NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Что такое труд?


Классный час в 8 классе с элементами тренинга на тему:

« Что такое труд?»

Цели нравственного классного часа:

-просвещение учащихся с целью выработки собственного взгляда на труд;

-осмысление опыта старших;

-осмысление собственных поступков и поступков сверстников;

-воспитание ответственного отношения к труду;

-общение, сотрудничество, сплочение классного коллектива.

Предварительные индивидуальные задания.

1.Определение труда ( своими словами и по словарю). Примеры из жизни.

2.Что даёт человеку труд? В древние времена и сейчас.

3.Пословицы о труде.

Вступительное слово учителя.

В своей повседневной жизни мы вынуждены трудиться: убирать свою кровать, ходить в магазин, делать уроки и т. п. Вы часто слышите в школе и дома, что кого-то из ваших сверстников называют трудолюбивым , а о ком-то говорят, что он ленится. Так что же такое труд, и как жить с ним в мире, чтобы он приносил радость и успех?

Доклады учеников ( по Д.З. ).

1.Люди обеспечивают свою семью всем необходимым , зарабатывая трудом себе на хлеб. Ещё в библейские времена Бог заповедал человеку трудом добывать себе пропитание. Всё, что человек заработал, он ценит, т.к. это далось ему нелегко. Труд- это активное возделывание жизни, обеспечивающее человеку средства к существованию. Как потрудился, так и будет жить твоя семья: В достатке или очень бедно.

2.Раньше труд давал человеку в основном материальные блага: жилище, одежду, пищу. Сейчас это тоже есть. Раньше труд был преимущественно физическим, а с развитием науки , техники, культуры особое место стал занимать труд интеллектуальный. Людям нужно не только питаться и одеваться, у них появилась необходимость в красоте, в развлечениях, в духовном росте. Появляются такие виды труда как труд художника, певца, учителя, поэта и т. д. Труд создаёт не только материальные ценности , но и духовные.

3.Пословицы о труде:

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Не потопаешь, не полопаешь.

-Терпение и труд всё перетрут.

-Кто не работает. тот не ест.

-Дело мастера боится.

-Без труда и отдых не сладок.

-Любовь к труду – у людей на виду.

-Делу- время, потехе- час.

-От труда здоровеют, а от лени болеют.

Вывод учителя. Постановка проблемы.

Да , труд – это , безусловно, ценность для человека. А ценен ли он сам по себе? Можно ли сказать, что смысл человеческой жизни в труде?

Поиск ответа методом тренинга.

СИТУАЦИЯ 1. Двоечника спросили, почему он не учит уроки. Он сказал…

ЗАДАНИЕ 1. Как вы думаете, что он ответил ? Сформулируйте ответ так, чтобы было понятно, на что же он тратил своё время после школы.

ОТВЕТЫ: / Записываются на доску слева/

-Я гуляю с друзьями.

-Я смотрю телевизор.

-Я «сижу» в «контакте».

-Я играю в «стрелялки».

-Я ничего не делаю.

-Я играю в хоккей во дворе.

-Я сижу с маленьким братиком.

Сделайте общий вывод: « Почему не делает уроки этот школьник?» При ответе учитывайте его систему ценностей.

ОТВЕТЫ:

-У него есть « дела» , которые для него важнее учёбы.

-Он делает то , что любит, что для него легче всего.

ЗАДАНИЕ 2. А когда этот человек начнёт учиться или трудиться? Что он может сам об этом думать?

ОТВЕТЫ: /Записываются на доску справа/

-Буду учиться потом, а сейчас отдохну.

-Я буду поваром, мне ни к чему школьные предметы.

-Кем-нибудь устроюсь.

ЗАДАНИЕ 3. Почему у этого школьника не ладятся отношения с трудом? Какие черты характера ему мешают?

ОТВЕТЫ: /Записываются посередине/

-Он глуп, не задумывается о будущем

-Его избаловали родители, или им на него наплевать.

-Он очень ленивый, не привык трудиться.

-У него нет серьёзной цели в жизни.

/Середина доски оформляется как ствол дерева, а ответы слева и справа – как ветки /. Принесёт ли хорошие плоды такое дерево? Давайте ему поможем.

ЗАДАНИЕ 4./ Каждому ряду по одному вопросу/. Каждый сам на листочке напишет:

1.Что надо делать, чтобы хорошо учиться?

2.Какими качествами характера для этого нужно обладать?

3.Зачем нужно хорошо учиться?

При проверке может получиться такое « дерево»:

-Ствол: У меня есть цель( перспективная работа, крепкая семья, хочу увидеть мир и т. д.).

-Ветви: Знания пригодятся в будущем. Качественно выполняю задания. Внимателен на уроках. Серьёзен. Терпелив в преодолении трудностей. И т. п.

Вывод учителя.

Наши наблюдения показали, что человек трудится не ради самого труда, а ради конечной цели, результата труда, ради своей мечты, своего счастья.

Постановка проблемы.

Кто успешнее выполнит одну и ту же работу , например, помоет окно ?

ОТВЕТЫ:

-Тот , кто любит мыть окна.

-Тот, у кого это лучше получается.

А почему кто-то любит что-то делать больше. чем другой? Почему у него лучше получается?

ОТВЕТЫ:

-Он старательнее, у него терпения больше.

-Он находит в этом «изюминку», то, чего другой не увидит.

-Он усерднее этому учился, он ответственнее.

Вывод учителя.

Та работа удаётся нам лучше, которую мы делаем не из-под палки, а с душой, в которую привносим элемент творчества. Ну и, конечно ,та, которой мы усердно учились. А если ещё повезёт , и труд станет любимым делом всей жизни, такому человеку повезло, он испытал счастье от процесса труда. И другие люди заметят его успехи, оценят, похвалят, поучатся у него.

Приведите примеры из истории и из жизни.

1.Труд бесплодный:

-Сизифов труд.

-«Труд» лентяя.

2.Труд усердный:

-Труд отличника или хорошиста.

-Труд мамы по дому.

-Труд хорошего специалиста.

3.Творческий, самоотверженный труд на благо людям:

- Открытия учёных.

- Труд великих писателей, артистов.

- Труд тех, кто работает не ради славы и

денег, а потому, что не может жить иначе.

Вывод учителя.

Существует такое высказывание о труде: « Трудолюбие возгорается только в очаге высоких побуждений». Проиллюстрировать эти слова можно таким примером. В 1942 году в блокадном Ленинграде оркестр ослабленных, истощённых музыкантов исполнил симфонию № 7 Д. Шостаковича. Композитор и исполнители были сподвигнуты на свой великий труд верой в победу, общей борьбой с врагом, стремлением поддержать жизнь в ленинградцах. Это был священный труд! Не говоря уже о труде фронтовиков ВОв!

Итак, чтобы быть успешным в труде, нужно хотеть работать и уметь это делать, желательно на высоком уровне , с осознанием смысла своих усилий.

Рефлексия.

Какие синонимы-ассоциации вызывает у вас слово «труд»?

ОТВЕТЫ:

- старание ,ответственность, усидчивость, терпение, сосредоточенность, аккуратность;

-целеустремлённость, интерес, желание, успех , помощь;

- работа, учёба.

Как побороть лень?

ОТВЕТЫ:

- Поставить перед собой цель, например, похудеть. Начать качаться. Сначала будет трудно, но если перетерпеть, привыкнешь трудиться, и всё получится.

- Не думать , что за тебя всё сделают другие, а побольше делать самому для родных и друзей.

- Не делать из лени привычку. Бороться с ней постоянно.

- Привносить в любое дело частичку души.

-Когда я ленюсь, я не доволен собой. От этого портится настроение. Поэтому я себя иногда уговариваю, а иногда заставляю работать. И мне нравится, если поработал не зря.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Что такое труд?

Классный час: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.