Число и род имен существительных
Учитель: Амплетова Тамара Геннадьевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Тема: " Число и род имен существительных"
Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
Учить определять число и род имен существительных. Создание условий для усвоения способа определения числа и рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли родители. Давайте поприветствуем их. Садитесь.
-Настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были активными, внимательными, аккуратными, трудолюбивыми, самостоятельными.
Открыли тетради и записали 29 января, классная работа.
II. Минутка чистописания.
На доске запись.
Друг познаётся в беде.
-А что это за предложение? (Это пословица).
- С какой буквы начинается эта пословица? (Д)
Записываем: Дд уд до ди дз де
-Назовите нижние и верхние соединения.
-Назовите слоги с мягкими согласными.
Прокомментируйте смысл пословицы?
(Хороший друг всегда поможет в трудную минуту, а тот, кто испугался не друг.)
-Верно.
-А какие ещё пословицы вы знаете о друзьях и дружбе?Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
III. Словарная работа.
- Угадайте, какие словарные слова спрятались?
ребя сказ
рас кета
расте та
ра ние
ж.р. м.р. ср.р
-Запишите получившиеся слова в тетради: ребята, работа, рассказ, растение.
-Какое слово лишнее и почему?
-Чем похожи эти слова? Слова, какой части речи записаны на доске?
(существительные)
-Что такое-ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
(часть речи, которая в начальной форме) отвечает на вопрос ЧТО? или КТО? обозначает предмет или явление природы)
IV.Формирование новых умений и понятий.
-Замените каждое из существительных личным местоимением (он, она, оно)
работа, рассказ, растение
-Что вы заметили? Какой вывод можно из этого сделать?
(Сущ., которое можно заменить личным местоимением ОН ,- сущ. мужского рода;
Сущ., которое можно заменить личным местоимением ОНА ,- сущ. женского рода;
Сущ., которое можно заменить личным местоимением ОНО ,- сущ. среднего рода)
Запишем алгоритм определения рода имени существительного.
(На доске - по пунктам, у детей – на карточках.)
1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.
3. Делаю вывод: рассказ (он) – мужской род, работа (она) – женский род, растение (оно) – средний род.
РОД
Ж.р М.р Ср.р
она (моя) он (мой) оно (моё)
Подумайте!
- Может ли существительное работа быть мужского или среднего рода?
-А существительное рассказ быть женского или среднего рода?
-Существительное растение быть мужского или женского рода?
-Какой вывод можно сделать?
Существительные по родам не изменяются.
Дуют (ветер). Завывают (метель). У домов лежат (сугроб).Морозом разрисованы (окно).
-Прочитайте существительные в скобках. В форме какого числа они даны? Измените форму числа каждого существительного в скобках и прочитайте предложения. Какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного? (окончание)
-Какой мы можем из этого сделать вывод?
Существительные изменяются по числам, в форме ед. ч. называют один предмет, а в форме мн. ч.- несколько предметов
ЧИСЛО
ед.ч. мн.ч.
один предмет несколько предметов
-Определите форму числа существительных:
Кот, столы, сливки, народ, собака, ножницы, молоко.
-Как вы думаете, все ли существительные могут изменяться по числам?
-Какой вывод можно сделать?
Есть имена существительные, которые имеют
только множественное или только единственное число.
(ножницы, брюки, сани, очки) (молоко, соль, доброта, мёд)
V. Физминутка.
-Устали? Давайте вместе поиграем, а заодно и повторим.
- Если я назову существительное ж.р.- вы подпрыгиваете
м.р – хлопаете в ладоши
ср.р.- приседаете
VI.Актуализация знаний учащихся о способах определения числа и рода имен существительных (с помощью вспомогательных слов).
1. Классификация существительных по родам.
Работа по вариантам. (Для работы взяты слова упр.30с.63.)
1 ряд – м.р.
2 ряд – ж.р.
3 ряд – ср.р. (Карточки со словами на магнитной доске).
Взаимопроверка.
2. Дидактическая игра “Найди лишнее слово”
Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока.
Деревня, дядя, воля, земля;
Деревья, перья, стулья, семья;
Ладонь, огонь, конь, окунь;
Места, стена, вёдра, вёсла.
3.Измените и допишите форму числа имён существительных.
берег- рельсы-
воробей- кости-
море- сарай-
земля- зверь-
VII. Самостоятельная работа.
- У вас на партах лежат разноцветные карточки. Выберите ту карточку, которая, как вы считаете, подходит вам. Задания на красных карточках наиболее сложные, на жёлтых- средней сложности, а на зелёных- полегче.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Красная карточка
1.Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, рыб.
Определи их род.
2.Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
---------------------------------------------------------------------------------------
Жёлтая карточка
1.Составь и запиши предложения.
1)Закружились, пуш…стые, в…здухе, сн…ж…нки, в
2) в…черу, К, сне…, пов…лил, хлоп…ями
2.Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.
Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …, лосиха - …,олень-…, слониха-…, тигр-…, львица-….
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зелёная карточка
1.Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.
Ср.р. М.р. Ж.р.
небо след дупло
окно кустик карта
кирпич яйцо улитка
солнце дядя бочка
фасоль тётя котёнок
2.Спишите. Определите число и род существительных.
Озеро, доски, столы, дубок, радио, ветки, певцы, библиотека, пальто.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VIII. Рефлексия.
- Понравился вам?
-Что именно понравилось на уроке?
- Какие трудности испытывали на уроке?
- Кому было всё легко и понятно?
Оцените своё настроение на уроке, показав сигнальные карточки.
Спасибо вам за работу.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: