиеся готовят монологические ответы по вопросам




Умение подводить итог своей деятельности; делать выводы

Этап урока

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание

Учитель даёт разного уровня задания

Учащиеся выбирают д\з

Дифференциация д\з

Умение оценивать свои знания



страница 1


скачать

Другие похожие работы: