NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Брянский государственный университет



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «Окружающий мир»
Рабочая программа
Программа лекционного курса

Планы практических и лабораторных занятий

Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов
Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО (сокращенная программа)
КУРСЫ: 1 СЕМЕСТРЫ: 1
Лекции – 16 ч.

Практические занятия – 8 ч.

Лабораторные занятия – 8 ч.

КСР – 4 ч.

Итого: Общий объем учебного курса - 36 ч.
Рабочая программа составлена:

доц. Чижевским А.Е., ст.преп. Чижевской И.Н.

Брянск – 2007

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания естествознания» (Методика преподавания естествознания: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2006)


ВЫПИСКА

из рабочего учебного плана


Се­местр

Не­дель

Всего часов

лек­ций

пр

лб

кср

В не­делю час.

Из них

Число к/р

зач

экз

ат

Лк

Пр

лб

кср

1



16

10




6






























2




20

6

8

2

4
















1




экз




Итого:

36

16

8

8

4
















1




1




ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
План:

  1. Методика природоведения как наука и учебный предмет.

  2. Психолого-педагогические основы методики природоведения.

  3. Основные понятия учебного курса.

  4. Методы исследования.


Лекция 2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
План:

1. Принцип интеграции. Возможные уровни интеграции учебных дсциплин «Окружающего мира» в начальной школе.

2. Экологический, географический и исторический подходы к построению содержания «Окружающего мира».

3. Особенности реализации общепедагогических принципов в дисциплинах «Окружающего мира».

4. Краеведческий принцип в изучении окружающего мира. Принципы экологического образования.

Лекция 3. СОДЕРЖАНИЕ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»



План:

1. Понятие содержания учебного материала

2. Эмоционально-ценностные отношения. Объекты, к которым формируются эмоционально-ценностные отношения. Структура отношений.

3.Знания. Объекты изучения и образовательные линии.

4.Умения. Принципы отбора умений в содержании «Окружающего
мира». Умения взаимодействовать с природным и социальным окружением.

5. Образовательный минимум содержания «Окружающего мира» (госстандарт) и особенности его реализации в различных системах начального образования.
Лекция 4. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
План:

1. Формирование знаний. Формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними. Формирование и развитие понятий.

2. Формирование отношений. Формирование нравственных экологических и эстетических отношений.

3. Формирование умений. Этапы формирования умений. Технологии природопользования и природоохранительной деятельности.

4. Развитие личности в процессе изучения окружающего мира.

Лекция 5. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План:


1. Уроки. Основные функции уроков «Окружающего мира». Требования к уроку.

2. Подготовка к уроку. Планирование уроков. Структура урока. Типы уроков.

3. Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира. Виды экскурсий. Подготовка к экскурсии.

4. Формы внеурочной работы.

5. Внеклассная работа. Индивидуальная, групповая и массовая работа.
Лекция 6. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План:


  1. Основные задачи и содержание краеведческого образования в начальной школе.

  2. Методика изучения краеведческого материала на уроках естествознания.

  3. Методика формирования экологической культуры младших школьников.

  4. Методы и средства, применяемые при изучении краеведческого материала.


Лекция 7. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ОПЫТОВ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

План:


  1. Методы и приемы обучения естествознанию.

  2. Наглядные методы усвоения знаний об окружающей природе.

  3. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира. Процесс наблюдения и его этапы.

  4. Методика организации практических работ на уроках естествознания. Виды практических работ.

  5. Методика организации и проведения опытов. Виды опытов по естествознанию.

Лекция 8. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План:


  1. Задачи изучения природных сообществ в начальной школе.

  2. Особенности изучения флоры и фауны природных сообществ.

  3. Методы, приемы и средства, используемые учителем при изучении природных сообществ.

  4. Воздействие чело­века на различные элементы природного ок­ружения.


ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторная работа 1.
Тема: Организация и методика проведения экскурсий по изучению

сезонных явлений в природе

Вопросы для обсуждения:

  1. Подготовка к занятиям.

  2. Цель и задачи занятия.

  3. Оборудование и материалы.

  4. Этапы проведения экскурсии.

  5. Особенности деятельности учителя и учащихся на экскурсии.

  6. Анализ экскурсии.


Лабораторная работа 2.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков с ботаническим и зоологическим материалом

Вопросы для обсуждения:

  1. Подготовка к занятиям.

  2. Цель и задачи занятия.

  3. Оборудование и материалы.

  4. Этапы проведения урока.

  5. Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке.

  6. Анализ урока.



Лабораторная работа 3.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов (на примере уроков «Снег и лед», "Полезные ископаемые")

Вопросы для обсуждения:

  1. Место предметных уроков с применением опытов в курсе начального естествознания. Цель и задачи их проведения.

  2. Оборудование и материалы.

  3. Методика проведения предметных уроков с применением опытов. Этапы проведения урока.

  4. Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке с применением опытов.

  5. Обсуждение статей журнала «Начальная школа».

Лабораторная работа 4.
Тема: Организация и методика проведения уроков на основе краеведческого материала

Вопросы для обсуждения:

  1. Место темы «Сбережем природу своего края» в курсе начального естествознания. Задачи изучения темы.

  2. Методика изучения краеведческого материала.

  3. Методика развития экологической культуры младших школьников в ходе изучения материалов краеведения.

  4. Обсуждение статей журнала «Начальная школа».


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение предмета естествознания в начальной школе.

  2. Образовательные задачи обучения естествознанию. Задачи воспитания и развития личности младших школьников при изучении естествознания.

  3. Программа как нормативный документ.

  4. Структура программы (объяснительная записка, содержание, требование к подготовке).

  5. Анализ действующих программ по естетствознанию (А.А. Плешаков, З.А. Клепинина, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова и др.).



Занятие 2.
Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

Вопросы для обсуждения:

  1. Учебник как нормативный документ, книга, основное средство обучения естествознанию младших школьников.

  2. Структура учебника (текстовый компонент, иллюстративный компонент, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки), его основные функции.

  3. Приемы работы с учебником.

  4. Обзор учебников естествознания и природоведения для начальных классов различных авторов.



Занятие 3.
Тема: УРОК - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Вопросы для обсуждения:

1. Структура и особенности урока естествознания в начальных классах.

2.Типы уроков (вводные, изучения нового материала, обобщающие, комбинированные, предметные), их характеристика, особенности организации.

3. Нетрадиционные формы уроков по окружающему миру.

  1. Интегрированные уроки.

  2. Домашние учебные занятия учащихся.

  3. Особенности организации контроля на уроках естествознания.

  4. Анализ уроков природоведения.


Занятие 4.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи занятия по изучению природных сообществ.

  2. Оборудование и материалы.

  3. Методика изучения природных сообществ.

  4. Этапы проведения урока.

  5. Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке.

  6. Особенности изучения природных сообществ по программам и учебникам других авторов.


Контроль за выполнением

самостоятельной работой студентов

(4часа)
Занятие 1.
ТЕМА: Организация и методика проведения практических занятий по теме наш дом

  1. Изучение устройства классного помещения.

  2. Изготовление схемы жилища.

  3. Выявление наших невидимых соседей.

  4. Исследование материалов, из которых сделано наше жилище.

  5. Исследование загрязнение воздуха в школе и дома.

  6. Овладение средствами и способами хранения веществ, загрязняющих воздух.

  7. Улучшаем качество воздушной среды у себя дома.


Занятие 2.
ТЕМА: Вода и мусор в нашем доме

  1. Исследование качества воды на развитие растений.

  2. Овладение способами очистки воды с помощью бытовых систем.

  3. Учимся определять расход воды на различные нужды.

  4. Опробуем способы экономии воды.

  5. Исследование состава домашних твердых бытовых отходов.

  6. Знакомимся со способами утилизации пищевых отходов.

  7. Оцениваем способы удаления мусора из нашего дома.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.

  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособ для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Аквилева Г.Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

  5. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-ов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.

  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

  7. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.

  8. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2004. – 496 с.

  9. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М., 1990.

  10. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.- 176с.

  11. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир в начальной школе: Беседы с будущим учителем. – М.: Изд-во «Академия», 1998.

  12. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.

  13. Завитаев П.А. Оборудование занятий по изучению природы в 1-4 классах. – М.: Учпедгиз, 1961.

  14. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. - с. 134.

  15. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 216 с.

  16. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.

  17. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.

  18. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.

  19. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, С.Е. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

  20. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим – Бад Б. М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.

  21. Программа «Природоведение». Начальная школа. – М.: «Дрофа», 2000.

  22. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.

  23. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М., 2000.



ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ
1. Методика преподавания природоведения как педагогическая наука; ее предмет, задачи и методы исследования.

2. Зарождение и развитие методики преподавания природоведения в дореволюционной России.

3. Развитие методики преподавания природоведения в советский период.

4. Проблемы развития методики преподавания природоведения в современной России.

5. Природоведение как учебный предмет в начальной школе.

Образовательные и воспитательные задачи курса природоведения в младших классах школы.

6. Психолого-педагогические основы методики природоведения.

7. Особенности содержания учебного материала по природоведению в начальной школе.

8. Особенности формирования природоведческих понятий.

9. Особенности формирования природоведческих умений.

10. Методы обучения природоведению. Целостный подход к проблеме методов обучения.

11. Формы организации обучения природоведению. Классификация форм обучения природоведению.

12. Урок - ведущая форма учебно-воспитательной работы по природоведению. Характеристика типов уроков природоведения: предметные, комбинированные, обобщающие.

13. Экскурсия по изучению природы, ее место и значение в процессе обучения младших школьников.

14. Внеурочная работа учащихся по природоведению в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке.

15. Домашняя работа учащихся по природоведению. Работа с учебником, дневником наблюдений, дополнительной литературой, постановка опытов.

16. Внеклассная работа по природоведению. Содержание и организация различных видов внеклассной работы по природоведению.

17. Воспитание учащихся в процессе обучения природоведению.

18. Проблемы создания адекватного эмоционального фона у учащихся на уроках природоведения.

19. Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в процессе изучения природоведения.

20. Особенности содержания и методика организации природоведческих курсов в зарубежной начальной школе.

21. Межпредметные связи в процессе преподавания природоведения.

22. Особенности обучения учащихся природоведению в малокомплектной школе.

23. Особенности ознакомления с природой учащихся 1-2-х классов.

24. Планирование занятий по природоведению.

25. Особенности работы учителя с литературой в процессе подготовки к занятиям по природоведению.

26. Методический анализ учебного курса "Мир вокруг нас".

27. Методический анализ курса "Природоведение и сельскохозяйственный труд" Плешаков А.А.

28. Методический анализ учебного курса Природоведение 3 класс. Плешаков А.А.

29. Методический анализ учебного курса Природоведение 4-й класс. Плешаков А.А.

30. Методический анализ учебного куса "Мир и человек". Леонтьева.

31. Методический анализ учебного курса "Природоведение". Клепинина З.А.

32. Методический анализ учебного курса "Естествознание". На основе системы Эльконина-Давыдова.

33. Методический анализ учебного курса "Естествознание". На основе системы Занкова.

34. Методический анализ факультативных природоведческих курсов.

35. Организация и методика проведения предметных уроков с ботаническим материалом.

36. Организация и методика проведения предметных уроков с зоологическим материалом.

37. Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов (Песок и глина).

38. Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".

39. Организация и методика проведения практических работ на местности.

40. Организация и методика проведения уроков на пришкольном участке.

41. Организация и методика проведения уроков на основе краеведческого материала.

42. Организация и методика проведения уроков по изучению хозяйственной деятельности человека.

43. Оборудование занятий по изучению природы. Материальная база обучения природоведению.

44. Методика проведения уроков с использованием видеоматериалов.

45. Изготовление графических наглядных пособий и методика проведения уроков с их использованием.

46. Методика проведения уроков по изучению осенних явлений в природе.

47. Методика проведения уроков по изучению зимних явлений в природе.

48. Методика проведения уроков по изучению весенних явлений в природе.

49. Методика проведения уроков по изучению организма человека и охране его здоровья.

50. Методика проведения уроков по изучению природных зон.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.