NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Брянский государственный университет



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.


МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА
Рабочая программа
Программа лекционного курса

План лабораторных занятий

Контроль за самостоятельной работой студентов

Специальности:

031200 - педагогика и методика начального образования; 030900 - дошкольная педагогика и психология; 030700 – музыкальное образование; 030800 – изобразительное искусство; 031300 – социальная педагогика; 031800 – логопедия; 031700 - олигофренопедагогика
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРС: 1 СЕМЕСТР: 1,2

Лекции - 4 ч.

Лабораторные занятия - 14 ч.

КСР – 2 ч.

Итого: Общий объем учебного курса - 20 ч.
Рабочая программа составлена:

ст. преподавателем Семяниной Н.В., ассистентом Ромашиной С.Г.
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной программой курса «Математика и информатика» (Математика и информатика: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)
Выписка из рабочего учебного плана

Се­местр

Не­дель

Всего часов

лек­ций

пр

лб

КСР

Число к/р

зач

экз

ат

1




20

4




14

2




Зач







Итого:

20

4




14

2




1









Программа лекционного курса
Лекция № 1.

ИНФОРМАТИКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ.
Контрольные вопросы:

1. Информатика как наука. Понятие об информации, ее свойства. Представление, передача и измерение информации. Единицы измерения информации.

2. Исторический обзор развития вычислительной техники.

3. Поколения ЭВМ. Основные характеристики и особенности ЭВМ каждого поколения. Персональные компьютеры.

4. Персональный компьютер - универсальное средство обработки информации.

5. Перспективы развития и использования вычислительной техники в системе образования.

Лекция №2. (1 час).

ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Контрольные вопросы:

1. Понятие алгоритма и его свойства.

2. Способы задания и классификация алгоритмов.

3. Понятия модели и моделирования. Компьютерное моделирование.
Лекция № 2. (1 час).

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ БЕЙСИК.
Контрольные вопросы:

1. Основные сведения о языках программирования.

1. Алфавит и элементарные конструкции языка Бейсик (константы, переменные, массивы, стандартные функции, выражения).

2. Работа в режиме непосредственных вычислений.

3. Общая характеристика операторов языка Бейсик (операторы присваивания, ввода и вывода информации, окончания выполнения программы и комментария, операторы для программирования алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры.

4. Графические операторы.

5. Простейшие программы на языке Бейсик для начальной школы.

План лабораторных занятий
Занятие № 1
Графический редактор Paint.

1. Назначение графического редактора Paint.

2. Использование инструментов и выбор палитры.

3. Выбор цвета фона и цвета объекта.

4. Другие операции с объектами.

Литература: (34) гл.6.

Занятие № 2
Текстовый редактор Microsoft Word.

1. Назначение текстового редактора.

2. Меню редактора.

3. Ввод и корректировка текста.

Литература: (31) гл.19; (21) ч.3, п.8.
Занятие № 3
Вычисления на микрокалькуляторе.

1. Назначение и устройство микрокалькуляторов.

2. Арифметические расчёты на МК.

2.1. Ввод чисел.

2.2. Выполнение арифметических действий.

2.3. Выполнение цепочки операций.

3. Вычисления на МК, встроенном в компьютер.

Литература: (26) гл.3; (28) гл.4, гл.5; (16) гл.1.

Занятие № 4



Основы алгоритмизации.

1. Понятие алгоритма.

2. Свойства алгоритма.

3. Способы задания алгоритмов.

4. Структура алгоритмов.

5. Составление блок-схем на различные структуры алгоритмов.

Литература: (26) гл. 2, пп. 2.1-2.2; (28) гл.2, пп. 2.1-2.3; (16) гл. 3; (27) гл.4; (21) ч.1, п. 2.

Занятие № 5



Вычислительный режим языка Бейсик.

1. Знакомство с языком программирования Бейсик.

2. Назначение основных клавиш в вычислительном режиме.

3. Составление и решение примеров.

Литература: (26) гл. 2, пп. 2.1-2.2; (28) гл.2, пп. 2.1-2.3; (16) гл. 3; (27) гл.4; (21) ч.1, п. 2.

Занятие № 6



Программирование на языке Бейсик.

1. Основные операторы языка Бейсик. Их общая характеристика.

2. Организация программы.

3. Составление программы вычисления алгоритма линейной структуры.

3. Программирование ветвлений.

7. Программирование циклов.

Литература: (17) гл.4, пп. 4.1-4.6; (4) гл.2, пп. 2.4; (16) гл.4, пп. 4.1-4.5; (30) ч.1, пп.1-2.

Занятие № 7



Графический режим языка Бейсик.

1. Графический режим языка Бейсик.

2. Характеристика графических операторов.

3. Организация программы для получения рисунка на экране.

Литература: (26) гл.4, пп.4.10; (16) гл. 4, пп. 4.6.
Контроль за самостоятельной работой студентов
Занятие № 1 (1 час)

Персональные компьютеры.

1. Общение, уход, техника безопасности. Включение и выключение компьютера.

2. Основные блоки компьютера.

2.1. Системный блок.

2.2. Монитор, клавиатура, манипулятор мышь.

2.3. Принтер, сканер, модем и другие периферийные устройства.

3. Операционная среда компьютера.

3.1. Файловая система.

3.2. Операционные оболочки.

3.3. Операционная система Windows.

4. Стандартные программы Windows.

Литература: (21) ч.2, пп. 3-5.

Занятие № 1 (1 час)

Знакомство с прикладным программным обеспечением.

1. Программы контроля знаний.

2. Обучающие программы.

3. Тесты.

Литература: (20) гл.1, р. 4, пп. 1-6.

Подготовка к зачету


Перед зачетом студенты самостоятельно выполняют две лабораторные работы и подготавливают сообщение на одну из нижеперечисленных тем:


  1. Математика и информатика как часть общечеловеческой культуры. Взгляды на математику выдающихся деятелей прошлого и настоящего, их оценка роли и места математики, информатики и их методов в решении интеллектуальных задач из различных сфер человеческой деятельности.

  2. Геометрия Евклида как первая (из дошедших до нас) естественнонаучных теорий. Значение “Начал” Евклида для общечеловеческой культуры.

  3. Основные этапы становления современной математики и ее структура.

  4. Основные особенности математического мышления.

  5. Аксиоматический метод. Математические доказательства. Примеры “правдоподобных” рассуждений, приводящих к ложным результатам.

  6. Множества, числа, фигуры и образы. Бесконечные множест­ва. Счётные и несчётные множества. Отношения и отображения.

  7. Графы и их применение.

  8. Метод координат. Его развитие и применения.

  9. Неевклидовы геометрии.

10. Основные идеи математического анализа.

11. Основные понятия дискретной математики.

12. Философские проблемы современной математики и инфор­матики.

13. Роль математики в гумани­тарных науках.

14. Принципы построения математических моделей.

15. Из истории комбинаторики и её применений. Основные комбинаторные задачи. Правило суммы и правило произведения.

16. Размещения, сочетания и перестановки с повторениями и без повторений.

17. Системы счисления.

18. Информатика как наука и как вид практической деятельности. Место информатики в системе наук.

19. Теоретические представления об информационных процессах в природе и обществе.

20. Понятие информации, процессы её порождения, поиска.

21. Информационные процессы в культуре, культурная коммуникация.

22. Информатизация общества и информационная культура личности.

23. Аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации.

24. Компьютерные технологии, возможности новых электронных технологий в сфере культуры и образования.

25. Перспективы развития и использования компьютеров в системе образования.

26. Психолого-педагогические особенности применения компьютеров в обучении.

27. Защита компьютерной информации от вирусов и несанкционированного доступа.

28. Компьютерные вирусы, их свойства и классификация.

29. Компьютерная сеть Интернет. Принципы построения и функционирования.

30. Фирма IBM. Ее становление и развитие.


Вопросы к зачету



  1. Понятие информации, формы представления и единицы измерения.

  2. Передача, хранение, кодирование и обработка информации.

  3. Магнитные носители информации их характеристика.

  4. Основные этапы развития вычислительной техники.

  5. Поколения ЭВМ. Основные характеристики каждого поколения

  6. Понятие алгоритма и его свойства.

  7. Способы задания алгоритмов.

  8. Классификация алгоритмов.

  9. Основные сведения о языках программирования.

  10. Классификация микрокалькуляторов. Назначение и функциональные возможности микрокалькуляторов арифметического типа.

  11. Персональные компьютеры фирмы IBM (краткие исторические сведения).

  12. Состав персонального компьютера (обязательные и дополнительные устройства).

  13. Системный блок. Его устройство и назначение.

  14. Клавиатура и работа на ней. Назначение клавиш.

  15. Дисплей, манипулятор типа «мышь», принтер, сканер, модем. Их назначение.

  16. Использование компьютера: техника безопасности, включение и выключение, общение и уход.

  17. Понятие об операционной системе. Файлы и каталоги. Операционная система MS -DOS.

  18. Графическая операционная система Windows. Интерфейс пользователя: окна, пиктограммы, меню, запуск программ, окно прикладных программ.

  19. Основы работы с текстовым процессором Microsoft Word.

  20. Основы работы с графическим редактором Paint.

  21. Понятие о локальных и глобальных компьютерных сетях. Компьютерная сеть Интернет.

  22. Защита компьютерной информации.

  23. Использование вычислительной техники при обучении школьников.


Литература
1. Абдуллаев И. Математические задачи с микрокалькулятором. – М.: Просвещение, 1990.

2. Бирхгофф Г. Математика и психология. М.: Сов. радио, 1977.

3. Вавилов В.В. Задачи по математике. Алгебра. – М.: Наука, 1987.

4. Геворкян Г.Х., Семёнов В.Н. Бейсик – это просто. – М.: Радио и связь, 1989.

5. Гильде В., Альтрихтер З. С микрокалькулятором повсюду. – М.: Мир, 1988.

6. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2000.

7. Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, 1985.

8. Грузман М.З. Логические игры с калькулятором. – М.: Просвещение, 1989.

9. Данилов И.Д., Славин Г.В. Пять вечеров с микрокалькулятором. – М.: Финансы и статистика, 1988.

10. Заварыкин В.М., Житомирский В.Г., Лапчик М.П. Техника вычислений и алгоритмизация; Вводный курс. – М.: Просвещение, 1987.

11. История математики. Под ред. А.П.Юшкевича. Т. 1-3. - М.: Наука, 1970-1972.

12. Кетков Ю.Л. Диалог на языке Бейсик для мини- и микроЭВМ. – М.: Наука, 1988.

13. Кибернетика. Микрокалькуляторы в играх и задачах. – М.: Наука, 1986.

14. Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. М.: Наука, 1991.

15. Куланин Е.Д., Лемешко Н.Н., Шамшурин В.Л. Микрокалькуляторы в курсе математики. – М.: Высшая школа, 1989.

16. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. – М.: Просвещение, 1988.

17. Лодатко Е. Школьнику о вычислениях с микрокалькулятором. – М.: Просвещение, 1985.

18. Математическая энциклопедия. Тома 1-5. - М.: Советская энциклопедия, 1977-1985.

19. Математический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопе­дия, 1988.

20. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

21. Основы современных компьютерных технологий:Учебное пособие, Под ред. Хомоненко А. Д. – СПб.: КОРОНА принт, 1998.

22. Солодовников А.С. Теория вероятностей. – М.: Просвещение,1978.

23. Светозарова Г.И. и др. Практикум по программированию на языке Бейсик. – М.: Наука, 1988.

24. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Физматлит, 1987.

25. Тонких А.П., Охременко Д.В. Математика. Часть 1. Основные понятия. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1998.

26. Тонких А.П. Основы вычислительной техники и программирования. – Брянск: Изд-во БГПИ, 1994.

27. Тонких А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов. – М.: Книжный дом «Университет», 2002.

28. Тонких А.П., Шерпаев Н.В. Математика и информатика. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.

29. Тихомиров Н.Б., ШелеховА.М. Математика: учебный курс для юристов. М.: Юрайт, 2000.

30. Уолш Б. Программирование на Бейсике. – М.: Радио и связь, 1988.

31. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.: Финансы и кредит, 1995.

32. Финк Л.М. Мама, папа, я и микрокалькулятор. – М.: Радио и связь, 1988.

33. Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. – М.: Наука, 1988.

34. Шерпаев Н.В.Плотников. Информатика.- Брянск, 1993.

35. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Гуманитариям о математике. М.: АГАР, 1999.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.