NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Цель проекта: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Задачи проекта

За кувшинкой лезли через камыши….»)







Бабочка — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- «свирепая»), что бабочки — это души умерших.

Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости.

В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.

В переводе с индейского наречия название бабочки звучит как «частица неба, упавшая на землю».

Эволюцию бабочек древние римляне представляли ошибочно, хотя и поэтично: по их поверьям бабочки — это сорвавшиеся со стеблей и ожившие цветы. Однако и здесь есть доля истины: судьба этого отряда насекомых действительно была неразрывно связана с цветковыми (покрытосеменными) растениями. Поэтому первых предков бабочек находят уже в отложениях мелового периода — эпохи заката динозавров и расцвета покрытосеменных.

Такой долгий путь взаимовыгодного сожительства привел к тому, что определенные виды бабочек и определенные виды цветковых просто жизни друг без друга не мыслят. ".

Русское название «бабочка» является уменьшительно-ласкательным от слова «баба» и дано им за изящество и красоту.

                       

Веселое лето и волшебные бабочки

Конспект занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программное содержание: расширять и уточнять знания детей о насекомых, их строении; развивать умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи; познакомить детей с новой техникой рисования (монотипия предметная); развивать чувство цвета; воспитывать бережное отношение ко всему живому; воспитывать умение давать оценку своим работам и работам других; развивать мелкую моторику рук, психические процессы.

Материал: иллюстрации с изображением бабочек, других насекомых (для проведения дыхательной гимнастики); краски акварельные; кисти; бумага, согнутая пополам; клеёнки.

Ход занятия

Релаксационное упражнение «Цветок на поляне».

Дети сидят на полу, широко расставив ноги, выполняют различные движения руками, затем встают и удерживают равновесие на носках.

Воспитатель (В.). Какие красивые у нас получились цветы, ребята! Такие яркие, красивые, весёлые, что к ним и гости прилетели (показывает картину с насекомыми). Кто из вас узнал наших гостей? (Это бабочки, стрекозы, пчёлки.) А как мы их можем назвать одним словом? Правильно, это насекомые. Что могут делать насекомые? Кто из наших гостей умеет жужжать? А кто стрекочет? Кто из них летает, а кто ползает? (Ответы детей.)

Давайте рассмотрим строение кузнечика, стрекозы, пчелы, бабочки, что у них общего и чем они отличаются?

Какого цвета большинство насекомых? (Зелёного.) Почему? (Чтобы спрятаться, укрыться, быть ближе к природе.) Ребята, а насекомые — это живые существа или нет? Значит, как мы их ещё можем назвать? (Животные.) Правильно, это представители животного мира.

В. Прислушайтесь, ребята, мне кажется, что кто-то шелестит. Наверное, это бабочки. Давайте поищем их. (Воспитатель показывает иллюстрации бабочек, вырезанных их разноцветной бумаги, рассказывает о них детям; проводит с ними дыхательную гимнастику, дуя на крылышки бабочек.)

Красивые бабочки к нам прилетели? А когда мы их можем увидеть? (Весной, летом, когда тепло.) Давайте и мы, чтобы у нас стало теплее, нарисуем себе волшебных бабочек. А знаете ли вы, что в нашей родной Беларуси, крае лесов, рек и голубых озёр, существует около 1.600 видов бабочек из 59 семейств. Правда, богатая и интересная у нас природа?

Подойдите, пожалуйста, к моему столу. Я покажу, как можно нарисовать волшебную бабочку. (Воспитатель наносит контуры, рисует, дети смотрят и каждый, в меру своей фантазии и вкуса, рисует бабочку.) А теперь не забудьте произнести волшебные слова:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Дети машут ладошками.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков и подносят их

к глазам.)

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками.)

От усталости упали.

(Роняют ладошки на стол.)

Дети рисуют под лёгкую, красивую и весёлую музыку.

Положите своих бабочек на подоконник. Давайте посмотрим, какие они у нас получились. Какая больше всего нравится тебе, Никита, а тебе, Даша, а тебе, Миша? (Дети рассматривают рисунки.) А теперь давайте уберём за собой столы.

Вот и молодцы, ребята! Из ваших рисунков мы оформим выставку, где будет ласковое солнышко, весёлое лето и удивительной красоты бабочки и вся-вся наша прекрасная природа.

Тема: «Бабочки в цветочном королевстве».

Цель: Учить детей осознавать что жизнь человека тесно связана с природой. Воспитывать желание у детей быть здоровым, учить уважительно относиться к природе. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы. Развивать у детей образное мышление, воображение.

Материал: Бумажные цветы, бумага, краска, кисточки, салфетки.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный и волшебный мир цветов. Для этого нам нужно превратиться в бабочек.
-Посмотрите сколько вокруг красивых цветов.

2. Игра «Живое- не живое».

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы, предлагает детям определить к какой они относятся.

Живая природа- человек, животные, растения.
Неживая природа- камни, звёзды, горы.

Воспитатель: Ребята, а цветы относятся к живой или неживой природе? Почему? (Дети аргументируют свои ответы).
- Ребята, как вы думаете можно просто так срывать цветы? (Ответы детей).
-Как нужно относиться к окружающей нас природе? (Бережно, с уважением).

3. Рисование «Цветы»

Воспитатель предлагает детям нарисовать красивые, яркие цветы, которые они видели в цветочном королевстве.


Волшебный луг и его обитатели.

 

Цель: Формирование навыков учебно-познавательной готовности, развитие навыков межличностного взаимодействия.

Задачи:  

·        Развивать познавательную активность дошкольников

·        Продолжать развивать познавательные процессы (внимание, мышление)

·        Развитие коммуникативных навыков (умение работать в паре, согласовывать свои

действия)

·        Снятие эмоционального и физического напряжения

 

Ход занятия.

I.                  Организационный момент.

II.                Основная часть занятия.

 

1.        Введение в тему.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по волшебной стране знаний и посетим волшебный луг и его обитателей. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глазки, мы отправляемся в путешествие. Представьте себе большой, просторный луг,

поросший густой зелёной травой. Тёплый ветерок колышет траву и приносит с луга

приятные ароматы цветов. Жизнь на лугу кипит: туда-сюда снуют жучки и

букашечки, вот мимо протопал ёжик. Он несёт на себе много вкусненького,

делает запасы на зиму. Легко и красиво с цветка на цветок порхают бабочки. Над вами

чистое голубое небо. Красота! (когда дети закрывают глаза включается релаксационная музыка)

Открываем глазки. Вот мы и прибыли на волшебный луг.

2.                 Выполнение заданий.

Злой Глуппиус решил насолить обитателям волшебного луга. Посмотрите, что он

сделал с бабочкой. У неё исчезли узоры с крылышек. Давайте исправим то,

что натворил Глуппиус.

·        Посмотрите на бабочку, какой она была до посещения луга Глуппиусом.

На рисуй узоры заколдованной бабочке, чтобы она стала такой же как и прежде

. (дети работают в парах- у каждой пары свой образец бабочки и 1 заколдованная бабочка , узоры рисуют гелевыми ручками – 1 набор гелевых ручек на пару)

Получилось ли у вас расколдовать бабочку? Легко ли было работать одним набором

ручек? Как вы организовали свою работу?

·         На лугу, как и везде, существуют свои правила и порядки. Все насекомые летают

строго по своим дорожкам, чтобы не сталкиваться друг с другом. Глуппиус всех

запутал и теперь насекомые не знают, кому, где летать. Мы можем помочь им,

решив задачу: Стрекоза летает выше пчелы, а пчела выше бабочки. Кто летает

выше всех? Кто летает ниже всех? Обсудите задачу в парах и выберите, кто из

вас будет отвечать.

·        Подвижная игра «Пчёлы». Вы все – пчёлы на лугу. Жужжа, вы перелетаете с

цветка на цветок и собираете нектар. А я пчелиный часовой. Если я позвоню в

самый з вонкий на лугу колокольчик три раза, значит, летит трутень. Его надо

прогнать. Для этого надо жужжать как можно громче. Два звонка будут означать, что трутень улетел – можно возвращаться к своим трудам и жужжать тихо. Один звонок

означает страшную опасность – все пчёлы должны мгновенно замолкнуть и спрятаться.


 (Игра на регуляцию уровня шума – одна из форм упражнения внимания по отношению

к другому человеку)

·       
\\\\\\ Глуппиус украл самые красивые цветы луга. Какие луговые цветы вы  знаете, давайте

соберём букет. Называть можно только по одному цветку и называть может лишь тот

, у кого в руках окажется эта пчёлка. (дети передают игрушку )

А теперь, давайте посадим цветы на луг. Перед вами три вида цветов. Посадите их так,

чтобы ни один ряд не повторялся, и в каждом ряду присутствовали все три разных

цветка. Посоветуйтесь друг с другом, прежде чем выполнять задание. (Дети выполняю

т задание в парах, наклеивая цветы из самоклеющей бумаги в таблицу. Затем просматриваются работы каждой пары)

 

 

III.             Заключительный этап занятия. Поведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному лугу.


Конспект занятия «БАБОЧКИ»

Программные задачи:

Продолжить знакомить детей с миром насекомых, отмечая

их особенности и значимость.

Познакомить детей с внешним строением, образом жизни бабочек.

Развивать фонематический слух у детей.

Учить детей рисовать бабочку нетрадиционным способом -

монотипией.

Развивать творчество, воображение детей.

Развивающая среда:

Картинки с изображением насекомых, картинки с изображением

бабочек (сюжетные).

Модель «Насекомые».

Картинка шелкопряда с этапами выращивания кокона

Для рисования: бумага краски и кисти, паетки для украшения

крылышек.

Ход занятия:

Дети сидят на коврике.

Воспитатель: Назовите насекомых, в названии которых есть звук «А».

И передает ребенку камушек. Ответив, он передает камень соседу и т.д.

Воспитатель: Мы с вами опять путешествуем по Насекомии и

попадаем в гости к ... Чтобы узнать к кому, отгадайте загадку:

Она ярка и красива,

Так изящна, легкокрыла

Сама похожа на цветок,

Любит пить,цветочный сок (бабочка)

Воспитатель: Над зеленым лугом весело порхают

Пестрокрылые бабочки красавицы Каких бабочек здесь только нет! И Желтые,лимонницы крылышки которых напоминают дольку лимона, украшенную красными точкам, темно- красные краивницы и голубые, как небо. В Древнем Риме люди считали, что бабочки произошли от

цветов оторвавшихся от своих лепестков. Ведь и правда, бабочка похожа на летающий цветок.Вы знаете, что такая окраска помогает бабочкам прятаться от врагов среди цветов.

Рассмотрим бабочку поближе:

У бабочки есть неболылшая голова, на которой находятся большие

глаза и короткие уши, а также скрученный спиралью длинный

хоботок для добычи пищи.


У бабочек есть грудь и брюшко, две пары крыльев и б ног. Крылья и тельце ее покрыто мелкими чешуйками и волосками. У бабочек

нет домика Они живут, перелетая с одного цветка на другой. От

дождя скрываются в кору деревьев, забираются под листья.

Бабочка питается пыльцой и нектаром цветов, а также соком

сочных фруктов. Она протыкает плод своим сильным хоботком

(у некоторых бабочек он вырастает до 15- 20см) и высасывает

сок. Летом самка бабочки откладывает яйца в почву. Через некоторое

время из них появляются гусеницы. У гусениц много ног, на которых

есть крючки, которые помогают удержаться на растениях

Гусеницы очень прожорливы, они поедают листья и плоды

Потом гусеницы сбрасывают шкуру и окукливаются.Через

некоторое время оболочка разрывается, и появляется на свет

взрослая бабочка У бабочек есть враги - это птицы которые

поедают гусениц ,а также грызуны и змеи.

Бабочки не только украшают наши луга, но и приносят пользу человеку.

Воспитатель показывает картинку тутового шелкопряда и рассказывает об этапах получения шелковой нить.

Физ минутка: Танец бабочек (имитация движений бабочки).

2 часть

Учить детей рисовать бабочек нетрадиционным способом

(монотипия). Этапы работы:

1. Сложить лист пополам по вертикали. Развернуть.

2. Нарисовать простым карандашом на левой стороне половину

Головы, груди брюшка и два крыла (по показу воспитателя).

3. Акварелью расписываем бабочку, начиная с контура

4. Сырую работу складываем по линии сгиба и прижимаете ладонью

для лучшего отпечатка

5. Быстро разворачиваем лист. Даем рисунку просохнуть

6. Дополнительно прорисовываем усики (ног не видно, они под крыльями) и украшаем крылья паетками приклеивая их симметрично.

Дети рассказывают про своих бабочек, дают им название. Фантазиуют, где они могли бы жить, чем питаться и т.д.

Итог занятия


Встреча с бабочкой Лили

Игровые персонажи: пчела Майя и бабочка Лили, сделанные из бумаги или пленки.

Сюрпризный момент

Майя говорит, что хочет познакомить детей со своей подругой, но ее подруга куда-то спряталась, и про­сит позвать ее по имени Лили.

Дети зовут.

Педагог незаметно дергает за леску, бабочка «слетает». Майя спрашивает детей, кто ее подружка.

2- задание Беседа с детьми

Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обита­ния бабочек; развить речь.

Бабочка Лили спрашивает, что дети о ней знают. Вопросы:

  1. какие названия бабочек вы знаете ;

  2. чем отличаются бабочки;

  3. где они живут;

3-Задание Игра «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница» Цель: развить точность движений руки, воображение.

Оборудование: карточка, на которой слева нарисована гусе­ница, справа — точечное изображение бабочки.

4- Задание Дидактическое упражнение

«Составь рассказ но этапам развития бабочки»

Цели: закрепить знания о стадиях развития бабочки; развить связную речь.

Оборудование: картинка с изображением гусеницы, кукол­ки, бабочки.

                                                

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Самые крупные насекомые встречаются среди бабочек (размах крыльев до 28 см)
фах - моли (платяная и шубная), белые гусенички, которых так трудно выискивать среди ягод малины (личинки листовёрток), "червяк" в яблоке ( та же листовёртка) - это всё тоже бабочки!

Мы привыкли, что бабочки миролюбивы, но они бывают дерзкими ворами. Многим пасечникам известны нападения бражника мёртвая голова на ульи. Пчёлам толстый бражник вреда конечно не сделает. Но и они ему тоже, так что уйдёт он только когда наестся до отвала мёдом. Есть и более грозные примеры.

Одна из тропических ночных бабочек, как оказалось - питается… кровью!! Да-да, словно киношные летучие мыши-вампиры она снижается над жертвой, садится на её широкую спину (жертвой обычно становится домашний скот), выбирает местечко с близко прилегающими к коже кровеносными сосудами, вонзает свой заостренный хоботок и пьёт кровь!

Другой родственник этого кровопийцы имеет ещё более изысканный вкус - он лакомится слезами! Не человеческими правда, а коровьими. Доводит он до слёз южных бурёнок опять же хоботком. Он у этой бабочки со специальными ворсинками, раздражающими нежные покровы глаза.

Личинки бабочек (гусеницы) не более миролюбивы. Обычные и в наших краях голубянки вместе с листвой с удовольствием поедают тлей, червецов и прочих мелких козявок, а заодно и своих сородичей помладше!

Кстати, далеко не все бабочки такие уж мелкие. Южноамериканскую тизанию-совку с её тридцатисантиметровым размахом серых крыльев /см. рисунок/ охотники подчас путают с куропатками!

Бабочки не всегда бывают даже крылатыми. В наших лесах и парках (до заморозков) на стволах деревьев можно отыскать сереньких невзрачных "жучков". На самом деле это бескрылые самки пядениц и античной волнянки. Самцы их совершенно ординарные "мотыльки", а вот самки от рождения лишены крыльев и почти всякой способности к передвижению. Частенько эти бабочки заканчивают свою жизнь, заживо съеденные своими же детьми - гусеничками, вылупившимися из отложенных на ствол дерева яиц.

Среди наших бабочек есть и вовсе удивительные. Их крылья расщеплены на лопасти, словно на маленькие крылышки. Передние крылья расщеплены на две, а задние - на три лопасти. За эту особенность они и получили своё название - пальцекрылки (пять лопастей, как пять пальцев см. фото). Их довольно дальние родственники - веерокрылки - имеют еще более странные крылья аж из двеннадцати лопастей. Эти группы удивительных бабочек насчитывают десятки видов. А сколько точно - пока никто не знает, здесь есть возможность для открытия новых видов даже на территории России!

Вопреки заблуждению, многие бабочки живут не несколько дней (такие тоже встречаются), а недели, месяцы, а то и годы. Когда вы в следующий раз услышите о слабости бабочек, вспомните о долгих зимних месяцах, которые они проводят спящими под корой, в щелях и норках, а часто просто в опавшей листве. Каково это для насекомого, у которого температура тела всегда равна температуре окружающей среды.

.Тема: "Насекомые"

Цель: развитие  экологических представлений  о классе " насекомые", способствовать формированию поисково-исследовательских  способностей

Образовательные задачи:

  • закрепить представление детей о насекомых, их внешнем виде и образе жизни;

  •  уточнить, расширить и активизировать словарь по теме (муха, комар, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка, пчела, муравей, крылья, лапки, усы);

  •  закрепить обобщающее понятия «насекомые»;

  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи падежно-предложных конструкций с простыми предлогами).

Развивающие задачи:

  • развивать  связную речь детей;

  •  речеслуховое и зрительное внимание;

  • тактильные ощущения, общую, тонкую моторику;

  • координацию речи с движением, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  •  Воспитывать бережное, заботливое  отношение к природе;

  • Формировать навыки совместной деятельности.

Оборудование. Пальчиковые бассейны, фигурки насекомых,  кукла Незнайка,  цветы разного цвета, магнитофон и кассета с музыкой.

Электронные версии. Слайды с насекомыми, слайды с цветными бабочками,   кроссворд.

Ход занятия

1. Организационный  момент

 

Создание мотивации занятия. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики

На столе перед каждым ребенком стоит пальчиковый бассейн

 - Опустите руки в «бассейны » и нащупайте там сюрприз. Что это?

       Каждый ребенок называет сюрприз-насекомое

 - Кто это такие? Как можно их назвать одним словом?

      Ответы детей

- Верно. Сегодня мы продолжим разговор о насекомых. Предлагаю вам отправиться вместе со мной на весеннюю поляну, где множество насекомых. Готовы к путешествию? Закройте глаза. (Тихо звучит музыка.) Мы, как легкие мотыльки, переносимся на зеленую поляну. Открывайте глаза.

 

2. Рассматривание  слайдов  Презентация-I  «Насекомые»

- Вот мы и на поляне. Посмотрите, вокруг зеленая трава, а в ней спрятались насекомые.

 Перечислите, каких насекомых вы видите? Где  они обитают?

 Дети перечисляют насекомых, их  места обитания при  сопровождении показа слайдов

 -Расскажете пользу или вред приносят насекомые?

 Дети составляют описательные  рассказы по слайдам о пчеле, кузнечике, жуке, бабочке.

 

 - Умницы! Вы составили отличные рассказы о насекомых. А  знаете ли вы как появляются насекомые  и чем они  питаются ?

 -Вы правы  насекомые живут повсюду: в почве, среди растений, под камнями, в пресных водоемах и даже в морской воде.
   Многие насекомые питаются твердой растительной и животной пищей, имея грызущий ротовой аппарат. Некоторые употребляют клеточный сок растений или кровь животных и имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Есть и такие насекомые, которые во взрослом состоянии вообще не питаются. Насекомые ведут различный образ жизни. Одни из них ходят или бегают, другие - прыгают, третьи - летают.
   Насекомые - двуполые, то есть делятся на самцов и самок. Большинство самок насекомых откладывают яйца. В них развиваются зародыши. В определенный момент эти зародыши покидают яйца. Зародыш, вылупившийся из яйца, называется личинкой. Личинка, как правило, не имеет ни малейшего сходства со взрослым насекомым, а напоминает червяка. Личинки быстро растут и потому прожорливы. Свой ненасытный голод утоляют листьями, гниющими веществами, стеблями растений и даже мелкими животными. Из личинок вырастают насекомые.


-Ребята, как вы думаете полезны ли  комары, жуки, стрекозы, муравьи, пчёлы?

 Высказывание предположений детьми.

 

- Насекомые не только вредны. Они играют и очень большую полезную роль во всей жизни планеты. В частности, с их помощью осуществляется опыление растений. Без насекомых многие растения не давали бы плодов и семян, то есть не смогли бы размножаться. А есть насекомые - истинные друзья человека. Вспомните, например, пчелу. Она снабжает нас вкусным медом, воском, многими лекарственными препаратами.
   Велика роль насекомых в переработке различных отходов. Вместе с червями и микроорганизмами некоторые насекомые превращают опавшую листву, животный навоз в необходимые питательные вещества для растений. И если бы не труд насекомых, то земля покрылась бы сплошным навозом, опавшей листвой и неубранными трупами погибших животных, а это привело бы к гибели всего живого. Поэтому многих насекомых по праву называют санитарами.
   Кроме всего прочего, следует помнить, что насекомые служат пищей для многих других животных, например, для рыб и птиц.

  - Давайте  отгадаем  с вами  кроссворд и узнаем полезное   насекомое.


 

3. Решение кроссворда

4. Упражнение «Исправь ошибку» на правильный ответ  показ  слайда, используем вариант - Презентации-I

(Развитие речеслухового внимания, мышления.)


Появляется игрушка Незнайка.


 - Дети, а ведь мы не одни гуляем на поляне. Кто еще гуляет на поляне?

 Незнайка:  Здравствуйте, дети!

- Незнайка, расскажи детям, что ты видел на поляне?

Незнайка:  Около цветка летала бабушка.

 - Дети, Незнайка что-то перепутал. Помогите ему исправить ошибку.

   Кто летел около цветка? ( Дети исправляют ошибку)

Незнайка - Летала и жужжала пила. ( пчела)

                  - По веточке ползал лук. (Жук.)


                  - В муравейник залез воробей. (Муравей)


                  - На лист села Мура. (Муха.)

                   - Сашу укусил самовар. (Комар.)

 Незнайка благодарит за помощь, прощается и уходит.

 

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: