NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Центральные библиотеки региона сегодня. Какими должны стать библиотеки будущего? Материалы межрегионального семинара


Комитет по культуре и туризму Рязанской области

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области

«Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»

Центральные библиотеки региона сегодня. Какими должны стать библиотеки будущего?
Материалы межрегионального семинара
28-30 марта 2012 года

Рязань 2012

Составитель:

С.А. Антоненко, заместитель директора по научной работе

Центральные библиотеки региона сегодня. Какими должны стать библиотеки будущего? : Материалы семинара. Рязань, 28-30 марта 2012 г. / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; Сост. С.А. Антоненко. – Рязань, 2012. - 27 с.

От составителя
28 – 30 марта 2012 года по инициативе Секции центральных библиотек субъектов Российской Федерации Российской библиотечной ассоциации и Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького при содействии комитета по культуре и туризму Рязанской области в нашем городе прошел межрегиональный проблемный семинар «Центральные библиотеки региона сегодня. Какими должны стать библиотеки будущего?»

Семинар был включен в сводный план основных профессиональных мероприятий библиотек Российской Федерации, составленный Российской библиотечной ассоциацией и отделом библиотек и архивов Департамента науки, образования и информационных технологий МК РФ на 2012 год.

Местом проведения выбрана Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького, так как в 2011 году было завершено строительство нового корпуса библиотеки, и она получила возможность развивать свою деятельность.

В семинаре приняли участие представители исполнительной и законодательной властей Рязанской области, заместитель министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев, представители Российской государственной и Российской национальной библиотек, руководители Орловской, Владимирской, Брянской, Смоленской, Ярославской и других областных библиотек, рязанских областных библиотек, библиотек рязанских вузов, центральных библиотек Рязани, некоторых муниципальных районов области; преподаватели вузов. Всего в работе семинара приняли участие 63 человека.
В ходе семинара были рассмотрены основные проблемы деятельности центральных библиотек субъектов России:

  • особенности деятельности центральной региональной библиотеки в современных условиях;

  • позиционирование центральной региональной библиотеки как информационного центра;

  • новые структурные подразделения универсальной библиотеки;

  • центральная библиотека региона: изменение типологических характеристик;

  • научно-методическая деятельность центральной библиотеки региона как государственная услуга (в свете ФЗ № 83);

  • виртуальное пространство библиотеки; использование интернет-технологий и веб-сервисов в деятельности ОУНБ;

  • современные информационные ресурсы в региональной библиотеке;

  • формирование современной системы краеведческой деятельности библиотек;

  • проекты по продвижению чтения среди молодежи;

  • креативность в профессиональном развитии молодых библиотекарей;

  • модернизация библиотечного пространства; интерьер современной библиотеки;

  • комфортная библиотечная среда.


29 марта на семинаре состоялся круглый стол «Региональная библиотека: о насущном»; гости нашей области побывали в Константиновской сельской библиотеке Рыбновского района, посетили музей С.А. Есенина в с. Константиново, музей И.П. Павлова, РИАМЗ «Рязанский Кремль», художественный музей.
Среди участников семинара были заместитель министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиев, заместитель председателя правительства Рязанской области Т.Н. Панфилова, председатель областного комитета по культуре и туризму Е.Г. Царёва.

Татьяна Николаевна Панфилова приветствовала участников от имени губернатора области Олега Ивановича Ковалёва. Она высоко оценила деятельность и состояние Рязанской ОУНБ имени Горького, в которой в последние годы проводится много межрегиональных и всероссийских социально-значимых мероприятий.

Григорий Петрович Ивлиев рассказал о влиянии библиотеки на его личное становление: сельская библиотека стала своеобразной ступенькой в его жизни. Он отметил необходимость продолжения модернизации Рязанской ОУНБ им. Горького. По мнению Григория Петровича, библиотеки должны реагировать на ситуацию в обществе, своевременно актуализировать свою работу. Он обратил внимание участников семинара на проект создания Национальной электронной библиотеки, содержащей научную, учебную и прочую полезную литературу, которой смогут воспользоваться посетители региональных универсальных научных библиотек, библиотек вузов, муниципальных библиотек. Григорий Петрович высказал озабоченность слабыми темпами компьютеризации библиотек некоторых регионов России, а также недостаточным пополнением библиотечных фондов новой литературой. Отметил, что в библиотеки должна приобретаться хорошая литература, а не книжки-однодневки для домохозяек. Функции библиотек должны изменяться, расширяться в связи с внедрением новых информационных технологий.

Елена Геннадиевна Царёва проанализировала ситуацию, сложившуюся в библиотечном деле региона, отметила необходимость сохранения сети сельских библиотек, высказала удовлетворение культурными акциями, организуемыми Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького по продвижению чтения. Высоко оценила работу по изданию поэмы С. Есенина «Анна Снегина» на 11 языках, презентация которой успешно прошла в Лондоне. Сообщила о том, что библиотекой готовится издание книги К. Паустовского на русском и немецком языках. Она будет представлена в сентябре 2012 года на выставке-ярмарке в Берлине. Елена Геннадиевна приветствовала инициативу молодых библиотекарей по продвижению библиотечной профессии в обществе. Ведущая семинара, директор Рязанской ОУНБ имени Горького Наталья Николаевна Гришина зачитала полученное накануне семинара приветствие президента Библиотечной ассамблеи Евразии, генерального директора Российской государственной библиотеки Александра Ивановича Вислого, в котором он пожелал участникам семинара успехов в рассмотрении новых путей совершенствования деятельности библиотек.

Директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Константинович Сорокин говорил о проблемах, стоящих и перед библиотеками, и перед книгоиздателями. Он отметил трудности в продвижении серьезной научной литературы, занимающей ¾ в российской издательской продукции.

Заведующая отделом Российской государственной библиотеки Галина Анатольевна Райкова рассказала о новшествах в структуре центральных библиотек субъектов России. Библиотеки адаптируются к новым условиям, возникает проблема библиотечных кадров, способных развивать библиотечное дело.

Заведующая сектором теории и методологии библиотечного дела НИО библиотековедения Российской государственной библиотеки Мария Ивановна Акилина остановилась на изменении типологических характеристик областных библиотек. Региональная библиотека – системообразующий институт, который поддерживает библиотечно-информационную систему региона, поэтому должна иметь соответствующие ресурсы и достойное финансирование.

Ведущий научный сотрудник НИО библиотековедения Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук Ольга Феоктистовна Бойкова охарактеризовала научно-методическую деятельность центральных библиотек субъектов РФ как государственную услугу, необходимую для совершенствования библиотечного дела региона. Ольга Феоктистовна остановилась на юридическом обеспечении научно-методической деятельности, на федеральных и региональных законодательных актах, нормативно-правовых документах, регулирующих методическую деятельность.

Заведующая сектором организации библиотечного дела НМО библиотековедения Российской национальной библиотеки Маргарита Борисовна Аврамова остановилась на проблемах в деятельности центральных библиотек регионов России, пригласила участвовать в создании базы данных региональных библиотек.

Заместитель директора ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева» Галина Ивановна Кукатова в своем выступлении представила региональную библиотеку как информационный центр, отметила основные проблемы и особенности ее развития в новой информационной среде. Развитие современной областной универсальной научной библиотеки как регионального ресурсного информационно-библиотечного центра, обеспечивающего информационные потребности субъектов социокультурной среды, способствует социальной гармонизации взаимоотношений в местном сообществе.

Заведующая информационно-библиографическим отделом Владимирской областной научной библиотеки имени А.М. Горького Анастасия Викторовна Кудасова рассказала о новых видах информационных услуг, выполняемых во Владимирской областной библиотеке, о корпоративных проектах, в которых библиотека добилась значительных успехов.

Заведующая краеведческим информационным центром ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького» Алла Дмитриевна Сурина в своем выступлении остановилась на краеведческой деятельности РОУНБ им. Горького, основных перспективных проектах.

Алевтина Николаевна Панкова, директор центра издательских проектов ЦКБ «БИБКОМ» предложила новые электронные информационные ресурсы региональным библиотекам в удаленном доступе, в частности, коллекции Национального цифрового ресурса «Руконт».

В докладе директора Рязанской ОУНБ имени Горького Натальи Николаевны Гришиной были отмечены инновации и проблемы в деятельности региональной библиотеки, а также направления ее дальнейшего развития.

Выступление председателя совета молодых библиотекарей Рязанской

области Надежды Сергеевны Выропаевой отразило деятельность молодых библиотекарей по продвижению чтения среди молодежи.

Клена Борисовна Лаврова, доцент Челябинской академии культуры и искусств, представила свое видение архитектуры и дизайна библиотеки будущего, связав его с функцией организации досуга и комфортностью библиотечной среды.

По итогам семинара была принята резолюция, в которой, в частности, говорится:

Участники семинара рассмотрели основные проблемы деятельности центральных библиотек субъектов России и пришли к выводу, что библиотеки сохраняют свое значение в качестве главного научно-методического и координационного центра библиотек региона, важного социального института, оплота культуры и толерантности, центра досуга, поэтому должны в первую очередь оснащаться техническими средствами и обеспечиваться высококвалифицированными кадрами.

Центральные библиотеки регионов участвуют в формировании единого научного, культурного и информационного пространства. Они призваны обеспечивать равные права граждан на свободный доступ к информации, обслуживать пользователей всех групп и категорий, занимающихся научной, преподавательской, культурной, производственной деятельностью и обучающихся в сфере высшего и среднего образования.

Многие центральные библиотеки субъектов РФ сегодня вступили в период бурных, активных трансформаций и обновлений; в библиотеках появляются новые структурные подразделения, они активно осваивают виртуальное пространство, используют интернет-технологии и веб-сервисы; приобретают современные информационные ресурсы; развивают научно-методическую деятельность, формируют современную систему краеведческой информации; реализуют масштабные проекты по продвижению чтения; модернизируют библиотечное пространство, создают комфортную библиотечную среду.

Участники семинара обращаются с предложением к Министерству культуры России, органам власти субъектов РФ:

  • содействовать формированию национального электронного ресурса научной, производственной, учебной и другой литературы и предоставлению к нему доступа пользователям центральных библиотек регионов, университетским и муниципальным библиотекам;

  • в рамках программы «Культура России» и аналогичных программ в регионах страны разработать подпрограммы по модернизации центральных библиотек регионов, включающие в себя мероприятия по технической модернизации, пополнению фондов библиотек печатными и электронными ресурсами – научно-производственной литературой для удовлетворения потребностей основных групп пользователей;

  • продолжить финансовую поддержку проектов создания модельных библиотек в сельской местности;

  • участвовать в федеральном финансировании комплектования фондов муниципальных библиотек;

  • обеспечить финансирование подключения к Интернету муниципальных библиотек;

  • разработать механизм передачи информационных ресурсов, оборудования для библиотек различных бюджетных уровней;

  • оказать содействие в создании сводных каталогов библиотек регионов России;

  • содействовать подготовке кадров для библиотек страны, разработать меры социальной поддержки молодых специалистов для закрепления их в библиотеках;

  • принять безотлагательные меры по повышению зарплаты библиотечным работникам;

  • инициировать разработку нормативно-правовых документов по учету работы библиотек в условиях внедрения новых информационных технологий и услуг;

  • принять «Инструкцию об учете библиотечного фонда».


Библиотекам регионов рекомендуется активизировать их модернизацию, превращение в современные социокультурные и информационные центры:

  • центральная библиотека региона должна своевременно откликаться на вызовы времени, актуализировать ее в соответствии с основными направлениями развития региона и страны в целом;

  • каждая центральная библиотека должна сегодня искать пути саморазвития, чтобы быть постоянно востребованной;

  • модернизировать библиотеки комплексно: обновлять библиотечное пространство, технические средства, технологии, информационные ресурсы, кадровый потенциал и т.п.;

  • внедрять дистанционное (удаленное) обслуживание населения с использованием Интернет-технологий;

  • активнее участвовать в социально-культурных акциях и организации интеллектуального досуга населения;

  • оптимизировать библиотечные фонды, приобретать научно-производственную литературу, способствующую развитию образования, науки и культуры в регионе, в том числе и в электронном виде;

  • продолжать создание сводного каталога библиотек России в корпорации с муниципальными библиотеками;

  • разрабатывать и реализовывать другие корпоративные библиотечные проекты в регионах;

  • формировать электронные библиографические и полнотекстовые краеведческие ресурсы и размещать их на сайтах библиотек для всеобщего доступа;

  • участвовать в межрегиональных корпоративных библиотечных проектах, в таких, как «Корпоративная база данных «Центральные библиотеки субъектов РФ»;

  • сотрудничать с подразделениями Президентской библиотеки, координировать действия в обслуживании населения и использовании ресурсов;

  • развивать общественные связи библиотек;

  • как системообразующий институт и методический центр в регионе центральная библиотека должна формировать государственную политику в сфере библиотечного дела, отстаивать позиции библиотек, способствовать повышению эффективности библиотечной деятельности, выполнять оценочную функцию в системе библиотек.

Универсальная научная библиотека на «крутых виражах» модернизации _________________________________________________________________

Маргарита Борисовна Аврамова,

заведующая сектором организации библиотечного дела НМО библиотековедения Российской национальной библиотеки

Более двадцати лет библиотеки нашей страны продвигаются с разной скоростью по новой магистрали под названием «модернизация». Годы показали, что на этом сложном пути одни библиотеки удержались на «трассе», а другие – более 5 тысяч – «сошли с дистанции». Наиболее опасными «виражами» всеобщей библиотечной модернизации стали не технологические нововведения, а те правовые реформы, которые изменили базовые основы существования библиотек.

Всю совокупность происходящих трансформаций пока сложно осмыслить, потому что процесс реформирования идет в режиме нон-стоп. Но главное уже очевидно. Административная реформа (№ 131-ФЗ), разграничив полномочия органов власти в сфере организации библиотечного обслуживания населения, разрушила единую систему централизованного взаимодействия библиотек, создала неравные условия для их развития, исключив при этом возможность финансовой поддержки муниципальных библиотек за счет бюджетов других уровней. Не решив эту проблему, другая реформа – бюджетная (№ 83-ФЗ) – потребовала от библиотек экономически оправдать необходимость своего существования, для чего все государственные и муниципальные библиотеки переводятся в новые правовые формы учреждений. При этом большая работа по содействию реформам на местах и по адаптации библиотек к новым условиям легла на плечи универсальных научных библиотек (далее – УНБ), которые также стали объектом реформ. Именно поэтому сегодня необходимо понять, что происходит с центральными региональными библиотеками, которые по своим типологическим функциям являются опорными для библиотечной системы субъекта федерации и всей системы государственных общедоступных библиотек страны.

Тенденции, наметившиеся за годы реформ в деятельности центральных региональных библиотек, крайне противоречивы. С одной стороны, они свидетельствуют об укреплении и усилении позиций УНБ, о расширении базовых функций и развитии полифункциональности в их деятельности. Но с другой стороны, есть основания отметить тенденцию к снижению влияния УНБ на библиотечную сферу региона. Речь идет не о потере той важной роли, которую УНБ играют сегодня, а скорее об обозначении тех веяний, которые оказывают различное влияние на ее будущее.

Первое направление трансформаций связано с расширением функций УНБ.

В некоторых регионах создаются новые модели центральных библиотек субъекта РФ путем объединения УНБ с другими видами центральных библиотек: детскими, юношескими, специальными для незрячих и слабовидящих. С начала 1990-х годов в 17 субъектах произошло объединение детских и юношеских библиотек (последнее состоялось в Кировской области в 2011 г.). Но сейчас этот процесс охватил и центральные универсальные библиотеки. Здесь открываются отделы по обслуживанию незрячих и слабовидящих (НБР Калмыкии, Томская и Пензенская областные библиотеки, на повестке дня этот же вопрос в Приморской ГПБ). Создан и действует центр детского чтения в Дальневосточной ГНБ и Национальной библиотеке Республики Саха (Якутия). Юношеские и детские филиалы действуют в библиотеках республик Башкортостан, Калмыкия, а также в Свердловской ОУНБ. Расширение функций УНБ в результате подобной реструктуризации, даже если она осуществлена на основе формального подхода, в конечном итоге повлияет на УНБ как целостную систему. Универсальной научной библиотеке потребуется время на освоение новых сфер библиотечного обслуживания, прежде чем произойдет органичное развитие новой модели центральной библиотеки региона, ориентированной на обслуживание всех категорий пользователей, включая детей и инвалидов.

Частным примером расширения функции – региональной памяти – стали изменения в составе субъектов Российской Федерации. Такие изменения не часто, но все же происходят в нашей стране и в пору реформ их возможность исключать нельзя. В 2005-2008 гг. в результате объединения (по сути— включения автономных округов в состав краёв и областей) число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование Коми-Пермяцкий, Эвенкийский, Таймырский, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа, и окружные библиотеки перешли в статус муниципальных библиотек. Перед ЦБ макросубъектов: Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области встала задача расширения функции региональной памяти (или книжной палаты региона), т.е. сбора, хранения и распространения документов, вышедших в регионе и документов о регионе, с учетом новых границ субъекта. Опыт работы библиотек, потерявших статус центральной библиотеки субъекта федерации, еще предстоит изучить, чтобы понять, как перемены в статусе библиотеки отражаются на ее функциях и читателях.

Рассматривая функции, выполняемые сегодня УНБ, можно отметить такое явление как полифункциональность. Наиболее ярко это проявляется в том, что УНБ становятся своего рода системой региональных центров: Регионального центра Президентской библиотеки, Центра чтения, Центра информации по качеству, Центра правовой информации, Центра культурных проектов, Центра экологической информации, Центра деловой и патентной информации и др. Интересен опыт Свердловской области, где создана областная межнациональная библиотека (в 1992 г.). Она является единственным в регионе методическим центром по этнокультурным проблемам и формирует ресурсы на национальных языках, взаимодействуя с национальными библиотеками страны. Факт существования такой библиотеки указывает на актуальность развития функции межнационального культурного центра в областных и краевых библиотеках, т.к. многонациональный состав населения характерен для большинства регионов России.

Второе направление трансформаций может привести к снижению влияния УНБ на библиотечную сферу региона.

Главную опасность представляет сокращение сети муниципальных библиотек практически в каждом регионе страны. Реструктуризация библиотечной сети, начавшаяся после введения в действие № 131-ФЗ, все еще продолжается и связана с присвоением муниципальным библиотекам статуса юридического лица. Согласно Приказу от 15.07.2011 г. № 324 Федеральной службы государственной статистики РФ библиотеки, не являющиеся юридическими лицами (т.е. вошедшие в состав учреждений клубного типа) предоставляют свои сведения в форму 7-НК. В настоящее время поселенческие библиотеки активно переводятся учредителями в состав других учреждений культуры: клубов, культурно - досуговых центров, информационно-культурных центров и др. Предварительные статистические сведения, полученные в начале этого года из некоторых регионов, показывают, что от 30% до 50 % от общего числа муниципальных библиотек переходят в структуру КДЦ (Республика Чувашия, Алтайский край, Ленинградская область и др.). Кроме того, сокращение сетевых единиц муниципальных библиотек связано с потерей самостоятельного статуса детских библиотек, которые входят в состав межпоселенческих ЦБС. Сейчас для многих УНБ остро стоит вопрос организации мониторинга состояния библиотечного обслуживания в регионе, особенно в тех территориях, где библиотеки стали структурными подразделениями небиблиотечных учреждений.

Фактором уменьшения влияния УНБ на библиотечную сферу региона является слабое обеспечение координации и кооперации библиотек региона (т.е. функции региональной библиотечной политики). По сути это одна из важных типологических функций УНБ, зафиксированная в федеральном и региональном библиотечном законодательстве большинства субъектов РФ. Но система межведомственного взаимодействия библиотек под эгидой УНБ давно не действует: старая разрушена, а новая не создана. Межведомственные библиотечные комиссии или советы, созданные органами исполнительной власти субъекта федерации, действуют лишь в отдельных регионах (например, в Ивановской, Псковской областях). В результате сегодня не каждая региональная библиотека может предоставить информацию о числе библиотек разных ведомств, находящихся на территории ее субъекта, тем более составить полную картину охвата населения библиотечным обслуживанием в регионе.

Развитие информационной инфраструктуры создает конкурентную среду для библиотек, поэтому даже незначительное отставание УНБ в технологическом обновлении и ресурсном обеспечении влечет за собой понижение ее конкурентной способности. Уже сегодня университетские библиотеки опережают центральные региональные библиотеки по уровню информатизации, ресурсному обеспечению своей деятельности, в том числе в области комплектования. Кроме того, на базе УНБ формируется сеть филиалов Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (далее – ПБЕ). К настоящему времени подписаны Соглашения с 30 субъектами РФ о создании филиалов на площадях ЦБ. Пока действует один филиал ПБЕ в Тюмени и, как первый этап на пути к созданию филиалов, открыто 5 региональных центров доступа к ресурсам ПБЕ в центральных библиотеках в Камчатском крае, Амурской и Новосибирской областях, республиках Бурятия и Коми. Можно предположить, филиалы ПБЕ, которые разместятся в новых или реконструированных зданиях библиотек, оснащенные современными информационными системами и оборудованием, оттеснят региональные библиотеки от читателей.

Сегодня УНБ, как и все библиотеки страны, находятся на новом «вираже» модернизации и пока еще не известно, какую роль в их судьбе сыграет № 83-ФЗ.

В какие правовые формы учреждений культуры перешли 83 УНБ?

Автономные – 7 библиотек (8 %) субъектов: Республики Бурятия, Красноярского края, Московской, Новосибирской, Томской, Тюменской, Ярославской областей.

Казенные – 8 библиотек (9 %) субъектов: республик Ингушетии, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Саха (Якутии), а также Кировской, Курганской, Ленинградской и Челябинской областей.

Бюджетные - 68 библиотек (83 %) всех остальных субъектов, включая 16 республик, 45 областей и краев, 5 округов, 2 города (Москва и СПб).

Для сравнения по другим видам ЦБ субъектов РФ (детским и специальным). Все виды этих ЦБ: автономные в 3 регионах (Республике Бурятии, Томской и Тюменской областях), казенные – в 5 регионах (Чеченской Республике, Кировской, Курганской, Ленинградской и Челябинской областях), бюджетные – в 19 регионах (20 % от числа субъектов). Статус казенного учреждения получили более 20 % от общего числа центральных библиотек для детей, детско-юношеских, юношеских и более 30 % – специальные для незрячих и слабовидящих.

Представляется, что процесс перевода УНБ в новые правовой формы не завершен окончательно и в дальнейшем возможны изменения. Например, в решении администрации Тульской области указано: «сами учреждения могут иметь слабую мотивацию для перехода в автономные, и осуществлять этот переход может иметь смысл после обновления и модернизации их материально-технической базы».

Сегодня пришло время адаптации к работе в новых правовых формах учреждений, к выполнению своих функций в рамках государственных (муниципальных) заданий на услуги. Как в этих условиях УНБ сохранять и укреплять свои позиции в регионе? Прежде всего, развивая методическую функцию. Центральными региональными библиотеками накоплен большой опыт методической деятельности: участие в реализации региональной библиотечной политики; внедрение и развитие современных библиотечных технологий в библиотеках региона, повышение квалификации библиотечных кадров и др. Но уже обозначились проблемы, которые связаны с необходимостью обоснования финансирования методической деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Это значит, при отсутствии государственных нормативов, устанавливающих потребности в методической помощи, нужно рассчитать объем государственной услуги (работы) «методическая деятельность в установленной сфере», обосновать необходимый объем бюджетных ассигнований, определить количественные и качественные показатели для контроля над выполнением госзадания. Есть и проблемные вопросы. Например, нужно ли включить в госзадание методические услуги, оказываемые не библиотекам, а органам управления библиотечным делом. В одних регионах власть делегировала центральным библиотекам отдельные свои полномочия в региональных законах, в других – они исполняют те же полномочия в виде распоряжений учредителя. УНБ разрабатывают региональные концепции и программы развития библиотечного дела, стандарты и нормы, регулирующие организацию библиотечного обслуживания, готовят информационно-аналитические материалы о работе муниципальных библиотек.

Практически все центральные региональные библиотеки (бюджетные, казенные, автономные) в той или иной мере отразили методическую работу в новых редакциях своих Уставов, в перечнях государственных услуг (работ), в государственных заданиях, в административных регламентах на оказание методической услуги, в стандартах качества предоставления методической услуги и многих других документах. Но в каждом регионе (и в каждой УНБ) методическая деятельность отражена по-разному в документах. Отсутствие единообразной трактовки связано не только с региональной спецификой, но и с использованием разнообразных терминов и понятий, с разными взглядами на методическую работу у практиков и у теоретиков библиотечного дела. В общих чертах методическая деятельность отражена в федеральном и региональном законодательстве, но остро ощущается отсутствие общероссийского документа – «Руководства по методической деятельности ЦБ субъекта РФ», регламентирующего данную деятельность во всем ее современном многообразии. Отсутствие документа, отражающего профессиональную позицию в этом важном деле, может привести к неожиданным результатам, в том числе к сокращению объемов методической работы или отказу от нее вообще (уже есть единичные примеры – Тюменская ОУНБ).

В целях поддержки научно-методической деятельности региональных библиотек и обеспечения информационно-методического взаимодействия на принципах сетевой интеграции Российской национальной библиотекой совместно с УНБ (участвуют 66 регионов) реализуется Общероссийский проект «Корпоративная полнотекстовая база данных "Центральные библиотеки субъектов РФ". Проект ориентирован на профессиональные интересы специалистов центральных библиотек. Электронная библиотека первоисточников (Уставов библиотек, отчетов, обзоров и т.п.), отражающих деятельность ЦБ субъектов РФ, создает основу для профессиональной аналитики состояния библиотечного дела в регионах и стране в целом. Такая аналитика является одним из важных аргументов в отстаивании позиций библиотек, но, главное, она может стать основой для выработки государственной библиотечной политики. Представляется, что усилиями центральных региональных библиотек, участвующих в проекте, можно создать действенный механизм для профессионального управления библиотечным делом на нынешних «виражах» модернизации, и только тогда рассчитывать на достойное будущее библиотек.
Список литературы:

Басов С.А. Корпоративная полнотекстовая база данных «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации» как основа интерактивного информационно-методического взаимодействия / С. Басов, М. Аврамова // Библиотечное дело. – 2011.- 21.- С. 42 – 44.

Володин Б.Ф. Проблемы развития европейских библиотек: регионализация и информатизация. – СПб, 2008. – 158 с.

Володин Б.Ф. Эволюция Центральных библиотек субъектов Российской Федерации // Управление и кадры. Материалы Всероссийского совещания руководителей федеральных и центральных библиотек субъектов Российской Федерации, Москва, 23 – 30 ноября 2001 г. – М., 2002. – С 117 – 123.

Качковская И. Нормативно-правовая база методической деятельности региональных библиотек / И. Качковская, Л. Михеева // Библиотечное дело. – 2011.- 21.- С. 36 – 41.

Материалы, размещенные на сайтах администраций регионов РФ, управлений культуры регионов РФ, Центральных библиотек субъектов РФ, в Корпоративной полнотекстовой базе данных «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации». -http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: