NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Чтение и построение диаграмм»


Урок 3. Чтение и построение диаграмм.
Цель урока: Создать условия, необходимые для изучения материала по теме «Чтение и построение диаграмм».

Задачи:

Обучающие: развитие у учащихся умений:

  • строить столбчатые и круговые диаграммы по имеющимся данным;

  • читать диаграммы, анализировать, делать выводы;

  • понимать, что столбчатые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые для изображения долей целого;

  • понимать, что такое диаграмма рассеивания и уметь выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показанными на диаграмме рассеивания величинами;

Развивающие:

  • развитие навыков грамотно употреблять в речи термины: диаграмма, столбчатая, цилиндрическая, линейная, круговая;

  • совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Воспитательные:

  • развитие внимания, математической зоркости, самостоятельности.

  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине посредством выполнения заданий с использованием данных научно-исследовательских работ учащихся школы;


I . Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала.

3.1. Что такое диаграмма?

Часто в газетах, в рекламных проспектах, на экране телевизоров мы сталкиваемся с разными диаграммами и графиками. И очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их. Эти умения становятся особенно актуальными для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире. Диаграммы позволяют наглядно представить различную информацию, дают возможность увидеть соотношение различных величин. Так что же такое диаграмма? (Слайд2)

ДИАГРАММА (с греч.) всякий чертеж, для геометрического или иного объяснения.
Диаграмма – изображение, наглядно показывающее соотношения между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени.
Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин.
Виды диаграмм:

  • столбиковая (количества выражены столбиками разной высоты) (Слайд3)

  • круговая (процентная, где за 100% принята площадь круга) (Слайд 4)

  • кольцевая (процентная Д., где за 100% принята площадь кольца) (Слайд 5)

  • точечная (или диаграмма рассеивания) (Слайд 6)

  • объемная (количества выражены объемными фигурами - шарами, конусами и т. п.) (Слайд 7)

  • площадная (количества выражены разными по размеру площадями: кругами, секторами, прямоугольниками и т. п.),

  • комбинированная (показатели выражены столбиками, кругами, фигурами и т. д.)

  • поточная (изображающая направление, мощность и характер движения стрелками разной длины и формы),

Смысл диаграмм – наиболее наглядно представить информацию, содержащуюся в таблицах.
3.2. Столбиковая (столбчатая) диаграмма.

Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. По данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи. На такой диаграмме особенно ясно видны количественные соотношения величин друг с другом.

Рассмотрим всем знакомый пример про медвежонка Вини – Пуха, который очень любил поесть и каждый день наведывался в гости к своим друзьям. (Слайд8)

Таблица 1: Мёд, съеденный медвежонком за неделю

день недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

число банок

6

4

5

10

0

5

8

Рассмотрим диаграмму, которая показывает количество банок  мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы. (Слайд 8.1)

Вопросы классу:

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?

  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?

  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?

  4. На сколько банок больше мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?

  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?

  6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?

А теперь построим диаграмму по следующим данным: (Слайд 9)
Таблица 2: Количество ошибок, допущенных героями сказки про Вини-Пуха в поздравлении ослику ИА


имя

Сова

Пятачок

Вини - Пух

Тигра

Кролик

количество ошибок

9

5

11

9

1


Вопросы к классу: (Слайд 9.2)

  1. Кто самый неграмотный среди друзей Иа?

  2. Сколько всего ошибок пришлось встретить в поздравлениях бедному ослику?

  3. Сколько ошибок в среднем допустил каждый?

  4. У кого из поздравляющих всем остальным явно следует поучиться?


3.3. Круговая диаграмма

Диаграмма, показывающая, как целое делится на части в виде секторов круга, углы которых пропорциональны долям единого целого, называется круговой диаграммой.

Чтобы построить круговую диаграмму на бумаге, необходимы линейка, циркуль и транспортир. Чтобы закрасить разные секторы в разные цвета, полезно иметь цветные карандаши. Поэтому круговая диаграмма, пожалуй, самая цветная и наглядная. Французы называют её «камамбером», поскольку она действительно напоминает головку знаменитого французского сыра, разрезанную на дольки. Каждая из долек соответствует одному из значений изучаемого признака, а её размер пропорционален интересующей нас величине.

А теперь рассмотрим круговую диаграмму, построенную по следующим данным:

Таблица 3: Вес героев сказки про Вини-Пуха (в кг). (Слайд10)


имя

Сова

Пятачок

Вини - Пух

Тигра

Иа

Кролик

вес

11

6

25

18

32

12

Вопросы к классу: (Слайд 10.2)

  1. Кто из друзей тяжелее всех?

  2. Кто должен поменьше есть, чтобы спокойно ходить в гости?

  3. Смогут ли друзья все вместе отправиться в воздушное путешествие, если воздушный шар может поднимать не более 100 кг?

  4. Кто из друзей весит в три раза меньше Тигры? Кто весит больше, чем Пятачок, но меньше, чем Кролик?

А теперь самостоятельно построим круговую диаграмму по следующим данным:

Таблица 4: Количество продуктов, которые съел Вини-Пух в гостях у Кролика. (Слай11)


название

мёд

сгущённое молоко

малиновое варенье

клюква в сахаре

яблочное повидло

количество горшочков

5

3

2

1

1


Проверим, что у нас получилось. (Слайд11. 2)

Чаще всего (но не всегда!) различные виды диаграмм взаимозаменяемы, и одни и те же статистические данные можно представить на различных диаграммах.

VI. Домашнее задание: (Слайд 12)
1. Построить круговую диаграмму площади океанов:

Тихий океан имеет площадь 179 млн. км2

Атлантический – 93 млн. км2

Индийский – 75 млн. км2

Северный ледовитый – 13 млн. км2

2. Построить столбиковую диаграмму численности населения некоторых стран.

Германия – 82 млн. человек

Египет – 69 млн. человек

Израиль – 6,2 млн. человек

Турция 65 млн. человек

Италия – 57 млн. человек
3. (Дополнительное задание). (Слайд 13)

Построить диаграмму, иллюстрирующую предложенный текст.

Вокруг Солнца движется не только Земля, но и другие планеты. Всего (вместе с Землей) их 9. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Земля – сравнительно небольшая планета. Ее диаметр равен 12740 км. Самая большая планета – Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса – в 318 раз больше массы нашей планеты. Юпитер в 2,5 раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые! Самая маленькая планета – Плутон. Его диаметр примерно в 4 раза меньше, чем у Земли. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Атмосферу Венеры обнаружил в 1761 г российский ученый Михаил Ломоносов (1711-1765).
Экваториальный радиус планет.

Уран – 25560 км

Нептун – 24765 км

Венера – 6052 км

Марс – 3397 км

Меркурий – 2439 км

Плутон – 1200 км

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Умк школа 2100 2013-2014 учебный год

Контрольная работа: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.