Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Доклад
« Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Дерябина Людмила Алексеевна
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Ромашка»
deryabina_lyudmila@bk.ru
Аннотация к докладу.
В докладе представлены современные здоровьесберегающие технологии, используемые в работе детского сада на основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования». На примере проекта «Растем здоровыми», раскрыты некоторые технологии направленные на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме. Этот проект помогает ребёнку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути-
Главнейшее условье.
С.Я. Маршак
Здоровье - жизненно важный вопрос для каждого человека, а здоровье детей - для будущего страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. И чем раньше у ребенка формируется мотивация к ведению здорового образа жизни, а также овладение конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он готов к активной повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильном рабочем, радостном состоянии. Современные развивающие технологии и программы дошкольного образования на основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» ориентируют нас на построение особого типа взаимодействия с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Среди всех известных технологий здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Современные здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на следующие виды:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: Упражнения на координацию речи и движений, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни включают в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), самомассаж.
Коррекционные технологии включают в себя: технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В нашем детском саду создана благоприятная здоровьесберегающая предметно-пространственной среда, позволяющая организовать работу по освоению технологий сохранения, стимулирования здоровья и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.
Утренняя гимнастика, подвижные игры на улице, и гимнастика после сна с применением массажных дорожек поднимает настроение ребят, выполняет оздоровительную функцию. Дети принимают активное участие в праздниках здоровья, спортивных развлечениях, проведение которых организовано на свежем воздухе.
Для эффективного использования в работе с детьми здоровьесберегающих технологий разработала проект «Растем здоровыми». На основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» использовала совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». В проекте прослеживается интеграция с другими направлениями развития ребенка: познавательно-речевым, художественно- эстетическим.
Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения.
Актуальность проекта.
Способствовать активной позиции в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Цель проекта.
Создать условия для развития потребности ребёнка в знаниях о себе и о своём здоровье, знаний о здоровом образе жизни.
Задачи проекта.
Формировать потребность в физическом саморазвитии;
Закреплять мотивационные основы здорового образа жизни.
Этапы проекта.
Подготовительный
Чтение художественной литературы, загадки о видах спорта и строении человека;
Спортивные и подвижные игры.
Практический.
Создание книжки-малышки «Моя копилка здоровья».
Закаливающий массаж для пальцев, спины, стоп;
НОД (непосредственно образовательная деятельность) «Скажем здоровью, да»;
НОД (непосредственно образовательная деятельность) «Грязь и микробы наши враги!»;
НОД (непосредственно образовательная деятельность) «Не курите с нами рядом»
НОД (непосредственно образовательная деятельность) «В лаборатории Снеговика»
Спортивный досуг «Веселая эстафета»
В начале проекта с детьми создала книжку-малышку «Моя копилка здоровья», индивидуально для каждого ребенка, где сами дети на протяжении непосредственной образовательной деятельности вносили рисунки по всем темам, выполнялись задания с родителями по здоровому образу жизни. Разработанные конспекты непосредственно образовательной деятельности помогли детям узнать новое о своем теле, об организме в целом и о бережном отношении к нему.
С успехом использовала
-
в проекте различные виды массажа: массаж пальцев рук «Птички», массаж спины «Дятел» они являются основой закаливания и оздоровления; гимнастика для глаз «Бабочка» помогает справиться с усталостью глаз, учит детей беречь глаза. Подвижные игры, специальные упражнения для стоп «Козочки» отвечающие требованиям современной концепции здорового образа жизни. Заключительной частью было спортивное развлечение «Веселая эстафета», игры и эстафеты с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика, которая помогает развивать умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега.
Результат проекта.
Хочется отметить, в ходе реализации этого проекта у детей повысился уровень двигательной активности и выносливости, расширились представления о своем теле, проявился интерес к оздоровлению собственного организма. Наши взаимоотношения с детьми стали более продуктивными и способствовали формированию положительных эмоций, мотивации ЗОЖ.
На мой взгляд, очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок обладал хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту.
Используемая литература:
1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования Алтайского края, материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры дошкольного образования АКИПКРО, Барнаул 2012;
2. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации, АКИПКРО, Барнаул 2010;
3. Оздоровительная работа в дошкольном учреждении по программе «Остров здоровья», Е.Ю. Александрова, Волгоград, Учитель 2007;
4. Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Т.Г.Капова, Волгоград, Учитель 2011;
5. Основы безопасного поведения дошкольников, О.В. Чермашенцева, Волгоград, Учитель 2008;
6. Л.И. Пензулаева, Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет, М., Просвещение, 1983г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: