NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Доклад руководителя Службы сопровождения детей и семей гобоу «Оленегорский детский дом «Огонек»


Доклад руководителя Службы сопровождения детей и семей ГОБОУ «Оленегорский детский дом «Огонек» Ю.В.Кройтор

«Сопровождение выпускников детского дома на этапе адаптации»

на Межрегиональной конференции в г.Мурманске «Перспективы развития системы сопровождения выпускников различных форм опеки в Мурманской области», декабрь 2012.

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из ее членов, не всегда соответствует тому уровню социального развития, которым обладают выпускники интернатных учреждений. Детям, выросшим в условиях детского дома, очень трудно адаптироваться после того, как они покидают стены заведения. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, организации быта, взаимодействия с широким социумом и многими другими. Привычка полагаться на помощь окружающих, определенная заданность жизни в учреждении, социальная защищенность в период всего пребывания в детском доме приводит к тому, что выход за пределы учреждения становится сильнейшим стрессом для молодого человека. Если при переходе к взрослой самостоятельной жизни выпускнику будет оказываться поддержка специалистов, с которыми установлены доверительные отношения, к которым он может обратиться за советом и помощью, процесс адаптации будет менее болезненным. Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная психолого-педагогическая работа. В какой-то степени такую помощь могут оказать специалисты службы сопровождения детей и семей.

Служба сопровождения является структурным подразделением Оленегорского детского дома «Огонек». В Положении, регулирующем деятельность Службы, указано, что одним из направлений работы подразделения является оказание консультативной и психологической поддержки выпускников детского дома на этапе адаптации к самостоятельной жизни. Такая поддержка в нашем учреждении может осуществляться через:

  • мониторинг и профилактическое сотрудничество с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • разработку и реализацию программ социальной, правовой и психологической поддержки выпускников детского дома;

  • индивидуальное консультирование лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и оказание профессиональной помощи по их запросам.

В первые годы функционирования Службы сопровождение выпускников включало в себя психолого-педагогическое консультирование по запросу бывших воспитанников и реализацию групповых занятий по программе «Шаг за шагом». Изменение внешних условий сформировало потребность в гибком, личностно-ориентированном сопровождении, которое сможет соответствовать актуальным потребностям ребят. В результате нами был разработан Алгоритм социально-психологического сопровождения выпускников, который реализуется в 4 этапа.

  1. Диагностический.

  2. Организационный.

  3. Деятельностный.

  4. Аналитико-прогностический.

  1. Целью работы на диагностическом этапе является определение актуальной социальной ситуации выпускников по следующим параметрам:

  • профессиональная занятость (уровень и наличие образования, вид занятости: учится, работает, служит в РА, состоит на учете в ЦЗН);

  • социально-экономический уровень (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты, состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);

  • социально-бытовой уровень (организация быта и досуга, построение реалистичных жизненных перспектив, отсутствие правонарушений, употребления ПАВ);

  • качество социальных и межличностных отношений (наличие социальной сети, близкого круга общения, отношения со значимыми людьми).


На основе полученных данных выпускники отностяся к следующим категориям:

  • К первой категории относятся выпускники достаточно адаптированные к жизни в социуме, которые самостоятельно справляются с бытовыми вопросами, относительно успешны в учебной или профессиональной деятельности, имеют реалистичные жизненные планы.

  • Ко второй категории относятся выпускники, которые испытывают некоторые трудности организации своей жизнедеятельности и нуждаются в помощи при решении вопросов социально-правового и бытового характера.

  • К третьей категории мы относим выпускников, которые имеют серьезные проблемы в адаптации, склонны к асоциальным поступкам, их круг общения и поддержки сужен. Несмотря на то, что эта категория нуждается в активном вмешательстве специалистов, зачастую ребята этой группы не хотят контактировать со специалистами, замалчивают свои трудности, при предложении помощи в решении актуальных проблем проявляют пассивности.

Итогом работы диагностического этапа являются сведения о качестве жизнеустройства и степени социальной адаптированности каждого выпускника.

  1. Организационный этап включает в себя:

- количественный и качественный анализ полученных результатов,

- оценка потенциальных рисков;

- формирование групп по сходным проблемам,

- составление рабочей программмы на текущий учебный год.

По результатам прошлогоднего мониторинга были выявлены следующие потенциальные риски:

  • Среди бывших воспитанниц, имеющих детей, наблюдается большой процент матерей-одиночек, что является предпосылкой для возникновения вторичного сиротства. В качестве работы по профилактике нами был разработан цикл занятий «Я-родитель», направленный на повышение мотивации к исполнению роли родителя.

  • Почти половина выпускников имеют задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. При более подробном изучении причин оказалось, что некоторые ребята не осознают последствий, которые могут наступить в случае задолженности, а некоторые не пользуются положенными льготами. Для работы с этой проблемой был организован круглый стол на тему «Жилищные права и обязанности» для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с участием специалистов Отдела опеки и попечительства, социального педагога Оленегорского горнопромышленного колледжа.

  1. Целью деятельностного этапа является реализация мероприятий, направленных на психологическую поддержку выпускника, развитие его социальных знаний и умений, решение его актуальных проблем. В рамках деятельностного этапа решаются задачи:

  • по оказанию социально-психологической помощи в трудной жизненной ситуации;

  • по повышению правовой грамотности выпускника;

  • по содействию в определении и реализации жизненных планов;

  • по формированию поддерживающей среды для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельностный этап осуществляется с использованием различных форм и методов работы:

  • Индивидуальное консультирование и беседы с выпускниками как ответ на

запрос выпускника, а также профилактика и снижение потенциальных рисков, которые бывший воспитанник не способен оценить самостоятельно.

  • Привлечение выпускников к жизни детского дома как создание условий для поддержания активной позиции, формирования у выпускника чувства социальной значимости.

Формы участия выпускника в жизни детского дома разнообразны: избираются в Совет детского дома, приглашаются на детское собрание, торжественные линейки, праздничные мероприятия, походы, привлекаются для наставничества над воспитанниками группы «особые дети», имеют возможность совместно с воспитанниками посещать городской спортивный зал, каток, по необходимости выпускники пользуются услугами компьютерного класса для выполнения учебных заданий.

  • Посредничество между выпускником и социальной средой его интеграции (контакты и решение вопросов со специалистами различных учреждений: учебные заведения, паспортно-визовая служба, Центр занятости, учреждения ЖКХ и др.)

  • Материальная помощь (сбор одежды для детей наших выпускников, сбор денежных средств на непредвиденные нужды, посылки для ребят, проходящих срочную службу в армии).

  • «Клуб выпускников» как среда для формирования чувства общности и единства, создания условий для оказания взаимопомощи и поддержки выпускниками друг друга.

В рамках клуба выпускников проводятся групповые и микрогрупповые занятия, определенные рабочей программой. Традиционным мероприятием «Клуба выпускников» является ежегодный праздник «Встреча с детством», на который приглашаются выпускники и бывшие сотрудники детского дома.

Постоянные контакты с выпускниками специалисты слубы сопровождения подерживают с помощью общения по телефону и в социальных сетях Интернета.

  1. Аналитико-прогностический этап осуществляется после реализации рабочей программы. Его цель – оценка результативности работы с выпускниками, которая определяется положительной или устойчивой динамикой социальной адаптации выпускников.


На данном этапе мы проводим анализ проделанной работы, определяем степень решения поставленных задач, выявляем причины, препятствующие реализации поставленных задач.

При реализации сопровождения мы сталкиваемся с определенными проблемами.

  1. Ощущается недостаточность кадровых ресурсов для осуществления деятельности, необходима профессиональная подготовка специалистов для организации работы по сопровождению.

  2. Система сопровождения выпускников детских домов, осуществляемая на базе Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в законодательной и методической поддержке, т. к. сопровождение осуществляется преимущественно за счет личного контакта и эмоциональных связей с представителями детского дома, сформировавшихся у воспитанника в период пребывания в Учреждении.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: