NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Деятельности

Глава 2

ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.1. ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1.1. Основные категории и понятия
И информационные технологии, и информационные системы могут функционировать как с применением технических средств, так и без их применения. В каком виде они реализуются — это вопрос экономической целесообразности. Возрастание объемов информации в информационной системе организации, потребность в ускорении или усложнении способов ее переработки, действия конкурентов, изменения в информационных технологиях и другие факторы вызывают потребность в автоматизации работы информационной системы, т. е. в автоматизации обработки информации.

В неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения исходят от человека. В автоматизированной системе осуществляется автоматизация процессов обработки информации и частично автоматизируются управленческие функции человека.

С какой целью занимаются автоматизацией управления? Основные идеи автоматизации управления связаны с рядом общих идей, обусловленных желанием сформировать своеобразную электронную «нервную систему» организации. Билл Гейтс, основатель Microsoft, определяет электронную «нервную систему» любой организации как среду, автоматизирующую исполнение заранее намеченных действий и событий, планирование и учет, позволяющую своевременно реагировать на незапланированные события и изменения ситуации и дающую, таким образом, огромные преимущества в конкуренции и возможность эффективно работать.

Принципы, на которых базируются электронные «нервные системы» любого уровня, являются общими для всех таких систем:

стандартизация аппаратных средств, наличие «линейки» вычислительных систем разных возможностей, обеспечивающих требуемую гибкость и производительность за приемлемую стоимость; работа с любым видом информации, представление всей информации в цифровой форме;

создание всепроникающей коммуникационной инфраструктуры; построение и использование сети, объединяющей отдельные части вычислительных систем и обеспечивающей постоянную связь, в том числе в рамках универсальной системы электронной почты; стандартизация рабочих инструментов и вычислительных ресурсов конечных пользователей и организаций;

применение интегрированных приложений, специфических для конкретного вида и уровня деятельности.

По мнению авторов работы [1], обмен информацией начинается и заканчивается речью, данными или изображением, воспринимаемыми органами восприятия человека: слухом, зрением и осязанием. А между этими входными и выходными элементами в компьютеризированной информационной системе находится электронный продукт различных уровней — операционные системы, системы управления базами данных, прикладное обеспечение и сама информация.

В автоматизированной информационной системе появляется возможность отображения на информационную плоскость всего, что происходит с организацией. Все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме, в виде данных. Это позволяет рассматривать процесс принятия решений как информационную технологию.

Таким образом, автоматизированная информационная система может стать средой информационной поддержки целенаправленной коллективной деятельности всей организации, т. е. корпоративной информационной системой. Такая система включает в себя совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает задачи каждого конкретного предприятия. Корпоративная информационная система решает одну-единственную задачу — эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально-техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

Корпоративная информационная система — это человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая, в частности, под его воздействием должна:

накапливать определенный опыт и формализованные знания;

постоянно совершенствоваться и развиваться;

быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Возможности корпоративной информационной системы и всех ее составляющих должны соответствовать насущным потребностям потребителей, в том числе и представителей органов управления, их опыту, знаниям и психологии.

Управленческие задачи можно условно разделить на три группы:

типовые задачи;

актуальные плохоформализуемые задачи;

нерегулярно решаемые задачи.

Возможности построения формальных алгоритмов для решения задач этих классов различны. Вследствие разной сложности структуризации информации и формализации процессов ее переработки возможна автоматизация обработки не всей информации, имеющейся в организации и используемой системой управления, а только некоторых информационных потоков. Как правило, доля информации, обрабатываемой автоматизированным способом, для различных уровней управления колеблется от 10 до 20%.

2.1.2. Структура информационных систем
Обычно в корпоративной автоматизированной информационной системе можно выделить:

персонал;

единую базу данных хранения информации, формируемую различными и не связанными между собой программами и прикладными системами;

программы, обеспечивающие функционирование информационной системы (операционные системы, служебные программы и т.п.);

технические устройства;

множество прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям (финансы, материально-технический учет, конструкторско-технологическая подготовка производства, документооборот, аналитика и т.п.).

В плане функционирования автоматизированная корпоративная информационная система имеет обеспечивающую и функциональную части (рис. 2.1).

Обеспечивающая часть состоит из информационного, технического, математического, программного, методического, организационного и лингвистического обеспечении.

Информационное обеспечение информационной системы — совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных. Включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на носителях и т.д.

В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинные данные. Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств — наряды, акты, накладные и т.п.

Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое

множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, а структуры файлов базы данных не будут соответствовать структуре управленческих документов [2].

В информационном обеспечении различают входные и выходные документы.










Обеспечивающая часть




Функциональная часть


Информационное обеспечение




Техническое обеспечение




Математическое и программное обеспечение




Лингвистическое обеспечение




Методическое обеспечение




Организационное обеспечение




Автоматизированная информационная система


Рис. 2.1. Обеспечивающая и функциональная части автоматизированной информационной системы
Техническое обеспечение
Организация информационного обеспечения управленческой деятельности предполагает наличие совокупности соответствующих технологий, основанных на использовании тех или иных средств сбора, передачи, обработки, хранения и представления информации в процессе управленческой деятельности. В зависимости от преобладания каких-либо из перечисленных информационных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответствующие технические средства их реализации.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Современные технические средства по своему составу и функциональным возможностям весьма разнообразны и покрывают весь спектр потребностей в организации и информационном обслуживании управления. В целом рассматриваемые технические средства можно разбить на следующие группы:

технические средства сбора и регистрации (устройства автоматического съема информации — регистраторы информации), накопления, обработки, передачи (средства коммуникационной техники), отображения, вывода, размножения информации;

средства компьютерной техники — компьютеры любых моделей (персональные и высокопроизводительные), которые могут объединяться в вычислительные сети;

средства организационной техники.

Средства компьютерной техники предназначены в основном для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления.

Средства коммуникационной техники служат главным образом для реализации технологий передачи информации и предполагают функционирование как автономное, так и в комплексе со средствами компьютерной техники.

Средства организационной техники позволяют реализовать технологии хранения, представления и использования информации, а также выполнять различные вспомогательные операции в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.

К техническому обеспечению относят также эксплуатационные материалы.

Предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение оформляются документацией. Документацию можно условно разделить на три группы:

общесистемную, включающую в себя государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

Математическое и программное обеспечение

Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).

К средствам математического обеспечения относятся:

средства моделирования процессов управления;

типовые задачи управления;

методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

Программное обеспечение — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты, прикладное программное обеспечение, а также техническая документация.





Рис. 2.2. Системные программные средства

Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых (рис. 2.2).

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также программы, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом:

системы подготовки текстовых документов;

системы обработки финансово-экономической информации;

системы управления базами данных;

личные информационные системы;

системы подготовки презентаций;

системы управления проектами;

экспертные системы и системы поддержки принятия решений;

системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления;

прочие системы.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Методическое и организационное обеспечение — совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектного обследования, технического задания, технико-экономического обоснования, разработки проектных решений, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

разработку управленческих решений по составу и структуре организации, а также методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Эргономические условия — документация, содержащая различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации. Цель — обеспечение высокой эффективности работы персонала.

Обучение и сертификация персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

На стадии разработки информационной системы — это нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечения процесса разработки различными видами ресурсов.

На этапе функционирования — определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную, относящуюся к конкретной системе.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает в себя нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:

статус информационной системы;

права, обязанности и ответственность персонала;

правовые положения отдельных видов процесса управления;

порядок создания и использования информации и др.

Лингвистическое обеспечение — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в информационной системе.

Лингвистическое обеспечение включает в себя:

информационные языки для описания структурных единиц информационной базы;

языки управления и манипулирования данными;

языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы и т.п.

Функциональная часть информационной системы

Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполнение задач, для которых и предназначена информационная система. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функций — в подсистемы информационной системы. Подсистемы реализуют задачи. Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:

уровень управления (высший, средний, низший);

вид управляемого ресурса (материальный, трудовой, финансовый и т.п.);

сфера применения (банковская, фондового рынка и т.п.);

функции управления и период управления.
2.2. СОЗДАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Для руководителя организации всегда возможны три базовых решения по поводу ее информационной системы:

ничего не делать с информационной системой;

модифицировать существующую информационную систему;

создавать новую информационную систему.

В рамках этих возможностей все действия с информационной системой должны подчиняться прагматичной стратегии: обращение с информационными проектами как с «проектами делового развития». Действия по созданию или модификации информационной системы являются всего лишь проектом развития бизнеса, и все вовлеченные в него сотрудники должны это понимать, а не руководствоваться вводящим в заблуждение энтузиазмом по поводу самой информационной системы или технологии.
2.2.1. Стратегическое планирование информационной системы
В рамках этой стадии осуществляется подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д. Назначаются «менеджер проекта», который отвечает за его осуществление, и ответственный за проект в высшем руководстве [3].

Стратегия управления информационной системой в рамках ее жизненного цикла (обычно различают следующие фазы жизненного цикла: планирование, создание, эксплуатация, развитие) основывается на ряде действий, среди которых формулировка целей и бизнес-стратегии организации, анализ конкурентных сил (поставщики, потребители, конкуренты, новые участники, товары-заменители), определение критических факторов успеха и информационных потребностей, оценка потенциала применения информационных технологий, выделение стратегических инициатив, анализ существующих информационных систем и определение необходимых и потенциальных информационных систем (см. подробнее [4]).

Оставив в стороне целый ряд технических аспектов, связанных с формированием стратегии управления информационной системой организации, рассмотрим базовые для этого процесса вещи. Главная цель стратегии управления информационной системой состоит в осознании того, что потребности организации в информации определяют структуру ее информационной системы, а также способ управления ею. Выделим в рамках информационной системы организации информационные системы четырех классов:

ключевые (важные для преуспевания в настоящий момент — складские системы, базы данных и т.п.);

вспомогательные (необходимые, но не критические в настоящий момент — бухгалтерские программы, программы управления персоналом, текстовые редакторы, электронная почта и т.п.);

стратегические (критические для достижения целей бизнес-стратегии — электронный обмен данными с партнерами, системы для анализа и прогнозирования рынка и т.п.);

потенциальные (возможно, важные для достижения успеха в будущем — экспертные системы и т.п.).

Для информационной системы каждого класса существует своя стратегия управления. Из всех возможных стратегий можно выделить несколько групп:

«Централизованное планирование» — в рамках центрального аппарата организации создается центр, которому поручается осуществлять политику в области информационной системы. Этот Центр осуществляет централизованное планирование и управление созданием, развитием и использованием информационной системы организации.

«Монополия» — выбирается или создается центр, ответственный за развитие информационной системы, который отвечает за политику в области информационной системы организации и определяет ее.

«Ограничение ресурсов» — решения по информационной системе принимаются на основе минимизации затрат.

«Свободный рынок» — выбор решений по информационной системе определяется пользователями на основе конкуренции различных предложений.

«Лидирование» — попытка обогнать конкурентов, стать лидером в применении данного решения. Организации с такой стратегией обычно пытаются связать ее потребности с развитием информационных технологий и инвестируют в это крупные суммы.

«Необходимое зло» — информационные технологии рассматриваются как необходимое зло, которое нужно для достижения целей, и проект будет осуществляться лишь в случае, когда станет абсолютно необходимым для достижения деловой цели.

Существует множество комбинаций этих стратегий, но каждая из них соответствует какой-либо реальной ситуации. Стратегии управления различными классами информационной системы приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1

Стратегическая система


Потенциальная система


«Централизованное планирование» «Монополия»


«Лидирование» «Свободный рынок»


Ключевая система


Вспомогательная система


«Централизованное планирование» «Монополия»


«Ограничение ресурсов» «Необходимое зло» «Свободный рынок»




Действия организации в рамках классов информационной системы приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Стратегическая система


Потенциальная система


Оценка возможности применения успешных приложений в других условиях


Распространение идей и результатов исследований и разработок


Ключевая система


Вспомогательная система


Распространение опыта применения ИС в ключевых областях


Совместное использование стандартных приложений и решений



Стратегия управления информационной системой и конкретные шаги по реализации этой стратегии связаны со степенью зависимости организации от использования информации для осуществления своей основной задачи, миссии. Эту зависимость определим как информационную интенсивность функционирования информационно-технологического комплекса организации. Она различна для разных организаций. Условно можно выделить ряд классов организаций, разделенных по этому признаку.

1. Организации, настоящее и будущее которых зависит от использования информационных технологий (ИТ) для ежедневной деятельности (банки, страховые кампании и т.д.).

2. Организации, не сильно зависящие от ИТ, но способные в будущем планировать ее широкое применение для достижения конкурентных преимуществ.

3. Организации, в которых хотя и возможна зависимость повседневных операций от ИТ, но которые работают в отраслях, где информационные системы не могут стать источником конкурентного преимущества.

4. Организации, использующие ИТ для поддержки вспомогательной деятельности.

Информационные технологии будут иметь различное влияние на организации — представители описанных групп, соответственно возможно построение индивидуальных стратегий управления информационной системой таких организаций.
2.2.2. Стандарты управления: использование при создании информационной системы организации
В любой организации, занятой производством какого-либо товара, выполняются действия, связанные с производством, сборкой, обработкой и хранением материалов, хранением и обслуживанием инструментов, контролем качества и т.п. Персонал организации осуществляет планирование деятельности предприятия (финансовые учет и планирование, контроль и обеспечение принятия решений), техническое проектирование (создание концепции продукта, технический анализ, разработку продукта, спецификацию, планирование процесса), производственное планирование и контроль (материальное обеспечение, планирование производства, управление производством, производственный учет). Эти функции взаимосвязаны, они не могут выполняться отдельно, без взаимодействия исполнителей и обмена информацией между ними. Иначе говоря, требуется обеспечение их интеграции путем адекватного обмена информацией. Кроме того, эти функции типичны для разных организаций. Поэтому можно создать представления об общих правилах осуществления таких функций и тем самым о построении информационной системы организации. Все такие представления формализованы в стандартах рекомендаций по управлению. Это описание наиболее общих правил, по которым должны производиться планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребностей в сырье, закупок, загрузки мощностей, распределения ресурсов и прочего.

Эти представления менялись: сначала — ориентация на внутреннюю организацию предприятия (в рамках планирования материалов для производства MRP — Material Requirements Planning); затем — планирование всех производственных ресурсов предприятия (сырья, материалов, оборудования и т.д. MRP-II — Manufacturing Resource Planning) и объединение всех ресурсов предприятия (ERP — Enterprise Resource Planning) и, наконец, — описание полного цикла от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи (CSRP — Customer Synchronized Resource Planning). В последнем случае кроме цикла от проектирования изделия до обслуживания после продажи охватывается также и взаимодействие с клиентами: оформление наряд-заказа, техническое задание, поддержка заказчика на местах и т.д. Существуют и другие стандарты управления.

В мире уже очень давно используют стандарты рекомендаций по управлению производством. Наличие таких фундаментальных производственных стандартов приводит к предсказуемым и эффективным результатам по оптимизации приема заказов, планирования производства, закупок, управления собственно процессом производства и доставки — т.е. всех внутренних и внешних операций. Разумеется, что эти стандарты должны быть учтены при создании информационной системы организации, что означает построение некоторой интегрированной модели данной организации, которая создает ее информационный образ. И большая часть крупных и средних организаций стремится использовать такие модели и информационные системы, построенные с их помощью (MFG-Pro, SAP/R3, Baan IV, BPCS, Oracle Applications и др.).
2.2.3. Жизненный цикл информационной системы
Как и любой изготовленный продукт, информационная система имеет свой цикл жизни от времени начала создания до момента прекращения эксплуатации. Информационная система является особым продуктом. Организация не в состоянии без нее существовать. Мы можем говорить о прекращении эксплуатации данного поколения информационной системы, отдельных ее подсистем и элементов. Жизненный цикл заканчивается, как правило, не в результате физического износа информационной системы, а из-за ее морального устаревания. Моральный износ, моральное устаревание — прекращение удовлетворения требованиям к информационной системе. При этом возможные модификации информационной системы экономически невыгодны или невозможны, что влечет за собой необходимость разработки новой информационной системы. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.

Жизненный цикл — период создания и использования информационных систем, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации.

В жизненном цикле выделяют пять стадий [3].

1. Предпроектное обследование: сбор материалов для проектирования: формирование требований; изучение объекта автоматизации; выбор и разработка варианта концепции системы; анализ материалов и разработка документации: создание и утверждение технико-экономического обоснования; разработка и утверждение технического задания на проектирование информационной системы.

2. Проектирование:

предварительное проектирование:

выбор проектных решений по всем аспектам разработки информационной системы;

описание всех компонентов информационной системы;

оформление и утверждение технического проекта;

детальное проектирование:

выбор и разработка математических методов и алгоритмов программ (модели и программы);

корректировка структур баз данных;

создание документации на поставку и установку программных продуктов;

выбор комплекса технических средств информационной системы (аппаратно-коммуникационный комплекс);

создание документации на поставку и установку технических средств;

разработка техно-рабочего проекта информационной системы;

разработка методики реализации функций управления с помощью информационной системы, описание автоматизированного документооборота и регламента действий аппарата управления.

3. Разработка информационной системы:

получение и установка технических средств;

получение и установка программных средств;

разработка, тестирование и доводка программ;

разработка инструкций по эксплуатации программного обеспечения, технических средств и должностных инструкций для персонала.

4. Ввод информационной системы в эксплуатацию: ввод в опытную эксплуатацию технических средств; ввод в опытную эксплуатацию программных средств; обучение и сертифицирование персонала; проведение опытной эксплуатации всех компонентов и системы в целом;

сдача в эксплуатацию и подписание актов приемки-сдачи работ.

5. Эксплуатация информационной системы:

повседневная эксплуатация;

сопровождение программных и технических средств и всего проекта.

Жизненный цикл носит итеративный характер: реализованные этапы жизненного цикла, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с новыми требованиями и изменениями внешних условий. На каждом этапе жизненного цикла формируется набор документов и технических решений, которые являются исходными для последующих решений.

Наибольшее распространение получили три модели жизненного цикла информационной системы [3].

Каскадная модель — переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу.

Поэтапная модель с промежуточным контролем — итерационная модель разработки информационной системы и информационных технологий с циклами обратных связей между этапами. Здесь межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость разработки по сравнению с каскадной моделью, но каждый из этапов растягивается на весь период разработки.

Спиральная модель — делается упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента информационной системы и информационной технологии. На нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Происходит последовательное углубление и конкретизация деталей проекта информационной системы, формируется его обоснованный вариант, который доводится до реализации.

При использовании спиральной модели:

более четко осуществляется накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов информационной системы и информационной технологии;

особо акцентируются развитие и модификация системы и технологии в процессе их проектирования;

проводится анализ риска и издержек в процессе проектирования систем и технологий.
2.2.4. Способы построения информационной системы
Фазы проектирования и разработки информационной системы в рамках ее жизненного цикла могут быть сведены к четырем возможным путям построения информационной системы.

1. Разработка системы.

Этот способ означает создание системы «под себя» собственными силами или посторонними специалистами.

Стадии разработки:

инициирование проекта;

анализ потребностей (изучение документов и документооборота, интервью, анкетирование, составление обзоров);

техническая работа (дизайн, программирование модулей, интегрирование, тестирование);

контроль;

тестирование системы;

внедрение (конверсия данных, обучение персонала и пользователей, разработка документации, исправление ошибок и т.п.);

эксплуатация.

Сложности самостоятельной разработки информационной системы обычно связывают с крупным масштабом организации, соответственно с многочисленностью и разнообразием пользователей, с большим числом и разнообразием данных, с географически распределенной организацией и т. п. Такой подход к созданию информационной системы обычно требует значительных затрат ресурсов и времени, плохо адаптируется к изменениям в организации.

2. Использование прототипов.
В данном случае вместо полноценной системы с помощью специальных средств создается ее прототип (подразделениями заказчика или сторонней организацией), отвечающий основным потребностям пользователей. Этот прототип, построенный из стандартных элементов, но за малое время, будет относительно недорогим. Этапы его разработки:

определение основных запросов;

создание рабочего прототипа;

использование рабочего прототипа (оценка прототипа, уточнение потребностей);

пересмотр и улучшение прототипа;

работа с окончательной версией прототипа.

При применении прототипов пользователи играют более активную роль в развитии системы, тратится меньше времени и усилий на ее создание, внедрение осуществляется легче, так как пользователь знает, чего ожидать, и т.д. Однако прототипы не могут быть столь же эффективны, как система, написанная на языке программирования. Интерфейс человек—машина, сформированный специальными средствами для создания прототипов, не всегда отвечает требованиям хорошего дизайна. Имеются и другие недостатки данного подхода к построению информационной системы. Тем не менее использование прототипов выгодно в том случае, когда у системы слишком большое число пользователей с разными требованиями к ней и непредсказуемым поведением; важным является скорость построения системы; эта система будет существовать недолго; она создается в принципиально новой области и т. п.
3. Использование готовых решений.
Возможность такого подхода связана с наличием у организаций общих и уникальных черт. Использование общности черт и задач позволяет привязать готовые решения (модели и программы) к условиям конкретного пользователя и его задачам. Например, большинство организаций решает типовые задачи в бухгалтерском учете, финансах, организации управленческого труда, автоматизации документооборота, создании информационно-справочных систем, управлении кадрами и т. п. В рамках таких задач выбор типовых решений будет оправданным и эффективным. Особенно это касается малого бизнеса.

Для создания информационной системы рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии автоматизации бизнеса:

информационные технологии «клиент—сервер» в корпоративном документообороте и деловых операциях;

управления электронными документами;

проектирования, моделирования и анализа сложных информационных систем;

финансово-экономического анализа деятельности;

систем поддержки принятия решений и др.

Покупка готового решения означает, что организация выбирает на рынке готовую информационную систему, разработанную специализированной фирмой, и внедряет ее у себя (рис. 2.3).

Рынок информационных систем включает в себя «готовые решения» от простых финансово-учетных систем (автоматизирующих отдельные функции управления), реализованных в виде пакета программ, ориентированных на малый



Рис. 2.3. Выбор «готового решения»
бизнес, до средних и крупных интегрированных информационных систем. Методы выбора поставщика «готового решения» описаны в [4].

Для примера приведем названия возможных сегментов такого рынка:

структурированные кабельные системы;

активное оборудование;

телекоммуникационный рынок;

серверы, персональные компьютеры, сетевые компьютеры, кластеры, распределенные вычисления;

гибкие производственные системы;

операционные системы;

базы данных;

системы групповой работы;

почтовые системы;

системы подготовки документов;

системы поддержки продаж;

системы автоматизации деятельности по управлению проектами;

специализированные системы;

консалтинг в области информационных технологий;

автоматизация деятельности предприятий;

методы и средства разработки систем программного обеспечения;

обучение информационным технологиям;

предоставление услуг по выполнению функций информационной системы (аутсорсинг).

Положительные стороны использования готовых решений:

наличие сопровождения системы разработчиком;

тщательное тестирование предлагаемой системы разработчиком, быстрое выявление ошибок с помощью большого круга пользователей;

качественное документирование системы;

периодические улучшения или усовершенствования системы разработчиком;

возможность сосредоточить ресурсы организации на поддержке работы системы, а не на разработке, и др.
4. Использование услуг посторонней организации для передачи ей функций информационной системы.
В этом случае организация использует специализированную фирму, с помощью собственных ресурсов выполняющую действия, которые должна была осуществлять информационная система организации. Это означает, что организация не создает у себя информационных подразделений, возможно, что и аппаратно-программные средства будут находиться в собственности специализированной фирмы. И вся информация обрабатывается этой фирмой, а организация получает итоговую информацию с заданной периодичностью.

Таким образом, в данном случае выполнение проектов информационной системы и услуг по поддержке аппаратно-программных средств, а также дальнейшую модернизацию системы берет на себя специализированная организация. Преимущества использования внешних ресурсов:

экономия и освобождение денежных средств;

гарантия определенного качества обслуживания;

предсказуемость результатов;

гибкость системы информационного обеспечения;

освобождение человеческих ресурсов для других проектов.

Недостатки такого информационного обеспечения:

потеря контроля над информационными технологиями;

зависимость от специализированной фирмы;

необходимость делиться конфиденциальной информацией и др.
2.2.5. Роль заказчика в создании информационной системы
Независимо от способа создания информационной системы главным действующим лицом в этом процессе является заказчик, который после разработки информационной системы превратится в ее владельца и пользователя.

Одна из основных задач руководства организаций — заказчика и разработчика — активное обучение будущих пользователей, повышение их уровня квалификации как пользователей, но прежде всего как постановщиков, разработчиков.

Пользователь — специалист в своей области, он знает, чего он хочет. Но кроме профессиональных знаний в предметной области, пользователь должен обладать знаниями в области информационных технологий для правильной постановки задачи.

Пользователя необходимо заранее ознакомить с методикой проведения обследования организации и порядком обобщения результатов, что поможет ему определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи и функции, квалифицированно оформить постановку задачи. Постановка задачи — составленное по определенным правилам описание задачи, которое дает исчерпывающее представление о сущности, логике преобразования информации для получения результата [3].
План постановки задачи заказчиком по автоматизации обработки информации:
1. Организационно-экономическая сущность задачи (наименование, место, цель, потребители и способ доставки решения, периодичность, источники информации, связь с другими задачами).

2. Описание входной информации (перечень исходной информации, формы представления, примеры документов, частота поступления информации, формы ее контроля и т.д.).

3. Описание выходной информации (перечень результативной информации, формы представления, периодичность и сроки представления, перечень пользователей итоговой информации, перечень запросной информации, способы контроля итоговой информации и т.д.).

4. Описание алгоритма решения задачи (описание способов формирования итоговой информации, описание последовательности действий с переменной и условно-постоянной информацией и т.п.).

5. Описание условно-постоянной информации (перечень классификаторов, справочников, таблиц, описание формы их представления, способов использования условно-постоянной информации и т.п.).
2.2.6. Требования к организациям, специализированным на информационных технологиях
При создании и эксплуатации информационных систем организация привлекает к работе в этой области специализированные фирмы. Обычно это либо разработчики информационных систем — так называемые системные интеграторы, либо фирмы, специализирующиеся на предоставлении консультационных услуг в области информационных технологий. В любом случае для организации большое значение имеет уровень и качество обслуживания, предоставляемого этими фирмами. Оптимальной для заказчика является ситуация, когда он, обратившись к одной специализированной фирме, получает весь спектр услуг:

разработку системы управления предприятием (обследование предприятия по вопросам постановки учета и документооборота, консалтинговые услуги и т. п.);

поставку и внедрение системы (настройку и адаптацию, внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию, обучение персонала заказчика);

«пожизненное» сопровождение системы (гарантийное и послегарантийное обслуживание, проведение тематических семинаров как по проблемам методологии и организации учета, так и по вопросам использования информационной системы).

Взаимодействие организации со специализированными фирмами может осуществляться по нескольким направлениям:

получение квалифицированных консультационных услуг;

приобретение готовых решений, потребление услуг по адаптации готовых решений;

обращение к консультационным организациям, которые при создании больших комплексных проектов, осуществляемых несколькими исполнителями — системными интеграторами, консультируют выполнение законченного проекта, приобретение и освоение программно-аппаратных средств и построение информационной системы необходимой конфигурации. Ответственность за проект несет предприятие — системный интегратор;

потребление услуг фирмы — интегратора по разработке и модификации информационной системы, а также по сопровождению ее в течение согласованного времени эксплуатации;

передача посторонней организации функций информационной системы и потребление переработанной информации.

Основные критерии выбора специализированной фирмы:

срок работы на рынке информационных технологий;

лицензионная чистота поставляемого программного продукта;

лицензионная чистота средств разработки информационных систем;

примеры уже реализованных систем в похожих организациях, уровень качества этих проектов;

позиции;

фирмы в профессиональных рейтингах.
2.2.7. Организационные подразделения, ответственные за информационную систему
После создания информационной системы (ИС) основные действия с ней сводятся к трем направлениям: исправление ошибок;

поддержка состояния и работы системы;

улучшение информационной системы.

Все эти действия осуществляет подразделение организации, ответственное за информационную систему.

Структура подразделения, ответственного за функционирование ИС, может быть самой разной в различных организациях. Она зависит от различных факторов, в том числе от организационной структуры организации, ее стратегий, степени децентрализации в обработке информации, культуры и т.д.

В целом подразделение, ответственное за функционирование ИС, может иметь следующие подотделы:

операционная группа, ответственная за работу и поддержку аппаратных средств и прикладного обеспечения, телекоммуникации и сети, состоящая из компьютерного оператора, обслуживающего персонала, специалиста по охране данных, системного программиста, системного аналитика, телекоммуникационного менеджера;

группа создания приложений, которая отвечает за создание новых ИС, включающая в себя программистов, системного аналитика, проектных менеджеров;

центральная информационная группа, отвечающая за поддержку конечных пользователей.
2.2.8. Вопросы, оставшиеся за пределами рассмотрения
На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с основами автоматизированных систем управления, поскольку в нашу задачу не входит описание всего круга проблем в этой области. Однако мы хотели хотя бы упомянуть эти проблемы:

эволюция концепций построения информационных систем и информационных технологий;

информационная безопасность и система защита информации;

стоимость владения информационной системой;

рынок информационных систем и ряд других.

Для самостоятельного рассмотрения мы можем предложить читателю публикации [3 — 6].

Контрольные вопросы и задания
1. Что вызывает потребность в автоматизации управленческой деятельности?

2. Определите электронную «нервную систему» организации и ее базовые принципы.

3. Что такое корпоративная информационная система? каковы ее задачи?

4. Обсудите структуру корпоративной информационной системы.

5. Дайте определение и охарактеризуйте основные элементы обеспечивающей части корпоративной информационной системы.

6. Рассмотрите информационное обеспечение информационной системы, его назначение и основные элементы.

7. Перечислите основные компоненты технического обеспечения корпоративной информационной системы. Каково их назначение?

8. В чем назначение математического и программного обеспечения корпоративной информационной системы и из чего оно состоит?

9. Какие действия осуществляются в рамках методического и организационного обеспечения корпоративной информационной системы?

10. Что такое эргономические условия функционирования корпоративной информационной системы?

11. Для чего требуется правовое обеспечение корпоративной информационной системы?

12. Что представляет собой лингвистическое обеспечение корпоративной информационной системы?

13. Дайте определение основных элементов функциональной части корпоративной информационной системы и охарактеризуйте их.

14. Обсудите три базовых решения руководителя организации по поводу информационной системы.

15. Каковы основные идеи стратегического планирования информационной системы?

16. Приведите примеры классов информационных систем.

17. Определите возможные типы организаций с точки зрения информационной интенсивности.

18. Дайте характеристику основным стратегиям управления различными классами информационных систем с учетом различной информационной интенсивности у организаций.

19. Что такое «стандарты управления» и как они используются при создании информационной системы организации?

20. Дайте определение понятию «жизненный цикл информационной системы» и охарактеризуйте его стадии.

21. В чем основные идеи трех моделей жизненного цикла информационной системы?

22. Каковы преимущества и недостатки разработки информационной системы «под себя»?

23. Когда целесообразно использовать прототипы при создании информационной системы?

24. В чем преимущества и недостатки использования готовых решений при разработке информационной системы?

25. Расскажите об использовании услуг посторонней организации для передачи ей функций информационной системы. Когда это целесообразно?

26. Охарактеризуйте план постановки задачи по автоматизации обработки информации.

27. Каковы требования к фирмам, специализирующимся по информационным технологиям и предоставляющим услуги организации? Какие услуги они могут предложить организации?

28. Укажите структуру и задачи организационного подразделения, ответственного за информационную систему.


страница 1страница 2страница 3 ... страница 15страница 16


скачать

Другие похожие работы: