NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Цель урока: воспитание патриотизма и гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, нравственных и социальных установок. Задачи


Цель урока:

воспитание патриотизма и гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, нравственных и социальных установок.

Задачи:

  1. Научить выявлять связи событий, учить давать собственную оценку фактам; высказывать своё мнение по вопросу осмысления событий ВОВ.

  2. Формирование активной жизненной позиции учащихся, чувства сопричастности к судьбе своей малой Родины, желание принести пользу обществу; воспитывать уважительное отношение к памяти, уважение к ветеранам и традициям.

Предварительная работа:

1. Подготовка учащимися сообщений на темы «Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны»

2. Работа с художественными текстами, ( из дополнительных источников) по теме урока.

(Конспект прилагается).

Урок мужества.

Посвященный 70-летию освобождения Кубани от фашистских захватчиков

Беспримерному мужеству живых и погибших жителей Кубани в годы
Великой Отечественной войны посвящается.

Место проведения: школьный историко-краеведческий музей, раздел «Великая Отечественная война».

Цель проведения: воспитание патриотических чувств у школьников на примере героических судеб жителей Краснодарского края и станицы Северской в годы войны, событий в период оккупации немецкими захватчиками родного края – Кубани.

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, ноутбук, презентация.

Слайд 1.

Учитель:
Как вы думаете что это?

Смотрите - осколок!

1-ая девочка:
Настоящий?

Учитель:
А ты думала, игрушечный? Конечно, настоящий!

Юноша:
Да вовсе не осколок, а гильза. Самая настоящая гильза от ППШ.

Учитель:
Жаль, что предметы не умеют говорить, я уверена, эта гильза могла бы нам такое поведать  Да, предметы не умеют говорить, но за них говорит память!


Была война, прошла война.
На поле боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Слайд 2.

Учитель
27 миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.

Слайд 3.

Учитель
Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.

Слайд 4.

Учитель
Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

Слайд 5.!!!

Чтец 1.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен, хотя бы наш разум
Дорогой Победы пройти.

Слайд 6.

Чтец 2.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же, полными слёз.

Слайд 7.

Учитель
XX век – Вторая мировая война унесла 64 миллиона человеческих жизней. Ранено и искалечено 110 миллионов человек, сиротами стали 42 миллиона детей.

Слайд 8.

Чтец 3.
Вечная слава героям! Вечная слава!
Но зачем она им эта слава – Павшим?
Всё живое – спасшим: себя не спасшим.
Для чего она им эта слава – мёртвым?

Чтец 4.
От имени сердца, от имени жизни
Повторяю: Вечная слава героям!
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым – это надо живым!

Слайд 9.

(Звучит песня «Дороги». Музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина )

Учитель:
1941–1945 – годы Великой Отечественной войны. С беззаветным мужеством сражались советские воины, защищая каждую пядь родной земли. Но силы слишком были неравными в первые годы войны. Солдаты отступали, но духом не падали никогда. И отстояли свою Родину.

Чтец 5.
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край,
Я одну политбеседу
Повторял:
Не унывай!
Не зарвёмся, так прорвёмся,
Будем живы – не помрём,
Срок придёт – назад вернёмся,
Что отдали – всё вернём.

Слайд 10

Учитель
К июлю 1942 года, когда война пришла на Кубань, каждый пятый житель края ушёл на фронт. Из добровольцев было создано более 90 истребительных батальонов, три казачьих соединения: 50-я отдельная кавалерийская дивизия, Краснодарская пластунская дивизия и  4-й кубанский гвардейский кавалерийский корпус  Уходящим на фронт давали наказ: «Снова вы взяли в руки клинки и сели на боевых коней, чтобы, как и в прежние годы, отстоять нашу Родину от врага… А если придётся кому из вас отдать жизнь за родную землю, отдайте её как герои…»

Слайд 11.

Учитель
Место фронтовиков на производстве заняли женщины, старики, подростки, благодаря им три четвёртых промышленных предприятий стали работать на нужды обороны. На новороссийском заводе «Красный двигатель» появились первые фронтовые бригады. Производственные нормы выполнялись на 200-300%. Колхозниками в 1941 году было выращено в два раза больше зерна, чем 1940. Для подростков старше 12 лет в колхозах впервые установили минимум трудодней. Дети шефствовали над ранеными в госпиталях, собирали лекарственные травы».

Я шел в атаку, твердо шел туда,

Где непрерывно выстрелы звучали.

Чтоб на земле фашисты никогда

С игрушками детей не разлучали.

Слайд 12.

Экскурсовод
Мария Иссидоровна Обрежа, участвовала в освобождении станицы Северской от немецко-фашистких захватчиков. Окончила школу перед войной. Она мечтала стать врачом, чтобы спасать людям жизнь. Но в её мирные планы грубо ворвалась война. В начале апреля 1942 года всех учащихся краснодарского медицинского училища перевели на казарменное положение. А в июле началась эвакуация – враг подступал к Краснодару.

Ехали долго. Колонна машин остановилась. Немцы наступали, шли танки, в небе гудели самолёты. Одна из бомб взорвалась прямо возле машины. Маше кто-то крикнул: "Выпрыгивай!" Рядом взорвалась ещё одна бомба, присыпав девушку горячей землёй. Самолёты улетели. А Марию вытащили из-под земли. Вот так прошло первое боевое крещение, и закончился первый день на фронте. Позже Марию Обрежу зачислили в штат медицинских сестёр в истребительно-противотанковый артиллерийский полк резерва Главного командования, который базировался в Северском районе.

Ветеран рассказывала, что немцы жили в хатах мирных жителей, отбирали у них еду и скот, устроили в станице комендантский час. Одним словом, хозяйничали. А когда в станицу вошли наши войска, немцы бежали, прихватив с собой утварь, одежду и еду. 18 февраля 1943 года Северская была освобождена.

Мария Иссидоровна участвовала не только в освобождении Кубани, но и Украины, Белоруссии, Восточной Пруссии, Бессарабии, Польши, Варшавы. Перешла она и немецкую границу. Об одном эпизоде своей военной биографии вспоминала с особой теплотой. Она рассказывала, что 8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Советский народ праздновал победу. Мария Иссидоровна встретила её в одном из дворцов Берлина, где танцевала вальс с Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым. И это она считала своей высшей наградой.

Учитель:

В конце июня 1942 года фашисты начали наступление в направлении Волги и Северного Кавказа. В ходе упорных боёв гитлеровцам удалось к началу сентября занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающим к ним районов. На захваченной территории немецкие оккупанты устанавливали свои порядки и управы.


Слайд 13.

Учитель:
Но, несмотря на определённые попытки привлечь население на свою сторону, оккупационные власти в основном опирались на насилие и террор, как основные методы управления, что явилось следствием наставления фюрера. Они замучили и убили 61 тысячу кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала зондеркоманда СС-10А, впервые были применены душегубки,  в которых погибли жители и нашего Краснодара.

Слайд 14.

Блиц-опрос
1.Что такое «душегубка»?

2.Что такое «Голубая линия?»

3. Имена каких героев, защищавших Кубань, вам известны?

4.Какие города Кубани получили почетные звания?

5. Чем прославилась Малая Земля?

6.Кого называли «ночными ведьмами»?

7.Какое злодеяние совершилось в Михезеевой поляне?

8.Чем знаменита семья Степановых?

Слайд 15.

Учитель
Злодеяния оккупантов вызывали гнев и сопротивление населения, принимавшее формы партизанского движения, подпольной борьбы и саботажа. На Кубани действовало 73 партизанских отряда, объединённых в 7 партизанских соединений. Деятельностью отрядов руководил штаб партизанского движения во главе с П.И. Селезнёвым. Развернулась широкая сеть подполья. Партизаны применяли засады, диверсии, нападения на вражеские гарнизоны. Активные действия велись отрядами Краснодарского, Новороссийского, Анапского соединений. Партизаны и подпольщики оказывали серьёзную помощь Красной Армии, уничтожали живую силу и технику врага.

Слайд 18.

Учитель
Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110-километровой «Голубой линии». Весной 1943 года в небе Кубани происходила одна из самых крупных воздушных битв, в которой участвовало более 2 тысяч самолётов. Гитлеровцы потеряли 1100 самолётов. 52 советских лётчика были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них А.И. Покрышкин,  в прошлом воспитанник Краснодарского аэроклуба. В небе Кубани он сбил 20 самолётов врага.

Слайд 19.

Учитель
Освобождение края завершилось в ходе Новороссийско-Таманской операции. 12 февраля 1943 года был освобождён Краснодар.1 7 февраля 1943 года освобождены станица Северская. В боях за их освобождение принимала участие 57 стрелковая бригада,

Слайд 20.

Полностью от немецких оккупантов территория края была очищена только осенью 1943 года. Дорогой ценой досталась победа над фашизмом. Кубань положила на алтарь Победы почти 500 тысяч своих дочерей и сыновей. Трёмстам пятидесяти шести воинам-кубанцам присвоено звание Героя Советского Союза. Мы гордимся тем, что среди них бывший житель станицы Соболь ….

Слайд 21.

Слайд 22.

Учитель .
Много написано и сказано добрых, ярких и правдивых слов о воинах, рядовых и маршалах Победы. Низкий им поклон.

Чтец 1.
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки,
От всей земли, от всей земли!

Слайд 23.

Чтец 3.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Чтец 4.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье не в забвенье!

Чтец 4.
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните,
Но о тех, кто уже не придёт никогда,
Заклинаю – Помните!

Творческая работа

А теперь, дорогие друзья, мы с вами проведем небольшую творческую работу. Вы прослушали стихи о войне и сами их рассказали. Давайте попробуем сочинить небольшое стихотворение- синквейн -пятистишье. Оно строится определенным образом. Например:

Война (существительное-понятие)

Страшная, кровавая, ужасная (прилагательные)

Ранит, убивает, уничтожает. (глаголы)

Мы не хотим войны! (ключевая фраза)

Страдание. ( существительное-вывод)

Попробуйте и вы составить синквейн на тему »Кубань», «Родина»,»Победа», »Война»

Учитель:
Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.
Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны. Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной войны

Учитель:
Предлагаю почтить минутой молчания память миллионов людей, погибших за Родину, за наше счастливое детство.

Минута молчания, метроном.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит участников

Проблема

1.Какая проблема затронула вас на уроке?

2. Заслужила ли данная проблема вашего внимания?

3. Что даёт её решение?

4. Кому и для чего это нужно?

5. Что произойдёт, если ничего не менять?

1.Беседа:

- Сегодня на уроке все поработали отлично. Хотелось бы уточнить, какие факты, термины, события вам были известны изначально?

- Какую новую информацию вы получили?

- Удалось ли вам справиться с заданием? Какие трудности возникли на уроке?

- Каков план ваших дальнейших действий для достижения высоких результатов?

страница 1


скачать

Другие похожие работы: