NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Брянский государственный университет



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.


МАТЕМАТИКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рабочая программа
Программа лекционного курса

Планы практических занятий

Контроль за самостоятельной работой студентов
Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО (сокращенная программа)
КУРСЫ: 3(5) СЕМЕСТРЫ: 6
Лекции – 14 ч

Практические занятия – 8 ч

КСР – 2 ч

Итого: Общий объем учебного курса - 24 ч
Рабочая программа составлена:

доц. Демидовой Т.Е.

Брянск – 2007

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Математика в начальной школе» (Математика в начальной школе: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)


ВЫПИСКА

из рабочего учебного плана



Се­местр

Не­дель

Всего часов

лек­ций

Пр

лб

и.з

кср

В не­делю час.

Из них

Число к/р

зач

экз

ат

Лк

Пр

лб

кср

6




24

14

8







2



















зач







Итого:

24

14

8







2



















1








ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекция 1. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
План:

  1. Особенности системы обучения Л.В. Занкова.

  2. Особенности программы по математике по системе Л.В.Занкова.

  3. Особенности учебника.

  4. Особенности урока и организации деятельности детей при обучении их математике по системе Л.В.Занкова.


Лекция 2. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ПО СИСТЕМЕ

Д.Б. ЭЛЬКОНИНА - В.В. ДАВЫДОВА
План:

  1. Особенности системы обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

  2. Особенности программы по математике.

  3. Особенности учебника математики.

  4. Особенности урока и организации деятельности детей при обучении их математике по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.


Лекции 3. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ПО СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
План:

  1. Особенности системы обучения «Школа 2100»

  2. Особенности программы по математике.

  3. Особенности учебника математики.

  4. Особенности урока и организации деятельности детей при обучении их математике по системе «Школа 2100».


Лекции 4. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ПО КОМПЛЕКТУ «ШКОЛА XXI ВЕКА»
План:

  1. Особенности комплекта «Школа 21 века».

  2. Особенности программы по математике.

  3. Особенности учебника математики.

  4. Особенности урока и организации деятельности детей при обучении их математике по комплекту «Школа 21 века».


Лекции 5. ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ПО КОМПЛЕКТУ «ГАРМОНИЯ»
План:

  1. Особенности системы обучения «Гармония».

  2. Особенности программы по математике.

  3. Особенности учебника математики.

  4. Особенности урока и организации деятельности детей при обучении их математике по комплекту «Гармония».


Лекция 6-7. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ЭЛЕМЕНТАМИ СТОХАСТИКИ
План:

  1. Роль и место элементов стохастики в начальном курсе математики.

  2. Анализ существующих программ и учебников для начальной школы.

  3. Методика ознакомления младших школьников с элементами комбинаторики.

  4. Методика ознакомления младших школьников с элементами теории вероятности.

  5. Методика ознакомления младших школьников с элементами математической статистики.


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятия № 1-2

Современные технологии обучения математике в начальной школе
Вопросы:

  1. Особенности программ по математике по системе Л.В.Занкова, «Школа 2100», «Школа 21 века», «Гармония».

  2. Особенности учебника математики по системе Л.В.Занкова, «Школа 2100», «Школа 21 века», «Гармония».

  3. Особенности урока и организации деятельности детей при обучении их математике по системе Л.В.Занкова, «Школа 2100», «Школа 21 века», «Гармония».

Литература:

(1) с.112 - 120,124,131-135.

(3) с.3 -18, 122 -184.
Занятие № 3

Особенности изучения натуральных чисел по системе «Школа 2100»
Вопросы:

1. Программа и учебники об изучении натуральных чисел.

2. Рекомендации авторов программы по изучению:

а) однозначных чисел;

б) двузначных чисел;

в) многозначных чисел.

Задания:

  1. Проследите по программе и учебникам и покажите, как представлены в них вопросы, связанные с изучением натуральных чисел.

  2. Сравните с программой Моро М.И. и покажите, какие сходства и различия имеются в изучении чисел по этим программам.

3. Продумайте и предложите связный рассказ об особенностях изучения натуральных чисел по системе «Школа 2100» с учетом информации из программы, учебников и рекомендации авторов.

4. Продумайте и предложите свой вариант разговора с детьми:

а) при формировании у детей умения сравнивать множества предметов;

б) при работе с одним из чисел;

в) при знакомстве с упорядочиванием реальных предметов и их изображений;

5. Продумайте и предложите задание для организации работы детей в парах с выполнением и обсуждением полученного результата (предусмотрите вариант, когда дети будут работать в парах впервые).

6. Предложите задания для формирования у детей умения наблюдать и сравнивать.

Литература:

(2) - (6).
Занятие № 4

Работа над задачами по системе «Школа 2100»
Вопросы:

1. Программы и учебники о работе с задачей.

2. Основные этапы работы с задачей в 1 классе.

3. Рекомендации авторов программ по работе с задачей в 1 классе.

Задания:

1. Выясните, как представлена в программах 1 класса работа с задачами.

2. Проследите по учебникам математики для 1 класса и покажите, как и в каком виде нашла в нем отражение подготовка детей к введению задачи.

3. Продумайте и подготовьте свой вариант работы с детьми при составлении рассказов:

- по одному рисунку;

- по двум связанным между собой рисункам.

4. Продумайте работу с детьми по установлению основных особенностей, отличающих задачу от других заданий:

- укажите номера упражнений учебников, где предполагается эта работа, укажите какая;

- на примере одного из заданий предложите свой вариант работы с ним на уроке.

5. Разработайте и предложите свой вариант введения термина "задача".

6. Продумайте работу над текстом задачи (разбиение текста задачи на части, выделение всех признаков задачи, установление зависимости между вопросом и ее решением):

- укажите номера упражнений учебников, где предполагается соответствующая работа и какая;

- на примере одного из заданий предложите свой вариант такой работы на уроке.

7. Покажите работу над задачами в два действия:

- укажите номера упражнений учебников, где предполагается эта работа и какая;

- на примере одного из заданий предложите свой вариант такой работы на уроке.

Литература:

(2), (5), (6).
Контроль за самостоятельной работой студентов

Занятие № 1

Особенности изучения сложения и вычитания чисел по системе «Школа 2100»
Вопросы:

1. Программа и учебники об изучении сложения и вычитания чисел по системе «Школа 2100».

2. Рекомендации авторов программы по изучению сложения и вычитания чисел:

а) в пределах двух десятков;

б) двузначных.

Задания:

1. Проследите по программам и покажите, как представлены в них вопросы, связанные с изучением сложения и вычитания чисел. сравните с программой Моро М.И., выясните, сходство и различие в рассмотрении этих вопросов по различным программам.

2. Проследите по учебникам и покажите, как отражены в них вопросы сложения и вычитания чисел.

3. Составьте рассказ об особенностях изучения:

а) табличного сложения и вычитания чисел в пределах двух десятков;

б) сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел.

4. Продумайте и предложите свой вариант разговора с детьми при:

- введении действия сложения;

- составлении таблицы сложения с одним из значений суммы в пределах 10;

- сложении двузначных чисел.

5. Продумайте и предложите задания для работы детей в парах с разделением функций учитель - ученик.

6. Предложите задания для формирования у детей умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Литература:

(2) - (6).
Занятие № 2

Особенности изучения умножения и деления чисел по системе «Школа 2100»
Вопросы:

1. Программа и учебники об изучении умножения и деления чисел по системе «Школа 2100».

2. Рекомендации авторов программ по изучению умножения и деления чисел.

Задания:

1. Покажите, как представлены вопросы, связанные с изучением умножения и деления чисел, в программах. Сравните с программой Моро М.И.

2. Проследите по учебникам и покажите, как отражены в них вопросы умножения и деления чисел, предложенные в программах

3. Составьте связный рассказ об особенностях изучения:

- таблицы умножения;

- умножения и деления на однозначное число;

- умножения и деления на двузначное и трехзначное число.

4. Предложите свой вариант разговора с детьми на уроке:

- при введении действия умножения;

- при составлении таблицы умножения на одно из чисел;

- при изучении умножения двузначных чисел на однозначное число;

- при изучении деления многозначных чисел на двузначное число.

5. Предложите задания для формирования у детей умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

6. Предложите задания для организации работы детей в парах со сменой функций учитель - ученик.

7. Предложите свой вариант включения детей в деятельность, имитирующую деятельность учителя (задавать вопросы, слушать и оценивать ответы).

Литература:

(3) – (6).
Занятие № 3
Работа с задачей во 2-4 классах по системе «Школа 2100»

Вопросы:

1. Виды работы с задачей, предусмотренные программами 2-4 классов.

2. Рекомендации авторов программы по работе с задачей во 2-4 классах.

Задания:

1. Проанализируйте работу над обратными задачами:

- выпишите номера упражнений учебника, при выполнении которых предусмотрена работа с обратными задачами, укажите виды работы;

- на примере одного из этих заданий предложите свой вариант работы с детьми на уроке.

2. Продумайте и покажите, какая работа предполагается по преобразованию текста задачи:

- выпишите номера задач из учебника, где предусмотрена работа по сокращению и преобразованию текста задачи;

- разработайте фрагмент урока.

3. Продумайте и подготовьте свой вариант работы на одном из этапов по обучению детей выполнять краткую запись задачи:

- подготовка детей к выполнению краткой записи задачи;

- первое знакомство с краткой записью задачи;

- показ различных способов краткой записи задачи.

4. Продумайте и предложите свой вариант работы на уроке с задачами на движение:

- при знакомстве с понятием "скорость";

- при рассмотрении задач на встречное движение;

- при рассмотрении задач на движение в одном направлении с неодновременным выходом.

Литература:

(3), (5), (6).

Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1-4 класс. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М: Педагогика, 1990.

4. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. для учителя / И.И. Аргинская, Н.Я.Дмитриева, А.В.Полякова, З.И.Романовская. - М: Просвещение, 1991.

5. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 2 класс: Книга для учителя / И.И. Аргинская и др.- М: Просвещение,1993.

6. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3 класс: Книга для учителя / И.И.Аргинская и др. - М: Просвещение, 1994.

7. Программы обучения по системе академика Л.В. Занкова. 1-3 классы.- М: Просвещение, 1993.

8. Учебники математики для 1,2,3 класса по системе Л.В. Занкова.


ПРОГРАММА К ЗАЧЕТУ
1. Особенности изучения чисел по системе «Школа 2100»:

  • однозначные числа;

  • числа в пределах 20;

  • числа в пределах 100;

  • трехзначные числа;

  • многозначные числа.

2. Особенности изучения действий по системе «Школа 2100»:

  • сложение и вычитание в пределах 10;

  • сложение и вычитание в пределах 20;

  • сложение и вычитание в пределах 100;

  • табличное умножение и деление;

  • внетабличное умножение и деление чисел на однозначное число.

3. Особенности работы над задачами по системе «Школа 2100».

4. Особенности изучения геометрического материала по системе «Школа 2100».

5. Особенности изучения уравнений по системе «Школа 2100».



страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.