NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Доклад из опыта работы Роль классного руководителя в формировании творческой личности


Март 2013 год
Школьная конференция «Роль классного руководителя в формировании творческой личности».


Доклад из опыта работы

Роль

классного руководителя

в формировании

творческой личности.


Подготовила

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 А класса

Бабенко Г.А.

Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способ­ностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. По­местить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается ис­кать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».
Учитель – один из немногих людей, даю­щих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.
Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможнос­тями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится школа. Один ученик отличается от другого, прежде всего способностями. Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми чело­век может успешно осуществлять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, жи­вописи, математике, спорту, литературе и т.д... От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще развиваться способности.

Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. Ведь класс- это основное звено, связующее ребёнка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Именно поэтому предназначение классного руководителя - создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу ,самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.

В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила: «Недостаток ребёнка-это такое достоинство, которому мы не нашли применение». А, значит, нет у детей недостатков, с которыми нужно бороться, тратя нервы детей и свои собственные. Большую роль для ребёнка играет психологическая поддержка. Для ребёнка важно услышать от педагога высказывания типа: «Я тобой горжусь», «Я рада, что ты попытался это сделать» и другие. Важно вовремя найти такой момент , когда каждому ребёнку нужно обязательно сказать эти важные слова

Поэтому сегодня для меня, как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка.

Воспитателю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способ­ности учащихся. Для полноценного развития ребенка необ­ходимо погрузить его в различные виды твор­ческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.

Воспитатель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Не­обходимо освоение таких форм воспитатель­ной работы, которые выявляют индивидуальные свойства личности, развивают эмоци­ональную сферу, воспитывают потребность в человеке.

Больше всего этим требованиям соответствуют приоритет­ные для современных школьников игровые, те­атрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. «Детская одаренность». Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одаренными чаще всего называют:
     – детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
     – детей с высоким уровнем творческих способностей;
     – детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
     – детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.

    

Этапы организации работы классного руководителя Слайд 3

     1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ . Учащиеся ведут текущие записи в творческих книжках, журналах личных достижений примерно по следующим направлениям: что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг?
     Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкала социальной компетенции, шкала социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание). 1-й кл. час «Расскажи мне о себе»
     2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы.
Необходимо провести психологическую диагностику, в процессе которой выявляется:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).
     Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. По результатам диагностики классный руководитель определяет, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.

     3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.
Одна из задач – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей, подготовленности и интересов ученика.
     Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные кружки, конкурсы, олимпиады, исследовательской работы учащихся. Классный руководитель побуждает ребят к участию во внеурочной деятельности, к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Условия успешного развития творческих способностей: Слайд 5

  • 1)Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений «учитель – ученик», которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

  • 2) вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут разви­ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение разноуровневых задач).

  • 3) Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдёт на пользу.

  • 4) Не­навязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

  • 5)Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ученика к творчеству проявлять со­чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не­свойственным в реальной жизни.



Классному руководителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному, не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью. (рассказать о подготовке ребят к праздникам 8 Марта и 23 февраля, как украшали класс) Слайд 6-7 Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы: Слайд 8-9

1.Принцип «пользователя». Учитель должен пользоваться со­временными педагогическими разви­вающими технологиями, ориентиро­ванными на развитие способности учащегося быть субъектом образо­вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2. Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимися особенностя­ми. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может стро­иться по логике объект - субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4.Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

Обязательные условия проведения занятия, (Слайд 10)

направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1.     Педагог должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и плас­тической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2.     Необходимо обеспечить независи­мость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3.     Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.

4.     Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то при­вычное.

5.     Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.

6.     Во время занятия исключается всякая критика личности и де­ятельности детей.

7.     Следует шире использовать в воспитательной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого занятия - помочь раскрыть собственные воз­можности ученика.

Примеры занятий по развитию творческого потенциала подростков:

«Волшебные звуки». Ученикам даю прослушать музыку, которая считается не простой для восприятия (к примеру, Чайковского), потом предлагаю с помощью слов передать свои впечатления от мелодии. Следует обратить внимание ребят на то, как изменилось их отношение к услышанной музыке после выполнения задания.

«Новая жизнь».     Учеников просят принести из дома сломанные игрушки и передать их соседям по парте, чтобы те придумали, как и где её можно использовать. Должны появиться самостоятельные идеи по поводу применения каждого предмета.

«Мой жизненный путь».   Ученикам предлагается изобразить путь своей жизни, используя известные нам дорожные знаки, и, конечно, придумывая новые. Анализируя переживания собственной жизни, каждый ребёнок должен выбрать тот путеводный знак, к которому он стремится.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В воспитательной работе с классом я выделяю следующие направления: Слайд 11-13

1.Художественно-эстетическое («Первое сентября», «День матери», «Новый год», поездка в московский театр «Театриум» («Аленький цветочек»), экскурсия в Кремль в Оружейную палату, Праздник Масленицы, поход в краеведческий музей на выставку «Планета чудес» и др.)

2.Гражданско-патриотическое (классные часы, «День Победы», участие класса во Флёровских праздниках, работа над альбомом «Мой прадед в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и др.»

3.Здоровьесберегающее (Дни Здоровья, беседы, классные часы с привлечением специалистов, антинаркотические акции);

4.Спортивное (Дни здоровья, эстафеты);

5.Профориентационное (классные часы, опросники,тестирование).

В начале учебного года началась работа по моделированию воспитательной системы класса как целостного процесса взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.

Первым этапом стала диагностика учащихся класса, внутренней и внешней среды классного коллектива.

В результате проведённой диагностики была определена основная цель: создание условий для развития психически и физически здоровой личности, формирования и раскрытия творческой индивидуальности ребёнка, укрепление его здоровья.

Для достижения данной цели были определены воспитательные задачи:

- воспитать у учащихся потребности в формировании культуры здорового образа жизни;

- воспитать у каждого ребёнка чувство долга, чувство собственного достоинства;

- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, поддерживать творческие стремления детей;

- создать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

- создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;

- обеспечить участие родителей в коллективной и творческой деятельности.

Следующий этап моделирования воспитательной работы-конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач.

Через учебную деятельность осуществляю систематическое сообщение основных сведений по охране здоровья, привитие гигиенических навыков. Познавательная деятельность учащихся продолжается и вне уроков.

В течение этого года проведены следующие мероприятия с классом: День Знаний 1 сентября (Познавательная викторина), участвовали в Днях Здоровья ( в эстафете(дата) заняли 1 место), Новогодний КВН, к 23 февраля игра «А, ну-ка, мальчики!» работа над альбомом «Мой прадед в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг, к 8 Марта – участие в игре «А, ну-ка, девочки!» поездка в московский театр «Театриум» («Аленький цветочек»), экскурсия в Кремль в Оружейную палату, Праздник Масленицы, поход в краеведческий музей на выставку «Планета чудес» и др.) Слайды

В работе с классным коллективом я использую следующие методы, приёмы и формы воспитательной работы:

1. Методы формирования сознания личности:

Лекция,рассказ,объяснения Беседа,диспут (Пример)

2. Методы организации деятельности, опыта поведения:

Педагогическое требование Воспитывающие ситуации

Общественное мнение

3.Методы стимулирования деятельности и поведения:

Поощрение Наказание (привести примеры)

Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися.Формы и приёмы индивидуальной работы:

*Психологическая диагностика;

*Индивидуальные беседы;

*Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;

*Дневник педагогических наблюдений.

Важное место отвожу регулярным контактам с учителями, ежедневно отслеживаю оценки учеников, провожу индивидуальные беседы с учащимися, их родителями, при необходимости организую встречу учителей с родителями.

Тематика родительских собраний 5 А класса:

I четверть. «О трудностях учения»

II четверть. «Толерантность. Конфликты между детьми. Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».

III четверть. «Роль домашнего задания в обучении ребёнка».Памятки для родителей.

IV четверть. «Безопасность наших детей. Итоги года. Награждение учащихся и активных родителей. Памятка «Как с пользой провести летние каникулы».

Начинаю родительское собрание с приятных моментов: достижения ребёнка, связанные с обучением и воспитанием. Провожу анкетирование, при помощи которого узнаю, какие предметы вызывают затруднения, что хотели бы изменить родители в воспитательной системе класса, какие вопросы обсудить на следующих классных собраниях. В соответствии с полученными результатами корректирую воспитательный план. При подготовке к встрече с родителями, знакомлюсь с различными психолого-педагогическими исследованиями. В конце каждого собрания родители получают рекомендации по воспитанию ребёнка.

Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и др. ценные качества.

Таким образом, воспитательная программа класса даёт положительные результаты: благоприятный психологический климат, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных мероприятиях.

Как классному руководителю, мне очень важно видеть моих детей здоровыми в психическом и физическом отношении, творческими, успешными, любящими свою семью и страну, в которой мы живём. Ведь из всех различные видов одарённости духовная (высокие моральные качества, альтруизм) наиболее ценная в нашей жизни.

Думаю, в этом и заключается главная цель воспитания.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: