NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Число и род имен существительных



Учитель: Амплетова Тамара Геннадьевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3

Тема: " Число и род имен существительных"

Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).

Цель урока.
Учить определять число и род имен существительных. Создание условий для усвоения способа определения числа и рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.


Ход урока


  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли родители. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

-Настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были активными, внимательными, аккуратными, трудолюбивыми, самостоятельными.

Открыли тетради и записали 29 января, классная работа.

II. Минутка чистописания.

На доске запись.

Друг познаётся в беде.

-А что это за предложение? (Это пословица).

- С какой буквы начинается эта пословица? (Д)
Записываем: Дд уд до ди дз де

-Назовите нижние и верхние соединения.

-Назовите слоги с мягкими согласными.
Прокомментируйте смысл пословицы?

(Хороший друг всегда поможет в трудную минуту, а тот, кто испугался не друг.)

-Верно.

-А какие ещё пословицы вы знаете о друзьях и дружбе?Старый друг лучше новых двух.

Один за всех и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

III. Словарная работа.

- Угадайте, какие словарные слова спрятались?

ребя сказ

рас кета

расте та

ра ние

ж.р. м.р. ср.р

-Запишите получившиеся слова в тетради: ребята, работа, рассказ, растение.

-Какое слово лишнее и почему?

-Чем похожи эти слова? Слова, какой части речи записаны на доске?

(существительные)

-Что такое-ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

(часть речи, которая в начальной форме) отвечает на вопрос ЧТО? или КТО? обозначает предмет или явление природы)

IV.Формирование новых умений и понятий.

-Замените каждое из существительных личным местоимением (он, она, оно)

работа, рассказ, растение
-Что вы заметили? Какой вывод можно из этого сделать?

(Сущ., которое можно заменить личным местоимением ОН ,- сущ. мужского рода;

Сущ., которое можно заменить личным местоимением ОНА ,- сущ. женского рода;

Сущ., которое можно заменить личным местоимением ОНО ,- сущ. среднего рода)
Запишем алгоритм определения рода имени существительного.

(На доске - по пунктам, у детей – на карточках.)
1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?
2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно.
3. Делаю вывод: рассказ (он) – мужской род, работа (она) – женский род, растение (оно) – средний род.
РОД




Ж.р М.р Ср.р

она (моя) он (мой) оно (моё)
Подумайте!

- Может ли существительное работа быть мужского или среднего рода?

-А существительное рассказ быть женского или среднего рода?

-Существительное растение быть мужского или женского рода?
-Какой вывод можно сделать?
Существительные по родам не изменяются.

Дуют (ветер). Завывают (метель). У домов лежат (сугроб).Морозом разрисованы (окно).

-Прочитайте существительные в скобках. В форме какого числа они даны? Измените форму числа каждого существительного в скобках и прочитайте предложения. Какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного? (окончание)

-Какой мы можем из этого сделать вывод?

Существительные изменяются по числам, в форме ед. ч. называют один предмет, а в форме мн. ч.- несколько предметов

ЧИСЛО

ед.ч. мн.ч.

один предмет несколько предметов


-Определите форму числа существительных:

Кот, столы, сливки, народ, собака, ножницы, молоко.
-Как вы думаете, все ли существительные могут изменяться по числам?

-Какой вывод можно сделать?
Есть имена существительные, которые имеют

только множественное или только единственное число.

(ножницы, брюки, сани, очки) (молоко, соль, доброта, мёд)
V. Физминутка.

-Устали? Давайте вместе поиграем, а заодно и повторим.

- Если я назову существительное ж.р.- вы подпрыгиваете

м.р – хлопаете в ладоши

ср.р.- приседаете

VI.Актуализация знаний учащихся о способах определения числа и рода имен существительных (с помощью вспомогательных слов).
1. Классификация существительных по родам.

Работа по вариантам. (Для работы взяты слова упр.30с.63.)

1 ряд – м.р.

2 ряд – ж.р.

3 ряд – ср.р. (Карточки со словами на магнитной доске).

Взаимопроверка.

2. Дидактическая игра “Найди лишнее слово”

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока.

  • Деревня, дядя, воля, земля;

  • Деревья, перья, стулья, семья;

  • Ладонь, огонь, конь, окунь;

  • Места, стена, вёдра, вёсла.

3.Измените и допишите форму числа имён существительных.

берег- рельсы-

воробей- кости-

море- сарай-

земля- зверь-

VII. Самостоятельная работа.

- У вас на партах лежат разноцветные карточки. Выберите ту карточку, которая, как вы считаете, подходит вам. Задания на красных карточках наиболее сложные, на жёлтых- средней сложности, а на зелёных- полегче.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Красная карточка
1.Напиши по пять имен существительных, обозначающих птиц, рыб.

Определи их род.



2.Спиши текст. Над существительными укажи род, выдели окончание.

На солнце тёмный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.
---------------------------------------------------------------------------------------
Жёлтая карточка

1.Составь и запиши предложения.

1)Закружились, пуш…стые, в…здухе, сн…ж…нки, в

2) в…черу, К, сне…, пов…лил, хлоп…ями

2.Запиши к словам мужского рода слова женского рода и наоборот.

Ученик – ученица, медведица - …, волк -…, зайчиха - …, лосиха - …,олень-…, слониха-…, тигр-…, львица-….
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зелёная карточка
1.Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.

Ср.р. М.р. Ж.р.

небо след дупло

окно кустик карта

кирпич яйцо улитка

солнце дядя бочка

фасоль тётя котёнок
2.Спишите. Определите число и род существительных.

Озеро, доски, столы, дубок, радио, ветки, певцы, библиотека, пальто.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


VIII. Рефлексия.
- Понравился вам?

-Что именно понравилось на уроке?

- Какие трудности испытывали на уроке?

- Кому было всё легко и понятно?

Оцените своё настроение на уроке, показав сигнальные карточки.

Спасибо вам за работу.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: