Центры многообразия и происхождения культурных растений
Тема
«Центры многообразия и происхождения культурных растений»
9 класс
Учитель биологии Гридякина Т. А.
МОУ «Казанцевская сош»
2010
Тема урока: Центры многообразия и происхождения культурных растений
Цель: Создать условия для освоения новой информации о центрах многообразия и происхождения культурных растений, о значении селекции для получения натуральных, экологически чистых продуктов питания.
Задачи: Образовательная: Овладеть системой знаний, связанных с происхождением культурных растений
Воспитательная: Воспитание патриотизма на примере жизни и деятельности Н.И. Вавилова, сотрудников Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде, бережного отношения к собственному здоровью через употребление в пищу продуктов, не содержащих генно-модифицированных компонентов.
Развивающая: развивать умения устанавливать связь между названием растения и центром его происхождения.
Оборудование: УМК, авторы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, карточки, мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Общие закономерности», 9 класс, компьютеры, продукты питания, не содержащие генно-модифицированных компонентов.
Форма организации учебной деятельности: обобщающий урок, групповая работа по изучению нового материала.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый
Структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность ученика | |
Контрольно – оценочный 1. Контрольный срез. Самостоятельная дифференцированная работа. Слайды 3,4,5 Цель: контроль знаний по теме «Закономерности изменчивости» | 1) Терминологический диктант (карточки) | Повторяют изученный материал, самостоятельно выбирают задания и итоговую оценку | |
1 вариант Изменчивость – Модификационная изменчивость – Мутация – Доминантная мутация – Генеративная мутация – Генная мутация – | 2 вариант Наследственная изменчивость – Рецессивная мутация – Соматическая мутация – Полиплоидия – Хромосомная мутация – Норма реакции – | ||
2) Приведи соответствие между рисунком и видом изменчивости (индивидуально на компьютере) 3) Выполни тест (индивидуально на компьютере) Для оценки «3» - 1 задание Для оценки «4» - 1 и 2 задание Для оценки «5» - 1,2 и 3 задание | |||
1. Мотивационно – целевой этап 1. Активизация имеющихся знаний 2. Демонстрация продуктов Цель: Раскрыть значение надписей на упаковке продуктов. Убедить покупать только качественные продукты 3. Проблемная ситуация. Слайд 6 Цель: показать, что здоровье человека зависит и от употребления в пищу натуральных продуктов 4. Знакомство с темой урока. Слайд 2 5. Постановка учебных задач | Введение в новую тему «Селекция растений и животных». Что такое селекция? (Наука о создании и совершенствовании пород животных и сортов растений). Селекционеры? О чем говорит надпись на продуктах «Не содержит ГМК»? Что означает ГМО? Можете привести какие – нибудь примеры таких организмов? Отрывок из газетной статьи («Природа Алтая» №1,2, 2010 год). «В США был выведен морозоустойчивый помидор. В его ДНК добавлен ген североамериканской морской камбалы. Овощ не портится снаружи, но гниет изнутри…». Продукты organic (в Англии), eko (Голландии), bio (в Германии и Франции) – это натуральные, экологические чистые продукты питания, с естественным сроком хранения, полностью исключающие использование генно-модифицированных компонентов, пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста, консервантов, антиоксидантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, улучшителей вкуса и иных добавок искусственного происхождения. Урожайность таких культур на 20 – 30 % ниже, чем у традиционных. Стоят такие продукты в 2-3 дороже обычных. Где взять новые гены для получения нового сорта и при этом не навредить здоровью человека? Вывод: в природе Генофонд существующих пород животных и сортов растений, беднее по сравнению с генофондом исходных диких видов. Тема урока поможет найти пути решения данной проблемы. Что на уроке вы хотели бы еще узнать? Какие задачи вы сегодня поставите? | Отвечают на поставленные вопросы, исправляют и дополняют ответы товарищей Слушают учителя, задают вопросы, рассматривают надписи на продуктах питания, узнают больше о значении информации на упаковках Работают над поставленной проблемой, высказывают свою точку зрения, слушают и анализируют ответы товарищей Записывают тему урока в тетрадь. Ставят задачи урока, оценивают значение материала лично для себя | |
2. Организационно – деятельный этап 1. Н. И. Вавилов – основатель советской селекции (Самостоятельная работа с мультимедийными ресурсами подготовленной презентации) Слайд 7,8 Цель: знакомство с деятельностью великого ученого 2. Коллекция ученого в годы войны (Сам-но по учебнику, стр 206) Цель: воспитание патриотизма на примере подвига хранителей коллекции Фронтальная беседа по итогам самостоятельной работы Слайд 9 3. Значение коллекции в наше время 4. Центры происхождения культурных растений Цель: Выяснить место происхождения различных культурных растений Групповая работа с 10 и 11 слайдами презентации. 5. Беседа по итогам самостоятельной работы. Слайд 12 | Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова, яркого ученого с трагической судьбой. Обратить внимание на следующие этапы в жизни Вавилова
Гражданский подвиг сотрудников Всесоюзного института растениеводства в Ленинграде. Почему так важно было сохранить эти семена? В каком состоянии находится коллекция в настоящее время? Гордость страны – 320 тыс. образцов, относящихся к более 1000 видов растений. Есть семена исчезнувших растений! Для чего нужна коллекция семян? Изучите при помощи электронной карты центры происхождения основных овощных культур
| Самостоятельно работают с биографией, выбирают нужную информацию Работают с учебником, сопереживают подвигу сотрудников института, отвечают на поставленные вопросы. Работают с картой, записывают важную для себя информацию в тетрадь Ведут диалог, быстро реагируют на ситуацию, дополняют и исправляют ответы товарищей | |
3. Рефлексивно – оценочный этап Слайд 13 | 1. Подведение итогов урока Выполнили ли вы поставленные задачи? Нравятся ли вам уроки с использованием компьютера? Почему? Как часто должны быть похожие уроки? 2. Оценки за урок 3. Д/з §43. | Анализируют эффективность своей работы на уроке, подводят итог урока |
Литература: 1. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник/ Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. – М.: Дрофа.
2. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова и др., ООО Дрофа, ООО Физикон, 2006. 3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: