Что такое труд?
Классный час в 8 классе с элементами тренинга на тему:
« Что такое труд?»
Цели нравственного классного часа:
-просвещение учащихся с целью выработки собственного взгляда на труд;
-осмысление опыта старших;
-осмысление собственных поступков и поступков сверстников;
-воспитание ответственного отношения к труду;
-общение, сотрудничество, сплочение классного коллектива.
Предварительные индивидуальные задания.
1.Определение труда ( своими словами и по словарю). Примеры из жизни.
2.Что даёт человеку труд? В древние времена и сейчас.
3.Пословицы о труде.
Вступительное слово учителя.
В своей повседневной жизни мы вынуждены трудиться: убирать свою кровать, ходить в магазин, делать уроки и т. п. Вы часто слышите в школе и дома, что кого-то из ваших сверстников называют трудолюбивым , а о ком-то говорят, что он ленится. Так что же такое труд, и как жить с ним в мире, чтобы он приносил радость и успех?
Доклады учеников ( по Д.З. ).
1.Люди обеспечивают свою семью всем необходимым , зарабатывая трудом себе на хлеб. Ещё в библейские времена Бог заповедал человеку трудом добывать себе пропитание. Всё, что человек заработал, он ценит, т.к. это далось ему нелегко. Труд- это активное возделывание жизни, обеспечивающее человеку средства к существованию. Как потрудился, так и будет жить твоя семья: В достатке или очень бедно.
2.Раньше труд давал человеку в основном материальные блага: жилище, одежду, пищу. Сейчас это тоже есть. Раньше труд был преимущественно физическим, а с развитием науки , техники, культуры особое место стал занимать труд интеллектуальный. Людям нужно не только питаться и одеваться, у них появилась необходимость в красоте, в развлечениях, в духовном росте. Появляются такие виды труда как труд художника, певца, учителя, поэта и т. д. Труд создаёт не только материальные ценности , но и духовные.
3.Пословицы о труде:
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Не потопаешь, не полопаешь.
-Терпение и труд всё перетрут.
-Кто не работает. тот не ест.
-Дело мастера боится.
-Без труда и отдых не сладок.
-Любовь к труду – у людей на виду.
-Делу- время, потехе- час.
-От труда здоровеют, а от лени болеют.
Вывод учителя. Постановка проблемы.
Да , труд – это , безусловно, ценность для человека. А ценен ли он сам по себе? Можно ли сказать, что смысл человеческой жизни в труде?
Поиск ответа методом тренинга.
СИТУАЦИЯ 1. Двоечника спросили, почему он не учит уроки. Он сказал…
ЗАДАНИЕ 1. Как вы думаете, что он ответил ? Сформулируйте ответ так, чтобы было понятно, на что же он тратил своё время после школы.
ОТВЕТЫ: / Записываются на доску слева/
-Я гуляю с друзьями.
-Я смотрю телевизор.
-Я «сижу» в «контакте».
-Я играю в «стрелялки».
-Я ничего не делаю.
-Я играю в хоккей во дворе.
-Я сижу с маленьким братиком.
Сделайте общий вывод: « Почему не делает уроки этот школьник?» При ответе учитывайте его систему ценностей.
ОТВЕТЫ:
-У него есть « дела» , которые для него важнее учёбы.
-Он делает то , что любит, что для него легче всего.
ЗАДАНИЕ 2. А когда этот человек начнёт учиться или трудиться? Что он может сам об этом думать?
ОТВЕТЫ: /Записываются на доску справа/
-Буду учиться потом, а сейчас отдохну.
-Я буду поваром, мне ни к чему школьные предметы.
-Кем-нибудь устроюсь.
ЗАДАНИЕ 3. Почему у этого школьника не ладятся отношения с трудом? Какие черты характера ему мешают?
ОТВЕТЫ: /Записываются посередине/
-Он глуп, не задумывается о будущем
-Его избаловали родители, или им на него наплевать.
-Он очень ленивый, не привык трудиться.
-У него нет серьёзной цели в жизни.
/Середина доски оформляется как ствол дерева, а ответы слева и справа – как ветки /. Принесёт ли хорошие плоды такое дерево? Давайте ему поможем.
ЗАДАНИЕ 4./ Каждому ряду по одному вопросу/. Каждый сам на листочке напишет:
1.Что надо делать, чтобы хорошо учиться?
2.Какими качествами характера для этого нужно обладать?
3.Зачем нужно хорошо учиться?
При проверке может получиться такое « дерево»:
-Ствол: У меня есть цель( перспективная работа, крепкая семья, хочу увидеть мир и т. д.).
-Ветви: Знания пригодятся в будущем. Качественно выполняю задания. Внимателен на уроках. Серьёзен. Терпелив в преодолении трудностей. И т. п.
Вывод учителя.
Наши наблюдения показали, что человек трудится не ради самого труда, а ради конечной цели, результата труда, ради своей мечты, своего счастья.
Постановка проблемы.
Кто успешнее выполнит одну и ту же работу , например, помоет окно ?
ОТВЕТЫ:
-Тот , кто любит мыть окна.
-Тот, у кого это лучше получается.
А почему кто-то любит что-то делать больше. чем другой? Почему у него лучше получается?
ОТВЕТЫ:
-Он старательнее, у него терпения больше.
-Он находит в этом «изюминку», то, чего другой не увидит.
-Он усерднее этому учился, он ответственнее.
Вывод учителя.
Та работа удаётся нам лучше, которую мы делаем не из-под палки, а с душой, в которую привносим элемент творчества. Ну и, конечно ,та, которой мы усердно учились. А если ещё повезёт , и труд станет любимым делом всей жизни, такому человеку повезло, он испытал счастье от процесса труда. И другие люди заметят его успехи, оценят, похвалят, поучатся у него.
Приведите примеры из истории и из жизни.
1.Труд бесплодный:
-Сизифов труд.
-«Труд» лентяя.
2.Труд усердный:
-Труд отличника или хорошиста.
-Труд мамы по дому.
-Труд хорошего специалиста.
3.Творческий, самоотверженный труд на благо людям:
- Открытия учёных.
- Труд великих писателей, артистов.
- Труд тех, кто работает не ради славы и
денег, а потому, что не может жить иначе.
Вывод учителя.
Существует такое высказывание о труде: « Трудолюбие возгорается только в очаге высоких побуждений». Проиллюстрировать эти слова можно таким примером. В 1942 году в блокадном Ленинграде оркестр ослабленных, истощённых музыкантов исполнил симфонию № 7 Д. Шостаковича. Композитор и исполнители были сподвигнуты на свой великий труд верой в победу, общей борьбой с врагом, стремлением поддержать жизнь в ленинградцах. Это был священный труд! Не говоря уже о труде фронтовиков ВОв!
Итак, чтобы быть успешным в труде, нужно хотеть работать и уметь это делать, желательно на высоком уровне , с осознанием смысла своих усилий.
Рефлексия.
Какие синонимы-ассоциации вызывает у вас слово «труд»?
ОТВЕТЫ:
- старание ,ответственность, усидчивость, терпение, сосредоточенность, аккуратность;
-целеустремлённость, интерес, желание, успех , помощь;
- работа, учёба.
Как побороть лень?
ОТВЕТЫ:
- Поставить перед собой цель, например, похудеть. Начать качаться. Сначала будет трудно, но если перетерпеть, привыкнешь трудиться, и всё получится.
- Не думать , что за тебя всё сделают другие, а побольше делать самому для родных и друзей.
- Не делать из лени привычку. Бороться с ней постоянно.
- Привносить в любое дело частичку души.
-Когда я ленюсь, я не доволен собой. От этого портится настроение. Поэтому я себя иногда уговариваю, а иногда заставляю работать. И мне нравится, если поработал не зря.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: