NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Доклад на семинаре руководителей оу города Торжка 16 февраля 2010 года Формирование информационно-компьютерной компетентности педагогов и обучающихся в гимназии


Доклад на семинаре руководителей ОУ города Торжка 16 февраля 2010 года
Формирование информационно-компьютерной компетентности педагогов и обучающихся в гимназии.

Тема нашего семинара выбрана не случайно. Во-первых, проблема компетентностного подхода в образовании сегодня исключительно актуальна. Не случайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» звучит мысль: «Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий. но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» Во-вторых,нами наработан определенный опыт, поскольку.коллектив гимназии уже в течение трех лет работает над методической темой « Переход от классической дидактики к компетеностному подходу». В-третьих,в рамках одного семинара невозможно охватить все аспекты этой исключительно глубокой и сложной темы и мы решили представить опыт гимназии только по формированию одной компетенности-информационно –компьютерной.

Остановимся кратко на теории проблемы.

Определение понятий по презентации: компетенции, компетентность, компетентный.

Европейская структура компетенций. Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сперва в 1920-е, а потом в 1950-е годы, остается актуальным по сей день.

Теория человеческого капитала (разработчики этой теории были дважды удостоены Нобелевской премии: Т. У. Шульц – 1979г. – за выдвижение идеи, Г. С. Беккер – 1992г. – за создание базовой теории человеческого капитала, ставшей в наши дни классической) вызвала переворот в экономической науке.

. Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений к выполнению определенных трудовых функций.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться жить вместе;

  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.


Структура компетенций по Хуторскому , по Осмоловской.

Информационная компетенция.

ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ в гимназии включает в себя несколько основных направлений:

  • материально-техническое оснащение процесса информатизации;

  • изменение структуры и принципов управления;

  • создание ИКТ-насыщенной образовательной среды

  • компьютерная грамотность педагогов и обучающихся; овладение методикой применения икт в образовательном процессе;

  • мотивация педагогов и обучающихся в использовании икт;

  • формирование компьютерной грамотности в семьях обучающихся.

Остановимся на каждом из этих условий подробнее

1.Материально-техническое оснащение процесса информатизации

Диаграмма «Материально-техническая база»

Диаграмма «Количество обучающихся на один компьютер»

Значительно возросли возможности использования ИКТ с открытием на базе гимназии ИЦ.(март2009г.)

Создана локальная вычислительная сеть.

Диаграмма «Посещение обуч.ИЦГ»

Диаграмма «Использование копировальной техники в ИЦГ»

2.Изменение структуры и принципов управления:

  • Изменено штатное расписание, в нем появились новые должности: зам.директора по информатизации, системного администратора,лаборанта ИЦ.

  • Разработан и утвержден пакет нормативно-правовых документов: должностные инструкции, Положения об ИЦ,об информационно-библиотечной службе, об информационно-аналитической службе, о сайте, о ЕИС

  • Вводится электронный документооборот. Есть папка обмена, которой пользуются все сотрудники гимназии.

  • Развивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений

  • Меняются принципы управления, система мониторинга.

3. создание ИКТ-насыщенной образовательной среды.

  • оснащение каждого преподавательского рабочего места компьютерной и офисной техникой

  • создание локальной вычислительной сети;

  • оснащение библиотечного фонда;

  • создание медиатеки; (Диаграмма по медиатеке)

  • расширение числа источников учебной информации;

  • приобретение и использование лицензионного программного обеспечения;

3.Компьютерная грамотность педагогов и обучающихся; овладение методикой применения ИКТ в образовательном процессе

В гимназии повышение квалификации педагогов решается через:

  • краткосрочные курсы ПК (проводились учителями информатики);

  • дистанционные курсы (ПСПО);

  • - школьные семинары и практические занятия по использованию ИКТ в учебном процессе; Так, только в этом учебном году проведено 2 семинара: «Возможности ИЦШ в развитии ИКТ-компетенции педагогов и обучающихся; и

«Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательной работе;

  • индивидуальные консультации у специалистов (заместителей директора, учителей информатики, системного администратора, лаборанта ИЦШ);

  • --самообразование;

  • -участие в сетевых конкурсах, проектах, олимпиадах.

;--Больше 50% педагогов в результате индивидуальной работы специалистов ИЦШ приобрели умения и навыки работы с электронной почтой (зарегистрировали свои электронные ящики), и поисковыми системами сети Интернет, научены работать с ресурсами , размещёнными на сервере.

( Диаграмма «Повышение квалификации»)

Это указывает на высокий потенциал и стремление учителей повышать свой профессиональный уровень, желание осваивать передовые педагогические технологии, в том числе информационные.

Анализ результатов входного анкетирования с целью определения уровня ИКТ-компетентности педагогов показал: (Диаграмма «ИКТ-компетентность»)

В своей деятельности многие учителя уже самостоятельно используют следующие модели информационно-коммуникационных технологий:

Диаграмма «Применение ИКТ»

  • выступают с опорой на мультимедиапрезентацию;

  • проводят компьютерное тестирование;

  • используют электронные сборники-тренажёры;

  • работают с электронными энциклопедиями, учебниками;

  • создают дидактический (раздаточный, контрольно-измерительный) материал к урокам с использованием оргтехники на бумажных и электронных носителях;

  • разрабатывают мультимедиа презентации в среде Power Point (для использования на всех этапах урока), демонстрируют фильмы, прослушивают аудиозаписи;


Овладение гимназистами информационной культурой и умением работать на компьютере происходит:

I ступени обучения – обучающиеся 2-4 классов посещают платные курсы «Компьютер для детей»;

Диаграмма «Курсы начальной школы»

на II ступени обучения - обучающиеся 5-9 классов изучают базовый курс информатики по программе Семинович и Макарова…………………………………………………..

на IIIступени обучения - обучающиеся 10-11 классов, изучают базовый курс информатики по программе …………………………………………… и продолжают образование в этой области на уроках ИКТ по программе Угринович и Самовольнова.

Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, оргтехникой сетью Интернет, ребята приобретают не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Понимая это, гимназисты проявляют большой интерес к изучению информатики и ИКТ, при 100% успеваемости демонстрируют стабильно высокую степень обученности …100…% и качества знаний …88………%.

Ежегодно ок.10…….% выпускников гимназии выбирают для итоговой аттестации экзамен по информатике и подтверждают глубокие знания теоретической и прикладной информатики, ср. балл 57,8. Обучающиеся гимназии активно участвуют в олимпиадах по информатике. 2007год-Кутергин Артем (2м), 2008 год- Жук Дарья 3 место),Нгуен Р (3м),2009 год- Ферюков А.(1 место)

Блок диаграмм по обучающимся (10,11,12,)

Наряду с учебными дисками огромную роль играет подключение школы к глобальной сети Интернет. Интернет открыл массу возможностей, как для учителей, так и для учащихся.

Для учителя Интернет – это подготовка интересного материала к уроку, участие в конкурсах, проведение дистанционных олимпиад и участие в телекоммуникационных проектах, общение с педагогами школ России, регистрация в виртуальных методических объединениях, педагогических советах, форумах. Так, например, в этом году ученики нашей школы, в количестве 18 человек- 2 команды учащиеся 7А класса (руководитель Фомина В.Л.) и 1 команда 8 класса (руководитель Лапичина Л.И.), по 6 человек в команде , участвовали в VIII-ой Международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты 2009». Она проходила в режиме он-лайн в три этапа.. Ребята достойно справились со всеми заданиями и получили положительную оценку организаторов и сертификаты, правда, не победителей, а участников. Но в новом году надеются на победу.

На осенних каникулах гимназистов 2-8 классов принимали участие в I Международных интеллектуальных играх, которые проводились в Гостиничном комплексе в «Измайлово». О них мы узнали тоже благодаря Интернету. В играх участвовали более 800 учащихся, представители 87 общеобразовательных учреждений их 68 городов России и Ближнего зарубежья. Ученица 3Б класса Житина Полина и 4-го класса Пономарёва Маша привезли дипломы победителей по разгадыванию головоломок.

Сейчас НОУ «Гнозис» участвует в Интернет-фестивале научных обществ учащихся «Науки юношей питают…», который проводится на сайте «Сеть творческих учителей» с целью популяризации опыта работы школьных научных обществ учащихся и студентов.

Для учащегося Интернет – это широкий простор для поиска информации, участие в дистанционных олимпиадах и телекамуникационных проектах, общение со своими сверстниками с помощью чатов, и электронной почты.

Диаграмма 15 «Ресурсы Интернета»

Открываются уникальные возможности:

  • обеспечение и консультационно-методическая поддержка профильного обучения;

  • новые модели дистанционного, заочного, очно-заочного образования учащихся;

  • индивидуальные образовательные программы;

  • подготовка к ЕГЭ и т.д


Освоив определённое количество информации из Интернета ни учителя, ни учащиеся не останавливаются на достигнутом. Замечена тенденция к тому, что учителя-предметники интересуются, каким образом можно создать собственную страничку и свой почтовый ящик, как и где разместить свои достижения в сети- Интернет и к ним привлечь посетителей.

Безграничны возможности ИКТ во внеурочной и воспитательной работе:

  • - школьные, городские научно-практические конференции;

  • - ежегодные Ломоносовские чтения;

  • - творческие отчёты по результатам экспедиции;

  • -воспитательные мероприятия;

  • - школьные и городские конкурсы и др.

  • фотостудия ;

  • телестудия и т.д.


4.Мотивация педагогов и обучающихся в использовании ИКТ

Для педагогов:

  • Материальное стимулирование;

  • Возможность представлять свой опыт на разных уровнях;

  • Участие в конкурсах, в том числе на гранты;

  • Моральное удовлетворение;

  • Уважение коллег,обучающихся, родителей;

  • Удовольствие от современных условий труда;

  • Экономия времени;

  • Возможность сделать свои уроки современнее и интереснее.

Диаграммы «Используют в проф. деят.», «Наличие комп.

у учителей дома»

Для обучающихся :

  • Новые возможности обучения,

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Учеба становится интереснее;

  • Современное виртуальное общение;

  • Участие в конкурсах любого уровня;

  • Организация досуга;

  • Самопрезентация;

  • Удовольствие от современной и успешной деятельности

Диаграмма 14 «Получаешь ли удовольствие от работы на компьютере»
5.Формирование компьютерной грамотности в семьях обучающихся

В любом значимом деле нам помогают семьи наших учеников.

Диаграммы 18 , 19 «Не имеют компьютер дома», «Подключен ли к Интернету»

ПРОБЛЕМЫ:

  • Компьютерная зависимость; (потеря контроля над временем,ложь,раздраженное поведение и т.д.)

Диаграммы «Какое место в твоей жизни он занимает?»

«Для чего тебе нужен компьютер?»

  • Отрицательное влияние на здоровье обучающихся (зрение,осанка,психика, хроническая усталость)

Диаграмма «Сколько времени ты проводишь за компьютером?»

  • Уход от реального в виртуальный мир;(деградация социальных связей, агрессивность, асоциальное поведение)

Диаграммы «Что ты любишь больше?», «Увлекаешься ли ты чтением книг?»

  • Проблемы общения (социальная дезадаптация, исчезают дружелюбие, открытость ,желание общения, чувство сострадания)

Диаграмма «Как ты предпочитаешь общаться с друзьями?»

страница 1


скачать

Другие похожие работы: