NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Цель проекта: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Задачи проекта


Автор проекта:

Рядинских Елена Георгиевна

Цель проекта:

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи проекта:

  • Учить детей осознавать, что жизнь человека тесно связана с природой

  • Развивать познавательную активность дошкольников

  • Формировать позитивную установку по отношению к различным видам насекомых.

  • Способствовать усвоению детьми знаний об искусстве человеческих взаимоотношений через демонстрацию взаимоотношений в мире насекомых. Накоплению навыков, умений и опыта, необходимых для адекватного восприятия насекомых; понимания значения насекомых как важного компонента биосферы

  • Формировать позитивные установки по отношению к различным видам насекомых

Цель исследования рассмотреть вопросы:


Какую роль играют живые существа – бабочки в нашей жизни?

Каков образ жизни бабочек?

Как надо правильно относиться к насекомым?

Задачи исследования:


Доказать, что мир бабочек многообразен.

Познакомиться с образом жизни бабочек.

Определить значимость выполнения экологически правильного отношения к окружающей природе.

- Уметь объяснять, почему не нужно ловить бабочек.

План проекта


Подготовительный этап:

  1. Выбор темы проекта.

  2. Создание группы единомышленников: родители, дети, воспитатели

  3. Определение целей и задач

  4. Составление плана работы.

  5. Выбор материала, подбор литературы, определение целей и задач, экскурсий, подбор дидактических и сюжетно- ролевых игр и атрибутики к ним.

Основной этап:

Проведение проекта :

  1. Занятия по ознакомлению с окружающим.

  2. Экскурсии.

  3. Дидактические игры

  4. Тематические праздники.

  5. Чтение литературы по теме

  6. Викторина «Путешествие в страну «Насекомию».

  7. «Драматизация ».

Заключительный этап

  1. Подведение итогов.

  2. Обработка информации по анкетам детей и взрослых.

  3. Оформление результатов проекта.

  4. Оформление стенда «Бабочки Башкортостана»

  5. Оформление выставки «Взлетевшие цветы»

Рефлексия

Анкетирование детей и взрослых:

«Что ты знаешь о бабочках?»

«Изменилось ли у вас отношение к насекомым после нашей выставки?»

«Какие чувства ты испытывал к насекомым раньше?»

«Какие чувства ты испытываешь к насекомым теперь?».

Экспозиционно-художественное решение проекта:

  • Выставка детских работ «Взлетевшие цветы»

  • «Маленькое чудо в твоих руках--мастер класс

  • Эко-стена :«Планета бабочек»

  • фотовыставка

Культурно-образовательное наполнение проекта:

Т.А.Шорыгина «Насекомые какие они?», А. Братцев «Бабочки», В. Танасийчук «В гостях у насекомых», Н.Павлова «Большое чудо» ,журнал «Дошкольная педагогика» №4/10

Основные материалы: коллекция бабочек , картинки с изображением бабочек, микроскоп с крылом бабочки, мозаика.

По теме предусмотрены следующие виды работы:

  • Рассматривание коллекции бабочек или картинки.

  • Пояснительная записка: «Посмотри на эти картинки. Кто это? Конечно, это бабочки. Многие бабочки восхитительны. Их хочется сравнить с красивыми цветами. Недаром в древности (в Древнем Риме) думали, что они произошли от цветков, оторвавшихся от растений. Русское название «бабочка» является уменьшительно-ласкательным от слова «баба» и дано им за изящество и красоту. Все бабочки прекрасны. Но может быть, какая-то из них тебе понравилась больше всех. Какая? Чем она тебе нравится?»

  • Рассматривание крыла бабочки под микроскопом.

  • Пояснительная записка: «У бабочек есть другое название – чешуекрылые. Посмотри в микроскоп на крыло бабочки. Скажи, почему их так называют?»

Практическая деятельность :

  • Работа с мозаикой .

  • Пояснительная записка: «Крылья бабочек состоят из крохотных чешуек, которые можно разглядеть только в микроскоп.Чешуйки – это видоизмененные волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях складываются причудливые и сложные рисунки (узоры). Природа как бы играет в мозаику. И ты можешь выкладывать узоры из мозаики. Сложи красивый узор для бабочки».

Познавательная литература.

  • Пояснительная записка: «Бабочки – прекрасные насекомые. Их жизнь полна тайн и удивительных превращений. Многие их секреты описаны в книгах. Открой эти книги, рассмотри картинки». Книги по обоюдному желанию родителей и ребенка можно взять на время домой.

Для погружения в тему в развивающем

пространстве расположены:

  • Энтомологическая коллекция. Показывает разнообразие бабочек

  • Схема, дающая представление о внешнем строении насекомых

  • Сменная витрина позволяет представить на выставке экспонаты, так или иначе относящиеся к миру бабочек, а, кроме того, ее содержание меняется в соответствии с тематикой «календаря событий» (наборы открыток, марки, значки, календарики с изображениями бабочек, новогодние игрушки – насекомые и т.д.).     

  • Адаптационно – игровая зона предоставляет детям возможность поиграть с предложенными играми и игрушками, познакомиться с информационными листами. Эта зона является также местом для проведения занятий по теме проекта.

Проект «Взлетевшие цветы», преследует не только образовательные, развивающие, воспитательные цели, но и адаптационные. Используемая на выставке техника мягкой игрушки, понятная и близкая каждому ребенку, помогает юным посетителям частично избавиться от такой фобии, как страх и неприязнь к насекомым , узнать о незнакомых и мало известных сторонах их существования, получает практические навыки изготовления насекомых в разных техниках (граттаж, симметричное вырезание из бумаги, бисероплетение, флористика, вырезание из дерева, , кожи и т.д.).\

     Фотовыставка. Фотоработы позволяют увидеть бабочек в естественной среде обитания, на фоне природы. Макросъемка помогает рассмотреть более детально строение насекомых, их особенности. Кроме того, коллекции фотографий являются альтернативой коллекциям подлинным, что дает возможность формировать у детей умение пропагандировать идеи охраны окружающей среды среди своих сверстников и всего населения, развивать социально-активную жизненную позицию по отношению к различным нарушениям норм поведения в природном окружении.

Краткая аннотация проекта

Как ни странно, но почему - то знания современных детей о животных, которых не было в личном опыте , намного богаче чем, о насекомых, которых видят часто. Зачастую, знания скудные, неточные? Может быть, насекомые — не очень интересный объект наблюдения и познания для дошкольников? Но из личного опыта мы знаем, что изучению насекомых в программах обучения отведено очень незначительное количество времени, причем этому вопросу уделяется гораздо больше времени в детском саду и начальной школе, чем в средней школе, колледже или ВУЗе. В конечном итоге, багаж знаний о насекомых у взрослого человека остается на уровне начальной школы, что в свою очередь ведет к выбору тактик и стратегий отношений с этой группой животных, базирующихся на том уровне знаний, который определяется термином "экологическая безграмотность". Подобное положение вещей определяет актуальность затронутой темы и обосновывает цели и задачи, при разработке и реализации проекта «Взлетевшие цветы». Энтомологические коллекции всегда притягивали к себе внимание великолепием форм и расцветок. Но все же на насекомых, одних из самых маленьких жителей Земли, ребенок обращает меньше всего внимания. И все-таки, мир насекомых чрезвычайно интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств. Последовательное их раскрытие на пути от первичного знания к более полному и углубленному должно не только привлечь, но и заострить внимание ребенка, сделать его интерес устойчивее, а знания – глубже. Выбранная форма и содержательная основа музейной экспозиции – путешествие во вдруг ставший незнакомым, казалось бы, привычный мир - позволяет ребёнку вести диалог с миром окружающей его природы с целью формирования у него навыков поведения в данной среде.

  • Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле .И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка- насекомые. Называются они так потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная! А некоторые бабочки напоминают уже не цветы, а редкие драгоценности! Нежные, прелестные создания – бабочки – неизменно радуют наш глаз. Смотря на них, мы становимся ближе к природе, снимаем напряжение нашей стремительной, беспокойной жизни.Человека всегда привлекали бабочки. Отдыхая на природе, мы любуемся, наблюдаем, как они летают, как бесшумно опускаются на цветок. Нам захотелось узнать о бабочках как можно больше.

Изучая жизнь бабочки нас поразило то, что бабочки, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят листья растений. Потом превращаются в неподвижных, но живых куколок, из которых появляются бабочки. Они начинают кружиться над цветами, лакомиться ягодами, нежиться на согретых солнцем стенах домов и заборах. Мир бабочек многообразен. В Росси насчитывается более пятнадцати тысяч бабочек.. По активности бабочек делят на ночных и дневных. Наблюдая ночью за скоплением бабочек вокруг фонарей , сделали вывод, что бабочки ищут теплое место. А днем наблюдали, как бабочки греются на солнце, садятся на цветок и пьют нектар. Существует деление сезонное – весенние и летние бабочки..Солнечным днем кружатся над разноцветными душистыми цветами бабочки,словно танцуют вальс.Перелетая с цветка на цветок,бабочки собирают нектар и опыляют растения.Если же бабочка проснулась ранней весной,когда цветы еще не раскрылись,она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.

Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений,некоторые покрывают их защитной пленкой,спасающей от высыхания.

Через некоторое время из яичек появляются личинки- гусеницы.У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5- брюшковых.На ногах есть особые крючки,которые помогают удержатся на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений,поедают сочные плоды и питаются другими насекомыми- тлей.За время роста гусеница увеличивает свою массу в несколько тысяч раз!

Многие гусеницы покрыты густыми жесткими волосками или имеют яркую защитную окраску.Птицы не едят невкусных лохматых гусениц,а некоторых не замечают из за окраски.



Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью и окрепшая бабочка выбирается наружу..

Строение
Как и у большинства других насекомых, тело взрослой бабочки состоит из головы, груди и брюшка. На голове находятся органы зрения, обоняния и осязания, а также - ротовой аппарат. На груди - три пары ножек и две пары крыльев - передние и задние. Гибкое брюшко лишено конечностей. Для дыхания служит хорошо развитая система специальных трубочек - трахей. Как у всех высших насекомых, у взрослых бабочек сложная нервная система.
Ротовые органы бабочек преобразованы в длинный хоботок, который прекрасно служит для высасывания цветочного нектара. Когда бабочка не пользуется хоботком , она свёртывает его в крутую спираль и прячет у себя под головой.В расправленном виде хоботок некоторых бабочек превышает длину тела.
Глаза бабочки состоят из многих простых глазков. Каждый глазок формирует отдельное изображение на своей сетчатке, и общая картина, которую видит бабочка, состовляется из множества мелких частичных изображений. Такое зрение называется мозаичным. У многих ночных бабочек в каждом отдельном глазке есть особые "отражательные корзиночки", сплетённые из множества трахей. Из - за этого их глаза светятся в темноте.
Крылья покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей. Из - за этого правильное научное название бабочек - чешуекрылые. Каждая чешуйка многослойна, имеет сложное строение. Чешуйки бывают отражающие свет и преломляющие его. Из пигментных чешуек складывается красивый узор крыльев.
Потому , как бабочки держат крылья в состоянии покоя, их можно разделить на две группы. Если сидящая бабочка, складывая крылья, превращает их в плоскую пластинку, то это - дневная бабочка. Если крылья сидящей бабочки напоминают треугольный шалашик, то она - ночная. Дневные бабочки летают днём, а ночью отсиживаются в убежищах - под листьями, в трещинках коры, под навесами домов. Ночные бабочки делают всё наоборот - прячутся в светлое место.


Зачем бабочки летят на свет?

Оказывается, сам по себе свет их не привлекает. Просто источники искусственного освещения сбивают бабочкам врождённую программу, с помощью которой они ориентируются пространстве? В природе ночные бабочки могут использовать свет луны, чтобы "держать курс". У них в голове есть своего рода встроенный транспортир, который всё время фиксирует угол между направлением полёта насекомого и лучами лунного света. Луна очень далеко, поэтому её лучи можно условно считать параллельными. Бабочка летит относительно света под определённым углом, не изменяя его, и попадает туда, куда хочет.



страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: