Е. Г. Чернышева
СОГЛАСОВАНО: | | УТВЕРЖДАЮ: | |
Руководитель Городского управления образованием администрации города Черногорска | | Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» | |
_______________ (подпись) Е.Г.Чернышева | | _______________ (подпись) Н.В.Киселева | |
«___» ________________ 2011 г. | | «___» ________________ 2011 г. | |
Проект
перспективного развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7»
по реализации инициативы «Наша новая школа»
« Наша новая - №7! »
(2011-2017г.г.)
Содержание:
1. Введение.
2. Цели и задачи проекта.
3. Управленческо - кадровый аспект.
4. Содержание и механизм реализации проекта.
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
5.1. Перспективы реализации проекта.
5.2. Предполагаемые риски.
5.3. Способ оценки планируемых результатов.
6. Ресурсное обеспечение проекта.
7. Заключение.
«Все наши школы должны получить импульс для развития,
и не только материальный, хотя материальный - более важный.
Не маниловщина, но…полёт фантазии!».
(Д.Медведев)
Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся.
(Л.Н. Толстой)
В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе в образовании. Это подчеркивается на уровне обращений президента, различных документов федерального уровня (Проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Приоритетный национального проекта «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», План действий по модернизации образования на 2011-2015 годы).
Проект перспективного развития МБОУ СОШ №7 разработан педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 год. В проекте определены тенденции развития школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического, ученического и родительского коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса.
Развитие школы в данный период предполагает создание условий для раннего самоопределения учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в обществе.
1. Введение
В 2010 году наша школа подошла к логическому завершению предыдущей программы развития, целью которой было создание модели профильной школы, предоставляющей качественные образовательные и воспитательные услуги на каждой ступени обучения.
Анализ выполнения программы показал, что, несмотря на имеющиеся по-ложительные результаты, не все задачи решены в полной мере.
В 2007 году был открыт информационно – математического профиль. За эти годы выпущено 2 профильных класса. Школой накоплен опыт работы по реализации данного профиля. В 2010 году была подготовлена нормативно – правовая база для открытия химико-математического профиля, но по объективным причинам (капитальный ремонт школы) открытие нового профиля отложено.
В связи с внедрением информационно – математического профиля и достаточно высокими показателями сдачи ЕГЭ, поступления в вузы и учреждения СПО (таблица №1), наличием золотых медалистов (таблица №2), заметно повысился авторитет школы среди родителей и педагогов начальной школы №3. Эта школа является основным учреждением, из которого ученики четвёртых классов приходят в нашу школу (ступени начального образования в нашей школе нет). О росте авторитета свидетельствует увеличение количества обучающихся, поступающих в 5 классы нашей школы: в 2007г. - 46 уч-ся, в 2008г.-72 уч-ся, в 2009-84 уч-ся.
Данный профиль внедрялся на базе имеющихся классов, в которых обучающиеся просто хотели окончить школу вместе, и, соответственно, и результаты были ожидаемы. Несмотря на то, что около 60% выпускников ежегодно успешно поступают в вузы, по профилю поступление составило всего лишь 35 - 37%. Это говорит об острой необходимости корректирования целей программы развития, а именно – о необходимости внедрения многопрофильного обучения на ступени старшей школы.
С 2007 года стало расти качество обученности учащихся . На протяжении 2009, 2010 годов качественные показатели уровня обученности обучающихся остаются стабильными и даже повысились в старшей школе (таблица №4), что в условиях независимой экспертизы оценки качества (ЕГЭ) мы считаем огромным достижением педагогического коллектива.
Немаловажную роль в этом сыграла реализация программы гражданско – патриотического воспитания « Истоки и судьбы», одно из направлений которой «Я и школа» предполагало осознание учеником роли знаний в жизни человека и ответственности каждого выпускника за судьбу школы. Кропотливая индивидуальная работа с учениками и родителями учителей-предметников, классных руководителей и администрации и школы позволила всем выпускникам получить аттестат о среднем (полном) общем образовании (таблица №5). В 2010 наша школа выпустила самое большое количество обучающихся из числа средних общеобразовательных школ города, предоставив всем учащимся равные возможности для самоопределения.
Из 38 педагогов за три года аттестовались 14 , не прошли аттестацию 3, подававшие заявления на досрочную аттестацию. На сегодняшний день имеют
I категорию - 13 педагогов, II категорию -8 , не имеют категории – 7.
В течение последних лет школа добилась достаточно высоких, для обычной общеобразовательной школы, показателей уровня образовательного процесса. Успеваемость по окончании учебного года на протяжении четырех лет составляла 100%, а в 2009-2010 учебном году 98%. Итоги министерских контрольных работ, проведенных при аккредитации школы в 2009г. показали, что знания обучающихся школы соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Качество знаний учащихся не снижается и в условиях внешней независимой экспертизы (ЕГЭ) (таблица №4).
Успешно участвуют наши ученики во втором туре Всероссийской олимпиады.(таблица №7). Снижение призовых мест обусловлено тем, что с 2007 года в призеры выходили уч-ся, набравшие 50 баллов и более, поэтому состязаться обычной муниципальной школе с лицеем или гимназией становится все труднее. Вырос процент участия в интеллектуальных предметных конкурсах, научно - практических конференциях (таблица №8). Ежегодно в школе есть выпускники, оканчивающие школу с медалями (таблица №2). Все выпускники – медалисты поступили в вузы.
Для реализации поставленной цели, а именно, совершенствования системы гражданско- патриотического воспитания через интеграцию образовательной и внеклассной деятельности, были осуществлены следующие мероприятия:
- рабочие учебные программы по предметам составляются с учетом основных задач программы «Истоки и судьбы»;
- введены курсы: « Живое право», правоведение;
- ежегодно все классы участвуют в поисковой работе по определенному направлению, результаты которой представляли на уроках истории, литературы, географии, экономики, ОБЖ и даже математики.
-выпускники, удостоившиеся чести быть занесенными в Галерею Славы школы, встречаются с учащимися на информационных часах в рамках предпрофильной подготовки.
С целью выявления изменений в уровне сформированности гражданско-патриотического сознания обучающихся в мае 2009г. и ноябре 2010г. было проведено повторное анкетирование. Сравнивая результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы: учащиеся стали в большей степени гордиться тем, что они россияне (2005г. - 15%; 2010г. - 83%); резко улучшилось отношение к родному городу (2005г. - 43%; 2010г. - 82%).
Конечно, такие положительные изменения в сознании учащихся являются, прежде всего, результатом государственной политики, но мы считаем, что немалую роль сыграло и воплощение нашей программы «Истоки и судьбы».
Выводы.
За три последних года удалось успешно решить ряд задач:
-приобретен опыт введения профильного обучения (2 выпуска инфор-мационно- математического профиля);
- в условиях независимой экспертизы (ЕГЭ) сохранена успеваемость и качество обученности выпускников;
- в условиях внедренной системы нормативного подушевого финансирования, присоединения двух филиалов и отсутствием стимулирующего фонда, в основном, удалось сохранить педагогический коллектив;
-в декабре 2009г. успешно пройдены процедуры лицензирования и аккредитации в составе реорганизованного учреждения (с филиалами).
Выявленные проблемы:
-отсутствие системы ранней профориентации учащихся ведет к безответственному отношению к процессу обучения и, соответственно, к низким результатам качества обучения;
- наличие только одного профиля в ОУ ограничивает выбор обучающихся и приводит к потере контингента учащихся;
-отсутствие реальных финансовых возможностей для стимулирования работников ведет к потере лучших кадров.
Актуальность Проекта .
Анализ работы по реализации программы развития учреждения на 2006-2010 годы подтвердил необходимость создания нового Проекта перспективного развития школы, который учтет произошедшие реформы в государственной политике в образовательной области, внутри учреждения (присоединение двух филиалов) и изменения на рынке образовательных услуг г.Черногорска. Новый проект должен способствовать реализации основных направлений инициативы президента « Наша Новая школа», в частности – внедрению новых ФГОС. В модернизированной программе необходимо поменять приоритеты: знаньевая составляющая процесса обучения должна уступить место развивающей составляющей.
Проблемы, которые предстоит решать:
1. С целью повышения у обучающихся мотивации к обучению необходимо создать систему раннего профессионального самоопределения обучающихся, при этом, в условиях значительного дефицита кадров и слабой материально-технической базы, использовать наиболее эффективно имеющиеся материально - технические и кадровые ресурсы Учреждения .
2. Для удовлетворения потребностей всех обучающихся и создания равных условий с жителями центральных районов города необходимо внедрять систему многоуровневой предпрофильной подготовки на ступени основного образования и программы индивидуальных образовательных траекторий на ступени среднего(полного) образования.
3. Необходимо искать финансовые возможности для стимулирования педагогов и предупреждения тенденции перехода лучших учителей (а за ними и лучших учащихся) в учреждения с более высокой оплатой труда.
2. Цели и задачи Проекта.
Проанализировав выявленные проблемы, выяснив какие результаты образовательного процесса по взращиванию личности нас не удовлетворяют, а мы хотим и можем их изменить, формулируем, каких результатов мы хотим и можем достичь.
Цели:
1. Повышение качества образовательных услуг через создание системы раннего профессионального самоопределения и условий для самореализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
2. Повышение конкурентоспособности Учреждения среди образовательных учреждений города и сохранение статуса средней общеобразовательной школы в условиях уже сформировавшегося рынка образовательных услуг через внедрение индивидуальных образовательных программ на ступени среднего (полного) образования.
Задачи:
1.Создать многоуровневую систему ранней профориентации обучающихся (с 1 класса), используя:
- ресурсы внедрения новых ФГОС;
- возможности «Ресурсного центра профессионального самоопределения» городского межшкольного учебного комбината;
- потенциал Ассоциации выпускников школы и родителей.
2.Формировать у обучающихся набор средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе.
3. Поддерживать внеурочные, внешкольные и внеучебные образовательные достижения школьников, их проектов и социальной практики.
4. Нацеливать учащихся на возможность реализации своих творческих способностей во благо своей малой родины –г.Черногорска и республики Хакасия через расширение знаний о людях, живущих в нашем городе, о наших выпускниках, вносящих реальный вклад в развитие города, страны.
5. Разработать и внедрить систему многоуровневой предпрофильной подготовки на ступени основного образования с учетом целей и задач внедрения новых ФГОС.
6. При восстановлении количества обучающихся старшей школы до 75-100 человек внедрить индивидуальные образовательные программы на ступени среднего (полного) образования.
7. Найти финансовые возможности для стимулирования работников и предупреждения тенденции перехода лучших учителей в учреждения с более высокой оплатой труда (а за ними и лучших учащихся).
3. Управленческо - кадровый аспект.
Управление проектом предполагает систему действий (менеджмент) по реализации проекта. После определения исходных параметров замысла проекта необходимо управлять его другими элементами: определять средства, механизмы его реализации для достижения поставленных целей, получения предполагаемых результатов.
Управление Проектом осуществляется инициативной группой в составе директора школы, заместителей директора, руководителей школьных МО, представителей Совета школы и начальной школы №3.
Управление осуществляется через систему запланированных круглых столов, совещаний, промежуточного мониторинга при непосредственном участии в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества.
В связи с недостатком кадров для реализации ФГОС по внеурочной деятельности предполагается тесное сотрудничество с «Ресурсным центром профессионального самоопределения» городского межшкольного учебного комбината и родителями обучающихся.
Для организации работы в старшей школе предполагается дополнительное обучение специалистов (учителей русского языка, истории, биологии). На сегодняшний день в школе есть учителя математики и физики, окончившие хозрасчетные курсы переподготовки и дающие право преподавать в старших классах.
Создание системы управления, диагностики и контроля обеспечения условий для реализации Проекта будет соответствовать следующей схеме:
Совет школы
↕
Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО
↕
«Ресурсный центр профессионального самоопределения»(МУК)
↕
Временные творческие коллективы
↕
Родительская Ассоциация ↔ Ассоциация выпускников
↕
Совет министров Школьной Демократической Республики
↕
Классные коллективы
4. Содержание и механизм реализации проекта.
В соответствии с поставленными целями и задачами Проекта, учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития:
1. Обновление содержание образования через создание и внедрение многоуровневой системы раннего профессионального самоопределения обучающихся на ступени начального образования с учетом целей и задач внедрения новых ФГОС (образовательная программа Учреждения).
2. Развитие системы поддержки талантливых детей через внедрение системы ранней предпрофильной подготовки на ступени основного образования и системы индивидуальных образовательных траекторий на ступени среднего (полного) образования (подпрограмма «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»).
3. Сохранение и укрепление здоровья школьников через индивидуа-лизацию подхода к процессу обучения для каждого обучающегося, минимально снижающего риски для здоровья в образовательном процессе (подпрограмма «Будь здоров!»).
4. Совершенствование учительского корпуса через создание системы моральных и материальных стимулов, постоянное повышение квалификации и привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей из числа выпускников школы (подпрограмма «Истоки и судьбы»).
5. Изменение школьной инфраструктуры через капитальный ремонт и реконструкцию здания.
6. Расширение самостоятельности школы через переход на НСОТ.
Реализация направлений будет происходить через подпрограммы:
- «Я б в … пошёл, пусть меня научат!»(урочная и внеурочная деятельность);
- «Будь здоров!».
- «Истоки и судьбы»
Исполнителями деятельности по проекту являются педагогические коллективы:
- МБОУ СОШ №7 ,
- филиалов: школы №6 и №13,
- МБОУ НОШ №3,
- «Ресурсного центра профессионального самоопределения» (МУК),
- Центр занятости населения г.Черногорска.
Благополучатели: обучающиеся всех ступеней, родители, жители микрорайона, учителя, администрация школы,
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов
5.1. Перспективы реализации проекта.
Создание такого стратегического документа позволит решить ряд судьбоносных для нашей школы задач, а именно:
1.Создание системы ранней профориентационной работы при непосредственном участии Ассоциации выпускников поможет решать проблемы в самоопределении обучающихся, а, следовательно, будет способствовать повышению качества образования (2015г.- 50-60%).
2. Внедрение обучения по индивидуальным образовательным программам на ступени старшей школы сможет повысить конкурентоспособность среди образовательных учреждений города в условиях уже сформировавшегося рынка образовательных услуг и сохранить статус школы (2017г. - 75-100 обучающихся на ступени старшей школы).
При этом можно спрогнозировать результаты для всех участников образовательного процесса.
1. Персонально ожидаемые результаты для руководителей Проекта :
-повышение нормативно - правовой, профессиональной, коммуникативной компетентностей и развитие соответствующих компетенций руководителя;
- при удачном воплощении Проекта в жизнь - удовлетворение собственных потребностей (духовных, профессиональных, финансовых и т.д.).
2.Ожидаемые результаты в отношении педагогического коллектива:
- наличие четкого плана развития повысит уверенность в «завтрашнем дне»;
- при активном участии в процессе реализации Проекта появятся новые возможности для саморазвития и самовыражения, и. возможно, материального стимулирования.
3.Ожидаемые результаты в отношении обучающихся:
- удовлетворение потребностей всех обучающихся и создание равных условий с учениками центральных районов города.
4. Ожидаемые результаты в отношении родителей и социума:
- создание равных с жителями центральных районов города условий для получения обучающимися качественных образовательных услуг.
При успешной реализации всех поставленных задач наша новая школа №7- это :
- открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых;
- учреждение, дающее каждому ученику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям.
Наше предназначение – создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся микрорайона.
Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено сохранением их здоровья. Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии нашей малой Родины – республики Хакасия.
Психолого-педагогическое сопровождение, укрепление психического здоровья и личностного благополучия подрастающего поколения в образовательном пространстве города – это смысл нашей работы.
Создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире – это наш ответ на социальный заказ.
5.2. Предполагаемые риски.
В каждом новом начинании есть определенные риски. Для успешной реализации поставленных целей важно уметь предполагать их , просчитывать влияние каждого на конечный результат и своевременно производить корректировку Проекта.
-отсутствие поддержки со стороны Учредителя и, соответственно, несостоятельность данной Программы в целом или отдельных направлений;
-отсутствие поддержки со стороны коллектива и не принятие ответственности за результат реализации Проекта;
-увеличение сроков капитального ремонта школы и, связанное с этим, отсутствие реальных возможных для реализации Проекта;
-несоответствие МТБ и отсутствие финансовых возможностей для её совершенствования;
-недостаточность квалифицированных кадров и отсутствие финансовых возможностей для развития кадрового потенциала учреждения.
5. 3. Способы оценки планируемых результатов.
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
- методы психодиагностики;
- анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.
Заключение
Современные требования, предъявляемые к управленческой компетентности администрации школы, предполагают постоянное видение и нацеленность на решение стратегических задач, организацию разработки концептуальных программ по достижению этих задач с учетом конкретных условий работы школы. Для сохранения статуса и успешного функционирования нашей школы жизненно важно разработать новый модернизированный Проект развития Учреждения. Необходимость воплощения Проекта в жизнь определяется значимостью данного проекта для коллектива школы, жителей нашего микрорайона и города Черногорска.
Значимость проекта для коллектива школы:
Коллектив школы будет иметь четкую программу действий на ближайшее время, представлять возможные риски, пути их преодоления и возможные пути отступления.
Значимость проекта для микрорайона:
В микрорайоне 1 начальная и 3 основных школы, выпускники которых ( а это, примерно, 160-170 учащихся ежегодно) смогут продолжить обучение и получить качественное образование в нашем учреждении.
Значимость проекта для города:
Наличие ещё одного конкурентоспособного общеобразовательного учреж-дения будет способствовать повышению качества образовательных услуг в городе. Предоставление равных возможностей в получении образования учащимся разных районов города повысит авторитет Администрации города.
Проект развития – стратегический документ, значение которого для каждого образовательного учреждения определено президентом Российской Федерации: «Все наши школы должны получить импульс для развития, и не только материальный, хотя материальный - более важный. Не маниловщина, но…полёт фантазии!».
Вспоминая слова Л.Н.Толстого, взятые в качестве….(« Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.»), считаем, что для нашей школы мы выбрали стратегически правильное направление.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: