NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Брянский государственный университет



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «Окружающий мир»
Рабочая программа
Программа лекционного курса

Планы практических и лабораторных занятий

Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов
Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 3 СЕМЕСТРЫ: 5,6
Лекции – 16 ч.

Практические занятия – 10 ч.

Лабораторные занятия – 16 ч.

КСР – 4 ч.

Итого: Общий объем учебного курса - 46 ч.
Рабочая программа составлена:

доц. Чижевским А.Е, ст. преп.Чижевской И.Н..
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания естествознания» (Методика преподавания естествознания: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)


ВЫПИСКА

из рабочего учебного плана


Се­местр

Не­дель

Всего часов

лек­ций

пр

лб

кср

В не­делю час.

Из них

Число к/р

зач

экз

ат

Лк

Пр

лб

кср

5



10

10




































6



36

6

10

16

4
















1




экз




Итого:

46

16

10

16

4
















1




1





ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
План:

  1. Методика преподавания естествознания как наука и учебный предмет.

  2. Функции и задачи преподавания естествознания в современной начальной школе.

  3. Основные понятия учебного курса.

  4. Система познавательных задач на уроках естествознания.



Лекция 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ



План:

1. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе.

2.Образовательный минимум содержания «Окружающего мира»
(Госстандарт) и особенности его реализации в различных системах начального образования.

3. Общие и специфические принципы и подходы к построению учебных дисциплин «Окружающего мира» (интеграции, краеведческий, экологического образования, общепедагогические принципы, экологический, географический и исторический подходы).

Лекция 3. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
План:

1. Формирование знаний. Формирование представлений об объектах
и явлениях окружающего мира и связях между ними. Формирование и
развитие понятий.

2. Формирование отношений. Формирование нравственных экологических и эстетических отношений.

3. Формирование умений. Этапы формирования умений. Технологии природопользования и природоохранительной деятельности.

4. Развитие личности в процессе изучения окружающего мира.

Лекция 4. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План:

1. Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию. Требования к современному уроку.


2.Планирование уроков. Типология и структура уроков естествознания в начальной школе.

3. Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира.

4. Внеурочная и внеклассная работа по естествознанию.
Лекция 5. МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
План:

1.Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию.

2. Многообразие словесных методов обучения младших школьников естествознанию.

  1. Роль наглядных методов в изучении окружающего мира.

  2. Практические методы обучения естествознанию.


Лекция 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ



План:

1. Система оборудования по естествознанию. Функции средств обучения в процессе познания природы, формирования умений, отношений с окружающим миром.

2. Дидактические средства, используемые на уроках окружающего мира.

3. Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.

4. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, экологическая тропа.

5. Новые информационные технологии в системе средств обучения естествознанию.
Лекция 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНЫХ КУРСОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
План:

1.Теоретические предпосылки, особенности содержания, методов, организации уроков, учебно-методические комплексы вариативных курсов по окружающему миру.

2. «Природа и люди» (авт. З.А. Клепинина).

3.«Зеленый дом» (авт. А.А. Плешаков).

4. «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова и др.).

5. "Мир и человек» А.А. Вахрушева в образовательной системе «Школа 2100».

5.«Окружающий мир» (авт. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин).

6. Окружающий мир в системах развивавшего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

  1. Обществоведческий блок в образовательной компоненте «Окружающий мир».



Лекция 8. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

План:

  1. Основные цели, задачи и содержание экологического образования в начальной школе.

  2. Методика формирования экологической культуры у младших школьников.

  3. Методы и формы экологического образования в начальной школе.

  4. Организация практической деятельности младших школьников по охране природы.


ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторная работа 1.
Тема: Организация и методика проведения экскурсий по изучению

сезонных явлений в природе

Вопросы для обсуждения:

  1. Подготовка учителя к занятиям.

  2. Цель и задачи природоведческих экскурсий.

  3. Оборудование и материалы.

  4. Этапы проведения экскурсии.

  5. Особенности деятельности учителя и учащихся на экскурсии.

  6. Анализ результатов экскурсии.


Лабораторная работа 2.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков по изучению ботанического материала

Вопросы для обсуждения:

  1. Роль и задачи предметных уроков в курсе начального естествознания.

  2. Структура предметного урока.

  3. Методика проведения предметных уроков по изучению ботанического материала.

  4. Особенности деятельности учителя и учащихся на предметном уроке.

  5. Анализ предметного урока с ботаническим материалом.

  6. Особенности проведения предметных уроков с ботаническим материалом по программам и учебникам различных учебных курсов.


Лабораторная работа 3.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков по изучению зоологического материала

Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи предметных уроков по изучению зоологического материала в курсе начального естествознания. Оборудование и материалы.

  2. Методика проведения предметных уроков с зоологическим материалом.

  3. Особенности деятельности учителя и учащихся на предметном уроке по изучению зоологического материала.

  4. Анализ предметного урока с зоологическим материалом.

  5. Особенности проведения предметных уроков с зоологическим материалом по программам и учебникам различных учебных курсов.


Лабораторная работа 4.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов по изучению свойств почвы, воды, воздуха, снега и льда.

Вопросы для обсуждения:

  1. Место предметных уроков с применением опытов в курсе начального естествознания. Цель и задачи их проведения.

  2. Оборудование и материалы.

  3. Методика проведения предметных уроков с применением опытов. Этапы проведения урока.

  4. Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке с применением опытов.

  5. Анализ урока.

  6. Особенности проведения предметных уроков с применением опытов в программах и учебниках различных учебных курсов.


Лабораторная работа 5.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые"

Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".

  2. Оборудование и материалы.

  3. Методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".

  4. Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке по исследованию физических свойств полезных ископаемых.

  5. Анализ урока.

  6. Особенности предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые" в программах и учебниках других авторов.

Лабораторная работа 6.
Тема: Организация и методика проведения практических работ на местности по ориентированию и формированию пространственных представлений у младших школьников

Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи проведения практических работ на местности в курсе начального естествознания.

  2. Оборудование и материалы, необходимые для проведения практических работ на местности.

  3. Методика проведения практических работ на местности.

  4. Особенности деятельности учителя и учащихся при проведении практических работ на местности.



Лабораторная работа 7.

Тема: Методика изучения природных сообществ в курсе начального естествознания

Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи уроков по изучению природных сообществ – леса, луга, пресного водоема в курсе начального естествознания.

  2. Методика изучения природных сообществ.

  3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

  4. Особенности изучения природных сообществ в программах и учебниках различных учебных курсов.


Лабораторная работа 8.
Тема: Организация и методика проведения уроков по изучению краеведческого материала

Вопросы для обсуждения:

  1. Место темы «Родной край» в курсе начального естествознания. Задачи изучения темы.

  2. Методика изучения краеведческого материала.

  3. Методика развития экологической культуры младших школьников в ходе изучения материалов краеведения.

  4. Особенности изучения краеведческого материала в программах и учебниках различных учебных курсов.



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение предмета естествознания в начальной школе.

  2. Образовательные задачи обучения естествознанию. Задачи воспитания и развития личности младших школьников при изучении естествознания.

  3. Содержание курса естествознания в начальной школе.

  4. Программа как нормативный документ. Структура программы (объяснительная записка, содержание, требование к подготовке), взаимосвязь ее компонентов.

  5. Анализ действующих программ по естествознанию в начальной школе.


Занятие 2.
Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Вопросы для обсуждения:

  1. Учебник как нормативный документ, книга, основное средство обучения естествознанию младших школьников.

  2. Структура учебника (текстовый компонент, иллюстративный компонент, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки), его основные функции.

  3. Приемы работы с учебником.

  4. Обзор учебников естествознания и природоведения для начальных классов различных авторов.


Занятие 3.
Тема: УРОК - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Вопросы для обсуждения:

  1. Урок. Основные функции уроков естествознания. Требования к современному уроку.

  2. Подготовка учителя к уроку.

  3. Типы уроков (вводные, изучения нового материала, обобщающие, комбинированные, предметные), их характеристика, особенности организации.

  4. Структура и особенности урока естествознания в начальных классах. Конспект урока. Требования к его составлению.

  5. Интегрированные и нетрадиционные уроки по окружающему миру.

  6. Домашние учебные занятия учащихся.

  7. Особенности организации контроля на уроках естествознания.

  8. Анализ уроков природоведения.



Занятие 4.
Тема: МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Вопросы для обсуждения:

  1. Роль дидактического оснащения в процессе обучения естествознанию в начальных классах.

  2. Виды дидактических средств, используемых на уроках естествознания.

  3. Натуральные объекты: природные объекты и их препараты, объекты, созданные человеком.

  4. Объемные наглядные пособия: муляжи, модели.

  5. Плоскостные пособия: учебные картины, таблицы, схемы, экранные пособия.

  6. Технические средства обучения, применяемые при обучении естествознания в начальных классах.

  7. Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.

  8. Пришкольный учебно-опытный участок, сельскохозяйственный
    участок, географическая площадка.


Занятие 5.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для обсуждения:

  1. Возрастные особенности восприятия у учащихся 6 лет.

  2. Характеристика естественнонаучных понятий.

  3. Образование естественнонаучных понятий.

  4. Методика формирования и развития понятий.

  5. Содержание учебного материала по естествознанию.

  6. Специфика организации учебной деятельности учащихся на уроках естествознания.


Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов (4 часа)
Занятие 1.

Методика контроля и оценки знаний учащихся по предмету «окружающий мир»
План:

  1. Цели контролирующей и оценивающей деятельности и ее принципы.

  2. Виды контроля на уроках «Окружающий мир». Особенности организации контроля.

  3. Использование тестовых, графических задач и заданий на поиск ответа.

  4. Характеристика ошибок и недочетов.


Занятие 2.

Внеклассная работа с учащимися по окружающему миру



План:

  1. Факультативные курсы для младших школьников.

  2. Организация познавательной деятельности во внеучебное время.

  3. Массовые внеклассные мероприятия в курсе окружающего мира.

Занятие 3.

Методика использования средств информационных технологий на уроках естествознания в начальной школе


  1. Задачи модернизации российского образования.

  2. Новые информационные технологии в системе средств обучения начальному естествознанию.

  3. Особенности использования средств информационных технологий в начальной школе.


Занятие 4.

Методика работы с дневником наблюдений
План:

  1. Методика организации наблюдений – как метода познания природы младшими школьниками.

  2. «Дневник наблюдений» и организация работы с ним.

  3. Содержание наблюдений по классам.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.

  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособ для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Аквилева Г.Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

  5. Баунова И.А., Манюлина Л.И. О материальном оснащении уроков природоведческого цикла /Начальная школа. – 1991. – №7.

  6. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-ов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.

  7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

  8. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.

  9. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. – М., 1985.

  10. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2004. – 496 с.

  11. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М., 1990.

  12. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.- 176с.

  13. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир в начальной школе: Беседы с будущим учителем. – М.: Изд-во «Академия», 1998.

  14. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.

  15. Завитаев П.А. Оборудование занятий по изучению природы в 1-4 классах. – М.: Учпедгиз, 1961.

  16. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. - с. 134.

  17. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 216 с.

  18. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.

  19. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.

  20. Оборудование учебного процесса в начальных классах /Под ред. Суворовой. – М., 1978.

  21. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.

  22. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, С.Е. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

  23. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим – Бад Б. М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.

  24. Программа «Природоведение». Начальная школа. – М.: «Дрофа», 2000.

  25. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.

  26. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М., 2000.


ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ

1. Методика преподавания природоведения как педагогическая наука; ее предмет, задачи и методы исследования.

2. Зарождение и развитие методики преподавания природоведения в дореволюционной России.

3. Развитие методики преподавания природоведения в советский период.

4. Проблемы развития методики преподавания природоведения в современной России.

5. Природоведение как учебный предмет в начальной школе.

Образовательные и воспитательные задачи курса природоведения в младших классах школы.

6. Психолого-педагогические основы методики природоведения.

7. Особенности содержания учебного материала по природоведению в начальной школе.

8. Особенности формирования природоведческих понятий.

9. Особенности формирования природоведческих умений.

10. Методы обучения природоведению. Целостный подход к проблеме методов обучения.

11. Формы организации обучения природоведению. Классификация форм обучения природоведению.

12. Урок - ведущая форма учебно-воспитательной работы по природоведению. Характеристика типов уроков природоведения: предметные, комбинированные, обобщающие.

13. Экскурсия по изучению природы, ее место и значение в процессе обучения младших школьников.

14. Внеурочная работа учащихся по природоведению в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке.

15. Домашняя работа учащихся по природоведению. Работа с учебником, дневником наблюдений, дополнительной литературой, постановка опытов.

16. Внеклассная работа по природоведению. Содержание и организация различных видов внеклассной работы по природоведению.

17. Воспитание учащихся в процессе обучения природоведению.

18. Проблемы создания адекватного эмоционального фона у учащихся на уроках природоведения.

19. Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в процессе изучения природоведения.

20. Особенности содержания и методика организации природоведческих курсов в зарубежной начальной школе.

21. Межпредметные связи в процессе преподавания природоведения.

22. Особенности обучения учащихся природоведению в малокомплектной школе.

23. Особенности ознакомления с природой учащихся 1-2-х классов.

24. Планирование занятий по природоведению.

25. Особенности работы учителя с литературой в процессе подготовки к занятиям по природоведению.

26. Методический анализ учебного курса "Мир вокруг нас".

27. Методический анализ курса "Природоведение и сельскохозяйственный труд" Плешаков А.А.

28. Методический анализ учебного курса Природоведение 3 класс. Плешаков А.А.

29. Методический анализ учебного курса Природоведение 4-й класс. Плешаков А.А.

30. Методический анализ учебного куса "Мир и человек". Леонтьева.

31. Методический анализ учебного курса "Природоведение". Клепинина З.А.

32. Методический анализ учебного курса "Естествознание". На основе системы Эльконина-Давыдова.

33. Методический анализ учебного курса "Естествознание". На основе системы Занкова.

34. Методический анализ факультативных природоведческих курсов.

35. Организация и методика проведения предметных уроков с ботаническим материалом.

36. Организация и методика проведения предметных уроков с зоологическим материалом.

37. Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов (Песок и глина).

38. Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".

39. Организация и методика проведения практических работ на местности.

40. Организация и методика проведения уроков на пришкольном участке.

41. Организация и методика проведения уроков на основе краеведческого материала.

42. Организация и методика проведения уроков по изучению хозяйственной деятельности человека.

43. Оборудование занятий по изучению природы. Материальная база обучения природоведению.

44. Методика проведения уроков с использованием видеоматериалов.

45. Изготовление графических наглядных пособий и методика проведения уроков с их использованием.

46. Методика проведения уроков по изучению осенних явлений в природе.

47. Методика проведения уроков по изучению зимних явлений в природе.

48. Методика проведения уроков по изучению весенних явлений в природе.

49. Методика проведения уроков по изучению организма человека и охране его здоровья.

50. Методика проведения уроков по изучению природных зон.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.