Доклад «Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся»
Администрация Каменского района Алтайского края
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Луговская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
«Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся»
Подготовила:
Кузнецова Лариса Викторовна
учитель начальных классов
с. Луговое
2013
Аннотация
Данный доклад по теме: «Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся» будет полезен для учителей, занимающихся внеурочной деятельностью и учителей начальных классов, так как он может оказать определённую помощь в организации проектно-исследовательской работы младших школьников.
Цель доклада - показать, что в процессе проектно – исследовательской деятельности детей, формируются универсальные учебные действия.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования.
Доклад
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Цель проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- развивать организационно-коммуникационные навыки;
- развивать познавательные способности;
- развивать творческое воображение;
Начиная работать по новым стандартам, у меня возник вопрос: «Как организовать проектно-исследовательскую деятельность в первом классе?»
Однако полноценная проектная деятельность ещё трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для учащихся начальной школы могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с первого класса.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, с самых первых дней обучения. Начиналась работа с предложенных в учебнике тем: «Моя малая Родина», «Первый снег», «Украшаем класс к новому году», «Дикие животные». Но в первом полугодии работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, находить информацию. Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время, при выполнении которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществлялось через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий. (Например, при изучении темы «Что такое хвоинки?» первоклассники, исследуя ветки сосны и ели, делают вывод, чем они похожи, и чем отличаются. При изучении темы «Что это за листья?» дети, опираясь на отличительные признаки листа, с помощью атласа – определителя, гербария, натуральных объектов, исследуют к каким деревьям относятся разные листья.)
В результате к концу первого полугодия первого класса учащиеся приобрели элементарный опыт творческой, проектной и исследовательской деятельности; умение работать в паре, группе; имеют первоначальные навыки письма; сформирован начальный уровень читательской компетентности.
Поэтому во втором полугодии мы приступили к работе над долгосрочным проектом «Главная буква моей семьи», работа над которым длилась 2 месяца.
Естественно, что ребенок, у которого ещё мал жизненный опыт, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступили родители, которые помогли учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.
На страницах «Азбуки» предлагается тема для проекта «Живые буквы». Обсуждая с детьми, из каких букв может состоять наша азбука, пришли к выводу, что все буквы мы не сможем разместить т.к. у нас в классе семь учеников. Таким образом, обозначили тему « Главная буква моей семьи» и каждый ребёнок для себя определил первую букву фамилии.
На примере учебника «Азбука» учащиеся предложили, какой материал можно поместить в классную азбуку (стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки, иллюстрации и т.д.). Далее возникла необходимость в составлении плана работы.
План:
|
Поиск информации осуществлялся согласно плану. Ребятам помогали подбирать материал родители, библиотекарь, руководитель кружка «Смайлики» Тинякова Н.Н. учила находить информацию в интернете.
Выполняя исследовательское задание, ребята провели опрос во всех начальных классах и сделали вывод, что самая популярная буква – С.
Для иллюстрирования классной азбуки выполнялись творческие задания.
На внеурочном занятии «Увлекательное творчество» (руководитель Кувайкина Л.А.) ребята выполнили рисунки «Живая буква». С родителями из подручных материалов изготовили главную букву своей семьи. Совместно с детьми провели фотосессию, где каждый ребёнок изобразил, используя позу, жесты, мимику свою букву.
Совместно с родительским комитетом, учащимися класса оформили страницы азбуки. В результате, реализации проекта, получилась книга «Классная азбука».
Презентация данного проекта – праздник «Прощай, Азбука». При составлении сценария был использован материал, который учащиеся собрали в ходе работы над проектом «Главная буква моей семьи». В сценарии были задействованы ребята из пятого класса. На празднике присутствовали: родители, учителя, администрация школы, учащиеся начальных классов, библиотекарь, руководители внеурочной деятельности.
В этом учебном году кроме краткосрочных творческих проектов «Красная книга», «Профессии», «Создание диафильма» мы участвовали в долгосрочном коллективном проекте начальной школы «Волшебная сила добрых слов и поступков» по произведениям В. Осеевой.
Создавая условия учащимся для участия в проектно-исследовательской деятельности, мы создаём предпосылки для формирования универсальных учебных действий.
В процессе проектно- исследовательской деятельности у детей формируются личностные УУД :
мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
формируется адекватная самооценка;
В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектная деятельность играет важную роль:
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Проектно – исследовательская деятельность даёт возможность для развития познавательных УУД. Ребята учатся:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
В процессе проектно- исследовательской деятельности у детей формируются коммуникативные УУД :
умение строить понятные для партнёра высказывания;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Литература
1.Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: «Просвещение», 2011.
2.Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: «Просвещение», 2011.
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya-u
4. http://www.belik-lichnost.ru/proekti/stranitsa-1-2.html
5. http://www.docme.ru/doc/7073/formirovanie-uud
страница 1
скачать
Другие похожие работы: