Доклад на семинаре руководителей оу города Торжка 16 февраля 2010 года Формирование информационно-компьютерной компетентности педагогов и обучающихся в гимназии
Доклад на семинаре руководителей ОУ города Торжка 16 февраля 2010 года
Формирование информационно-компьютерной компетентности педагогов и обучающихся в гимназии.
Тема нашего семинара выбрана не случайно. Во-первых, проблема компетентностного подхода в образовании сегодня исключительно актуальна. Не случайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» звучит мысль: «Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий. но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» Во-вторых,нами наработан определенный опыт, поскольку.коллектив гимназии уже в течение трех лет работает над методической темой « Переход от классической дидактики к компетеностному подходу». В-третьих,в рамках одного семинара невозможно охватить все аспекты этой исключительно глубокой и сложной темы и мы решили представить опыт гимназии только по формированию одной компетенности-информационно –компьютерной.
Остановимся кратко на теории проблемы.
Определение понятий по презентации: компетенции, компетентность, компетентный.
Европейская структура компетенций. Педагогический лозунг «Свяжем школу с жизнью!», повсеместно звучавший сперва в 1920-е, а потом в 1950-е годы, остается актуальным по сей день.
Теория человеческого капитала (разработчики этой теории были дважды удостоены Нобелевской премии: Т. У. Шульц – 1979г. – за выдвижение идеи, Г. С. Беккер – 1992г. – за создание базовой теории человеческого капитала, ставшей в наши дни классической) вызвала переворот в экономической науке.
. Человек становится капиталом в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений к выполнению определенных трудовых функций.
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить”
определил по сути основные глобальные компетентности.
Структура компетенций по Хуторскому , по Осмоловской.
Информационная компетенция.
ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ в гимназии включает в себя несколько основных направлений:
материально-техническое оснащение процесса информатизации;
изменение структуры и принципов управления;
создание ИКТ-насыщенной образовательной среды
компьютерная грамотность педагогов и обучающихся; овладение методикой применения икт в образовательном процессе;
мотивация педагогов и обучающихся в использовании икт;
формирование компьютерной грамотности в семьях обучающихся.
Остановимся на каждом из этих условий подробнее
1.Материально-техническое оснащение процесса информатизации
Диаграмма «Материально-техническая база»
Диаграмма «Количество обучающихся на один компьютер»
Значительно возросли возможности использования ИКТ с открытием на базе гимназии ИЦ.(март2009г.)
Создана локальная вычислительная сеть.
Диаграмма «Посещение обуч.ИЦГ»
Диаграмма «Использование копировальной техники в ИЦГ»
2.Изменение структуры и принципов управления:
Изменено штатное расписание, в нем появились новые должности: зам.директора по информатизации, системного администратора,лаборанта ИЦ.
Разработан и утвержден пакет нормативно-правовых документов: должностные инструкции, Положения об ИЦ,об информационно-библиотечной службе, об информационно-аналитической службе, о сайте, о ЕИС
Вводится электронный документооборот. Есть папка обмена, которой пользуются все сотрудники гимназии.
Развивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений
Меняются принципы управления, система мониторинга.
3. создание ИКТ-насыщенной образовательной среды.
оснащение каждого преподавательского рабочего места компьютерной и офисной техникой
создание локальной вычислительной сети;
оснащение библиотечного фонда;
создание медиатеки; (Диаграмма по медиатеке)
расширение числа источников учебной информации;
приобретение и использование лицензионного программного обеспечения;
3.Компьютерная грамотность педагогов и обучающихся; овладение методикой применения ИКТ в образовательном процессе
В гимназии повышение квалификации педагогов решается через:
краткосрочные курсы ПК (проводились учителями информатики);
дистанционные курсы (ПСПО);
- школьные семинары и практические занятия по использованию ИКТ в учебном процессе; Так, только в этом учебном году проведено 2 семинара: «Возможности ИЦШ в развитии ИКТ-компетенции педагогов и обучающихся; и
«Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательной работе;
индивидуальные консультации у специалистов (заместителей директора, учителей информатики, системного администратора, лаборанта ИЦШ);
--самообразование;
-участие в сетевых конкурсах, проектах, олимпиадах.
;--Больше 50% педагогов в результате индивидуальной работы специалистов ИЦШ приобрели умения и навыки работы с электронной почтой (зарегистрировали свои электронные ящики), и поисковыми системами сети Интернет, научены работать с ресурсами , размещёнными на сервере.
( Диаграмма «Повышение квалификации»)
Это указывает на высокий потенциал и стремление учителей повышать свой профессиональный уровень, желание осваивать передовые педагогические технологии, в том числе информационные.
Анализ результатов входного анкетирования с целью определения уровня ИКТ-компетентности педагогов показал: (Диаграмма «ИКТ-компетентность»)
В своей деятельности многие учителя уже самостоятельно используют следующие модели информационно-коммуникационных технологий:
Диаграмма «Применение ИКТ»
выступают с опорой на мультимедиапрезентацию;
проводят компьютерное тестирование;
используют электронные сборники-тренажёры;
работают с электронными энциклопедиями, учебниками;
создают дидактический (раздаточный, контрольно-измерительный) материал к урокам с использованием оргтехники на бумажных и электронных носителях;
разрабатывают мультимедиа презентации в среде Power Point (для использования на всех этапах урока), демонстрируют фильмы, прослушивают аудиозаписи;
Овладение гимназистами информационной культурой и умением работать на компьютере происходит:
I ступени обучения – обучающиеся 2-4 классов посещают платные курсы «Компьютер для детей»;
Диаграмма «Курсы начальной школы»
на II ступени обучения - обучающиеся 5-9 классов изучают базовый курс информатики по программе Семинович и Макарова…………………………………………………..
на IIIступени обучения - обучающиеся 10-11 классов, изучают базовый курс информатики по программе …………………………………………… и продолжают образование в этой области на уроках ИКТ по программе Угринович и Самовольнова.
Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, оргтехникой сетью Интернет, ребята приобретают не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Понимая это, гимназисты проявляют большой интерес к изучению информатики и ИКТ, при 100% успеваемости демонстрируют стабильно высокую степень обученности …100…% и качества знаний …88………%.
Ежегодно ок.10…….% выпускников гимназии выбирают для итоговой аттестации экзамен по информатике и подтверждают глубокие знания теоретической и прикладной информатики, ср. балл 57,8. Обучающиеся гимназии активно участвуют в олимпиадах по информатике. 2007год-Кутергин Артем (2м), 2008 год- Жук Дарья 3 место),Нгуен Р (3м),2009 год- Ферюков А.(1 место)
Блок диаграмм по обучающимся (10,11,12,)
Наряду с учебными дисками огромную роль играет подключение школы к глобальной сети Интернет. Интернет открыл массу возможностей, как для учителей, так и для учащихся.
Для учителя Интернет – это подготовка интересного материала к уроку, участие в конкурсах, проведение дистанционных олимпиад и участие в телекоммуникационных проектах, общение с педагогами школ России, регистрация в виртуальных методических объединениях, педагогических советах, форумах. Так, например, в этом году ученики нашей школы, в количестве 18 человек- 2 команды учащиеся 7А класса (руководитель Фомина В.Л.) и 1 команда 8 класса (руководитель Лапичина Л.И.), по 6 человек в команде , участвовали в VIII-ой Международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты 2009». Она проходила в режиме он-лайн в три этапа.. Ребята достойно справились со всеми заданиями и получили положительную оценку организаторов и сертификаты, правда, не победителей, а участников. Но в новом году надеются на победу.
На осенних каникулах гимназистов 2-8 классов принимали участие в I Международных интеллектуальных играх, которые проводились в Гостиничном комплексе в «Измайлово». О них мы узнали тоже благодаря Интернету. В играх участвовали более 800 учащихся, представители 87 общеобразовательных учреждений их 68 городов России и Ближнего зарубежья. Ученица 3Б класса Житина Полина и 4-го класса Пономарёва Маша привезли дипломы победителей по разгадыванию головоломок.
Сейчас НОУ «Гнозис» участвует в Интернет-фестивале научных обществ учащихся «Науки юношей питают…», который проводится на сайте «Сеть творческих учителей» с целью популяризации опыта работы школьных научных обществ учащихся и студентов.
Для учащегося Интернет – это широкий простор для поиска информации, участие в дистанционных олимпиадах и телекамуникационных проектах, общение со своими сверстниками с помощью чатов, и электронной почты.
Диаграмма 15 «Ресурсы Интернета»
Открываются уникальные возможности:
обеспечение и консультационно-методическая поддержка профильного обучения;
новые модели дистанционного, заочного, очно-заочного образования учащихся;
индивидуальные образовательные программы;
подготовка к ЕГЭ и т.д
Освоив определённое количество информации из Интернета ни учителя, ни учащиеся не останавливаются на достигнутом. Замечена тенденция к тому, что учителя-предметники интересуются, каким образом можно создать собственную страничку и свой почтовый ящик, как и где разместить свои достижения в сети- Интернет и к ним привлечь посетителей.
Безграничны возможности ИКТ во внеурочной и воспитательной работе:
- школьные, городские научно-практические конференции;
- ежегодные Ломоносовские чтения;
- творческие отчёты по результатам экспедиции;
-воспитательные мероприятия;
- школьные и городские конкурсы и др.
фотостудия ;
телестудия и т.д.
4.Мотивация педагогов и обучающихся в использовании ИКТ
Для педагогов:
Материальное стимулирование;
Возможность представлять свой опыт на разных уровнях;
Участие в конкурсах, в том числе на гранты;
Моральное удовлетворение;
Уважение коллег,обучающихся, родителей;
Удовольствие от современных условий труда;
Экономия времени;
Возможность сделать свои уроки современнее и интереснее.
Диаграммы «Используют в проф. деят.», «Наличие комп.
у учителей дома»
Для обучающихся :
Новые возможности обучения,
Подготовка к ЕГЭ
Учеба становится интереснее;
Современное виртуальное общение;
Участие в конкурсах любого уровня;
Организация досуга;
Самопрезентация;
Удовольствие от современной и успешной деятельности
Диаграмма 14 «Получаешь ли удовольствие от работы на компьютере»
5.Формирование компьютерной грамотности в семьях обучающихся
В любом значимом деле нам помогают семьи наших учеников.
Диаграммы 18 , 19 «Не имеют компьютер дома», «Подключен ли к Интернету»
ПРОБЛЕМЫ:
Компьютерная зависимость; (потеря контроля над временем,ложь,раздраженное поведение и т.д.)
Диаграммы «Какое место в твоей жизни он занимает?»
«Для чего тебе нужен компьютер?»
Отрицательное влияние на здоровье обучающихся (зрение,осанка,психика, хроническая усталость)
Диаграмма «Сколько времени ты проводишь за компьютером?»
Уход от реального в виртуальный мир;(деградация социальных связей, агрессивность, асоциальное поведение)
Диаграммы «Что ты любишь больше?», «Увлекаешься ли ты чтением книг?»
Проблемы общения (социальная дезадаптация, исчезают дружелюбие, открытость ,желание общения, чувство сострадания)
Диаграмма «Как ты предпочитаешь общаться с друзьями?»
страница 1
скачать
Другие похожие работы: