NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Дата проведения урока 16. 12. 2010 Тема: Круглые тела Тип урока : усвоение новых знаний


Урок математики в 6 классе
Учебник: Математика под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина
Учитель: Немова Татьяна Николаевна
Школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рыбинская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Алтайского края
Дата проведения урока 16.12.2010
Тема: Круглые тела
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: содействовать ознакомлению учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром и их элементами.

Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.

Задачи: Развивать умения проводить наблюдения, делать выводы, сравнивать, обобщать. Формировать графические навыки. Учить работать в коллективе.

Оборудование: МП, геометрические тела демонстрационные, для учащихся наборы стереометрических тел, инструкции, задания парам, индивидуальные задания.

Ход урока

I.Мотивационный этап

Здравствуйте! Я рада с вами сегодня сотрудничать. Садитесь.

Французский архитектор Ле Корбюзье говорил «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия». И мы с вами сегодня продолжим знакомиться с интересной и увлекательной наукой геометрией.

II. Актуализация опорных знаний.

Вопрос: Рассмотрите внимательно тела, находящиеся на ваших столах. На какие две группы вы предложите их разделить? По какому принципу?

Какие геометрические тела вы объединили в первую группу? А во вторую?

Это тема нашего сегодняшнего урока. Круглые тела.

Вопрос: Знаем ли мы, как называются тела каждой группы? Какие тела нами уже изучены? А не изучены?

(На доске появляются слова «цилиндр», «конус», «шар».)

Вопрос: Какие учебные задачи мы поставим на урок перед собой?

III. Изучение нового материала

Для дальнейшей работы каждый получает инструкцию. В течение 5 минут вы должны приготовить рассказ об одном круглом теле, работая с текстом учебника и моделями. Далее обсудите рассказы в группе, а затем представите классу. Из предложенных терминов выберите те, которые касаются вашего тела и прикрепите на доску.

Инструкция для изучения ЦИЛИНДРА

  • Изучи 2 абзаца текста учебника на стр. 113-114 от слов «Слово «цилиндр» …

  • Составь рассказ о цилиндре, отвечая на следующие вопросы:

  1. От какого слова происходит слово «цилиндр»?

  2. Какие предметы имеют форму цилиндра?

  3. Из чего состоит поверхность цилиндра? Покажи их на модели цилиндра.

  4. Какая геометрическая фигура лежит в основании цилиндра?

  5. Что называют высотой цилиндра? Покажи её на модели цилиндра.

  • Обсуди рассказ с одноклассниками в группе.

  • Из предложенных терминов (на тумбочке) выберите те, которые имеют непосредственное отношение к цилиндру?

  • Выберите из предложенных предметов (на столе) те, которые имеют форму цилиндра.

  • Выберите, кто будет докладчиком от вашей группы, кто будет показывать элементы цилиндра.


Инструкция для изучения КОНУСА

  • Изучи 2 абзаца текста учебника на стр. 114 от слов «Слово «конус» …

  • Составь рассказ о цилиндре, отвечая на следующие вопросы:

  1. Как переводится слово «конус»?

  2. Какие предметы имеют форму конуса?

  3. Что есть у конуса? Покажи их на модели конуса.

  4. Какая геометрическая фигура лежит в основании конуса?

  5. Что называют высотой конуса? Покажи её на модели конуса.

  • Обсуди рассказ с одноклассниками в группе.

  • Из предложенных терминов (на тумбочке) выберите те, которые имеют непосредственное отношение к конусу.

  • Выберите из предложенных предметов (на столе) те, которые имеют форму конуса.

  • Выберите, кто будет докладчиком от вашей группы, кто будет показывать элементы конуса.


Инструкция для изучения ШАРА

  • Изучи 3 абзаца текста учебника на стр. 114 от слов «Особое место …

  • Составь рассказ о шаре, отвечая на следующие вопросы:

  1. Как называется поверхность шара?

  2. От какого слова происходит слово «сфера»?

  3. Что есть у шара и сферы? Покажи их на изображении.

  4. Какие предметы имеют форму шара?

  • Обсуди рассказ с одноклассниками в группе.

  • Из предложенных терминов (на тумбочке) выберите те, которые имеют непосредственное отношение к шару.

  • Выберите из предложенных предметов (на столе) те, которые имеют форму шара.

  • Выберите, кто будет докладчиком от вашей группы, кто будет показывать элементы шара.



ЦИЛИНДР

Конус

ШАР

Основания

Боковая поверхность

Высота

Валик

Образующая

Вершина

Основание

Высота

Шишка

Боковая поверхность

Образующая

Сфера

Радиус

Диаметр

Центр

Мяч

Выступают представители группы.

Вопросы: У какого многогранника тоже есть вершина, как и у конуса?

Все круглые тела объемные, но их можно изобразить на плоскости. Все ли линии будут видимыми? Как изображать видимые и невидимые линии?

(После рассказа каждой группы в тетради изображать тело).
Рассказ учителя:

Я провела свои наблюдения за круглыми телами. Поделюсь ими.

В природе встречаются представители растительного и животного мира, имеющие форму цилиндра, некоторых из них вы видите на слайде.

Вы видите Круглое здание. Оно возведено в Белгородской области из кирпича, состоит из двух цилиндров – большого, диаметром 26 м., и малого внутри него, диаметром около 10 м. В Круглом здании – 3 этажа и один цокольный. Внутри малого цилиндра устроена винтовая лестница.С XIX в. здание использовалось для хозяйственных нужд. В 1986 г. Круглое здание как памятник архитектуры было взято под госохрану.

Эта скульптура выполнена из стекла цилиндрической формы с изображением-мозаикой на ней. Установлена она в городе Китченер, провинция Онтарио, Канада. Это творение – результат совместной работы художника Алана Мак Кея и профессора Джеймса Ханта.  
Это Национальный парк дикой природы Тейде, находится на острове Тенериф (Испания). Национальный парк дикой природы Тейде внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2007 году.
Начало национального парка - борт огромного, диаметром 26 километров, кратера Каньядас, в центре которого расположен конус Тейде.


В парке Земли в Швейцарии под руководством цюрихского профессора Dieter Kienast выросли гигантские конусы. Это – памятник величию природы, для которого остается все меньше места на нашей планете.
Вулкан – конус Бакенинг, высота которого 2278 м, расположен на Камчатке в верхнем течении р. Средняя Авача. Вместе с этим стратовулканом, в бассейне рек Средняя и Левая Авача располагается район с множеством моногенных конусов.
«Дыхание пустыни»— архитектурное сооружение недалеко от города Эль-Гуна в Египте, созданное группой художников. Сооружение покрывает область сто тысяч квадратных метров и вовлекает смещение восьми тысяч кубических метров песка. Сто семьдесят восемь конических объемов формируют две взаимосвязанных спирали. Одна спираль состоит из вогнутых конусов, другая — из выпуклых. Строительство «Дыхания пустыни» закончено 7 марта 1997 года.
Во многих уголках мира ощущается катастрофическая нехватка пресной воды. Стефана Августин изобрел «Водный конус». Он представляет собой конус из поликарбоната, который кладётся на почву или на чёрный «поднос” заполненный солёной (грязной) водой. Испаряющаяся влага конденсируется на стенках конуса и стекает в желобок, расположенный по всей окружности основания конуса. Конус переворачивается, убирается заслонка, и чистейшая пресная вода выливается в сосуд.
По заявлению изобретателя «Водный конус» может производить около одного литра воды в день. Несколько таких конусов вполне смогут удовлетворить суточную потребность человека в пресной воде.
Улитки-конусы — хищники длиной до 50 см, весом до 2 кг. Место обитания: тропические моря.
Это аноморфозное  зеркало-конус ученого Джона Далтона и архитектора Эндрю Комптона можно увидеть рядом с Музеем Науки и Промышленности в Манчестере, Великобритания.

Понравилось путешествие? Рассказ о предметах – шарах вы подготовите самостоятельно, для этого можно использовать энциклопедии и Интернет – ресурсы.

IV. Игра «Узнай геометрическое тело».

(О каком круглом теле идет речь, покажи его.)

  • Это тело имеет вершину. (конус)

  • Поверхностью этого тела является сфера. (шар)

  • Название этого тела произошло от слова «валик».(цилиндр)

  • Форму этого тела имеет воронка. (конус)

  • У этого тела 2 основания. (цилиндр)

  • У этого тела есть центр. (шар)

V. Исследовательский этап

Ещё в древности математики интересовались тем, какие фигуры получаются при сечении пространственных тел плоскостью. А вы хотите это узнать? Приготовились. Демонстрация.

Цилиндр. (круг, прямоугольник, эллипс). Сравни круг с основаниями.

Чем являются стороны прямоугольника.

Конус (круг, треугольник)

Сравни круг с основанием.

Чем являются стороны треугольника?

Шар (круг)

Каковы размеры круга? От чего это зависит?

Задание группам.

  1. Из чего можно изготовить цилиндр, конус, шар

(палочки, проволока, бумага, пластилин, моток пряжи)

Почему?

Демонстрация разверток.

VI. «Да» и «нет» не говорите лучше сразу напишите

1. В основании конуса лежит квадрат.

2. Труба имеет форму цилиндра.

3. Шар имеет высоту.

4. Основаниями цилиндра являются 2 равных круга.

5. Стакан имеет форму шара.

6.Слово «конус» переводится с древнегреческого как « шишка».

7. При сечении шара плоскостью может получиться только круг.

VII. Рефлексия

Что показалось важным на уроке?

С какими трудностями столкнулись?

Как их преодолели?

С чего бы вы предложили начать следующий урок?

VIII Домашнее задание

Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний

Да, путь познания не гладок.

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем отгадок,

И поискам предела нет.
Запишем домашнее задание: стр. 113-114. № 531, 535.

Подготовить рассказ о предметах - шарах

страница 1


скачать

Другие похожие работы: