NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Что значит быть моральным


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

муниципального образования

Гулькевичский район
«Что значит быть моральным»

Урок №15

Модуль: «Основы светской этики»

Классный руководитель

4 «А» класса

Андриадис Марина

Владимировна


2012г
Урок 15

Тема: Что значит быть моральным.

Цель урока:

- продолжить формировать у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и умении делать моральный выбор;
Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственной норме;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

- продолжить формировать мотивацию к труду, работе на результат.

метапредметных результатов:

- продолжить формирование умение работать с текстовой информацией; умения построения речевых высказываний и построения рассуждений;

- продолжить формировать умение слушать собеседника, вести диалог.

предметных результатов:

- закрепить знания и понимания учащихся понятий «Добро и зло» «Добродетель» «Свобода. Моральный выбор» «Моральные нормы»;

- продолжить формировать понимание учащимися значения нравственности в жизни человека.
Основные понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, текст учебника.
Тип урока: урок - обобщения и систематизации знаний.
Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами совершим путешествие. В конце, которого нам предстоит дать ответ на вопрос «Что значит быть моральным?» Слайд 1.
2. Проверка домашнего задания

Но отправиться в это путешествие смогут только подготовленные ребята. Давайте проверим вашу готовность к путешествию. В любом путешествии и походе важно уметь правильно выбрать попутчика, товарища, друга. Дома вы написали рассказ о своем друге.

- В чем заключалась сложность задания, что вызвало затруднение?

- Расскажите о ваших друзьях. Слайд 2.

Исполнение песни о дружбе «Вот что значит настоящий, верный друг» (музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского).

С попутчиками мы определились, но в путешествии важно иметь и определенный багаж – багаж знаний.

Давайте проверим ваши знания: Слайд 3.
Актуализация опорных знаний Слайд 4,5.

Вам предлагается кроссворд. Ну, что вы готовы его разгадать?

Вопросы к кроссворду:

  1. В какой стране вы живёте?

  2. Способность человека определять свое будущее и будущее мира, учитывая законы природы и общества. 

  3. Какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом.

  4. То, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

  5. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

  6. Отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии, общности интересов, доверии.

  7. Стремление удовлетворять только личные интересы. Главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня». 

  8. Совершение бескорыстных поступков ради блага других людей или ради достижения общих целей.

  9. Совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

  10. Идеал, образец поступков и отношений между людьми, во-вторых, это способ оценки, выражающий положительное значение поведения людей в его отношении к этому идеалу.

  11.  Противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль исправить мораль.


Молодцы все мы готовы к путешествию. Слайд 6,7,8.
3.Обобщение и систематизация ранее полученных знаний

Итак, что является целью нашего путешествия? (попытаться ответить на вопрос: что значит быть моральным)

В наше путешествие мы отправимся по Дороге Добра.

Песня Ю. Этина «Дорога добра» из кинофильма «Маленький Мук»

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт, не как сестра,
А если с другом худо — не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
А если с другом худо — не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Беседа по вопросам:

- Как вы считаете, что это за дорога такая – Дорога добра?

- Почему в путешествие мы отправляемся именно по этой дороге?

- Что такое моральный долг?

(ответы детей) Слайд 9.

Запись в тетрадь:

- Моральный долг каждого – утверждать добро на земле.

И вот первая развилка на нашем пути нам нужно сделать выбор. Но выбор этот не простой, а моральный. И от того каким он будет, зависит наш дальнейший путь, а чаще всего и дальнейшая жизнь.
- А что такое моральный выбор? Слайд 10,11.

Чтение учащимся сообщения.

Этот вопрос одновременно очень важен и очень труден. На протяжении тысячелетий человечество искало ответ на него. На этом пути было много ошибок, но и много достижений. И пусть окончательного ответа пока нет, каждый человек своей жизнью и поведением вносит свой посильный вклад в его поиск. 
Отвечая на этот вопрос, светская этика исходит из следующих идей:
Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло. Добро и зло не просто существуют в жизни людей и проявляются в поступках. Добро и зло создано людьми (не проще ли сказать люди творят, и добро и зло или же представления о добре и зле создаются людьми?). Мораль есть результат преобразовательной деятельности человека, есть неотъемлемая часть культуры. Да, человек создал зло. И примеров зла, которое есть, прежде всего, унижение человеческого достоинства, обман и насилие, было очень много в истории человечества. Есть оно и в современном мире и в нашей жизни. Но добро создали тоже люди. Именно люди стараются так организовать свою жизнь, чтобы отношения между ними строились на основе сотрудничества, а не вражды. Это означает, что существование зла зависит от них. И если люди приложат усилия, то количества зла в обществе уменьшится, а количество добра – увеличится.
Светская этика предполагает, что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой. Добродетель есть сознательный выбор наилучшего в поступках по отношению к другим людям. Стать добрым человек может самостоятельно. Добродетельный человек это тот, кто знает, что есть добро и зло, и совершает добродетельные поступки и избегает порочных. Добродетель – это стремление к моральному совершенству, которое формируется путем оценки поступков личности со стороны других людей и самого себя.
Светская этика предполагает, что моральные нормы не просто созданы обществом и навязываются человеку в качестве обязательных к исполнению. Человек выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Через понимание и осознание своего долга человек свободно и добровольно принимает на себя ряд обязательств по отношению к себе и другим. И если существующие нормы входят в противоречие с долгом и убеждениями человека, за ним всегда остается право выразить свою позицию, отстаивать убеждения и приложить усилия по изменению существующих норм. Главное, чтобы это делалось, ориентируясь на идеалы добра, с уважением к правам других, на основе справедливого и ответственного поведения.
Светская этика не дает готовых ответов на все этические вопросы. Ее задача сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Выбрать, решить за человека, это значит лишить его свободы и ответственности, лишить его возможности стать моральным.

Давайте посмотрим на картинки в учебнике стр. 34.Обсудим, какой моральный выбор осуществили герои. Как поступили бы вы?

  1. И наш первый выбор. Посмотрите, в чем он заключается? (куда пойти?)- каждый человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получать заслуженную оценку от окружающих.

  2. В чем заключается второй наш моральный выбор? (что сделать?)- человек, усвоивший существующие в обществе моральные нормы совершает добрые поступки не по принуждению, а на основе своих убеждений.

  3. А здесь в чем заключается выбор? (Как поступить?)- человек обладает свободой выбора и сам решает, как поступить. От его действий и морального выбора зависит отношение к нему окружающих.

Ситуации для обсуждения. Слайд 12,13,14.

1.Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что ты будешь делать?

2.Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал…

3.Одноклассник говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…» Что ты ответишь? Как поступишь дальше?

4. Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и …

5.Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)…

6Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно…

7.Кто-то из одноклассников долго болеет (лежит в больнице) ….

8.Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен…

Наше путешествие продолжается. Путешествуя, мы с вами встречаем разных людей. Изучая курс «Светская этика» мы выяснил, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет.

- А кого можно назвать нравственным человеком?

- Какой он «нравственный человек»?
Запись в тетрадь: Слайд 15.

Нравственный человек творит добро вокруг себя.

4.Закрепление изученного на уроке.

Работа с баснями (чтение, обсуждение) Слайд 16.

Кошка и куры.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только когда тебя нет поблизости".

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

Олень и виноград. Слайд 17.

Олень, убегая от охотников, спрятался в винограднике. Прошли охотники мимо, и олень, решив, что его уже не заметят, стал объедать виноградные листья. Но один из охотников обернулся, увидел его, метнул оставшийся дротик и ранил оленя. И, почувствовав смерть, олень со стоном сказал сам себе: "Поделом мне: виноград меня спас, а я его губил".

Эту басню можно применить к людям, которые обижают своих благодетелей, и за это их наказывает бог.

Лекарь и больной. Слайд 18.

Выносили покойника, и домочадцы шли за носилками. Лекарь сказал одному из них: "Если бы этот человек не пил вина и ставил клистер, он остался бы жив". - "Любезный, - отвечал ему тот, - ты бы ему это советовал, пока еще не поздно было, а теперь оно уже ни к чему".

Басня показывает, что нужно помогать друзьям вовремя, а не смеяться над ними, когда их положение безнадежно.

Давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Кто из главных героев имеют добродетельные качества, а кто-порочные?
5.Обобщение знаний: Слайд 19

– Как вы понимаете, что значит быть моральным?

– Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему.

– Что нового для себя узнали из курса «Основы светской этики»?
Рефлексия:

Вот и подошло наше путешествие к завершению. Сегодня многие, возвращаясь из путешествия, делятся своими впечатлениями. Давайте и мы с вами выскажем свое мнение о нашем путешествии.

Что вы узнали на уроке?

Что было интересно?

Что было трудно?

Чему вы научились?

Подведение итогов

Наше путешествие закончилось и нам надо ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» Обсудите в парах и закончите предложение «Быть моральным – это значит…»
Домашнее задание Слайд 20

1) прочитать статью на стр. 34-35

2) Подготовься к сочинению на одну из тем:

1. Россия наша Родина

2. Что такое добро и зло.

3. Человеческие добродетели и пороки.

4. Кто такой добродетельный человек.

5. Дружба в моей жизни.

6. Свобода и мораль.

Слайд 21.

Использованная литература

  • 1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.

  • 2. «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

  • Интернет-ресурсы:

(http://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI)

http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b1

http://vsetesti.ru/326/

http://rudocs.exdat.com/docs/index-377970.html?page=4

http://www.ng.ru/science/2010-04-28/10_moral.html

http://www.myparents.ru/ASFOTO/AS001.jpg

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000251467.jpg

http://www.tonnel.ru/gzl/685881118_tonnel.gif

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jean

teacherzv.ucoz.ru/load/shablony_i_fony_dlja_prezentacij/fony_dlja_prezentacij_nabor_7/4-1-0-67

страница 1


скачать

Другие похожие работы: