NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников детского дома»




Участники инновационной деятельности:

Руководитель проекта: Штец А.А., профессор кафедры педагогики и психологии МОИПКРОиК

Координатор: администрация детского дома «Огонек»

Исполнители: педагогический коллектив, коллектив воспитанников детского дома «Огонек»

Сроки опытно-экспериментальной работы 2012-2014 год
ПРОГРАММА ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

по теме « Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников детского дома»


  1. Актуальность.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности воспитания. А. С. Макаренко писал, что «глубочайший смысл воспитательной работы... заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей». Бесспорно, дети, проживающие в детском доме, имеют потребность в создании условий для их духовно-нравственного развития. Так как речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество. Такой ранний детский опыт способствует развитию искаженного представления у большинства воспитанников о нравственных ценностях, снижению уровня их духовной культуры, а также формированию одного из серьезнейших феноменов сиротства - утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к социализации.

Проблема успешной социализации детей-сирот стояла перед нашим обществом всегда. К сожалению, она не разрешена и в настоящее время. По данным статистики  только 10 % выпускников находят свое место в жизни, остальные - становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бездельничают и бродяжничают. И среди наших выпускников-юношей часты случаи совершения уголовных преступлений, девушки нередко становятся матерями-одиночками, многие выпускники не имеют постоянной работы и не стремятся к этому, состоят на бирже труда или перебиваются случайными заработками.

Следовательно, возникает необходимость такой системы воспитания, которая готовила бы воспитанников к успешной самостоятельной жизни. А успешно социализироваться человек может только тогда, когда он усвоит ценности общества, и будет уметь адаптироваться в этом обществе, с целью реализовать себя. Поэтому мы пришли к выводу, что приоритетным направлением воспитательной работы в детском доме должно быть духовно–нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих и отечественных ценностях. Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание как процесс, направленный на формирование у воспитанников таких качеств и свойств, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.

На необходимость усиления внимания, к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ориентирует и государственная политика (Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников), выступления  и публикации  ведущих специалистов в этой области педагогики.

Таким образом, задача внедрения в условиях детского дома непрерывного духовно-нравственного воспитания выступает как стабилизирующий фактор, который противодействует процессам духовной деградации воспитанников и обеспечивает успешную социализацию выпускников детского дома.

  1. Современное состояние проблемы.

Деятельность детского дома «Огонек» основана на принципах комплексности, системности, поэтапности и непрерывности. В основе работы лежит деятельность всех субъектов образовательного процесса: администрации, воспитателей, педагогов и воспитанников.

Подготовка к эксперименту по теме «Духовно-нравственное воспитание как основа успешной социализации воспитанников детского дома» началась с начала 2011-2012 учебного года. Каждый из педагогов выбрал своей индивидуальной методической темой одно из направлений духовно-нравственного воспитания и разработал перспективный план работы на три года. Промежуточные результаты работы были представлены на методическом объединение в конце учебного года.

Задуманная экспериментальная работа является отчасти продолжением наработок предыдущих лет. К этому времени мы активно строили свою воспитательную систему, уже было создано и осуществлялось непрерывное медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение, 6 лет функционировало детское самоуправление в форме детского общественного объединения. Главная задача педагогического коллектива была обозначить, что важно сохранить в ныне существующей системе воспитания в процессе экспериментальной работы, изучить возможности для проведения экспериментальной работы, ее условий и особенностей, обозначить новые цели и задачи.

В январе 2012 года прошел педагогический совет, в ходе которого рассматривались следующие вопросы: знакомство с Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей РФ и защите их нравственности; задачи духовно-нравственного воспитания детей; информационные технологии как средство духовно-нравственного развития детей; роль дополнительного образования в духовно-нравственном воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью решения задач духовно-нравственного развития на педсовете было принято решение внести следующие изменения в систему воспитательной работы учреждения:

Предложить воспитанникам (по их желанию) посещать Воскресную школу при православном храме. На ее занятиях детей знакомят с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с символами православной веры, с произведениями православного искусства, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Организовать работу кружка «Кулинарная студия». В процессе реализации данной программы дети учатся готовить, печь, консервировать. Кроме того, занятия в «Кулинарной студии» решают задачи духовно-нравственного воспитания: помощь и взаимоподдержка, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, самоуважение, патриотизм и толерантность через изучение национальных бытовых традиций и особенностей национальных кухонь др.

Педагогам детского дома повысить педагогическую компетентность в области духовно-нравственного воспитания детей помог профессор кафедры педагогики и психологии МОИПКРОиК Штец А.А. В настоящее время проведены стартовые диагностики, разработан план эксперимента, заключен договор об экспериментальной площадке с МОИПКРОиК.

Также, прошла корректировка содержания ныне реализующейся программы формирования социальной компетенции «Успех»: с этого учебного года в рамках данной программы реализуются мероприятия по духовно-нравственному воспитанию. Мы стремимся организовать воспитательный процесс так, чтобы воспитанники через жизнь в коллективе самостоятельно развивали в себе духовно-нравственные качества. Для этого мы наполняем наш досуг совместными делами, экскурсиями.

Концептуальное обоснование.

Методологическая база инновационной деятельности основывается на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из сущности основ его стратегии в сфере воспитания. В основу экспериментальной работы положены подходы, предполагающие духовно-нравственное развитие воспитанников, которое обеспечивает последовательное расширение и обогащение ценностно-смысловой сферы личности в рамках двух воспитательных идеалов:

1) гражданина РФ, способного сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, и миру в целом на основе базовых общечеловеческих ценностей;

2) человека-патриота, любящего свое Отечество на основе российских культурно-исторических традиций и ценностей.

В ходе экспериментальной работы планируется внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского дома педагогических технологий (представленных в таблице 1), направленных на формирования духовно-нравственных ценностей и социальных умений.
Таблица 1


Духовно-нравственные ценности

Социальные умения

Педагогические

технологии

1. Достоинство как золотое правило нравственности – взаимной зависимости свободы личностей.

Осуществление деятельности в соответствии с интересами и ожиданиями общества.

Технологию развития детского коллектива А.С.Макаренко

2. Честь как правда, представляющая нравственную (несовместимую с двойными стандартами) картину жизни общества.

Адекватная ориентировка в жизни общества.

Технология гласности.

Технология рейтинговых оценок (проект «Лестница успеха»)

3.Совесть как ответственность перед обществом и сопричастность к его судьбе.

Нравственная самооценка в обществе.

Технологию добровольного общественного труда

4. Закон как верховенство закона в жизни общества, обеспечивающего равноправие всех перед ним.

Осознанная деятельность в границах норматива.

Технология детского законотворчества, воспитанникам будет предложено создать «Кодекс чести воспитанника детского дома»

5. Свобода как нравственный выбор, обеспечивающий самоактуализацию личности.

Самостоятельное принятие решений в нестандартных условиях.

Технология детского самоуправления

6.Солидарность как отзывчивость и сопереживание обществу.

Включаемость в общественную жизнь.

Технология социальных проектов.


7. Адаптивность как нравственное принятие культуры общества.

Непрерывный поиск компромиссов.

Знакомство с культурой разных народов через реализацию проекта «Детский театр как средство воспитания нравственности и духовности детей»


В качестве теоретической основы экспериментальной работы использовались:

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников под ред. Данилюка А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А.

2. Концепция гуманистического воспитания В.А. Сластенина.

3. Концепция развивающего воспитания А.А. Леонтьева.

4. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р. Цель духовно-нравственного воспитания в школе - создание условий для становления духовно- нравственной культуры у школьников.

5. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. – 253 с.

7. Штец А.А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа: до и после. - № 8. – 2007.

8. Сластёнин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.


  1. Цель инновационной деятельности

Разработка и внедрение комплексной программы непрерывного духовно-нравственного воспитания на основе национальных культурных традиций в условиях детского дома «Огонек» для формирования нравственных ценностей и успешной социализации воспитанников.

  1. Объект исследования

Воспитательно-образовательный процесс детского дома «Огонек»

  1. Предмет исследования

Технология воспитания, влияющая на формирование нравственных ценностей и успешную социализацию воспитанников.

  1. Гипотеза исследования

Если воспитательно-образовательный процесс детского «Огонек» будет основан на системе непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования, то это может стать фактором, способствующим формированию нравственных ценностей воспитанников, что отразиться на их успешной социализации.

  1. Задачи инновационной деятельности

- выявить теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственного воспитания личности ребенка;

- разработать программу непрерывного духовно-нравственного воспитания на основе национальных культурных традиций в условиях детского дома «Огонек» для формирования нравственных ценностей и успешной социализации воспитанников;

- апробировать комплексную программу духовно-нравственного воспитания.


  1. Этапы инновационной деятельности

9.1. Констатирующий (организационный и проектировочный), 2011 – 2012 учебный год.

Содержание деятельности этапа:

  • создание оптимальных условий для инновационной деятельности в детском доме;

  • подготовка педагогического коллектива к работе в инновационном режиме;

  • определение исходных данных для дальнейшего исследования, формулировка проблем;

  • практико-ориентированный анализ ситуации в разработке программы обучающего семинара для участников инновационной деятельности (с приглашением профессора кафедры педагогики и психологии МОИПКРОиК Штец А.А.);

  • подготовка программно-методического обеспечения инновационной деятельности.


Предполагаемые результаты:

  • готовность участников эксперимента к работе в инновационном режиме;

  • включение в календарно-тематическое планирование педагогов детского дома аспектов духовно-нравственного воспитания;

  • работа педагогов по индивидуальным методическим темам в рамках направления духовно-нравственное воспитание.


9.2. Внедренческий этап, 2012– 2013 год

Содержание деятельности этапа:

  • проведение обучающего семинара для участников инновационной деятельности (с приглашением профессора кафедры педагогики и психологии МОИПКРОиК Штец А.А.);

  • внедрение в воспитательную систему детского дома технологии развития детского коллектива (А.С. Макаренко);

  • технологию добровольного общественного труда;

  • технология рейтинговых оценок;

  • разработка технологии детского законотворчества;

  • организация проектной деятельности на тему: «Детский театр как средство воспитания нравственности и духовности»;

  • технология детского самоуправления - «перерождение» детской общественной организации «Компания ВиД»;

  • разработка социального проекта «Я гражданин России»;

  • внедрение в воспитательную систему детского дома программы «Кулинарная студия»;

  • проведение занятий по программе «Мироведение»;

  • разработка комплексной программы духовно-нравственного воспитания с целью проверки гипотезы;

  • определение эффективности комплексной программы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Огонек»;

  • сравнение полученных результатов с первоначальными планами эксперимента.


Предполагаемые результаты:

  • апробация различных форм занятий;

  • создание детского кукольного театра;

  • создание кружка «Кулинарная студия»;

  • создание экспозиции « Интересная жизнь в нашем доме детства»;

  • создание «Кодекса чести воспитанника детского дома»;

  • создание фильмотеки в рамках направления духовно-нравственного воспитания;

  • повышение эффективности в деятельности детского общественного объединения;

  • возрождение памятника истории и культуры местного значения, расположенного на территории города Оленегорска (в рамках реализации проекта «Я гражданин России»;

  • представление материалов по теме эксперимента на педагогическом совете для педагогов и воспитателей детского дома;

  • оформление научного отчета о ходе эксперимента;

  • проведение мониторинга воспитанников и анализ пакета диагностических документов.


9.3. Сравнительный (обобщающий) этап, 2013 – 2014 год

Содержание деятельности этапа:

  • обобщение опыта работы педагогов по методическим темам в рамках направления духовно-нравственное воспитание на педагогическом совете;

  • анализ программы воспитательной работы детского дома «Огонек» по внедрению непрерывного духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве учреждения;

  • анализ мониторинга экспериментальной деятельности;

  • формулировка вывода о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений гипотезы.


Предполагаемые результаты:

  • апробация комплексной программы духовно-нравственного воспитания;

  • описание результатов экспериментальной деятельности и определение дальнейшего пути развития эксперимента.


В заключение хотелось бы отметить, что придание духовного характера инновационным процессам в воспитании является первоочередной задачей, ибо для сегодняшнего общества характерен не столько кризис экономический и политический, сколько кризис личности. Решением данной проблемы предполагает ориентацию воспитательно-образовательной системы в детском доме на выращивания функционально грамотной личности. С позиции духовно-нравственного воспитания функционально грамотная личность – это человек:

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий: соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;

  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

  • умеющий отвечать за свои решения;

  • способный нести ответственность за себя и своих близких;

  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

  • понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование.

Функционально грамотная личность может рассматриваться как портрет современного выпускника детского дома, который окажется результатом духовно-нравственного воспитания.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: