NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Чтение и составление таблиц»


Урок 2. Чтение и составление таблиц.
Цель урока: Создать условия, необходимые для изучения материала по теме «Чтение и составление таблиц».

Задачи:

Обучающие: развитие у учащихся умений:

  • уверенно искать нужную информацию в таблице;

  • выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;

  • производить подсчёт предметов в длинном списке и составлять таблицу результатов подсчёта;

  • составлять таблицы с результатами измерений;

Развивающие:

  • способствовать запоминанию основной терминологии, умению структурировать результаты наблюдений событий;

  • способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни;

Воспитательные:

  • развитие внимания, математической зоркости, самостоятельности.

  • воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине посредством выполнения заданий с использованием данных научно-исследовательских работ учащихся школы;


I . Оргмомент.

II. Сообщения учащихся. (Проверка домашнего задания)

III. Изучение нового материала.

Таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных. При этом таблицы особенно удобны, когда имеется несколько характеристик одного объекта. Например, у одного поезда есть множество интересных пассажиру свойств – номер, категория, регулярность движения, время отправления и время прибытия. Рассмотрим пример:

Запишите последовательно, в строчку через запятую следующие данные о количестве ясных дней в селе Трусово летом: в 2007 году в июне – 12 дней, в июле – 17 дней, в августе – 22 дня; в 2008 году в июне – 19 дней, в июле – 11 дней, в августе – 16 дней; в 2009 году в июне – 18 дней, в июле – 25 дней, в августе – 7 дней; (Слайд2)

Согласитесь, что данные представленные в таком виде неудобны для работы. Значительно проще с ними работать, отсортировав их.

Построим таблицу: (Слайд 3)

месяц

2007 г. (количество

ясных дней)

2008 г. (количество

ясных дней)

2009 г. (количество

ясных дней)

июнь

12

19

18

июль

17

11

25

август

22

16

7

Интересующая нас информация содержится в прямоугольниках, называемых ячейками таблицы. Группа ячеек, находящихся одна над другой, называется столбцом, а группа ячеек, находящаяся слева и справа друг от друга называется строкой таблицы. В данной таблице имеется 4 столбца и 4 строки. Первая строка, содержащая названия столбцов (выделено жирным шрифтом) называется шапка таблицы.

Глядя на сгруппированную подобным образом информацию, можно практически мгновенно выяснить в каком месяце было наибольшее количество ясных дней, в каком году август был самым пасмурным. Иными словами, информация стала более наглядной.

IV. Закрепление материала.

1. На протяжении 6 лет учащиеся нашей школы проводят исследовательскую работу по изучению водной и околоводной экосистемы реки Чарыш. По приведённой таблице учёта возобновляемости древесного яруса на пробных площадках ответьте на вопросы: (Слайд4)

название породы

Количество экземпляров

1площадка

2площадка

3площадка

4площадка

5площадка

тополь

17

21

13

22

25

черёмуха

9

15

11

14

8

клён

153

126

114

134

109

яблоня дикая

2

5

3

7

7

крушина

8

11

13

9

6




  • Поросль какой породы преобладает на всех пробных площадках?

  • На какой пробной площадке черёмухи больше, чем крушины?

  • У какой породы деревьев самая низкая возобновляемость?

  • На какой площадке одинаковая возобновляемость разных пород? Каких?

  • На каких площадках одинаковое количество поросли одной и той же породы? Какой?


2. Заполните таблицу на основании приведённых данных: (Слайд5)
На левом берегу реки Чарыш в окрестностях села Трусово расположена небольшая роща, древесный ярус которой составляют тополь, черёмуха и клён. Больше всего в ней тополей, только на пробных площадках мы их насчитали 43. Да какие! При средней высоте 28 метров, некоторые деревья достигают в высоту 30, и даже 31 метр! Молодые тополя тоненькие, поэтому средний диаметр всего 40 см, а старожилы рощи поражают своей мощью, достигая в диаметре порой 120 см. Рядом с такими великанами клён и черёмуха кажутся совсем маленькими. Ведь у черёмухи при средней высоте 3,8 метра максимальная лишь 4,5 м, да и диаметр ствола в среднем равен 20см. Конечно, отдельные кусты черёмухи имеют диаметр ствола 37 см, но в сравнении с тополем – это совсем мало. Мы насчитали 7 кустов черёмухи, а клёна – 15. По высоте он почти не отличается от черёмухи – соответственно 3,9 метра и 4,6 метра, да и диаметры схожи – 18 и 41 см. Но их не перепутаешь! Нет дерева в нашей роще наряднее черёмухи!
Характеристика древесного яруса. (Слайды 6, 7)

название породы

ярус

количество стволов

высота

диаметр

средняя

макс.

средний

макс.

тополь

Д1
















черёмуха

Д2
















клён

Д3

















3. Постройте таблицу по следующим данным: При проведении анкетирования учащихся нашей школы на вопрос «Должны ли родители знать о твоей первой влюблённости» были получены следующие ответы. (Слайд8)

7 класс: «Да» - 5 человек; «Не всегда» - 3 человека; «В исключительных случаях» - 3 человека; «Никогда» - 1 человек.

8 класс: «Да» - 3 человека; «Не всегда» - 4 человека; «В исключительных случаях» - 2 человека; «Никогда» - 3 человека.

9 класс: «Да» - 2 человека; «Не всегда» - 5 человек; «В исключительных случаях» - 1 человек; «Никогда» - 2 человека.

11 класс: «Да» - 1 человек; «В исключительных случаях» - 1 человек; «Никогда» - 1 человек.
Используя таблицу, ответьте на вопросы: (Слайд9)

  • В каком классе получено наибольшее количество положительных ответов? Сколько?

  • В каком классе получено наибольшее количество отрицательных ответов? Сколько?

  • Как изменяется количество положительных ответов в зависимости от возраста учащихся?

  • В каких классах одинаковое количество учащихся? Сколько?

  • В каком классе меньше всего учеников?

V. Самостоятельная работа по теме «Таблицы»
1. В таблице представлен объем экспорта естественного газа из России в некоторые страны мира в 2001 г. (Слайд10)


Страны

Экспорт газа из России в 2001 г., млрд. куб. м

Страны

Экспорт газа из России в 2001 г., млрд. куб. м

Литва

2,68

Швейцария

0,34

Латвия

1,46

Турция

11,12

Эстония

0,82

Финляндия

4,64

Австрия

4,91

Франция

11,15

Болгария

3,32

Чехия

7,46

Венгрия

8,10

Словакия

7,52

Италия

20,20

Югославия

1,57

Германия

32,60

Нидерланды

0,13

Польша

7,51

Греция

1,52

Румыния

2,88








По данным таблицы укажите:

а) наиболее крупных потребителей российского газа (более 10 млрд. куб. м);

б) государства, которые в 2001 г. получили менее 1 млрд. куб. м.;

в) общий объем газа, экспортированного в 2001 г. в указанные страны.
2. Участники Интернет-форума указали города, где они проживают. Полу­чился следующий список: (Слайд11)
Москва, Смоленск, Москва, Москва, С.-Петербург, Челябинск, Назрань, Москва, Норильск, Уфа, Москва, Волгоград, С.-Петербург, Ногинск, Москва, Москва, Челябинск, Москва, С.-Петербург, С.-Петербург, Москва, Челябинск, Дмитров, Москва, Ижевск, Мурманск, Волгоград, Москва, Ярославль.

Составьте таблицу распределения участников форума по городам.

VI. Домашнее задание: (Слайд 12)

  1. Составьте таблицу, распределив учащихся вашего класса по именам.

  2. Проведите социологический опрос учащихся 5 – 9 классов школы по вопросу: «Ты бы в армию пошел?», распределите ответы по категориям «Да», «Нет», «Не знаю», составьте таблицу полученных ответов по классам.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Создание таблиц баз данных

Лабораторная работа: 1 стр.

Умк школа 2100 2013-2014 учебный год

Контрольная работа: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.