Буквызис на конце приставок
Урок русского языка в 5-ом классе
Тема: Буквы з и с на конце приставок.
Цель: Стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения; в продолжение изучения темы;
Поддержание и усиление значения полученной информации по данной теме.
Развитие памяти, внимания, навыков орфографической зоркости, правильной и грамотной речи
Формирование умения находить в тексте слова на данное правило и объяснять его правописание графически.
Воспитание познавательной активности, настойчивости в учёбе.
Задачи:
1. Повторить определение приставки;
2.Находить орфограмму «з-с» в приставках, правильно обозначать, пользуясь алгоритмом.
3. Совершенствовать навыки морфемного разбора;
Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оснащение урока: карточки, компьютер, интерактивная доска, учебник «Русский язык» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
Структура урока:
I. Эмоциональный настрой. Вход в урок.
II. Актуализация опорных знаний:
III.Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Работа над новым материалом:
1) Решение проблемы.
2) Работа по учебнику.
3) Выполнение упражнений
4) первичное закрепление
V.Подведение итогов. VI Рефлексия.
VII. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой. Слайд ( Солнышко)
- Закройте глаза, вспомните о чём-то радостном, улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное.
Вход в урок:
- Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: «Почему приставки на –з и –с- нарушители фонемного правила?». Затем потренируем ум – выполним упражнения. И наконец, вытащим из тайников памяти кое – что ценное…
II. Актуализация опорных знаний:
-Над каким большим разделом мы работаем?
-Какие морфемы вы знаете? Назовите их.
-Что такое приставка?
-Какова её роль?
-Красиво, безошибочно оформим в тетрадях сегодняшнюю дату: « Первое февраля». Что вы знаете об этом месяце? Молодцы! Вас было приятно слушать!
-Найдите лишнее слово и выпишите его в тетрадь: (Слайд)
Переделка, перелесок, перец, переносица, передатчик,
Повязка, победа подарок, повар, повозка ,
Облако, находка, здесь. вбивать, надрезать
-Какие слова лишние?
- Какая морфема объединяет эти слова? Назовите приставки? К какой группе относятся эти приставки? Какое правило для них характерно. (Фонемное правило. Независимо от того, в какой позиции оказывается гласная или согласная в таких приставках, приставки пишутся всегда одинаково).
-Выполните морфемный разбор слов на карточках, пользуясь алгоритмом.
переносица, облако, повязка, надрезать, маленького ( Карточки) Слайд
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка-впереди!
III.Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
- Прочитайте слова, чего не хватает и в какой морфеме? ( Карточки)
Бе. дельник
Бе. заботный
И трепать
Во. дать
Бе. полезный
Ра. вязать
-Назовите проблему урока. « Буквы з и с на конце приставок».
Какую цель мы поставим на уроке? Всем спасибо.
III. Работа над новым материалом:
1) Решение проблемы.
-Как же решить проблему, возникшую на нашем уроке? Каковы будут ваши предложения? (Слушаю). Выделим в этих словах приставки, работаем на карточках. На какие согласные они заканчиваются? От чего это зависит? ( Очень точный ответ) А теперь утвердимся в своём предположении. Слайд.(Ой, молодцы)
Бездельник
Беззаботный
Истрепать
Воздать
Бесполезный
Развязать
Слайд. Приставки 2-ой группы
-По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы « живут» как будто в другом царстве: у них всё наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а эти « подлаживаются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой з, то с буквой с. Глухие согласные действуют на них «оглушительно»
2).Работа по учебнику
Обратимся к учебнику, к нашему другу и помощнику. Прочитаем материал об орфограмме № 11.Обратите внимание на графическое обозначение этой орфограммы. А запомнить этот материал нам поможет
Слайд (Совсем не трудное правило) 3). Выполнение упражнений
- А сейчас мы потренируем ум – выполним упражнения Слайд (А теперь поупражняемся)
-В данных словосочетаниях и предложениях замените приставки первой группы приставками второй группы. С какой целью тренируемся? (Отрабатываем способ действия при выборе з-с)
Бутоны открылись ( раскрылись); (Интерактивная доска)
яблони зацвели ( расцвели);
створки окна отворились ( растворились);
соль просыпалась ( рассыпалась);
мебель поставили ( расставили);
неспокойный человек ( беспокойный).
Идёт непрерывный дождь ( беспрерывный).
Мы потратили деньги ( растратили) деньги.
Физминутка: Слайд
Игра «Трифон» для самовыражения (Преодоление недостатков эмоционального развития)
У деда Трифона семь детей, семь сыновей.
С такими глазами, с такими носами,
С такими руками, с такими ушами,
С такими зубами, с такими губами,
С такими плечами, с такими ногами.
Вот так дед Трифон!
4)Первичное закрепление.
Упражнение: Слайд (А к этим словам подберите антонимы)
Порядок- бе?порядок
участливый- бе?участный
Одарённый- бе?дарный корыстный– бе?корыстный
Жалостливый- бе?жалостный честный- бе?честный.
- Когда вы встречаетесь с приставками, заканчивающимися на з и с, вас могут подстерегать две опасности. Первая вам уже знакома: не перепутать бы з и с. А вот вторая. Есть такие слова, в которых при встрече приставки и корня пишется не одно с, а два. Что это за слова, сейчас мы с вами выясним.
1.Найдите приставки и корни в следующих словах. Откуда берутся два с в словах с приставками второй группы? Вам уже понятно: (первое с от приставки, а второе – от корня). Будьте внимательны! При записи таких слов не теряйте одно с, «не съедайте» его, а теперь распределим слова в две колонки.
Раскат, рассказ,рассвет, расцвет,, бессмертник, бесконечный,исследование
Слайд. И в заключении…( самостоятельная работа)
Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую для него приставку II группы. Запишите полученные слова.
…жечь, ...говор, ...сердечный, ...вкусный, ...пахать, ...ведчик, ...носчик, ...грамотный, ...вязать,...сильный, ...обидный
V.Подведение итогов. Оценивание
1. Назовите приставки I группы.
2.Назовите приставки II группы.
3. Сформулируйте правило написания приставок 2 группы или назовите способ действия при выборе з-с на конце приставок.
VI Рефлексия:
Я сегодня на уроке (не) сделал для себя открытие …
Мне больше всего понравилось на уроке …
Я могу похвалить себя за …
VII. Домашнее задание. Карточки задания, упр.424, упр.429. одно задание из трёх на ваш выбор. Готовиться к проверочной работе (перфокарты)
Грамматический материал 5 класс. Правописание гласных и согласных в приставках.
Коварная приставка с-
Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь…
Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.
Грамматический материал 5 класс. Правописание гласных и согласных в приставках.
Коварная приставка с-
Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь…
Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.
Грамматический материал 5 класс. Правописание гласных и согласных в приставках.
Коварная приставка с-
Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь…
Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: