«Чтение и составление таблиц»
Урок 2. Чтение и составление таблиц.
Цель урока: Создать условия, необходимые для изучения материала по теме «Чтение и составление таблиц».
Задачи:
Обучающие: развитие у учащихся умений:
уверенно искать нужную информацию в таблице;
выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;
производить подсчёт предметов в длинном списке и составлять таблицу результатов подсчёта;
составлять таблицы с результатами измерений;
Развивающие:
способствовать запоминанию основной терминологии, умению структурировать результаты наблюдений событий;
способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни;
Воспитательные:
развитие внимания, математической зоркости, самостоятельности.
воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой Родине посредством выполнения заданий с использованием данных научно-исследовательских работ учащихся школы;
I . Оргмомент.
II. Сообщения учащихся. (Проверка домашнего задания)
III. Изучение нового материала.
Таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных. При этом таблицы особенно удобны, когда имеется несколько характеристик одного объекта. Например, у одного поезда есть множество интересных пассажиру свойств – номер, категория, регулярность движения, время отправления и время прибытия. Рассмотрим пример:
Запишите последовательно, в строчку через запятую следующие данные о количестве ясных дней в селе Трусово летом: в 2007 году в июне – 12 дней, в июле – 17 дней, в августе – 22 дня; в 2008 году в июне – 19 дней, в июле – 11 дней, в августе – 16 дней; в 2009 году в июне – 18 дней, в июле – 25 дней, в августе – 7 дней; (Слайд2)
Согласитесь, что данные представленные в таком виде неудобны для работы. Значительно проще с ними работать, отсортировав их.
Построим таблицу: (Слайд 3)
-
месяц
2007 г. (количество
ясных дней)
2008 г. (количество
ясных дней)
2009 г. (количество
ясных дней)
июнь
12
19
18
июль
17
11
25
август
22
16
7
Интересующая нас информация содержится в прямоугольниках, называемых ячейками таблицы. Группа ячеек, находящихся одна над другой, называется столбцом, а группа ячеек, находящаяся слева и справа друг от друга называется строкой таблицы. В данной таблице имеется 4 столбца и 4 строки. Первая строка, содержащая названия столбцов (выделено жирным шрифтом) называется шапка таблицы.
Глядя на сгруппированную подобным образом информацию, можно практически мгновенно выяснить в каком месяце было наибольшее количество ясных дней, в каком году август был самым пасмурным. Иными словами, информация стала более наглядной.
IV. Закрепление материала.
1. На протяжении 6 лет учащиеся нашей школы проводят исследовательскую работу по изучению водной и околоводной экосистемы реки Чарыш. По приведённой таблице учёта возобновляемости древесного яруса на пробных площадках ответьте на вопросы: (Слайд4)
название породы | Количество экземпляров | ||||
1площадка | 2площадка | 3площадка | 4площадка | 5площадка | |
тополь | 17 | 21 | 13 | 22 | 25 |
черёмуха | 9 | 15 | 11 | 14 | 8 |
клён | 153 | 126 | 114 | 134 | 109 |
яблоня дикая | 2 | 5 | 3 | 7 | 7 |
крушина | 8 | 11 | 13 | 9 | 6 |
Поросль какой породы преобладает на всех пробных площадках?
На какой пробной площадке черёмухи больше, чем крушины?
У какой породы деревьев самая низкая возобновляемость?
На какой площадке одинаковая возобновляемость разных пород? Каких?
На каких площадках одинаковое количество поросли одной и той же породы? Какой?
2. Заполните таблицу на основании приведённых данных: (Слайд5)
На левом берегу реки Чарыш в окрестностях села Трусово расположена небольшая роща, древесный ярус которой составляют тополь, черёмуха и клён. Больше всего в ней тополей, только на пробных площадках мы их насчитали 43. Да какие! При средней высоте 28 метров, некоторые деревья достигают в высоту 30, и даже 31 метр! Молодые тополя тоненькие, поэтому средний диаметр всего 40 см, а старожилы рощи поражают своей мощью, достигая в диаметре порой 120 см. Рядом с такими великанами клён и черёмуха кажутся совсем маленькими. Ведь у черёмухи при средней высоте 3,8 метра максимальная лишь 4,5 м, да и диаметр ствола в среднем равен 20см. Конечно, отдельные кусты черёмухи имеют диаметр ствола 37 см, но в сравнении с тополем – это совсем мало. Мы насчитали 7 кустов черёмухи, а клёна – 15. По высоте он почти не отличается от черёмухи – соответственно 3,9 метра и 4,6 метра, да и диаметры схожи – 18 и 41 см. Но их не перепутаешь! Нет дерева в нашей роще наряднее черёмухи!
Характеристика древесного яруса. (Слайды 6, 7)
название породы | ярус | количество стволов | высота | диаметр | ||
средняя | макс. | средний | макс. | |||
тополь | Д1 | | | | | |
черёмуха | Д2 | | | | | |
клён | Д3 | | | | | |
3. Постройте таблицу по следующим данным: При проведении анкетирования учащихся нашей школы на вопрос «Должны ли родители знать о твоей первой влюблённости» были получены следующие ответы. (Слайд8)
7 класс: «Да» - 5 человек; «Не всегда» - 3 человека; «В исключительных случаях» - 3 человека; «Никогда» - 1 человек.
8 класс: «Да» - 3 человека; «Не всегда» - 4 человека; «В исключительных случаях» - 2 человека; «Никогда» - 3 человека.
9 класс: «Да» - 2 человека; «Не всегда» - 5 человек; «В исключительных случаях» - 1 человек; «Никогда» - 2 человека.
11 класс: «Да» - 1 человек; «В исключительных случаях» - 1 человек; «Никогда» - 1 человек.
Используя таблицу, ответьте на вопросы: (Слайд9)
В каком классе получено наибольшее количество положительных ответов? Сколько?
В каком классе получено наибольшее количество отрицательных ответов? Сколько?
Как изменяется количество положительных ответов в зависимости от возраста учащихся?
В каких классах одинаковое количество учащихся? Сколько?
В каком классе меньше всего учеников?
V. Самостоятельная работа по теме «Таблицы»
1. В таблице представлен объем экспорта естественного газа из России в некоторые страны мира в 2001 г. (Слайд10)
Страны | Экспорт газа из России в 2001 г., млрд. куб. м | Страны | Экспорт газа из России в 2001 г., млрд. куб. м |
Литва | 2,68 | Швейцария | 0,34 |
Латвия | 1,46 | Турция | 11,12 |
Эстония | 0,82 | Финляндия | 4,64 |
Австрия | 4,91 | Франция | 11,15 |
Болгария | 3,32 | Чехия | 7,46 |
Венгрия | 8,10 | Словакия | 7,52 |
Италия | 20,20 | Югославия | 1,57 |
Германия | 32,60 | Нидерланды | 0,13 |
Польша | 7,51 | Греция | 1,52 |
Румыния | 2,88 | | |
По данным таблицы укажите:
а) наиболее крупных потребителей российского газа (более 10 млрд. куб. м);
б) государства, которые в 2001 г. получили менее 1 млрд. куб. м.;
в) общий объем газа, экспортированного в 2001 г. в указанные страны.
2. Участники Интернет-форума указали города, где они проживают. Получился следующий список: (Слайд11)
Москва, Смоленск, Москва, Москва, С.-Петербург, Челябинск, Назрань, Москва, Норильск, Уфа, Москва, Волгоград, С.-Петербург, Ногинск, Москва, Москва, Челябинск, Москва, С.-Петербург, С.-Петербург, Москва, Челябинск, Дмитров, Москва, Ижевск, Мурманск, Волгоград, Москва, Ярославль.
Составьте таблицу распределения участников форума по городам.
VI. Домашнее задание: (Слайд 12)
Составьте таблицу, распределив учащихся вашего класса по именам.
Проведите социологический опрос учащихся 5 – 9 классов школы по вопросу: «Ты бы в армию пошел?», распределите ответы по категориям «Да», «Нет», «Не знаю», составьте таблицу полученных ответов по классам.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: