NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Буквызис на конце приставок


Урок русского языка в 5-ом классе
Тема: Буквы з и с на конце приставок.

Цель: Стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения; в продолжение изучения темы;

Поддержание и усиление значения полученной информации по данной теме.

Развитие памяти, внимания, навыков орфографической зоркости, правильной и грамотной речи

Формирование умения находить в тексте слова на данное правило и объяснять его правописание графически.

Воспитание познавательной активности, настойчивости в учёбе.

Задачи:

1. Повторить определение приставки;

2.Находить орфограмму «з-с» в приставках, правильно обозначать, пользуясь алгоритмом.

3. Совершенствовать навыки морфемного разбора;

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оснащение урока: карточки, компьютер, интерактивная доска, учебник «Русский язык» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Структура урока:

I. Эмоциональный настрой. Вход в урок.

II. Актуализация опорных знаний:

III.Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Работа над новым материалом:

1) Решение проблемы.

2) Работа по учебнику.

3) Выполнение упражнений

4) первичное закрепление

V.Подведение итогов. VI Рефлексия.

VII. Домашнее задание.
Ход урока:

I. Эмоциональный настрой. Слайд ( Солнышко)

- Закройте глаза, вспомните о чём-то радостном, улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное.

Вход в урок:

- Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: «Почему приставки на –з и –с- нарушители фонемного правила?». Затем потренируем ум – выполним упражнения. И наконец, вытащим из тайников памяти кое – что ценное…

II. Актуализация опорных знаний:

-Над каким большим разделом мы работаем?

-Какие морфемы вы знаете? Назовите их.

-Что такое приставка?

-Какова её роль?

-Красиво, безошибочно оформим в тетрадях сегодняшнюю дату: « Первое февраля». Что вы знаете об этом месяце? Молодцы! Вас было приятно слушать!

-Найдите лишнее слово и выпишите его в тетрадь: (Слайд)

Переделка, перелесок, перец, переносица, передатчик,

Повязка, победа подарок, повар, повозка ,

Облако, находка, здесь. вбивать, надрезать

-Какие слова лишние?

- Какая морфема объединяет эти слова? Назовите приставки? К какой группе относятся эти приставки? Какое правило для них характерно. (Фонемное правило. Независимо от того, в какой позиции оказывается гласная или согласная в таких приставках, приставки пишутся всегда одинаково).

-Выполните морфемный разбор слов на карточках, пользуясь алгоритмом.

переносица, облако, повязка, надрезать, маленького ( Карточки) Слайд

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка-впереди!
III.Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

- Прочитайте слова, чего не хватает и в какой морфеме? ( Карточки)

Бе. дельник

Бе. заботный

И трепать

Во. дать

Бе. полезный

Ра. вязать

-Назовите проблему урока. « Буквы з и с на конце приставок».

Какую цель мы поставим на уроке? Всем спасибо.

III. Работа над новым материалом:

1) Решение проблемы.

-Как же решить проблему, возникшую на нашем уроке? Каковы будут ваши предложения? (Слушаю). Выделим в этих словах приставки, работаем на карточках. На какие согласные они заканчиваются? От чего это зависит? ( Очень точный ответ) А теперь утвердимся в своём предположении. Слайд.(Ой, молодцы)

Бездельник

Беззаботный

Истрепать

Воздать

Бесполезный

Развязать

Слайд. Приставки 2-ой группы

-По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы « живут» как будто в другом царстве: у них всё наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти « подлаживаются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них «оглушительно»

2).Работа по учебнику

Обратимся к учебнику, к нашему другу и помощнику. Прочитаем материал об орфограмме № 11.Обратите внимание на графическое обозначение этой орфограммы. А запомнить этот материал нам поможет

Слайд (Совсем не трудное правило) 3). Выполнение упражнений

- А сейчас мы потренируем ум – выполним упражнения Слайд (А теперь поупражняемся)

-В данных словосочетаниях и предложениях замените приставки первой группы приставками второй группы. С какой целью тренируемся? (Отрабатываем способ действия при выборе з-с)


  • Бутоны открылись ( раскрылись); (Интерактивная доска)

  • яблони зацвели ( расцвели);

  • створки окна отворились ( растворились);

  • соль просыпалась ( рассыпалась);

  • мебель поставили ( расставили);

  • неспокойный человек ( беспокойный).

  • Идёт непрерывный дождь ( беспрерывный).

  • Мы потратили деньги ( растратили) деньги.


Физминутка: Слайд

Игра «Трифон» для самовыражения (Преодоление недостатков эмоционального развития)

У деда Трифона семь детей, семь сыновей.

С такими глазами, с такими носами,

С такими руками, с такими ушами,

С такими зубами, с такими губами,

С такими плечами, с такими ногами.

Вот так дед Трифон!

4)Первичное закрепление.

Упражнение: Слайд (А к этим словам подберите антонимы)

  • Порядок- бе?порядок

  • участливый- бе?участный

  • Одарённый- бе?дарный корыстный– бе?корыстный

  • Жалостливый- бе?жалостный честный- бе?честный.


- Когда вы встречаетесь с приставками, заканчивающимися на з и с, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы з и с. А вот вторая. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одно с, а два. Что это за слова, сейчас мы с вами выясним.
1.Найдите приставки и корни в следующих словах. Откуда берутся два с в словах с приставками второй группы? Вам уже понятно: (первое с от приставки, а второе – от корня). Будьте внимательны! При записи таких слов не теряйте одно с, «не съедайте» его, а теперь распределим слова в две колонки.

Раскат, рассказ,рассвет, расцвет,, бессмертник, бесконечный,исследование
Слайд. И в заключении…( самостоятельная работа)
Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую для него приставку II группы. Запишите полученные слова.

…жечь, ...говор, ...сердечный, ...вкусный, ...пахать, ...ведчик, ...носчик, ...грамотный, ...вязать,...сильный, ...обидный
V.Подведение итогов. Оценивание

1. Назовите приставки I группы.

2.Назовите приставки II группы.

3. Сформулируйте правило написания приставок 2 группы или назовите способ действия при выборе з-с на конце приставок.
VI Рефлексия:

Я сегодня на уроке (не) сделал для себя открытие …

Мне больше всего понравилось на уроке …

Я могу похвалить себя за …
VII. Домашнее задание. Карточки задания, упр.424, упр.429. одно задание из трёх на ваш выбор. Готовиться к проверочной работе (перфокарты)

Грамматический материал 5 класс. Правописание гласных и согласных в приставках.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

Грамматический материал 5 класс. Правописание гласных и согласных в приставках.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

Грамматический материал 5 класс. Правописание гласных и согласных в приставках.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: