NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Брянский государственный университет



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МАТЕМАТИКИ
Рабочая программа
Программа лекционного курса

Планы практических и лабораторных занятий

Контроль за самостоятельной работой студентов
Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО (сокращенная программа)

КУРСЫ: 3, 4 СЕМЕСТРЫ: 2, 3, 4
Лекции – 24 ч

Практические занятия – 26 ч

Лабораторные занятия – 18 ч

КСР – 6 ч

Итого: Общий объем учебного курса - 74 ч
Рабочая программа составлена:

проф. Демидовой Т.Е., ст. препод. Чижевской Л.И.
Брянск – 2007

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания математики» (Методика преподавания математики: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)

ВЫПИСКА

из рабочего учебного плана


Се­местр

Не­дель

Всего часов

лек­ций

пр

лб

КСР

Число к/р

зач

экз

ат

2




38

16

10

10

2

1

Зач







3




16

8

6




2













4




20




10

8

2







экз




Итого:

74

24

26

18

6

1

1

1




ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекция 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК НАУКА И

КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ

КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

План:

1. Задачи методики обучения математике как науки и как учебного предмета.

2. Цели обучения математике в начальных классах.

3. Содержание начального курса математики.

4. Построение начального курса математики.
Лекция 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

План:

1. Урок математики в начальных классах, его структура и особенности.

2. Подготовка учителя к уроку.

3. Другие формы обучения математике в начальных классах:

- домашняя работа учащихся по математике;

- внеклассная работа по математике в начальных классах.
Лекция 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

План:

1. Методы формирования знаний.

2. Методы формирования умений и навыков.

3. Дидактическая игра как метод обучения математике.
Лекция 4. ПРОВЕРКА И УЧЕТ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО МАТЕМАТИКЕ В НА­ЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

План:

1. Роль и функции проверки.

2. Виды и способы проверки и учета знаний, умений по математике.

Лекция 5. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

План:

1. Учебник - основное средство обучения математике в начальных классах.

2. Наглядные средства обучения математике, их роль и виды.
Лекция 6. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА

План:

1. Основные понятия математики.

2. Подготовка учащихся к изучению чисел первого десятка.

3. Изучение чисел от 1 до 10. Число нуль.

4. Вычислительные приемы, изучаемые в теме, методика их изучения.
Лекция 7. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ

ВЫЧИСЛЕНИЙ

План:

1. Вычислительные приемы, изучаемые в начальных классах.

2. Устные и письменные вычисления, их особенности.
Лекция 8. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ОТ 11 ДО 20 И СЛОЖЕНИЯ И

ВЫЧИТАНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

План:

1. Основные понятия математики.

2. Изучение нумерации чисел от 11 до 20.

3. Методика изучения сложения вычитания чисел в пределах 20.
Лекция 9. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ И СЛОЖЕНИЯ И

ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100, 1000

План:

1. Методика изучения нумерации чисел.

2. Методика изучения свойств действий как основы вычислительных приемов.

3. Изучение вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100 - устных и письменных.

4. Новые и наиболее трудные случаи сложения и вычитания многозначных чисел.
Лекция 10. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

В ПРЕДЕЛАХ 100

План:

1. Основные понятия математики.

2. Методика знакомства с действиями умножения и деления.

3. Методика изучения таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

4. Внетабличное умножение и деление.

5. Деление с остатком.

Лекция 11. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

План:

1. Методика изучения умножения многозначных чисел на однозначное число.

2. Методика изучения деления многозначных чисел на однозначное число.

3. Методика изучения умножения многозначных чисел на круглое число.

4. Методика изучения деления многозначных чисел на круглое число.

5. Методика изучения умножения многозначных чисел на двузначное и трехзначное число.

6. Методика изучения деления многозначных чисел на двузначное и трехзначное число.
Лекция 12. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

План:

1. Основные этапы работы над задачей.

2. Методические приемы, используемые при обучении решению задач.

3. Методика обучения различных видов простых задач.

4. Методика знакомства с составной задачей.

5. Методика изучения некоторых видов типовых составных задач.

ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторная работа 1.
Тема: Начальный курс математики как учебный предмет

Вопросы для обсуждения:

1. Образовательные задачи обучения математике.

2. Задачи воспитания и развития учащихся при изучении математики в 1-3 классах.

3. Содержание начального курса математики.

4. Особенности построения начального курса математики.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Пользуясь объяснительной запиской к программе по математике, покажите как отражены в ней задачи обучения математике в 1-4 классах.

2. Законспектировать одну из статей:

Статьи:

1. Баранов С.П. Образовательная, воспитательная, развивающая функции начального обучения. / НШ, 1986, N 10, с.2

2. Баранов С.П. Воспитательные задачи на уроке. / НШ, 1990, N 2, с.6.

3. Баранов С.П. Виды образовательных задач на уроке. / НШ, 1990, N 2, с.6.
Лабораторная работа 2.
Тема: Средства обучения математике в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Роль дидактического оснащения в процессе обучения математике в начальных классах.

2. Виды дидактического оснащения, используемого на уроках математики в началь­ных классах.

3. Технические средства обучения, применяемые при обучении математике в началь­ных классах.

4. Учебник - основное средство обучения математике младших школьников.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проработать одну из статей журнала "Начальная школа", предложенных ниже.

2. Познакомиться с таблицами, которые описаны в данной статье таблицы имеются в кабинете методики математики.
Статьи:

1. Моро М.И., Степанова С.В. Работа по таблицам "Нумерация 1 десятка". / НШ, 1979, N 2, с.45.

2. Моро М.И., Степанова С.В. Новые таблицы по математике. / НШ, 1986, N 9, с.41.

3. Левенберг Л.Ш. Таблицы для устных упражнений. / НШ, 1975, №8

4. Северинова Л.А. Наборное полотно. / НШ, 1997, N7, с.43.
Лабораторная работа 3.
Тема: Формы организации учебных занятий по математике в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Формы организации учебных занятий по математике в начальных классах:

а) урок - основная форма обучения математике, структура и особенности урока мате­матики в начальных классах;

б) домашняя работа;

в) дополнительные занятия.

2. Требования к уроку.

3. Внеклассная работа по математике.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проработать одну статью по организации домашней работы.

2. Разработать один из видов внеклассного мероприятия по математике.

Статьи:

1. Истомина Н.Б. Как сделать урок математики лучше? / НШ, 1987, N 1, с.35.

2. Истомина Н.Б. Проверка домашних заданий на уроке математики. / НШ, 1981, N 7, с.21.

3. Уткина Т.В. Домашняя работа учащихся по математике. / НШ, 1983, N 5, с.39.

4. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку. / НШ, 1980, N 6.

5. Елабугина-Полежаева Н.А. Дифференцированный подход при выполнении домаш­него задания по математике. / НШ, 1990, N 1, с.31.

6. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе.

7. Юдачева Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы. / НШ, 1990, N 3, с.37.

8. Уткина Т.В. Дифференцированный подход к учащимся при выполнении ими до­машнего задания по математике. / НШ, 1984, N 5, с.30.

Лабораторная работа 4.
Тема: Методика изучения нумерации чисел первого десятка

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Нумерация чисел в пределах 10" в курсе математики начальных клас­сов. Цели ее изучения.

2. Вопросы, которые необходимо изучить для реализации поставленных целей. По­следовательность их рассмотрения.

3. Дидактическое оснащение, необходимое для изучения нумерации чисел в пределах 10.

4. Виды упражнений, в ходе выполнения которых происходит усвоение нумерации.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Выясните, что сказано в программах для 1-3 и 1-4 классов об изучении чисел первого десятка.

2. Проследите по учебникам математики (1 (1-3); 1 (1-4)) порядок изучения темы.

3. Познакомьтесь с написанием цифр. Выполните упражнения, написав каждую цифру по 2 строчки. Уясните элементы каждой цифры и ее написание ( НШ, 1980, N 9, с.46; 1983, N 5, с.24; 1990, N 10, с.80).

2. Раскройте приемы вычислений в примерах: 7-1; 9+1; 6-4; 2+5; 8-6.

3. Перечислите ошибки, допускаемые учениками. Укажите их причины и способы их предупреждения и исправления.

4. Проработайте одну из статей журнала "Начальная школа" и подберите материал по одному из вопросов:

- виды упражнений, заданий для обработки состава чисел;

- средства обучения;

- дидактические игры;

- стихи, используемые при изучении чисел в пределах 10.

5. Проработайте одну из статей журнала "Начальная школа".

Подберите материал по вопросам:

- раскрытие смысла действий сложения и вычитания;

- работа по усвоению состава чисел;

- дидактическое оснащение, используемое при изучении

сложения и вычитания в пределах 10.

Статьи:

1995, N 9, с.33. 1997, N 7, с.40,41,42,43.

1978, N 9, с.54. 1986, N 9, с.34.

1979, N 8, с.68. 1987, N 9, с.44.

N 9, с.42. 1988, N 9, с.29,32.

1980, N 9, с.42. N 10, с.43-49.

1981, N 8, с.58. 1991, N 8, с.35.

1982, N 9, с.34. N 9, с.36.

1993, N 1, с.38. 1996, N 12, с.61.

1997, N 6, c.34.
Лабораторная работа 5.
Тема: Общие вопросы методики обучения решению задач
Вопросы для обсуждения:

1. Роль и место задач в курсе математики начальных классов.

2. Формирование обобщенного умения решать задачи:

а) подготовка к введению задачи нового вида;

б) ознакомление с содержанием;

в) поиск решения задачи, план решения;

г) решение задачи, формы записи решения.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. 1 кл. (1-3) NN 134, 98, 35; N 3 с.78.

2 кл. (1-3) NN 427, 516 (1).

3 кл. (1-3) NN 721, 745, 803, 812, 845, 870, 854.

Для каждой из указанных выше задач продумайте и предложите наиболее подходя­щий способ разбора содержания. Сделайте краткую запись. Решите каждую задачу. Решение оформите так, как это делают ученики соответствующего класса.

2. Проработайте одну из статей журнала "Начальная школа".

(13) 1985, N 1, с.58. 1985, N 9, с.46. 1990, N 3, с.33.

1992, N 2, с.30. 1992, N 7-8, с.43. 1992, N 3, с.30.

1992, N 1, с.23. 1992, N 5-6, с.38. 1992, N 11-12, с.14.

1993, N 10, с.36. 1993, N 12, с.32. 1997, N 7, с.42.
Лабораторные работы 6.
Тема: Общие вопросы методики обучения решению задач

Вопросы для обсуждения:

1. Методические приемы, используемые при обучении решению задач.

2. Приемы работы над решенной задачей.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Задачи: 1 кл. (1-3) N 30, с.125; N 64, с.131; N 150 (1,2), N 158.

2 кл. (1-3) N 473.

3 кл. (1-3) N 19, с.102, N 921; N 24, с.131; N 551;

2 кл. (1-4) N 3, с.87;

3 кл. (1-4) N 9, с.61; N 3, с.98; N 5, с.101.

4 кл. N 18, с.116; N 618; N 661; N 670; N 17, с.172.

Решите задачи различными способами, продумайте методику работы с детьми.

2. Ниже предложенные задачи решите и выполните проверку. Для каждой задачи вы­берите свой способ проверки.

1 кл. (1-3) N 6, с.110; N 13, с.123;

2 кл. (1-3) N 585 (1);

3 кл. (1-3) N 654, 313;

2 кл. (1-4) N 7, с.53;

3 кл. (1-4) N 8 с.113;

4 кл. N 800.

3. Проработать одну из статей журнала "Начальная школа".

1980, N 11; 1986, N 2, с.34;

1982, N 2, с.42; 1986, N 4, с.28;

1985, N 9, с.50; N 4, с.30;

1985, N 10, с.40; 1990, N 12, с.45.

1995, N 12, с.50. 1995, N 2, с.30,50.

1995, N 3, с.39. 1996, N 8, с.26.

1996, N 3, с.32. 1996, N 12, c.61.

1997, N 3, c.41.
Лабораторная работа 7.
Тема: Методика обучения решению простых задач в курсе математики начальных классов

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

1. Усвоить сущность и виды простых задач.

2. Усвоить знания и умения, формируемые при изучении каждого вида задач.

Вопросы для обсуждения:

1. Простые задачи. Виды простых задач, решаемые в курсе математики в начальных классах.

2. Знания и умения, формируемые у учащихся начальных классов при рассмотрении соответствующего вида простых задач.

3. Подготовка детей к знакомству с соответствующим видом простой задачи.

4. Дидактическое оснащение, необходимое для знакомства с каждым новым видом простых задач.

5. Методика знакомства с новым видом простых задач.

6. Методические приемы, которые используются при обучении решению простых за­дач.
ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Выясните, что сказано в программе о простых задачах.

2. Из учебников математики 1(1-3), 2(1-3), 3(1-3) или 1(1-4), 2(1-4), 3(1-4), 4 подбе­рите по одной простой задаче каждого вида, сделайте к ним краткую запись, решите их.

3. Укажите, где в учебниках математики (номер задачи или страницу учебника) впер­вые вводится каждый новый вид простых задач.

4. Разработать фрагменты конспектов урока по теме:

1. Знакомство с задачей (1 кл.).

2. Знакомство с задачей на разностное сравнение (1(1-3) или 2(1-4).

3. Знакомство с задачей на увеличение числа на несколько единиц (прямая форма) (1 кл.).

4. Знакомство с задачей на нахождение неизвестного уменьшаемого (1(1-3) или 2 (1-4)).

5. Задачи на деление на равные части (2 кл.).

6. Задачи на увеличение числа в несколько раз (прямая форма) (2(1-3) или 3(1-4)).

7. Задачи на кратное сравнение (2(1-3) или 3(1-4)).

8. Задачи с пропорциональными величинами (2(1-3) или 3(1-4)).

Примечание:

1. Для разработки конспектов урока группа разбивается на 4 подгруппы. Каждая под­группа разрабатывает два урока - один урок с задачей на сложение или вычитание, другой - на умножение или деление.

2. При разработке фрагмента:

- продумать и охарактеризовать подготовительную работу;

- подобрать необходимое дидактическое оснащение;

- изготовить одно из пособий для иллюстрации задачи данного вида;

- продумать и изложить дальнейшую систему работы по формированию умения решать задачи данного вида с использованием различных методических приемов (указать конкретно).

Статьи:

1981, N 11, 9; 1985, N 1, N 10, с.37;

1983, N 9; 1990, N 10, с.34;

1991, N 10, с.35. 1995, N 4, с.57.

1996, N 9, с.51.
Лабораторная работа 8.
Тема: Методика знакомства с составной задачей

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

1. Усвоить сущность и виды составных задач, изучаемых в начальных классах.

2. Познакомиться с методикой знакомства с составной задачей.

Вопросы для обсуждения:

1. Составная задача. Составные задачи, решаемые в начальных классах.

2. Подготовка школьников к введению составной задачи.

3. Методика ознакомления младших школьников с составной задачей.

4. Умения, формируемые у учащихся при обучении решению составных задач.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Из учебника математики (1(1-3) или 2(1-4)) выписать:

- различные виды заданий, обеспечивающих подготовку детей к знакомству с со­ставной задачей;

- различные виды составных задач (по одной каждого вида).

Решите их. Продумайте методику работы с ними на уроке.

2. Из двух задач, приведенных ниже, выберите ту, с которой целесообразно начать знакомство учащихся с составной задачей (обоснуйте свой ответ).

1) Задача. Мама сорвала с одной яблони 5 яблок, а с другой 3. 6 яблок она отдала детям. Сколько яблок осталось у мамы?

2) Задача. В одной вазе 7 конфет, а в другой на 4 меньше. Сколько конфет в двух вазах?

3. Сравните по учебникам математики (1(1-3) и 2(1-4)) подходы к знакомству с со­ставной задачей.

4. Продумать методику работы учителя при знакомстве с составной задачей по учеб­никам 1(1-3) и 2(1-4).

Лабораторная работа 9.
Тема: Методика обучения решению составных задач

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи, связанные с пропорциональными величинами, виды задач, решаемых в на­чальных классах, методика обучения их решению.

2. Простые и составные задачи, связанные с движением. Методика обучения их ре­шению.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. а) Из учебников математики (3(1-3) или 4) выписать по одной задаче каждого вида:

- на нахождение четвертого пропорционального;

- на пропорциональное деление;

- на нахождение неизвестного по двум разностям.

б) Сделать к каждой из них краткую запись, решить и сделать проверку.

в) Продумать и предложить вариант работы к каждой из них на уроке.

2. Определите, где впервые вводится каждый вид задач (укажите учебник и номер за­дачи).

3. Проработайте две статьи журнала "Начальная школа":

- о задачах, связанных с пропорциональными величинами;

- о задачах, связанных с движением.

1977, N 4, с.42; 1989, N 1, с.42;

1983, N 3, с.36,46; 1983, N 1, с.40;

1970, N 11, с.43; 1981, N 2, с.29,32;

1972, N 1, с.32; 1982, N 2, с.39,42;

1980, N 3, с.53; 1980, N 11, с.47.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Нумерация чисел в пределах" в курсе математики начальных клас­сов. Задачи ее изучения.

2. Устные вопросы нумерации чисел. Методика их изучения.

3. Письменные вопросы нумерации чисел. Методика их изучения.

Задания студентам:

1. Проследите по учебникам математики порядок изучения чисел.

2. Из учебников математики выпишите упражнения, выполнение которых способствует усвоению вопросов устной нумерации и в письменной нумерации чи­сел.

3. Из методики Бантовой М.А. или Моро М.И. выписать материал:

а) о подготовительной работе к изучению нумерации чисел;

б) об использовании средств наглядности при изучении устной нумерации и пись­менной.
Занятие 2.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 20.

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

- усвоить методику изучения таблицы сложения и соответствующих случаев вычита­ния в пределах 20;

- усвоить вычислительные приемы, изучаемые в теме и методику их рассмотрения.

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Табличное сложение" в курсе математики начальных классов. Цели изучения темы.

2. Особенности изучения темы.

3. Методика знакомства с вычислительными приемами.

4. Работа учителя по усвоению детьми таблицы сложения.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ (выполняются письменно):

1. Пользуясь учебниками математики, расположите все случаи сложе­ния в порядке их изучения. Аналогично для вычитания.

2. Проработайте одну из указанных статей журнала "Начальная школа". Используя материалы журнала "Начальная школа" выпишите различные виды заданий, предназначен­ных для:

- подготовки к изучению таблицы сложения;

- заучивания таблицы сложения;

- усвоения состава чисел от 11 до 20.

Укажите, в какой форме лучше предлагать их детям.

Литература:

1981, N 1, с.32. 1984, N 7, с.34.

1985, N 3, с.65. 1987, N 2, с.31.

1986, N 1, с.22. N 12, с.30.

N 11, с.36.
Занятие 3.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ

В ПРЕДЕЛАХ 100

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Сложение и вычитание в пределах 100" в курсе математики началь­ных классов. Цели изучения темы.

2. Методика изучения свойств действий - теоретической основы вычислительных приемов.

3. Методика раскрытия вычислительных приемов (устных и письменных).

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проследите по учебникам математики (2(1-4)) порядок изучения темы.

2. Пользуясь учебниками математики (2(1-4)), ниже приведенные примеры располо­жите в порядке их изучения, и раскройте вычислительный прием для каждого из них:

48-30 40+20 40+16 34+20

48-3 50-30 40-16 34+2

20+6 45+12 45+18 36+7

25-5 45-12 45-18 36-7

44-40 30-6 19+1 49-9

- покажите для каких из этих случаев сложения и вычитания двузначных чисел программой предусматривается знакомство с письменным приемом вычислений.

3. Разработать конспект фрагмента урока:

- вычитание вида: 30-6 (2(1-4), с.74);

- знакомство с письменным приемом сложения (2(1-4), с.100).

4. Проработайте одну из статей журнала "Начальная школа", подберите материал по вопросам:

- ошибки учащихся, их причины;

- приемы самоконтроля, которые можно использовать при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100;

- другие подходы к изучению случаев сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Литература:

1978, N 3, с.65; N 2, с.69.

1982, N 8, с.57 (проработать всем).

1985, N 3, с.65.

1990, N 10, с.82 (новый подход к изучению сложения и вычитания в пределах 100).

1992, N 4, с.33.

1993, N 10, с.64.

1993, N 11, с.38.

1997, N 6, с.30,42.

1997, N 1, с.43.
Занятие 4.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

- усвоить особенности изучения табличного умножения и деления;

- уяснить методику работы по усвоению табличного умножения и деления;

- усвоить методику изучения внетабличного умножения и деления.

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Умножение и деление в пределах 100" в курсе математики в началь­ных классах. Цели изучения темы.

2. Знакомство с действиями умножения и деления.

3. Изучение таблицы умножения и деления. Работа по ее запоминанию.

4. Внетабличные случаи умножения и деления.

5. Деление с остатком.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Пользуясь учебником математики (1(1-4)), подберите упражнения, способствую­щие подготовке детей к изучению умножения и деления.

2. Пользуясь учебником математики (2(1-4); 3(1-4)) укажите порядок изучения темы.

3. Найдите в учебнике и выпишите те вопросы, на которые опирается учитель при изучении таблицы умножения и деления.

4. Ниже приведенные примеры расположите в порядке их изучения и приведите рас­суждения учащихся при их решении:

87:29 72:6 76:19 64:2 84:4

90:5 39:3 64:32 63:3 84:7.

5. Разработайте конспект фрагмента урока:

- зависимость между компонентами и результатом действия деления (3(1-4), с.17);

- таблица умножения и деления с числом 5 (3(1-4), с.33);

- деление с остатком (3(1-4), с.115).

6. Проработать две статьи из журнала "Начальная школа" (одна - по табличному ум­ножению и делению, вторая - по внетабличному или делению с остатком).

Литература:

Табличное Внетабличное

1981, N 11, с.44. 1981, N 1, с.36.

1983, N 10, с.45, с.48. 1982, N 2, с.44.

1985, N 10, с.34. 1984, N 3, с.51.

1987, N 10, с.42. 1984, N 10, с.69.

N 2, с.38. 1991, N 11, с.18.

N 5, с.42, с.44. 1978, N 2, с.43, с.72.

1988, N 12, с.32. 1997, N 1, с.42,43.

1991, N 10, с.37.

1995, N 2, с.51. 1997, N 3, с.60.
Занятие 5.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Нумерация трехзначных чисел в курсе математики начальных клас­сов. Цели изучения темы.

2. Особенности изучения вопросов устной и письменной нумерации трехзначных чи­сел.

3. Дидактическое оснащение, которое необходимо использовать при изучении нуме­рации трехзначных чисел.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проследите по учебникам математики (3(1-4)) и укажите порядок рассмотрения вопросов устной и письменной нумерации.

2. Подберите и выпишите упражнения в ходе выполнения которых осуществляется усвоение вопросов устной и письменной нумерации трехзначных чисел. Укажите эти во­просы.

3. Проработайте статью журнала "Начальная школа", подберите по вопросу:

- средства обучения, используемые учителями при изучении нумерации трехзнач­ных чисел.

4. Разработайте фрагмент урока:

- образование трехзначных чисел из единиц разных разрядов (3(1-4), с.126);

- чтение и запись трехзначных чисел (3(1-4), с.127).

5. Из методики Моро М.И. (2) приведите описание дидактических средств, которые необходимо использовать при изучении нумерации трехзначных чисел. Изготовьте одно из пособий.

Литература:

1982, N 10, с.62.

1993, N 8, с.27.

1996, N 1, с.39.

1996, N 9, с.54.
Занятие 6.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Сложение и вычитание трехзначных чисел" в курсе математики на­чальных классов. Цели изучения темы:

- основные знания, которыми должны овладеть учащиеся при изучении сложения и вычитания трехзначных чисел;

- умения и навыки, которые должны быть сформированы у детей при изучении этой темы.

2. Изучение устных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.

3. Изучение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проследите по учебникам математики и выпишите последова­тельность рассмотрения случаев сложения и вычитания трехзначных чисел.

2. Разработать конспект фрагмента урока:

- устные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел (3(1-4), с.140);

- письменные приемы сложения чисел (3(1-4), с.149);

- вычитание трехзначных чисел (3(1-4), с.152).

3. Приведите примеры ошибок, которые допускают учащиеся при выполнении сло­жения и вычитания трехзначных чисел. Укажите их причины и пути предупреждения и ис­правления.

Литература:

1982, N 8, с.58 (проработать всем).

1980, N 11, с.45. 1997, N 7, c.43.

1977, N 5, с.44. 1997, N 9, c.68.

1996, N 12, c.61.
Занятие 7.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Нумерация многозначных чисел" в курсе математики начальных классов. Цели изучения темы.

2. Особенности изучения вопросов устной и письменной нумерации многозначных чисел.

3. Дидактическое оснащение, которое необходимо использовать при изучении нуме­рации многозначных чисел.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проследите по учебникам математики (4) и укажите порядок рассмотрения вопро­сов устной и письменной нумерации многозначных чисел.

2. Перечислите вопросы, которые определены учебником для повторения перед изу­чением нумерации многозначных чисел, укажите номера соответствующих упражнений.

3. Проработайте одну из статей журнала "Начальная школа" и подберите материал по одному из вопросов:

- наиболее трудные вопросы нумерации многозначных чисел для усвоения детей и упражнения, помогающие их усвоению;

- средства обучения, используемые учителем при изучении нумерации многознач­ных чисел.

4. Изготовить таблицу разрядов и классов в виде перфокарты.

5. а) Из методики Бантовой М.А. выпишите "Схему разбора числа для много­значных чисел";

б) Из методики Истоминой Н.Б. подберите материалы по работе над особо трудными случаями сложения и вычитания, основанными на знании нумерации многознач­ных чисел.

6. Разработать конспект фрагмента урока:

- класс единиц, класс тысяч (4, с.7);

- чтение и запись многозначных чисел (4, с.10).

Литература:

1979, N 8, с.64.

1981, N 9, с.41.

1989, N 8, с.36.

1996, N 9, с.54.

1996, N 1, с.39.
Занятие 8.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Сложение и вычитание многозначных чисел" в курсе математики на­чальных классов. Цели изучения темы.

2. Новые и наиболее трудные случаи сложения и вычитания многозначных чисел, ме­тодика их изучения.

3. Ошибки, допускаемые учащимися при сложении и вычитании многозначных чи­сел. Их причины. Пути устранения и предупреждения.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Проследите по учебникам математики (4) и выпишите последовательность рас­смотрения случаев сложения и вычитания многозначных чисел.

2. Объясните решение следующих примеров: 4800-2185; 60050-5806.

Продумайте, какая подготовительная работа должна предшествовать рассмотре­нию этих случаев вычитания. Выясните, предусмотрена ли такая работа учебником. Пока­жите это.

3. Разработайте конспект фрагмента урока:

- вычитание многозначных чисел, когда в уменьшаемом несколько нулей подряд (4, с.64);

- сложение и вычитание величин (4, с.72).

4. Проработать одну из статей журнала "Начальная школа".

Литература:

1982, N 8, с.58.

1985, N 9, с.55, N 6, с.34.

1989, N 9, с.34.
Занятия 9.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Умножение многозначных чисел" в курсе математики начальных классов. Цели изучения темы.

2. Особенности изучения устных и письменных приемов умножения многозначных чисел.

3. Ошибки, допускаемые учащимися при умножении многозначных чисел.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Из вопросов, перечисленных в программе выделите и выпишите те, которые явля­ются новыми для детей.

2. Проследите по учебнику математики (4) и выпишите последовательность рассмот­рения различных случаев умножения многозначных чисел.

3. Продумайте, как объяснить детям целесообразность приведенной записи при вы­полнении письменных вычислений:

8400 5300 2830 4870

6 40 80 600

4. Приведите примеры ошибок, допускаемых учащимися при выполнении соответ­ствующих вычислений, укажите их причины.

5. Разработать конспект фрагмента урока:

- знакомство с письменным приемом умножения многозначного числа на одно­значное (3(1-4), с.158);

- умножение круглых чисел на однозначное число (4, с.87);

- умножение многозначного числа на круглое (4, с.136);

- умножение многозначного числа на трехзначное число (4, с.166).

Литература:

1982, N 8, с.59-68 (проработать всем). 1980, N 12, с.44 1996, N 12, с.47.

Занятия 10.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Место темы "Деление многозначных чисел" в курсе математики начальных клас­сов. Цели изучения темы.

2. Изучение устных и письменных приемов деления на однозначное число.

3. Особенности рассмотрения деления на двузначное и трехзначное число.

4. Ошибки, допускаемые учащимися при делении многозначных чисел. Их причины. Пути предупреждения и устранения ошибок.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Выпишите те вопросы, которые предлагается повторить в ходе изучения темы.

2. Проследите по учебнику математики(4) порядок рассмотрения случаев деления многозначных чисел; укажите, где и какие вопросы (из указанных вами) повторяются.

3. Приведите примеры ошибок, которые допускают дети при выполнении деления многозначных чисел; укажите их причины.

4. Разработать конспект фрагмента урока:

- знакомство с письменным приемом деления на однозначное число (3(1-4), с.168);

- деление многозначного числа на однозначное (4, с.110);

- деление многозначного числа на двузначное: (4, с.178).

Литература:

1982, N 8, с.60-61 (проработать всем).

1978, N 2, с.33. 1980, N 12, с.44.

1983, N 1, с.42. 1982, N 10, с.56.

N 10, с.52. 1997, N 7, c.26.
Занятие 11.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВЕЛИЧИН

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

- усвоить методику работы при изучении основных величин.

Вопросы для обсуждения:

1. Общие подходы в изучении основных величин в начальных классах.

2. Методика формирования представлений о массе.

3. Изучение темы "Время и его измерение".

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Выяснить, что сказано в программе об изучении основных величин.

2. Определить и показать, где учащиеся получают первые представления о следую­щих величинах и их измерении:

а) масса и единица массы - килограмм;

б) время.

3. Разработать фрагмент конспекта урока на тему:

а) килограмм - 1 кл.;

б) год, неделя, месяц - 2 кл.;

в) час, минута - 2 кл.;

г) два вида исчисления времени в сутках - 3 кл.

Литература:

1974, N 9, с.72. 1983, N 1, с.32;

1981, N 9, с.37; N 3, с.49.

N 5, с.61; 1989, N 8, с.39.

N 11, с.46. 1990, N 1, с.28;

1982, N 3, с.48. N 6, с.35.

N 10, с.51. 1993, N 6, с.34.

1995, N 2, с.53.
Занятие 12.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

1. Уяснить содержание алгебраического материала в начальном курсе математики и цели его изучения.

2. Усвоить методику работы при изучении алгебраического материала.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание алгебраического материала в курсе начальной математики и задачи его изучения.

2. Методика работы над математическими выражениями.

3. Формирование представлений о переменной (подготовительная работа в 1 классе. Буквенная символика, нахождение значения выражения при данных значениях входящих в него букв. Решение задач с буквенными данными.

4. Методика работы над числовыми равенствами и неравенствами (ознакомление де­тей со сравнением чисел и знаками сравнения, упражнения в сравнении выражений).

5. Методика работы над уравнениями в 1-4 классах (виды уравнений, решаемых в 1-4 классах). Ознакомление с уравнением. Решение задач способом составления уравнений.

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Выяснить, что сказано в программе об изучении алгебраического материала.

2. Выписать из учебников математики примеры различных видов заданий, связанных с алгебраическим материалом.

3. Определить место введения (знакомство) с каждым из вопросов:

а) уравнения; б) числовые выражения;

в) выражения с переменной; г) неравенства с переменной;

д) числовые равенства и числовые неравенства;

е) решение простых задач составлением уравнения.

4. Разработать фрагмент конспекта урока по теме:

- Выражения с переменными.

Литература:

1983, N 3, с.78; 1978, N 4, с.57;

N 9, с.47. N 7, с.32.

1976, N 9, с.52. 1995, N 9, с.25.

Занятия 13.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЗАДАЧИ СТУДЕНТОВ:

1. Уясните содержание геометрического материала в курсе математики начальных классов и цели его изучения.

2. Усвоить методику работы при изучении геометрического материала.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание геометрического материала в курсе математики начальных классов и цели его изучения.

2. Формирование представлений о геометрических фигурах (отрезок, многоугольник, угол, прямой угол, треугольник, четырехугольник, прямоугольник).

3. Формирование представлений о геометрических величинах и их измерении (длина отрезка, площадь фигуры, площадь прямоугольника).

ЗАДАНИЯ СТУДЕНТАМ:

1. Пользуясь указанной литературой:

а) выясните, что сказано в программе об изучении геометрического материала в курсе математики начальных классов;

б) перечислите все геометрические фигуры, изучаемые в начальных классах и укажите, где какая изучается;

в) перечислите, какие практические работы необходимо провести учителю при изучении геометрического материала в каждом классе.

2. Индивидуальные задания. Разработать фрагмент конспекта урока на тему:

1. Измерение длины. Сантиметр. 1 кл.

2. Прямой угол. 2 кл.

3. Площадь (1-й урок)

4. Измерение площади (1-й урок)

5. Измерение площади палеткой.

Литература:

1982, N 10, с.54. 1981, N 10, с.42,39. 1981, N 2, с.26. 1978, N 9, с.17.

1976, N 11. 1977, N 8, с.57. 1982, N 9, с.37. 1974, N 12, с.39.

1987, N 5, с.35. 1989, N 6, с.39. 1990, N 6, с.40. 1991, N 1, с.26.

1994, N 9, с.34. 1993, N 10, с.32. 1996, N 3, с.44. 1996, N 12, с.58.

1997, N 6, c.32.


Контроль за самостоятельной работой студентов

(6 часов)
Тема 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ДОЛИ ВЕЛИЧИНЫ", "ДРОБИ"

План:

1. Общие вопросы методики изучения дробей в начальных классах.

2. Методика ознакомления с долями величины.

3. Методика изучения дробей и соответствующих задач.
Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

План:

1. Особенности организации обучения в малокомплектной школе.

2. Урок математики в малокомплектной школе, его место в расписании, сочетание с другими уроками, особенности построения.

3. Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках матема­тики в малокомплектной школе.

4. Особенности оснащения уроков математики в условиях малокомплектной школы.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

План:

  1. Особенности системы обучения Л.В. Занкова.

  2. Особенности системы обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.

  3. Особенности системы обучения «Школа 2100»

  4. Особенности системы обучения «Школа 21 века».

  5. Особенности системы обучения «Гармония».



Литература:
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 1977.

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984.

3. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Демидова Т.Е., Чижевская Л.И. Методика обучения математики в начальных классах: Курс лекций: вопросы частной методики. – Брянск: БГУ, 2001.

5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов. – М.: LINKA-PRESS, 1998.

6. Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в началь­ных клас­сах. - М.: Просвещение, 1988.

7. Методика начального обучения математике. // Под ред. Л.Н.Скаткина. - М.: Про­све­щение, 1972.

8. Методика преподавания математики в начальных классах. Вопросы частной мето­дики. МГЗПИ, 1986.

9. Методика начального обучения математике. // Под ред. А.А.Столяра, В.П.Дрозда. - Минск, 1988.

10. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. Посо­бие для учителя. - М.: Просвещение, 1978.

11. Средства обучения математике в начальных классах. Пособие для учителя. - М.: Просве­щение, 1981 и 1989.

12. Труднев В.Н. Внеклассная работа по математике в начальных классах. - М.: Про­свеще­ние, 1975.

13. Программы начальной школы.

14. Учебники математики для начальных классов.

15. Журналы "Начальная школа".

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ЗАЧЕТУ
На зачет выносятся все теоретические и практические вопросы, рассмотренные на занятиях.

Вариант 1.

1. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10 (теория).

2. Выполните действия и приведите подробные рассуждения уч-ся для случаев:

42 – 20 58 – 36

60 – 7 38 + 7

Укажите, где изучаются эти случаи.

3. Найдите ошибки, установите причины и предложите пути их устранения и предупреждения для случаев:

5436 : 6 = 96 1564 : 34 = 316

Приведите правильные подробные рассуждения детей.

4. Укажите, где и с какой целью учитель может предложить уч-ся задание:

- назовите числа, которые состоят из 6 десятков и 4 единиц, 1 десятка и 7 единиц.

ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ


  1. Задачи и содержание методики преподавания математики как науки.

  2. Образовательные и воспитательные задачи обучения математики в
    начальных классах школы. Подготовка детей к изучению этого курса.

  3. Содержание курса математики начальных классов.

  4. Особенности построения начального курса математики.

  5. Понятие метода обучения. Методы обучения математике, используемые
    при формировании знаний.

  6. Методы обучения математике, используемые при формировании умений
    и навыков.

  7. Роль и функции проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике в начальных классах.

  8. Виды и способы проверки знаний, умений и навыков младших школь­ников по математике.

  9. Урок математики в начальных классах, его структура. Особенности
    урока математики в начальных классах.

  10. Подготовка учителя к уроку. Планирование работы учителя.

  11. Внеклассная работа по математике, ее особенности и формы проведения
    в начальных классах.

  12. Средства обучения математике, их роль в обучении математике младших
    школьников.

  13. Урок математики в малокомплектной школе: его место в расписании,
    сочетание с другими уроками, особенности построения.

14. Особенности организации обучения в малокомплектной школе, пос­тановка самостоятельной работы учащихся на уроках математики, оснащение учебного процесса.

  1. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10.

  2. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100.

  3. Методика изучения нумерации чисел в пределах 1000.

  4. Методика изучения нумерации многозначных чисел.

  5. Методика изучения основных величин. Формирование представлений о
    массе и единицах ее измерения.

  6. Методика изучения основных величин. Формирование временных представлений учащихся. Единицы измерения времени.

  7. Вычислительные приемы, изучаемые в 1-3 классах. Особенности устных
    и письменных вычислений

  8. Методика изучения сложения и вычитания в пределах 10.

  9. Методика изучения сложения и вычитания в пределах 100.

  10. Изучение таблицы умножения и деления.

  11. Внетабличное умножение и деление в пределах 100.

  12. Методика изучения устных и письменных приемов сложения и вычи­тания трехзначных чисел.

  13. Методика изучения сложения и вычитания многозначных чисел.

  14. Методика изучения умножения многозначных чисел на однозначное
    число.

  15. Методика изучения деления многозначных чисел на однозначное число.

  16. Основные этапы работы над задачей.

  17. Простые задачи и их виды.

  18. Методика обучения ранению простых задач, решаемых сложением и
    вычитанием.

  19. Методика обучения решению простых задач, решаемых умножением и
    делением.

  20. Методика изучения свойств арифметических действий и применение их
    для вычислений.

  21. Методика обучения решению задач с пропорциональными величинами.

  22. Методика обучения решению задач, связанных с движением.

  23. Методика изучения умножения многозначных чисел на двузначное и
    трехзначное числа.

  24. Методика изучения числовых выражений. Правила порядка выполнения
    действий.

  25. Методика формирования представлений о геометрической фигуре.

  26. Методика изучения основных величин. Формирование представлений о
    площади фигуры. Единицы измерения площади.

  27. Методика ознакомления с долями и дробями.

  28. Методика изучения деления многозначных чисел на двузначное и
    трехзначное числа.

  29. Методические приемы, используемые при обучении решению задач.

  30. Методика изучения темы "Деление с остатком».

  31. Методика изучения табличных случаев сложения и вычитания в
    пределах 20.

  32. Домашняя работа по математике в начальных классах.

  33. Методика знакомства с действиями умножения и деления.

  34. Методика изучения основных величин. Формирование представлений о
    длине и единицах ее измерения.

49. Методика изучения выражений с переменной. Уравнения в начальном
курсе математики.



страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.