NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Центры многообразия и происхождения культурных растений



Тема

«Центры многообразия и происхождения культурных растений»

9 класс



Учитель биологии Гридякина Т. А.

МОУ «Казанцевская сош»
2010



Тема урока: Центры многообразия и происхождения культурных растений
Цель: Создать условия для освоения новой информации о центрах многообразия и происхождения культурных растений, о значении селекции для получения натуральных, экологически чистых продуктов питания.

Задачи: Образовательная: Овладеть системой знаний, связанных с происхождением культурных растений

Воспитательная: Воспитание патриотизма на примере жизни и деятельности Н.И. Вавилова, сотрудников Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде, бережного отношения к собственному здоровью через употребление в пищу продуктов, не содержащих генно-модифицированных компонентов.

Развивающая: развивать умения устанавливать связь между названием растения и центром его происхождения.
Оборудование: УМК, авторы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, карточки, мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности», 9 класс, компьютеры, продукты питания, не содержащие генно-модифицированных компонентов.

Форма организации учебной деятельности: обобщающий урок, групповая работа по изучению нового материала.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Контрольно – оценочный

1. Контрольный срез. Самостоятельная дифференцированная работа. Слайды 3,4,5

Цель: контроль знаний по теме «Закономерности изменчивости»


1) Терминологический диктант (карточки)


Повторяют изученный материал, самостоятельно выбирают задания и итоговую оценку

1 вариант

Изменчивость –

Модификационная

изменчивость –

Мутация –

Доминантная мутация –

Генеративная мутация –

Генная мутация –

2 вариант
Наследственная изменчивость –

Рецессивная мутация –

Соматическая мутация –

Полиплоидия –

Хромосомная мутация –

Норма реакции –

2) Приведи соответствие между рисунком и видом изменчивости (индивидуально на компьютере)

3) Выполни тест (индивидуально на компьютере)

Для оценки «3» - 1 задание

Для оценки «4» - 1 и 2 задание

Для оценки «5» - 1,2 и 3 задание

1. Мотивационно – целевой этап

1. Активизация имеющихся знаний
2. Демонстрация продуктов

Цель: Раскрыть значение надписей на упаковке продуктов. Убедить покупать только качественные продукты

3. Проблемная ситуация. Слайд 6

Цель: показать, что здоровье человека зависит и от употребления в пищу натуральных продуктов

4. Знакомство с темой урока. Слайд 2

5. Постановка учебных задач

Введение в новую тему «Селекция растений и животных».

Что такое селекция? (Наука о создании и совершенствовании пород животных и сортов растений). Селекционеры?

О чем говорит надпись на продуктах «Не содержит ГМК»? Что означает ГМО? Можете привести какие – нибудь примеры таких организмов?

Отрывок из газетной статьи («Природа Алтая» №1,2, 2010 год). «В США был выведен морозоустойчивый помидор. В его ДНК добавлен ген североамериканской морской камбалы. Овощ не портится снаружи, но гниет изнутри…».

Продукты organic (в Англии), eko (Голландии), bio (в Германии и Франции) – это натуральные, экологические чистые продукты питания, с естественным сроком хранения, полностью исключающие использование генно-модифицированных компонентов, пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста, консервантов, антиоксидантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, улучшителей вкуса и иных добавок искусственного происхождения. Урожайность таких культур на 20 – 30 % ниже, чем у традиционных. Стоят такие продукты в 2-3 дороже обычных.

Где взять новые гены для получения нового сорта и при этом не навредить здоровью человека?

Вывод: в природе

Генофонд существующих пород животных и сортов растений, беднее по сравнению с генофондом исходных диких видов.

Тема урока поможет найти пути решения данной проблемы.

Что на уроке вы хотели бы еще узнать? Какие задачи вы сегодня поставите?


Отвечают на поставленные вопросы, исправляют и дополняют ответы товарищей

Слушают учителя, задают вопросы, рассматривают надписи на продуктах питания, узнают больше о значении информации на упаковках

Работают над поставленной проблемой, высказывают свою точку зрения, слушают и анализируют ответы товарищей
Записывают тему урока в тетрадь.

Ставят задачи урока, оценивают значение материала лично для себя

2. Организационно – деятельный этап

1. Н. И. Вавилов – основатель советской селекции

(Самостоятельная работа с мультимедийными ресурсами подготовленной презентации)

Слайд 7,8

Цель: знакомство с деятельностью великого ученого


2. Коллекция ученого в годы войны (Сам-но по учебнику, стр 206)

Цель: воспитание патриотизма на примере подвига хранителей коллекции

Фронтальная беседа по итогам самостоятельной работы Слайд 9

3. Значение коллекции в наше время

4. Центры происхождения культурных растений

Цель: Выяснить место происхождения различных культурных растений

Групповая работа с 10 и 11 слайдами презентации.

5. Беседа по итогам самостоятельной работы. Слайд 12



Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова, яркого ученого с трагической судьбой. Обратить внимание на следующие этапы в жизни Вавилова

  1. Годы жизни Н.И.Вавилова (1887 -1943)

  2. Учеба и стажировка

  3. География путешествий (1916 – Иран, Памир. 20 – 30 годы Афганистан, Япония, Китай, Америка, Африка, Средиземноморье. После 1933 года – регионы СССР)

  4. Идея «переписи всех культурных растений»

  5. Теория центров происхождения культурных растений (год 1926)

  6. Последняя экспедиция (1940 год, Западная Украина, обвинение в шпионаже, арест, приговор к расстрелу)

Гражданский подвиг сотрудников Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде.

Почему так важно было сохранить эти семена?

В каком состоянии находится коллекция в настоящее время?

Гордость страны – 320 тыс. образцов, относящихся к более 1000 видов растений. Есть семена исчезнувших растений!

Для чего нужна коллекция семян?

Изучите при помощи электронной карты центры происхождения основных овощных культур


  1. Сколько основных центров происхождения растений выделено?

  2. Почему большинство центров совпадает с древнейшими цивилизациями человечества? (Показать карту)

  3. Где растут предки пшеницы и ржи?

  4. Откуда к нам пришли картофель, огурец, капуста, томат?



Самостоятельно работают с биографией, выбирают нужную информацию

Работают с учебником, сопереживают подвигу сотрудников института, отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой, записывают важную для себя информацию в тетрадь

Ведут диалог, быстро реагируют на ситуацию, дополняют и исправляют ответы товарищей


3. Рефлексивно – оценочный этап

Слайд 13

1. Подведение итогов урока

Выполнили ли вы поставленные задачи? Нравятся ли вам уроки с использованием компьютера? Почему? Как часто должны быть похожие уроки?

2. Оценки за урок

3. Д/з §43.


Анализируют эффективность своей работы на уроке, подводят итог урока

Литература: 1. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник/ Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. – М.: Дрофа.

2. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова и др., ООО Дрофа, ООО Физикон, 2006. 3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: